Открытый урок геометрии в коррекционной школе "Прямоугольник (квадрат). Элементы прямоугольника: углы, стороны, вершины" (5 класс)
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

 Морозова Людмила Николаевна

Открытый урок геометрии в коррекционной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс       

Тема: Г.м. Прямоугольник (квадрат). Элементы прямоугольника: углы, стороны, вершины.

Цель урока: познакомить с элементами геометрических фигур (прямоугольника, квадрата), актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате.

Задачи урока:

Образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам; учить строить фигуры; продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников; формировать представление о плоских геометрических фигурах; развивать зрительную и тактильную память; формировать навык использования полученных знаний в новых условиях.

Коррекционно-развивающие: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память; развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике; воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Оборудование урока: раздаточный материал (разнообразные многоугольники), карточки, шаблоны фигур; компьютер, мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент (приветствие, рапорт дежурного, проверка готовности к уроку, психологический настрой) 

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня мы будем путешествовать по знакомым станциям. С собой в путешествие возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

2.Актуализация знаний

Станция «Угадай-ка!»

1) Посмотрите на экран: определить закономерность и вставить пропущенные числа.

-Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел? (счёт через 5)

-Восстановите ряд чисел. (у ребят-карточки, выполняем  работу на карточках). Если вместо полученных чисел запишете соответствующие буквы, то получится слово. На экране появляется запись. (фигуры)

ф-25              и-40          р-60

ы-65             у-55           г-45

-А какие эти фигуры? (геометрические фигуры)

-А в какой «стране» живут геометрические фигуры? (В стране геометрии.) 

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (будем говорить о геометрических фигурах). 

-Почему? (т.к. все числа записаны в геометрических фигурах)

Станция : «Арифметический диктант».(2ая карточка)

Ребята, я принесла вам геометрические фигуры. Если вы решаете следующее задание правильно, то узнаете эти фигуры. На экране точки и цифры. (У ребят – на партах ) Найдите и  обозначьте ответы, которые состоят из однозначных чисел -красным цветом;  ответы, которые состоят из двузначных чисел -синим цветом.

-уменьшите 48 на 40(8)

-увеличьте 70 на 10(80)

-на сколько 7 меньше 14(на 7)

-к наименьшему двузначному числу прибавьте 6(16)

- уменьшите 24 на 20(4)

-сколько получится, если число 3 взять три раза(9)

-напишите самое большое двузначное число(99)

-число, которое состоит из двух десятков и одной единицы (21)

Ответы: однозначные числа:8,7,9, 4 (почему однозначные? –потому что это число состоит из одной цифры), двузначные числа:80,16 ,99,21 (почему двузначные?    - потому что это число состоит из двух цифр)

- Соедините красные точки - красными, синие - синими. Что видите? Что можете сказать? (получились геометрические  фигуры - квадрат и прямоугольник)                                                                                                                                                                                                                                                  

                   8 .                              7                              16.                    .80

                                                                               

                 

                  4  .                               9                                                                        

                                                                                    99 .                    .21

3.Сообщение темы и цели урока.

1)Станция  «Фигуры»

- Посмотрите на фигуры. (а у ребят на партах) Придумайте задание для этих фигур. (разделите эти фигуры на две группы). Разделяют на прямоугольники и не прямоугольники.

Почему прямоугольники?(все углы прямые)     Почему не прямоугольники?( углы   не  все    прямые)                                                                                                                                                                                      

Докажите.( при помощи прямого угла чертёжного  треугольника проверяем углы)                                                                                        

-Сформулируйте задание для этих двух фигур.(чем похожи или отличаются эти две фигуры)       

                                         прямоугольник

                                         четыре угла

                                         четыре вершины        

                                         все углы прямые

                                         четыре стороны

                                   

все стороны равны                                    противоположные стороны равны

                                                                                  (длина, ширина)

Докажите, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника –противоположные стороны равны (проверяем измерением или накладываем их друг на друга)

Физкультминутка.

Станция «Собери картинку»

Игра «Собери картинку». Если вы правильно соберёте картинки, то у вас получится что? (геом. фигуры) прямоугольник

Ребята, этот прямоугольник – условное обозначение нашей классной комнаты. Скажите, какую форму имеет наша комната? (прямоугольную). Вспомним, как называли стороны прямоугольника? (ширина и длина) Покажите длину классной комнаты? Покажите ширину?  Вспомните, на занятиях внеурочной деятельности мы измеряли длину и ширину комнаты. Сколько метров была длина(7м), сколько ширина(5м).

Станция «Математический лабиринт».

-Как вы думаете, можно ли начертить квадрат, зная длину только одной стороны?(можно)

-Почему? (у квадрата все стороны равны). Начертите в тетради квадрат со стороной  …А сколько сантиметров длина стороны, вы узнаете, пройдя математический лабиринт.( это задание выполняют самостоятельно с последующей проверкой)

Следующий слайд выходит с ответом (3)                                      самооценка

-Так, чему равна длина стороны квадрата? (3см) - начертили квадрат.

Станция «Проверяй-ка»

- У вас есть листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на экране.

1

2

3

4

5

6

Цифрами я указала № вопросов. Я читаю вопросы. Вы обсуждаете в паре. Если вы считаете высказывание верным, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. Верно ли, что в прямоугольнике все углы прямые?
  2. Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом?
  3. Верно ли, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?
  4. Верно ли, что квадрат является прямоугольником?
  5. Верно ли, что в квадрате все углы прямые?
  6. Верно ли, что у  квадрата  все стороны равны?

Проверим по экрану:

1

2

3

4

5

6

+

-

+

+

+

+

                                                                                                                           самооценка

А как вы думаете, мы сейчас всё знаем о прямоугольнике, квадрате?

-Конечно, нет. В дальнейшем на уроках математики мы узнаем много нового об этих фигурах.

8. Рефлексия.

-Расскажите по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок.

                                                             узнал

             Я                                             представил

        смог

-  При помощи сигнальных карточек поставьте оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»). Значит, кому-то ещё нужно работать. Кто-то ещё что-то не усвоил. Чтобы всё понять,  дома закрепите знания.

9. Домашнее задание:

10.Подведение итогов урока. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок геометрии в 5 классе "Различение треугольников по видам углов"

Урок коррекции и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют умения выполнять различение треугольников по видам углов, упражняются в построении треугольников....

Открытый урок геометрии в 7 классе "Сумма углов треугольника" по учебнику Атанасяна Л.С.

Это последний урок по данной теме, гдезакрепляются и систематизируются полученные знания по теме. Урок сопровождается презентацией...

Интерактивный тест по геометрии на тему "Площадь квадрата и прямоугольника"

Интерактивный тест по геометрии на тему "Площадь квадрата и прямоугольника"...

Открытый урок геометрии в 7 классе "Сумма углов треугольника"

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма занятия: исследовательская деятельность обучающихся.         Цели урока:        П...

Открытый урок геометрии в 7 классе "Соотношения между сторонами и углами треугольника" 7 класс

Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"...

Задачи по теме "Площадь и периметр прямоугольника (квадрата)" с дробными значениями сторон. 5 класс

Задачи по теме "Площадь и периметр прямоугольника (квадрата)" со значениями сторон в виде обыкновенных дробей. Математика 5 класс...