Конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Решение задач на параллельность прямой и плоскости"
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему

Швец Ирина Владимировна

Конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Решение задач на параллельность прямой и плоскости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok3.docx88.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Дата:

Класс: 10

Тема: Решение задач на параллельность прямой и плоскости

Цели урока:

 а) образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме «Параллельность прямых и плоскостей»;
  • закрепить умения: решать задачи на доказательство, опираясь  на точные аргументы (знания теоретического материала);
  • при решении стереометрических задач применять знания, полученные при изучении планиметрии;
  • при выполнении рисунка к задаче учитывать наглядность и правила изображения пространственных фигур

                      б) развивающие: развитие навыков

  • самостоятельной работы,
  •  пространственного   мышления, логического мышления;

                  в) воспитательная: воспитывать у учащихся  

  • умения слушать друг друга, задавать вопросы, аргументированно  оценивать    ответы;
  •  интерес к предмету

Предметные: знать понятие параллельных прямых, параллельности прямой и плоскости; уметь применять полученные знания при решении задач

Метапредметные:  уметь устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в жизненных ролях и межличностных отношениях (формируются во время выполнения заданий, в которых школьникам предлагается дать собственную оценку)

Регулятивные: уметь поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено; уметь планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков                                   Оборудование: конспект, учебник, доска, чертёжные принадлежности

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить тему и цели урока.

 

II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания 

III. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос

1) Какие прямые в пространстве называются параллельными?

2) Всегда ли через две параллельные прямые можно провести - плоскость? А через две пересекающиеся прямые? (Да, да.)

3) В пространстве дано число n параллельных между собой прямых. Известно, что никакие три из них не лежат в одной плоскости. Сколько различных плоскостей можно провести через эти прямые? (Число n плоскостей.)

4) Сформулируйте лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми.

5) Каково может быть взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве?

6) В каком случае прямая параллельна плоскости?

IV. Решение задач

1) Решение у доски с записью в тетрадях

Задача № 22

Дано: A  α, В  α, С  α; AM = МС; BN = NC.

Доказать: MN || α.

Доказательство: MN || АВ (по свойству средней линии), АВ  α; MN || α по признаку.

Перед решением задачи № 26 дать понятие отрезка, параллельного плоскости.

«Отрезок параллелен плоскости, если прямая, содержащая этот отрезок, параллельна плоскости».

Задача № 26

Дано: АС || α, АВ ∩ α = М; СВ ∩ α = N (рис. 1).

Доказать: ΔАВС ~ ΔMBN.

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-001.jpg

Доказательство:

1. Докажем, что AC || MN;

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-002.jpg

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-003.jpg (по определению).

2. Так как АС || MN  ΔАВС ~ ΔMBN.

2) Самостоятельное решение задач по уровням

I уровень

Отрезок АВ не пересекает плоскость α. Через середину отрезка С и концы отрезка А и В проведены прямые, параллельные между собой и пересекающие плоскость α в точках А1, В1, С1.

Вычислить длину отрезка СС1, если АА1 = 5, BB1 = 7.

Дано: http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-004.jpg АА1 = 5 см, ВВ1 = 7 см (рис. 2).

Найти: СС1. 

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-005.jpg

Решение:

1. Докажем, что A1, С1 и В1 лежат на одной прямой. (АА1, ВВ1) = β, β ∩ а = А1В1. Докажем, что С1  А1В1.

2. Пусть С1  А1В1, тогда CC1 ∩ β = c, с - прямая пересечения; http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-006.jpg по лемме АА1 ∩ β. Получили противоречие, значит, С1  А1В1.

3. Так как А1А || ВВ1, значит, А1АВВ1 - трапеция, СС1 - средняя линия http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-007.jpg (Ответ: 6 см.)

II уровень

Точка М лежит на отрезке АВ. Отрезок АВ пересекается с плоскостью α в точке В. Через А и М проведены параллельные прямые, пересекающие α в точках А1 и M1.

а) Докажите, что А1, М1 и В лежат на одной прямой.

б) Найдите длину отрезка АВ, если АА1 : ММ1 = 3 : 2, AM = 6.

Дано: http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-008.jpghttp://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-009.jpg (рис. 3).

Докажите: М1  А1В.

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-00a.jpg

Найдите: АМ = 6.

Решение:

1. http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-00b.jpg Предположим, М1  А1В, тогда http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-00c.jpg  значит, http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-00d.jpg  что противоречит условию.

2. http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-00e.jpg 

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-00f.jpg (Ответ: 12 см.)

V. Подведение итогов. Рефлексия

VI. Домашнее задание

I уровень: № 24, 28.

II уровень: № 31, дополнительная задача № 1.

I уровень

Задача № 24

Дано: ABCD - трапеция М  (ABC) (рис. 4).

Доказать: AD || (ВМС).

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-010.jpg

Доказательство: AD || ВС (по определению трапеции); ВС  (ВМС), значит AD || (ВМС) по признаку.

Задача № 28

Дано: D  AB, Е  AC, DE = 5; http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-011.jpg (рис. 5).

Найдите: ВС.

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-012.jpg

Решение:

1) http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-013.jpg

2) http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-014.jpg по определению.

3) ΔАВС ~ ΔADE (по двум углам)

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-015.jpg (Ответ: http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-016.jpg)

II уровень

Задача № 31

Дано: α || ВС, АК = ВК, К  α (рис. 6).

Доказать: α ∩ АС = М; АМ = СМ.

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-017.jpg

Доказательство:

http://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a55-018.jpg

Самостоятельное решение задач по уровням

I уровень

Отрезок АВ не пересекает плоскость α. Через середину отрезка С и концы отрезка А и В проведены прямые, параллельные между собой и пересекающие плоскость α в точках А1, В1, С1.

Вычислить длину отрезка СС1, если АА1 = 5, BB1 = 7.

II уровень

Точка М лежит на отрезке АВ. Отрезок АВ пересекается с плоскостью α в точке В. Через А и М проведены параллельные прямые, пересекающие α в точках А1 и M1.

а) Докажите, что А1, М1 и В лежат на одной прямой.

б) Найдите длину отрезка АВ, если АА1 : ММ1 = 3 : 2, AM = 6.

Самостоятельное решение задач по уровням

I уровень

Отрезок АВ не пересекает плоскость α. Через середину отрезка С и концы отрезка А и В проведены прямые, параллельные между собой и пересекающие плоскость α в точках А1, В1, С1.

Вычислить длину отрезка СС1, если АА1 = 5, BB1 = 7.

II уровень

Точка М лежит на отрезке АВ. Отрезок АВ пересекается с плоскостью α в точке В. Через А и М проведены параллельные прямые, пересекающие α в точках А1 и M1.

а) Докажите, что А1, М1 и В лежат на одной прямой.

б) Найдите длину отрезка АВ, если АА1 : ММ1 = 3 : 2, AM = 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по геометрии 10 класс по теме: «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»

Контрольно-измерительные материалы по геометрии 10 класс по теме: «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей».Данный документ состоит из : Зачетной и контрольной работ по теме: « Аксиом...

План конспект урока геометрии 9 класс Понятие вектора

План конспект урока №1 по  геометрии 9 класс. Понятие вектора. Учебник Атанасяна...

Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"

Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики.  Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...

Урок геометрии .7 класс. Тема«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ».

Урок геометрии . 7 класс  ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ». Цели: 1.      Обучающая – создать условия для формирования умений и ...

План-конспект урока физики 7 класс «Сложение сил, направленных по одной прямой»

Разработка урока содержит материалы для актуализации и первичного закрепления учебного материала....

Конспект урока геометрии по теме "Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"

На данном уроке повторяются понятия смежных и вертикальных углов и их свойства: вводится понятие перпендикулярных прямых  и решаются задачи на применение этих понятий....