Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Оксана Александровна Шмелева

Рабочая программа для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 322

Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

На заседании МО

_____________  __________________

«______»______________ 201__г.

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета ГБОУ СОШ № 322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № .…  от ….. ____________ г

секретарь Педагогического совета

__________  _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

(базовый уровень, домашнее обучение)

Класс: 8

Ученик:

Учитель: Шмелева О. А.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента

государственного стандарта основного общего образования.

                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                        Директор ГБОУ СОШ № 322

                                                        Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

_________     Е.Н. Лебедева                

«______»______________ 2018 г.

Санкт-Петербург

2018/2019 учебный год


Оглавление

Пояснительная записка        3

Общая характеристика учебного предмета        4

Цели        5

Место предмета        5

Результаты обучения        5

Содержание учебного курса………………………………………………………………………..5

Учебно – тематический план……………………………………………………………………….6

Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………………………………6

Список литературы.............................................................................................................................7

Календарно-тематическое планирование        8


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа по геометрии к учебнику 8 класса общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И. Юдиной.

Нормативная база для составления рабочей программы:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
  2.  Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
    от 05.03.2004 № 1089;
  4. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (для 3-11 классов);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
    N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  6. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1023-р
    от 11.04.2012 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2012/2013 учебный год»;
  7.  Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1250-р
    от 06.08.2008 г. «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт-Петербурга», распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 468-р от 23.03.2009 года;
  8. Письмо Комитета по образованию «О развитии системы гражданского образования учащихся в образовательных учреждениях Санкт–Петербурга» от 29.04.2004
    № 04–1305/00;
  9.  Приказ Минобрнауки РФ от 23.12.2002 года «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
  10.  Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №03-412);
  11. - Образовательная программа школы;
  12. - Положение о Рабочей программе.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования.
Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы, и отношения.

Цели

  • Рассмотреть фигуру – четырёхугольник – с различных позиций (виды четырёхугольников, выделить элементы в четырёхугольниках, вывод формул для вычисления площади параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции).
  • Выявить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, а также соотношение между сторонами углами прямоугольного треугольника.
  • Сформировать понятие – подобные треугольники. Научить применять подобие, а также признаки подобия треугольников при доказательстве других теорем и решении задач.
  • Использовать геометрические инструменты для решения задач на построение. Научить проводить анализ геометрических задач на построение.
  • Сформировать понятие окружности и её элементов – касательной, центрального и вписанного углов. Рассмотреть виды окружности – вписанная и описанная.
  • Выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
  • Научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
  • Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.

Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс,
и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного курса

  1. Четырехугольники (8 ч).

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

  1. Площади фигур (8 ч).

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  1.  Подобные треугольники (9 ч).

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

  1. Окружность (9 ч).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Учебно – тематический план

Темы (разделы)

Количество часов

Примечание: В том числе практическая часть ( лаб. работы и т.д.)

1

Четырёхугольники

8

Контрольная работа № 1

2

Площади фигур

8

Контрольная работа № 2

3

Подобные треугольники

9

Контрольная работа № 3

4

Окружность

8

Контрольная работа № 4

5

Итоговое тестирование

1

Итого

34

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения курса учащийся должен:

Знать:

  • Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата.
  • Свойства и признаки данных геометрических фигур.
  • Формулы для нахождения площадей фигур.
  • Теорему Пифагора.
  • Признаки подобия треугольников.
  • Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
  • Центральные и вписанные углы.
  • Четыре замечательные точки треугольника.
  • Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
  • Теорему о пересечении высот треугольника, а также теоремы о вписанной и описанной окружностях.

Уметь:

  • Вычислять сумму внутренних углов многоугольника.
  • Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур.
  • Находить площади параллелограмма, прямоугольника, трапеции, ромба.
  • Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника.
  • Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников.
  • Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции.
  • Решать задачи по теме окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.

Владеть компетенциями:

познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.


Решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.
  • Работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
  • Уметь слушать других.
  • Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов.
  • Пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации.
  • Самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Список литературы

  1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах. -  М.: Просвещение, 2003.
  3. Гаврилова Н.Ф.. Поурочные разработки по геометрии 8 класс. – М: ВАКО, 2005.
  4. Звавич Л.И.  и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы. -
    М.: Дрофа, 2001.
  5. Зив Б.Г., Меллер В.М. Дидактические материалы по геометрии. - М.: Просвещение, 1999.

 


Календарно-тематическое планирование на 2018 – 2019 уч.г.

Учебник “Геометрия 8 класс”, автор Атанасян Л.С. и др.

(1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню содержания образования

Вид контроля

Дата

По плану

Фактически

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник

1

Изучение и закрепление нового материала

Многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника

Знать понятия:

многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый многоугольник, четырёхугольник.

Уметь:

назвать элементы многоугольника, вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, находить углы многоугольников, их периметры.

Опрос

2

Параллелограмм

1

Изучение и закрепление нового материала

Параллелограмм

Знать:

определение параллелограмма.

М/Д.

3

Признаки параллелограмма

1

Изучение и закрепление нового материала

Свойства и признаки параллелограмма

Знать:

формулировки свойств и признаков параллелограмма.

Уметь:

их доказывать и применять при решении задач.

Самостоятельная работа

4

Трапеция

1

Изучение и закрепление нового материала

Трапеция, равнобедренная трапеция, свойства равнобедренной трапеции, теорема Фалеса

Знать:

определение трапеции, виды трапеций, формулировки свойств равнобедренной трапеции, теорему Фалеса.

Уметь:

их доказывать и применять при решении задач.

Опрос

5

Прямоугольник, ромб и квадрат

1

Изучение и закрепление нового материала

Прямоугольник, свойства и признаки прямоугольника

Знать:

определение прямоугольника, формулировки его свойств и признаков.

Уметь:

доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач.

М/Д

6

Осевая и центральная симметрия.

1

Изучение и закрепление нового материала

Осевая симметрия,
центральная симметрия

Знать:

определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.

Уметь:

строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

Практическая работа

7

Решение задач

1

Урок проверки и коррекции ЗУН, подготовка к к.р.

Параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии

Уметь:

 решать задачи, опираясь на изученные свойства.

Самостоятельная работа

8

Контрольная работа № 1 «Четырехугольники»

1

Проверка ЗУН

Уметь:

 применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.

Тематический контроль

9

Площадь многоугольника Площадь прямоугольника

1

Изучение и закрепление нового материала

Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника

Знать:

основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника.

Уметь:

вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач.

10

Площадь параллелограмма

1

Изучение и закрепление нового материала

Площадь параллелограмма

Знать:

формулы для вычисления площади параллелограмма.

Уметь:

их доказывать и применять все изученные формулы при решении задач.

Самостоятельная работа

11

Площадь треугольника

1

Изучение и закрепление нового материала

Площадь треугольника. Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу

Знать:

формулы для вычисления площади треугольника, теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

Уметь:

их доказывать и  применять все изученные формулы при решении задач.

Фронтальный опрос

12

Площадь трапеции

1

Изучение и закрепление нового материала

Площадь трапеции

Знать:

формулу для вычисления площади трапеции.

Уметь:

её доказывать и применять при решении задач.

Самостоятельная работа

13

Теорема Пифагора

1

Изучение и закрепление нового материала

Теорема Пифагора. Пифагоровы тройки

Знать:

теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки.

Уметь:

доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

М/Д

14

Решение задач

1

Урок проверки и коррекции ЗУН, подготовка к к.р.

Формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора

Уметь:

 решать задачи, опираясь на изученные формулы и теоремы

Самостоятельная работа

15

Контрольная работа № 2 «Площадь»

1

Проверка ЗУН

Уметь:

применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Тематический контроль

16

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.
Отношение площадей подобных треугольников

1

Изучение и закрепление нового материала

Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Теорема об отношении площадей подобных треугольников.
Свойство биссектрисы треугольника

Знать:

определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников.

Уметь:

определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач.

Знать:

теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника.

Уметь:

находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач.

Фронтальный опрос

17, 18, 19

Признаки подобия треугольников

3

Изучение и закрепление нового материала

Признаки подобия треугольников

Знать: признаки подобия треугольников.

Уметь:

доказывать признаки подобия и применять их при решении задач.

Самостоятельная работа

20

Средняя линия треугольника

1

Изучение и закрепление нового материала

Средняя линия треугольника Теорема о средней линии треугольника

Знать: теорему о средней линии треугольника.

Уметь:

доказывать теорему и применять при решении задач.

21

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

Изучение и закрепление нового материала

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Теоремы о точке пересечения медиан треугольника

Знать:

теоремы о точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.

Уметь:

доказывать эти теоремы и применять при решении задач.

Фронтальный опрос

22

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Значения синуса, косинуса, тангенса

1

Изучение и закрепление нового материала

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения

Знать:

определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения.

Уметь:

решать задачи на нахождение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи.

М/Д

23

Контрольная работа № 3 «Подобные треугольники»

1

Проверка ЗУН

Уметь:

применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.

Тематический контроль

24

Взаимное расположение прямой и окружности

1

Изучение и закрепление нового материала

Взаимное расположение прямой и окружности

Знать:

возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности.

Уметь:

их применять при решении задач.

25

Касательная к окружности

1

Изучение и закрепление нового материала

Касательная, свойство и признак касательной

Знать:

определение касательной, свойство и признак касательной.

Уметь:

их доказывать и применять при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей.

Фронтальный опрос

26

Градусная мера дуги окружности

1

Изучение и закрепление нового материала

Дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол

Знать:

какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности.

Уметь:

применять при решении задач.

М/Д

27

Теорема о вписанном угле

1

Изучение и закрепление нового материала

Вписанный угол, теорема о вписанном угле

Знать:

теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.

Уметь:

доказывать эти теоремы и применять при решении задач

Самостоятельная работа

28

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

1

Изучение и закрепление нового материала

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра

Знать:

теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия

Уметь:

доказывать эти теоремы и применять их при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника.

Фронтальный опрос

29

Теорема о пересечении высот треугольника

1

Изучение и закрепление нового материала

Теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника

Знать:

теорему о пересечении высот треугольника

Уметь:

доказывать теорему и применять при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника.

Фронтальный опрос

30

Вписанная окружность

1

Изучение и закрепление нового материала

Вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности

Знать:

какая окружность называется вписанной в многоугольник, теорему об окружности, вписанной в треугольник, свойства описанного четырехугольника.

Уметь:

доказывать теорему и применять при решении задач.

Фронтальный опрос

31

Описанная окружность

1

Изучение и закрепление нового материала

Описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника

Знать:

какая окружность называется описанной около многоугольника, теорему об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного четырехугольника.

Уметь:

доказывать теорему и применять при решении задач.

Фронтальный опрос

32

Контрольная работа № 4 «Окружность»

1

Проверка ЗУН

Уметь:

применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Тематический контроль

33

Подготовка к итоговому тестированию

1

Урок проверки и коррекции ЗУН, подготовка к тестированию

Четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность

Знать:

свойства вписанной и описанной окружности.

Уметь:

находить площадь многоугольника по формулам.

Тематический контроль

34

Итоговое тестирование

1

Проверка ЗУН

Четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность

Знать:

свойства вписанной и описанной окружности.

Уметь:

находить площадь многоугольника по формулам.

Тематический контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по геометрии 7-9 (учебник Атанасяна)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, презентации к урокам 8 класс...

Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы ос...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной поли...

Рабочая программа по геометрии 7класса ( по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.)

Рабочая программа по геометрии 7класса разработана на 2014-2015учебный год, она состоит из пояснительной записки, краткого курса геометрии 7класса, тематического планирования и календарно-тематическог...

Рабочая программа по геометрии 7класс к УМК Л.С. Атанасяна и др.

Рабочая программа по геометрии 7класс создана к УМК Л.С. Атанасяна и др....

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...