Применение векторов при решении задач
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему

Интегрированный урок геометрии и физики в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyi_urok_kursy2016_plan_uroka.docx207.79 КБ

Предварительный просмотр:

         Разработка интегрированного урока геометрии и физики в 9 классе

                                                      по теме «Применение векторов в решении задач»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цели и задачи  урока:

  • синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики;
  • развивать умения  применять знания и умения в знакомой и в новых учебных ситуациях;
  • развивать логическое мышление, память, самостоятельность;
  • формировать коммуникативную и эмоциональную культуру;
  • демонстрировать единство и различие понятие вектора в физике и математике;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению физики и математики через реализацию межпредметных связей;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и объективной оценки  знаний.

Оборудование: 

  • Чертежные инструменты
  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентатор
  • Карточки-задания, канцелярские .принадлежности, в т.ч. фломастеры
  • Песочные часы
  • Презентация
  • Выставка литературы (сказки, басни)
  • Круги для рефлексии красного и зелёного цвета

Учебники:

  • Геометрия. 7-9 класс. Погорелов А.В..; М: «Просвещение», 2015.
  • Физика. 9 класс. Громов С.В., Родина Н.А.; М: «Просвещение»,2013

План проведения урока:

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия учащихся

  1. Организационный момент

 Регулятивные: саморегуляция

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Формирование темы и цели урока

Регулятивные: целеполагание, умение оценивать и прогнозировать

  1. Актуализация

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; навыки самооценки и самоконтроля.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

  1. Физкультурная минутка

Личностные: эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция

  1. Самостоятельная работа, взаимопроверка самостоятельной работы

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

  1. Закрепление изученного материала

Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие научной эстетики; регулятивные: прогнозирование и оценка; познавательные: развитие математического аппарата, ценностно-смысловой компонент чтения;

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других 

  1. Подведение итогов урока

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности, планирование учебного сотрудничества

Личностные: жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация

  1. Постановка домашнего задания

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция

Личностные: жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация

  1. Рефлексия

Регулятивные: эмоциональное общение,  оценивание собственной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Визуальный ряд

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие и проверка общей готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку (на партах - тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, дневники, лист самооценки, карточки с заданиями)

Формулирование темы и цели урока в ходе объяснения нового материала

  • На уроках математики, решая задачи, мы с вами составляем математические модели реальных ситуаций. Но в жизни достаточно ситуаций зависящих от природных явлений, т.е. физических величин.

(называется тема урока) слайд 1

- Давайте поставим цели урока.

  • Вывод:

- Значит мы должны научиться решать задачи на основе реальных ситуаций, чтобы отвечать на множество возникающих вопросов в жизни.

- Сегодня на примере решения физических задач с векторными величинами мы постараемся убедиться в истинности данного высказывания (эпиграфа), за урок каждый из вас, надеюсь, придет к хорошему результату.

- Напомню, возникнув, понятие “вектор” сразу нашло применение в физике. И неслучайно, вектор в школьной программе изучается в математике и физике. Важность этого понятия никто уже не оспаривает. Я предлагаю нам с вами провести сравнительный анализ понятия “вектор” и действий над векторами при изучении вектора в математике и в физике.

-

  • Ученики называют. Ответы на слайде 2

  • Ученики на местах заполняют таблицу: показывают подходы в изучении понятия “вектор” в математике и физике. 
  • Не входя в воду, нельзя научиться плавать. А мы хотим научиться решать задачи, значит, начинаем их решать.

 

  • Решение  задачи  №1 и №2- решает каждый ученик ( знакомая, типовая ситуация)  на движение катера по течению и против течения. слайды  6,7.

Ответы сравнивают с доской, результаты - в лист самооценки.

Физкультурная минутка

  • Проводит обучающийся.

Самостоятельная работа, взаимопроверка самостоятельной работы

  • Предлагает выполнить задания, комментируя выполнения:

   

        

  • Решить одну любую задачу №3,4,5, или 6 - решает каждый ученик слайды  9-12.
  • Ответы сравнивают с доской, результаты - в лист самооценки

Закрепление изученного материала:

  • - Как Вы думаете: почему здесь нет решения зад.10?

Oбращение к выставке литературы к уроку

- Где мы можем видеть решение многих жизненных задач?

- Конечно, в литературных произведениях таких, как сказка или басня –

Решение задачи 10 - слайд 20,21.

- Как Вы думаете: где еще в жизни мы можем наблюдать векторы?

- Можем наблюдать векторы и в баснях – слайд 22,23.

Применение векторов – басня Лебедь, щука и рак.

        

  • Pабота в парах – решить любые две задачи №7,8,9 или 10

Слайды  15-18.

При объяснении задач необходимо, чтобы ученики указали на подобие треугольников (зад.8,9),

правила сложения сил вдоль одной прямой и теорему Пифагора (зад.7), а также на направление движения тела под действием равнодействующей силы (на данном этапе изучения темы нас пока не интересует как движется тело под действием равнодействующей силы, важно конечное направление движения).

7.

  • Подведение итогов урока

Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы их или нет?

Значит справедливы слова эпиграфа:

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.

Возможно решать физические задачи математическими методами ?

Сегодня вы решали и простые задачи, знакомыми методами, и сложные задачи, в которых при решении приходилось использовать давно известные формулы и теоремы в новых условиях. Научились решать  задачи на основе реальных ситуаций?

8.

Постановка домашнего задания

  • Откройте дневники и запишите домашнее задание:Атанасян Геометрия 7-9, № 770, 774

  • Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники.

9.

Рефлексия

  • Итак, этот урок является своеобразным “мостиком” между уроками математики и физики. Что же вы взяли для себя с этого урока? Чему научились и какие трудности испытывали при решении задач?
  • Если вам понравился урок, то поднимите круг красного цвета, если не понравился – зеленого.

  • Ответы учащихся

  • Подъем круга выбранного цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Методическая разработка урока по теме "Применение векторов для решения задач"

Урок по теме «Применение векторов для решения задач» – это интегрированный урок применения знаний, умений и навыков, в котором учитель организует учебную деятельность таким образом, ...

Сценарий интегрированного урока по теме «Применение векторов в решении задач».

Одной из основных задач данного урока является синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики.Результатом деятельности учащихся на уроке должны ст...

Применение векторов к решению задач

Учащиеся учатся применять алгоритм выражения вектора черз данные векторы, используется индивидуальный подход к личности учащихся....

Технологическая карта урока по геометрии - 9 класс "Применение векторов к решению задач"

В данной публикации представлена технологическая карта и презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме "Применение векторов к решению задач"...

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ: ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

В материале представлены 15 типоых задач по теме: "Применение векторов"...