Рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Сергиенко Юлия Александровна

Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._geometriya_7_klass_merzlyak.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Муринский центр образования №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №  1  от

«___» августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_________________________

«___» августа     2017 г.

«Утверждено»

Приказом   № ___        

 от «__ » августа 2017 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ГЕОМЕТРИИ

Уровень  образования (класс) основное общее образование, 7 класс

Количество часов: 68                      

                               Учитель: Сергиенко Ю.А.

2017 г.

Пояснительная записка.

   Настоящая программа по геометрии для 7 класса средней  общеобразовательной школы  составлена на основе:

  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
  • Математика: Программы: 5-11 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.

     Уровень рабочей программы – базовый.

     Учебно-методическое обеспечение:

  1. Методические  и учебные пособия.
  • Геометрия. 7 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
  • Геометрия: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
  • Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2016.
  • Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2005.
  • Сборники по подготовке к ОГЭ 2009-2018.
  1. Оборудование и приборы.
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
  • ПК
  1. Дидактический материал.
  • Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
  • Тесты.
  • Таблицы.
  1. Медиа-продукты.
  • Интерактивные модели на уроках математики. Электронное учебное издание. Волгоград, «Учитель»,  2010.
  • Открытая математика.  Электронное учебное издание. М.,  «Физикон», ЗАО «Новый диск», 2006
  • Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация для выпускников. Электронное учебное издание.  М., Просвещение - Медиа, 2003
  • Презентации в программе PowerPoint
  1. Информационные источники

http://4ege.ru

http://mathege.ru

http://opengia.ru/

http://festival.1september.ru

http://www.uchportal.ru

http://zavuch.ru

http://alexlarin.net

http://school-collection.edu.ru

     http://pedsovet.ru

   

   Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшей в своей профессиональной деятельности  будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников вне зависимости от специальности, которую они выберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информационную речь, уметь отбирать наиболее подходящие языковые средства.

       Цели обучения математике в школе:

  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

 в направлении личностного развития:

  • Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • Проявлять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
  • Иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.

в метапредметном направлении:

  • Иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • Уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • Уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассужден6ий, видеть различные стратегии решения задач;
  • Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • Уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.  

в предметном направлении ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры  ошибок, возникающих при идеализации;
  •    определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;
  •    единицы измерения отрезка, угла;
  •    определение вертикальных и смежных углов, их свойства;
  •    определение перпендикулярных прямых;
  •    определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;
  •    определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки;

  уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  •  находить стороны, углы и периметры треугольников, длины ломаных;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  •    обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
  •    изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;
  •    изображать треугольники и находить их периметр;
  •    строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
  •    доказывать признаки равенства треугольников;
  •    показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
  •    доказывать теорему о сумме углов треугольника;
  •    знать, какой угол называется внешним углом треугольника;
  •    применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
  •    строить треугольники по трем элементам;

должны владеть компетенциями: 

  • познавательной, коммуникативной, регулятивной;

способны решать следующие практико-ориентированные  задачи: 

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях,
  • работать в группах,
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
  • уметь слушать других,
  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов,
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации,
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем;

использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик:

научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
  • распознавать виды углов, виды треугольников;
  • определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
  • применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
  • овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
  • приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
  • овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления и  применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

         

Формы организации учебного процесса:  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Известно, что для развития ученика необходимо включать его в самостоятельную деятельность по решению проблем. Поэтому основными  методами работы должны стать проблемный, частично – поисковый и исследовательский методы обучения.

Средства обучения: предметные (наглядные пособия, вспомогательные средства);

практические (построение графиков, письменные упражнения);  интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и т.д.); эмоциональные.

Формы контроля:

  • Текущий. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса.

Содержание.

1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов, из них 1 час на к/р).

Точки и прямые. Отрезок и его длина Луч. Угол. Измерение углов.  Смежные и  вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.

2. Треугольники (18 часов, из них 1 час на к/р).

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.

3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 часов, их них 1 час на к/р). 

Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.

4. Окружность и круг. Геометрические  построения (16 часов, из них 1 час на к/р).

Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника.  Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.

 5. Повторение и систематизация учебного материала (3 час.)


Календарно-тематическое планирование.

Количество часов: 68

Количество планируемых к/р: 4

№ п/п

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

Простейшие геометрические фигуры и их свойства.

15

1

Точки и прямые

1

2

Точки и прямые. Решение задач.

1

3

Отрезок.

1

4

Длина отрезка.

1

5

Решение задач по теме «Отрезок и его длина»

1

6

Луч.

1

7

Угол.  

1

8

Измерение углов.

1

9

Смежные углы. Свойства смежных углов.

1

10

Вертикальные углы. Свойства вертикальных углов.

1

11

Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы»

1

12

Перпендикулярные прямые.

1

13

Аксиомы.

1

14

Повторение и систематизация учебного материала

1

15

Контрольная работа №1 по теме « Простейшие геометрические фигуры»

1

Треугольники.

18

16

Треугольник. Равные треугольники.

1

17

Высота медиана, биссектриса треугольника

1

18

Первый  признак  равенства треугольников

1

19

Второй признак  равенства треугольников

1

20

Первый и второй признаки  равенства треугольников

1

21

Первый и второй признаки  равенства треугольников. Решение задач.

1

22

Решение задач по теме «Первый и второй признаки  равенства треугольников»

1

23

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

24

Равнобедренный треугольник и его свойства. Решение задач.

1

25

Решение задач на свойства равнобедренного треугольника.

1

26

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

27

Признаки равнобедренного треугольника

1

28

Признаки равнобедренного треугольника. Решение задач.

1

29

Третий признак равенства треугольников

1

30

Третий признак равенства треугольников. Решение задач.

1

31

Теоремы.

1

32

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Треугольники»

1

33

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

1

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника.

16

34

Параллельные прямые

1

35

Признаки параллельности прямых

1

36

Признаки параллельности прямых. Решение задач.

1

37

Свойства параллельных прямых

1

38

Свойства параллельных прямых. Решение задач.

1

39

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

1

40

Сумма углов треугольника

1

41

Внешний угол треугольника

1

42

Неравенство треугольника

1

43

Решение задач по теме «Сумма

углов треугольника».

1

44

Прямоугольный треугольник.

1

45

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

46

Свойства прямоугольного треугольника

1

47

Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач.

1

48

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Параллельные прямые»

1

49

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

Окружность и круг.   Геометрические построения.

16

50

Геометрическое место точек. Окружность и круг

1

51

Окружность и круг

1

52

Некоторые свойства окружности.

1

53

Касательная к окружности

1

54

Касательная к окружности. Решение задач.

1

55

Описанная окружность треугольника

1

56

Вписанная окружность треугольника

1

57

Описанная и вписанная окружности треугольника. Решение задач.

1

58

Задачи на построение. Построение угла, равного данному и биссектрисы угла.

1

59

Задачи на построение. Серединный перпендикуляр. Перпендикулярные прямые.

1

60

Задачи на построение. Прямоугольные треугольники.

1

61

Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Построение треугольников.

1

62

Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Окружности.

1

63

Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Решение задач.

1

64

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Окружность»

1

65

Контрольная работа № 4 по теме «Окружность»

1

66

Повторение материала 7 класса. Треугольники.

1

67

Повторение материала 7 класса. Параллельные прямые.

1

68

Итоговое повторение материала 7 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...