Программа дополнительного образования 7 класс. Практикум по математике
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Полянских Светлана Николаевна

Программа дополнительного образования 7 класс. Практикум по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются его ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека  практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.

        Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. В ходе решения задач развиваются творческая  и прикладная стороны мышления.

        Важным моментом современного образования является внедрение профильного обучения в старших классах. Однако, чтобы выбор дополнительной учебной деятельности в старших классах оказался надежным, а работа по углублению изучения предмета успешной, необходима тщательно продуманная и организованная система до профильной подготовки, система учебно-воспитательных мер, помогающих каждому учащемуся «найти себя», избрать интересные и посильные ему занятия, активно развивать свои способности. Для этого и нужна внеклассная работа по математике в средних звеньях школы. Программа дополнительного образования естественно-научной направленности «Практикум по математике» предназначена именно для учащихся 7 класса. Материал занятий базируется на общеобразовательном математическом материале  курса математики.        

        Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п., хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации и другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике.

Цели курса:

  • повышение уровня умения решать текстовые задачи,
  • развитие мышления и математических способностей учащихся,
  • расширение знаний учащихся

Задачи курса:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;
  • расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
  • помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.

Рабочая программа курса для учащихся 7 классов составлена на основе:

 - Федерального компонента  государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (утверждено приказом  МО РФ «Об    утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

-Письмо Минобрнауки  РФ от 07.07.2005 №03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательная программа  МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год;

- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 51 г. Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).

Данный курс рассчитан на 35 часов, предполагает решение задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Занятия делятся на две части: задачи, решаемые с учителем, и задачи, подобранные или составленные учениками самостоятельно. Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.

Содержание программы

  1. Методы решения математических задач ( 23 часа )

Математическая и геометрическая модели задач. Составление задачи по её заданной модели. Решение задач методами уравнивания и частей. Совместное применение обоих методов. Метод обратного хода. Метод аналогии при решении задач на движение и на совместную работу. Метод перебора, проб и ошибок. Переход от решения задачи перебором к её аналитическому решению. Способ приведения к единице. Задачи на деление числа в данном отношении и на пропорциональное деление. Решение составных задач. Разложение составной задачи на простые. Аналитико-синтетический метод решения составной задачи. Решение задач уравнением. Комбинированное применение арифметических и алгебраических методов решения задач.

  1. Логические задачи и математические игры (11 часов )

  Принцип Дирихле и круги Эйлера, их применение при решении задач. Правило крайнего в задачах на доказательство. Задачи на раскраску. Раскраска, как метод решения задач. Логические задачи. Методы решения логических задач: перебор, графы, логический квадрат, двойной  логический квадрат.

Математические игры. Применение метода обратного хода, свойств симметрии, чётности и нечётности в нахождении выигрышной стратегии в математических играх.

3.Обобщающее занятие (1 час)

Основные требованияк программе курса:

1. связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

2. использование занимательности;

3. использование исторического материала;

4. решение нестандартных, олимпиадных задач;

Календарно-тематический план

                                   Тема   занятия

Кол-во

часов

По плану

Фактически

1

Вводное занятие

1

2

Аналитическая  и геометрическая модели задач

1

3-4

Методы уравнивания и частей

2

5-6

Метод обратного хода

2

7-8

Задачи на совместное применение различных методов

2

9-10

Метод аналогии при решении задач на движение  и на совместную работу

2

11-13

Метод перебора и способ приведения к единице

3

14-16

Задачи на деление числа в данном отношении и на пропорциональное деление

3

17-20

Методы решения составных задач. Аналитико- синтетический метод

4

21-24

Решение задач с помощью уравнения.

Метод математического моделирования

4

25-26

Логические задачи. Логический квадрат

2

27-28

Графы. Применение графов при решении задач

2

29

Принцип Дирихле и его применение в задачах

1

30-31

Решение задач с помощью кругов Эйлера

2

32-33

Математические игры. Выигрышные стратегии

2

34

Приёмы нахождения выигрышных стратегий

1

35

Обобщающее занятие

1

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. Уметь строить геометрическую модель задачи по её аналитической модели, составлять текст задачи по  её заданной модели.
  2. Знать методы решения задач: уравнивания, частей, обратного хода, перебора, аналогии. Решать задачи на совместное применение этих методов. Знать метод решения задач на совместную работу.
  3. Уметь разлагать составную задачу на простые и из простых задач комбинировать составную. Владеть аналитико-синтетическим методом решения составных задач.
  4. Уметь решать задачи уравнением. Иметь навык комбинированного применения арифметических и алгебраических способов решения составной задачи.
  5. Владеть принципом Дирихле. Знать приёмы решения логических задач.
  6. Иметь понятия о способах нахождения выигрышных стратегий в математических играх.
  7. Овладение коммуникативными, проектными, исследовательскими компетенциями.

Литература:

  1. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.

2)   Э.Н. Балаян. Готовимся к олимпиадам по математике. 7-8 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2012

3) Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-8 классов. М. Просвещение, 1998

4) АльховаЗ.Н.,Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Пособие для учителя Изд-во «Лицей»,2002

                   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО учителей _________________________

от 26.09 16 г. протокол № _1__

Руководитель МО

________/Е.П Азарина/

Согласовано

на заседании методического совета

от 26.09.16 г. протокол № 1

Руководитель МС

______/ Н. Д. Покачалова /

Утверждено

Приказ от 29.09.16 г. № 143

Директор МАОУ СШ №51

________/ С. В. Бедрова /

                                                 

                                                         Дополнительная  программа

практикум по математике

(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)

Естественно- научное направление

(направление)

                                                                                       2016-2017 учебный год

(срок реализации программы)

           Программу составила  Полянских Светлана Николаевна, учитель математики, стаж 24 года.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж,    квалификационная категория)

Липецк

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс

Программа  " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...

Программа дополнительного образования детей с ОВЗ. Математика в жизни. 9 класс.

Математическое образование учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а особенно учащихся школ 7-8 вида, имеет ряд особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на индивидуализац...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Гимнастика ума» математика.(3год обучения)

Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы   курса математики, приобрести опыт   в решении   более    сложных задач. Поможет учащим...

Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...

Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"

Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...

Рабочая программа дополнительного образования "Практикум по математике" 8 класс.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования с учетом учебного плана на 78 часов. для 8 класса....

Программа дополнительного образования по математике «Профильная математика» для учащихся 9 классов

Программы дополнительного образования по математике играют важную роль в углубленном изучении математики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.Без базовой математи...