Презентация к учебно-исследовательскому проекту "Как измерить рост жирафа", 7 класс
презентация к уроку по геометрии (7 класс) на тему

Презентация к учебно-исследовательскому проекту "Как измерить рост жирафа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kak_izmerit_rost_zhirafa.ppt226.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как измерить рост жирафа? «Жираф большой – ему видней…» В. Высоцкий

Слайд 2

Цель проекта: Научиться измерять высоту очень высокого недоступного объекта , например, дерева.

Слайд 3

Гипотеза Измерить высоту дерева можно и без специальных приборов промышленного производства.

Слайд 4

Ход исследования 1.Изучить теорию по данному вопросу. 2. Разработать способы для измерения высоты дерева. 3. Измерить на практике высоту дерева разработанными способами 4. Сравнить результаты.

Слайд 5

Есть такая наука геодезия! Геодезия - наука, изучающая формы и размеры земли и занимающаяся измерением земельных площадей. Основными задачами геодезии являются такие, как определение высоты объекта и определение расстояния до недоступной точки. Основной метод, которым пользуются геодезисты, называется триангуляционным. В основе этого метода лежат знания о треугольнике и используются приемы, основанные на понятии « подобие треугольников».

Слайд 6

Что же такое подобие? Если изменить ( увеличить или уменьшить ) все размеры плоской фигуры в одно и то же число раз, то старая и новая фигуры называются подобными. Например, картина и её фотография – это подобные фигуры.

Слайд 7

Что же такое подобие? Два многоугольника подобны, если их углы равны, а стороны пропорциональны Для подобия многоугольников недостаточно только пропорциональности сторон. Например, квадрат и ромб имеют пропорциональные стороны, однако они не подобны. А что необходимо для подобия треугольников?

Слайд 8

А В С А 1 В 1 С 1 ∟ А = ∟А 1 ∟ В = ∟В 1 Признаки подобия треугольников 1 признак. Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого , то такие треугольники подобны .

Слайд 9

Признаки подобия треугольников 2 признак. Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны. А В С А 1 В 1 С 1 АВ:А 1 В 1 =ВС:В 1 С 1 ∟ В = ∟В 1

Слайд 10

Признаки подобия треугольников 3 признак Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. А В С А 1 В 1 С 1 АВ:А 1 В 1 =ВС:В 1 С 1 =АС:А 1 С 1

Слайд 11

Это интересно! Геодезисты в своей практике пользуются специальными приборами - высотомерами , однако работать с ними довольно сложно. Работа таких высотомеров строится на принципах подобия треугольников . Поэтому мы решили изготовить свой высотомер, точность измерения которым не будет серьезно отличаться от высотомера промышленного производства.

Слайд 12

Высотомер – своими руками! Мы взяли картонный прямоугольник abed, который держат в руках так, чтобы, глядя вдоль края аb, видеть на одной линии с ним вершину В дерева. В точке b привесили на нити грузик q. Точка n – это точка, в которой нить пересекает линию dc. Край bс сделали равным 10 см, а на краю dc нанесли сантиметровые деления. Чтобы удобно было смотреть вдоль линии аb, мы отогнули у верхних углов картонного прямоугольника два квадратика с просверленными в них дырочками: одной поменьше - у глаза, другой побольше - для наведения на верхушку дерева .

Слайд 13

Измеряем высоту дерева при помощи высотомера. Теоретическое обоснование Треугольники bВС и bnc подобны, так как оба прямоугольные и имеют равные острые углы bВС и bпс (с соответственно параллельными сторонами). Значит, мы можем написать пропорцию ВС:nс = bС:bс, отсюда ВС = bС · nc/bc. Так как BС, пс и bc можно измерить, то легко получить искомую высоту дерева, прибавив к ВС длину нижней части CD ствола (высоту высотомера над почвой). Для чего нужны деления? Отношение nc/bc всегда выражается дробью, показывающей, какую долю расстояния bС составляет высота ВС дерева. Пусть, например, нить остановилась против 7-го деления (т. е. пс = 7 см); это значит, что высота дерева над уровнем глаза составляет 0,7 расстояния наблюдателя от ствола.

Слайд 14

Это интересно Египетские пирамиды – одно из семи чудес света – привлекали не только путешественников, но и математиков. Одной из трудноразрешимых задач древности была задача об измерении высоты пирамиды. Самый простой способ решения предложил греческий мудрец Фалес. Для определения высоты пирамиды он воспользовался отбрасываемой ею тенью и тенью шеста. Ведь высота пирамиды во столько же раз больше высоты шеста, во сколько раз тень пирамиды длиннее тени шеста.

Слайд 15

Измеряем высоту дерева по его тени! Благодаря Фалесу мы узнали второй способ измерения высоты дерева. В солнечный день для определения высоты дерева можно воспользоваться отбрасываемой им тенью. Так как высота дерева во столько же раз больше нашего роста, во сколько раз тень дерева длиннее нашей тени, то, измерив свою тень, мы смогли вычислить искомую высоту из пропорции : АВ:А 1 В 1 = ВС:В 1 С 1 Это вытекает из подобия треугольников AВС и А 1 В 1 С 1 (по двум углам).

Слайд 16

Из того, что под руками. А как измерить высоту дерева, если нет высотомера или небо скрыто тучами? Можно изготовить измерительный прибор из того, что есть под руками: двух планок (или веток). Мы использовали две планки разной длины, скрепленные под прямым углом и такие, что АВ = ВС, AB = 2 · BD.

Слайд 17

Измеряем высоту дерева при помощи двух планок. Высоту дерева мы измеряли так: Держали прибор так, чтобы конец планки С был вверху, а вершина дерева – на одной линии с АС. Затем перешли в другое место, такое, чтобы, держа планку концом D вверх, вершина дерева была на одной линии с A 1 D . Измерили расстояние между точками А и А 1 . Это расстояние, сложенное с ростом измеряющего( NK) и равно высоте дерева.

Слайд 18

Измеряем высоту дерева при помощи двух планок. Теоретическое обоснование. MK = MN + NK Δ ABC ~ Δ ANM ( по двум углам) и АВ = ВС, значит AN = MN. Δ A 1 BD ~ Δ A 1 NM ( по двум углам) и А 1 В = 2 В D , значит A 1 N = 2MN. AA 1 = A 1 N – AN = 2MN – MN AA 1 = MN MK = AA 1 + NK

Слайд 19

Результаты измерений. Мы измерили высоту дерева тремя разработанными нами способами и сравнили результаты замеров. Разброс результатов не превышал 0,1 м, что позволяет сделать предположение о достаточно высокой точности наших способов измерений.

Слайд 20

Выводы Для измерения высоты очень высокого и недоступного объекта можно применять различные приспособления, принцип действия которых основан на подобии треугольников. В солнечный день такие подобные треугольники для вас построит само Солнце. Если же день пасмурный и высотомер оставлен дома, измерить высоту дерева можно при помощи двух веток определенной длины, скрепив их под прямым углом.

Слайд 21

Сравнение полученных результатов с гипотезой Высоту дерева можно измерить и без помощи специальных приборов промышленного производства.

Слайд 22

Источники информации http:// school-sector . relarn. ru/ Атанасян Л.С., «Геометрия 7-9» Перельман, «Занимательная геометрия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума "Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности"

Содержание материала предназначено в помощь педагогам, развивающим исследовательскую и проектную деятельность. В конспекте подробно рассматривается  подготовка   стендовой презентации....

Презентация основы учебно-исследовательской деятельности учащихся

Презентация содержит теоретический материал...

Презентация к учебно-исследовательской работе "Топонимика Кингисеппского района"

Презентация к учебно-исследовательской работе "Топонимика Кингисеппского района."...

«Разработка упражнений на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности к разделу «Кулинария» 7 класс »

Учебно-методический материал «Разработка упражнений на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности к разделу «Кулинария» 7 класс »...

Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской  и проектной деятельности»  ФГОС (уровень основного  общего образования). Базовый уров...

Учебно-исследовательские задания по литературе в 7 классе

Статья посвящена учебно-исследовательским заданиям  по литературе в 7 классе. Такие виды работы стали актуальны в современных условиях учебной подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГ...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОЧКА РОСТА»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовани...