Рабочая программа по геометрии для 5 класса
календарно-тематическое планирование по геометрии (5 класс) на тему

Сафронова Ольга Александровна

Рабочая программа по геометрии для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5bv_geometriya.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

для 5 класса

«Геометрия для младших школьников»

на 2016  - 2017 учебный год

УЧИТЕЛЯ

Сафроновой Ольги Александровны.

Пояснительная записка.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недель.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели и задачи изучения геометрии:

  • сохранить теоретические и  методические  подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в школе;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
  • изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач;
  • решать  задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • расширить знание учащихся о многоугольниках;
  • рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;
  • познакомить  учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса геометрии 5 класса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способности адекватно оценивать правильность или оошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  7. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  8. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  1. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  2. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  3. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  4. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  5. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  6. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1)  умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах, формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
  2. умения пользоваться изученными математическими формулами;
  3. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
  4.  умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

                 При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.

Распределение учебных часов по разделам программы

Тема

Количество   часов

Количество контрольных работ

Начальные геометрические сведения

10

1

Треугольники

7

1

Окружность

5

1

Четырехугольники

5

1

Площадь

5

1

Задачи с геометрическим содержанием

2

Всего

34

5

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Учебник  Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 7-9 класс», «Просвещение», М. 2015
  2. Ершова А.П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7класс, М.: ИЛЕКСА, 2014
  3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса,  М.: ИЛЕКСА,- 2014
  4. Мищенко Т.М., Блинков А.Д.  Геометрия  7 класс. Тематические тесты к учебнику Атанасяна Л.С. и др., М.: Просвещение, 2014
  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5-6 классов. –М.: МИРОС, 1995
  6. Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 5 класс, - ООО «ВАКО», 2014
  7. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: часть 1: к учебнику С.М. Никольского и др. «Математика. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Ерина. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство «Экзамен», 2016
  8. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: часть 2: к учебнику С.М. Никольского и др. «Математика. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Ерина. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство «Экзамен», 2016

Поурочное тематическое  планирование

урока

Содержание раздела, тем

Кол. часов

Здоровьесбер. аспекты урока

ИКТ

УУД

Начальные геометрические сведения

10

  1. 1

Прямая  и отрезок

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

Коммуникативные: Планируют общие способы работы.

Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель.

  1. 2

Луч. Угол.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения

Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

  1. 3

Луч. Угол.

ФМ для снятия утомления с туловища

ДР

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения

Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

  1. 4

Сравнение отрезков и углов.

Упражнение для мобилизации внимания

Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов

  1. 5

Длина отрезка. Единицы измерения отрезков

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Коммуникативные: Работают в группе. Сотрудничают в поиске и сборе информации

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Познавательные: Сопоставляют характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявляют сходства и различия объектов

  1. 6

Градусная мера угла.

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Познавательные: Строят логические цепи рассуждений, выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицируют объекты

  1. 7

Градусная мера угла.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

ЗУ

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности. Составляют план и последовательность действий

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

  1. 8

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Коммуникативные: Работают в группе. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план последовательности действий.

Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

  1. 9

Решение задач.

ФМ для снятия утомления с туловища

РУТ

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона

Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

  1. 10

Контрольная работа №1

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: Оценивают  достигнутый  результат

Познавательные: Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Треугольники

7

  1. 11

Треугольник. Виды треугольников.

Комплекс упражнений гимнастики глаз

РУТ

Коммуникативные: Вступают в диалог, учатся владеть разными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

  1. 12

Равнобедренный треугольник.

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

Познавательные: Моделируют условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строят логическую цепочку рассуждений

  1. 13

Свойства равнобедренного треугольника.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

УКП

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выполняют операции со знаками и символами

  1. 14

Сумма углов треугольника.

ФМ для снятия утомления с туловища

Коммуникативные: Сообщение содержания  в письменной и устной форме. Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Выстраивают алгоритм действий

Познавательные: Умеют выстраивать логические цепи рассуждений. Выражают структуру задачи разными средствами

  1. 15

Сумма углов треугольника.

Упражнение для мобилизации внимания

ДР

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном

Познавательные: Выбирают и сопоставляют  способы решения задачи. Обосновывают способы решения задачи

  1. 16

Решение задач.

ФМ для снятия утомления с туловища

РУТ

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона

Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

  1. 17

Контрольная работа №2

ФМ для снятия утомления с туловища

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Окружность

5

  1. 23

Построение окружности. Элементы окружности.

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

  1. 44

Длина окружности

Упражнение для мобилизации внимания

ДР

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном

Познавательные: Выбирают и сопоставляют  способы решения задачи. Обосновывают способы решения задачи

Длина окружности

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Работа в группах, ответственность за выполнения действий. Воспринимают текс с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения.

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата

Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Умеют устанавливать аналогии

  1. 28

Решение задач.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Коммуникативные: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

  1. 29

Контрольная работа №3

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Познавательные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Четырехугольники

5

  1. 11

Прямоугольник.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Коммуникативные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Регулятивные: Описывают содержание совершаемых действий

Познавательные: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

  1. 12

Квадрат.

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Планируют общие способы работы с учителем и сверстниками

Регулятивные: Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Выделяют и формулируют проблему

  1. 13

Ромб.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

Коммуникативные: Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Регулятивные: Умеют оценивать собственные действия, а также вносить коррективы в ход  своих рассуждений

Познавательные: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

  1. 39

Решение задач.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном

Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами.

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  1. 42

Контрольная работа №4

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание. Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Формируют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: Выборка способа  выражения структуры задач

Площадь.

5

  1. 18

Площадь прямоугольника

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

  1. 19

Площадь квадрат.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

Коммуникативные: Развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

  1. 45

Площадь круга

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Коммуникативные: Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

  1. 47

Решение задач

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

Коммуникативные: Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения

  1. 50

Контрольная работа № 5.

Упражнение для мобилизации внимания

Коммуникативные: Планируют общие способы работы.

Воспринимают текс с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Составляют план последовательности действий

Познавательные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Используют знаково-символические средства.

Задачи с геометрическим содержанием

2

  1. 47

Задачи на разрезание и складывание фигур

Комплекс упражнений гимнастики глаз

Коммуникативные: Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий

Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

  1. 48

Обобщающий урок

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

ММП

Коммуникативные: Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий

Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют анализ объектов

Кодификатор ИКТ:

ММП – мультимедийные презентации,  

ДР – дистанционная работа,  

УКП -  учебные компьютерные программы,

ЗУ – занимательные уроки,

К – калькулятор,

РУТ – разноуровневые тесты

Исходными документами для составления рабочей программы по математике являются:

  1. Закон «Об образовании»
  2. ФГОС ООО
  3. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10
  5. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5—9 классы : проект. — 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения
  6. Учебник. Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 7-9 класс», «Просвещение», М.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...