Рабочая программа по геометрии для 7-го класса
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Ерманова Юлия Васильевна

Включает в себя титульный лист, пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, тематические планиерование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_geometriya.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Гречко А.А._____________ /______________ /

«____» ______________ 2017___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор:Директоров А.П._____________/_______________/

Приказ от «___» ____________ 2017___г. № _66_

Рабочая программа

по геометрии для

7 класса учителя

Ермановой Ю.В.

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол от «28 « августа 2017 г. №1

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, не-обходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Цели изучения курса:

--развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли ;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 7-9  классах. Из них на геометрию по 2 часа в неделю или 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе. В 7 классе в 1 четверти геометрия не изучается, начиная со 2 четверти – 2 часа в неделю, всего 50 часов.

.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  • Рабочая программа по геометрии составлена на основе
  • -      Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования по русскому языку;
  • -      Примерной программы основного общего образования –
  •    Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
  • -  Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,
  •            -  учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики на 2017-2018учебный год;,
  • - федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год,
  •  -     авторской программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений», авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов
  • федерального компонента государственного  образовательного стандарта  основного общего образования по математике;
  • примерной программы основного общего образования по математике;
  • федерального перечня учебников на 2017-2018учебный год, рекомендованного Министерством  образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным  наполнением  учебных предметов  федерального компонента государственного    стандарта общего образования;
  • Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2011.

Составитель:  Т.А. Бурмистрова  Базисного учебного плана 2004 года.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программаразработана на основе  авторской программы по математике

Программа по математике.отражает обязательное для  усвоения в основной школе содержание обучения математике.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используются

учебник «Геометрия 7-9» «учебник для общеобразовательных учр-ий)

книга для учителя,

 рабочая тетрадь,

электронное приложение «Геометрия 7-9 «

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения геометрии в 7 классе отводится 50 часов в год, т.е. по 2 урока в неделю в течение  2, 3 , 4 четверти.

В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, самостоятельные и практические работы.Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе самостоятельных, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Коммуникативная методика обучения основана на утверждении  о том, что для успешного овладения  математикой должны знать не только математические знания, но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Основными формами работы являются: коллективная, групповые, индивидуальные.

Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует  формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.

 В основу педагогического процесса заложены следующие

- методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.):

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

* перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством  чувств)

* словесные (беседа, рассказ и др.)

* наглядные (демонстрация, мультимедийная презентация, слайды, фотографии и др.)

* практические (упражнения, выполнение заданий и др.)

* логические (индукция, дедукция, аналогия и др.)

* гностические (репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские,   и др.)

* самоуправление учебными действиями (самост. работа с книгой, приборами и др.)

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

* методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, мозговой штурм, создание проблемных ситуаций и др.)

7,8,9,порицание и др.)

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

* устный контроль

* письменный контроль

- формы обучения:

  • индивидуальные
  • групповые
  • фронтальные
  • парные
  • коллективные
  • аудиторные и внеаудиторные
  • классные и внеклассные
  • школьные и внешкольные

- формы организации обучения (конструкции отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия)

  • индивидуальные занятия ( консультация, самообучение)
  • коллективно-групповые занятия (урок, лекция, семинар, учебная конференция, олимпиада, конкурс, экскурсия, деловая игра, учебная дискуссия, факультативное занятие, экзамен, лабораторно-практическое занятие, практикум и др.)
  • индивидуально-коллективные (погружения, творческие недели, научные недели, проекты).

-  технологии обучения (по преобладающему методу):

  • обучение по алгоритму
  • репродуктивные
  • объяснительно – иллюстративные
  • диалогические
  • игровые
  • проблемно-поисковые
  • творческие
  • информационные (компьютерные)

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету  предусмотрены следующие виды контроля:

- предварительный контроль / диагностический контроль в начале учебного года или перед изучением новой темы

- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

- промежуточная (тематическая) проверка и оценка знаний, которая проводится по завершении цикла уроков;

- отсроченный контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, цикла (от 3 мес. до года)

- итоговая проверка и оценка знаний осуществляется в конце учебной четверти и года;

- промежуточная (по решению педагогического совета)

Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:

- устный контроль (учебная дискуссия, беседа, опрос и др.)

- письменный контроль (упражнение, контрольная работа, тест, сочинение, отчет и др.)

- практический контроль

- компьютеризированный контроль

- самоконтроль

- комбинированный (уплотненный) контроль

Формы проверки и оценки результатов обучения:

- индивидуальный

- групповой

- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость междувеличинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы*

самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Начальные геометрические сведения

6

1

1

2

треугольник

15

3

1

3

Параллельные прямые

11

2

1

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника

18

4

2

Итого:

50

10

5

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Геометрия, 7 – 9: Учеб.для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2012г.
  2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.
  3. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
  5. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  6. Единый государственный экзамен 2015-2016. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2015- 2016.

Приложение 1

Тематическое планирование учебного материала по геометрии в 7 классе

№урока

№ урока

(по теме)

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Вид и форма контроля

Начальные геометрические сведения (6 часов)

1

1

Прямая и отрезок. Луч и угол

1

Практическая работа

2

2

Сравнение отрезков и углов

1

Математический диктант

3

3

Измерение отрезков и углов. Решение задач

1

Самостоятельная работа

4

4

Смежные и вертикальные углы

1

5

5

Перпендикулярные прямые. Решение задач

1

Самостоятельная работа

6

6

Контрольная работа № 1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы»

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

Треугольники  (15 часов)

7

1

Треугольники. Первый признак равенства треугольников

1

Практическая работа

8

2

Решение задач на применение  первого признака равенства треугольников

1

Индивидуальная карточка

9

3

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника

1

Самостоятельная работа

10

4

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

11

5

Второй признак равенства треугольников

1

12

6

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1

Индивидуальное задание

13

7

Третий признак равенства треугольников

1

Фронтальный опрос

14

8

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников

1

15

9

Окружность

1

16

10

Примеры задач на построение

1

Практическая работа

17

11

Решение задач на построение

1

Самостоятельная работа

18

12

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

19

13

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

Самостоятельная работа

20

14

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

21

15

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

Параллельные прямые (11 часов)

22

1

Признаки параллельности прямых

1

Фронтальный опрос

23

2

Признаки параллельности прямых

1

Самостоятельная работа

24

3

Практические способы построения параллельных прямых

1

Практическая работа

25

4

Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых»

1

26

5

кАсиома параллельных прямых

1

27

6

Свойства параллельных прямых

1

Фронтальный опрос

28

7

Свойства параллельных прямых

1

Проверочная работа

29

8

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

30

9

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

Самостоятельная работа

31

10

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Устный опрос

32

11

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)

33

1

Сумма углов треугольника

1

Самостоятельная работа

34

2

Сумма углов треугольника. Решение задач

1

Практическая работа

35

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

36

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Самостоятельная работа

37

5

Неравенство треугольника

1

38

6

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

39

7

Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника»

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

40

8

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

41

9

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1

Самостоятельная работа

42

10

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Математический диктант

43

11

Прямоугольный треугольник. Решение задач

1

Фронтальный опрос

44

12

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

Математический диктант

45

13

Построение треугольника по трем элементам

1

Практическая работа

46

14

Построение треугольника по трем элементам

1

47

15

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач

1

Математический диктант

48

16

Решение задач на построение

1

49

17

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Практическая работа

50

18

Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

Итого  50 часов

28.05

Приложение 2

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Математика»
  2. OrenEdu – сайтГУРЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Математика «.
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по математике
  8. hhttp://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      
  9. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
  10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  11. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  12. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  13. http://www.openclass.ru/
  14. ttp://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8


[1]        Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса

учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс):    основное общее образование...