Рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._geometriya_7_klass_merzlyak.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Муринский центр образования №1»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол № 1 от «___» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________________________ «___» августа 2017 г. | «Утверждено» Приказом № ___ от «__ » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ
Уровень образования (класс) основное общее образование, 7 класс
Количество часов: 68
Учитель: Сергиенко Ю.А.
2017 г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по геометрии для 7 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
- Математика: Программы: 5-11 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
Уровень рабочей программы – базовый.
Учебно-методическое обеспечение:
- Методические и учебные пособия.
- Геометрия. 7 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
- Геометрия: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
- Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2016.
- Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2005.
- Сборники по подготовке к ОГЭ 2009-2018.
- Оборудование и приборы.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
- ПК
- Дидактический материал.
- Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
- Карточки для проведения контрольных работ.
- Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
- Тесты.
- Таблицы.
- Медиа-продукты.
- Интерактивные модели на уроках математики. Электронное учебное издание. Волгоград, «Учитель», 2010.
- Открытая математика. Электронное учебное издание. М., «Физикон», ЗАО «Новый диск», 2006
- Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация для выпускников. Электронное учебное издание. М., Просвещение - Медиа, 2003
- Презентации в программе PowerPoint
- Информационные источники
http://school-collection.edu.ru
Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшей в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников вне зависимости от специальности, которую они выберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информационную речь, уметь отбирать наиболее подходящие языковые средства.
Цели обучения математике в школе:
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
в направлении личностного развития:
- Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- Проявлять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- Иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
в метапредметном направлении:
- Иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
- Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- Уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- Уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассужден6ий, видеть различные стратегии решения задач;
- Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
в предметном направлении ученик должен
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
- определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;
- единицы измерения отрезка, угла;
- определение вертикальных и смежных углов, их свойства;
- определение перпендикулярных прямых;
- определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;
- определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки;
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- находить стороны, углы и периметры треугольников, длины ломаных;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
- изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;
- изображать треугольники и находить их периметр;
- строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
- доказывать признаки равенства треугольников;
- показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
- доказывать теорему о сумме углов треугольника;
- знать, какой угол называется внешним углом треугольника;
- применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
- строить треугольники по трем элементам;
должны владеть компетенциями:
- познавательной, коммуникативной, регулятивной;
способны решать следующие практико-ориентированные задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях,
- работать в группах,
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
- уметь слушать других,
- извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов,
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации,
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик:
научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
- распознавать виды углов, виды треугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
- применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
- овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
- приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
- овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Известно, что для развития ученика необходимо включать его в самостоятельную деятельность по решению проблем. Поэтому основными методами работы должны стать проблемный, частично – поисковый и исследовательский методы обучения.
Средства обучения: предметные (наглядные пособия, вспомогательные средства);
практические (построение графиков, письменные упражнения); интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и т.д.); эмоциональные.
Формы контроля:
- Текущий. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Содержание.
1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов, из них 1 час на к/р).
Точки и прямые. Отрезок и его длина Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
2. Треугольники (18 часов, из них 1 час на к/р).
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.
3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 часов, их них 1 час на к/р).
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
4. Окружность и круг. Геометрические построения (16 часов, из них 1 час на к/р).
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
5. Повторение и систематизация учебного материала (3 час.)
Календарно-тематическое планирование.
Количество часов: 68
Количество планируемых к/р: 4
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Простейшие геометрические фигуры и их свойства. | 15 | |||
1 | Точки и прямые | 1 | ||
2 | Точки и прямые. Решение задач. | 1 | ||
3 | Отрезок. | 1 | ||
4 | Длина отрезка. | 1 | ||
5 | Решение задач по теме «Отрезок и его длина» | 1 | ||
6 | Луч. | 1 | ||
7 | Угол. | 1 | ||
8 | Измерение углов. | 1 | ||
9 | Смежные углы. Свойства смежных углов. | 1 | ||
10 | Вертикальные углы. Свойства вертикальных углов. | 1 | ||
11 | Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы» | 1 | ||
12 | Перпендикулярные прямые. | 1 | ||
13 | Аксиомы. | 1 | ||
14 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
15 | Контрольная работа №1 по теме « Простейшие геометрические фигуры» | 1 | ||
Треугольники. | 18 | |||
16 | Треугольник. Равные треугольники. | 1 | ||
17 | Высота медиана, биссектриса треугольника | 1 | ||
18 | Первый признак равенства треугольников | 1 | ||
19 | Второй признак равенства треугольников | 1 | ||
20 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | ||
21 | Первый и второй признаки равенства треугольников. Решение задач. | 1 | ||
22 | Решение задач по теме «Первый и второй признаки равенства треугольников» | 1 | ||
23 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | ||
24 | Равнобедренный треугольник и его свойства. Решение задач. | 1 | ||
25 | Решение задач на свойства равнобедренного треугольника. | 1 | ||
26 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | ||
27 | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | ||
28 | Признаки равнобедренного треугольника. Решение задач. | 1 | ||
29 | Третий признак равенства треугольников | 1 | ||
30 | Третий признак равенства треугольников. Решение задач. | 1 | ||
31 | Теоремы. | 1 | ||
32 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Треугольники» | 1 | ||
33 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 1 | ||
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. | 16 | |||
34 | Параллельные прямые | 1 | ||
35 | Признаки параллельности прямых | 1 | ||
36 | Признаки параллельности прямых. Решение задач. | 1 | ||
37 | Свойства параллельных прямых | 1 | ||
38 | Свойства параллельных прямых. Решение задач. | 1 | ||
39 | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | 1 | ||
40 | Сумма углов треугольника | 1 | ||
41 | Внешний угол треугольника | 1 | ||
42 | Неравенство треугольника | 1 | ||
43 | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника». | 1 | ||
44 | Прямоугольный треугольник. | 1 | ||
45 | Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 1 | ||
46 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | ||
47 | Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач. | 1 | ||
48 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||
49 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||
Окружность и круг. Геометрические построения. | 16 | |||
50 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 | ||
51 | Окружность и круг | 1 | ||
52 | Некоторые свойства окружности. | 1 | ||
53 | Касательная к окружности | 1 | ||
54 | Касательная к окружности. Решение задач. | 1 | ||
55 | Описанная окружность треугольника | 1 | ||
56 | Вписанная окружность треугольника | 1 | ||
57 | Описанная и вписанная окружности треугольника. Решение задач. | 1 | ||
58 | Задачи на построение. Построение угла, равного данному и биссектрисы угла. | 1 | ||
59 | Задачи на построение. Серединный перпендикуляр. Перпендикулярные прямые. | 1 | ||
60 | Задачи на построение. Прямоугольные треугольники. | 1 | ||
61 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Построение треугольников. | 1 | ||
62 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Окружности. | 1 | ||
63 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Решение задач. | 1 | ||
64 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Окружность» | 1 | ||
65 | Контрольная работа № 4 по теме «Окружность» | 1 | ||
66 | Повторение материала 7 класса. Треугольники. | 1 | ||
67 | Повторение материала 7 класса. Параллельные прямые. | 1 | ||
68 | Итоговое повторение материала 7 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...