рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Котлярова Ольга Валерьевна

рабочая программа для учителей, работающих по учебнику Атанасяна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МОУ «СОШ №21»

Энгельсского муниципального района

__________/Дегтева М.Н.        /

     Утверждаю              

Директор МОУ «СОШ №21 »

Энгельсского  муниципального района

__________/Телегин Н.И./

Приказ №                 от

                

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «геометрия»

для обучающихся  8в класса МОУ«СОШ №21»

                                              Энгельсского муниципального района

                                                       (ФГОС)

                                             на 2019/2020 учебный год

        

                                                                               Составитель:

                                                                                                                                Котлярова Ольга Валерьевна,                                                                                                                                        учитель математики

                                                                                                                     первой квалификационной категории

        

Пояснительная записка

            Рабочая программа по геометрии  для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897,  на основе авторской программы  по геометрии 8 класс «Программа по геометрии. 8 класс». Л.С. Атанасян и др. Сборник: Программы общеобразоват. учреждений. Геометрия 7-9 кл. Составитель Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение,  2009-2011г.

        В программе также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.

Планируемые результаты изучения предмета.

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие качества:

  • независимость и критичность мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;
  • организация материала в учебниках;
  • использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно-деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно - ориентированного и системно - деятельностного обучения.

        Предметные результаты:

  • знать  понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • уметь  использовать  математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • определения параллелограмма и трапеции,  свойства и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата.
  • основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника.параллелограмма, треугольника и трапеции;
  • теорему Пифагора и обратную ей теорему.
  • признаки подобия треугольников, теоремы о средней линии треугольника.
  •  определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
  • возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной.
  • определение центрального и вписанного углов.
  • теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников.
  • определения вектора и равных векторов, законы сложения векторов, определение разности двух векторов;
  • работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • моделировать реальные ситуации на языке геометрии , исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных.
  • Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в окружающей обстановке.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Геометрия»  изучается в 8 классе  2 часа в неделю, всего 68  часов.  Предусмотрены 4  тематических контрольных работ и 1 итоговая. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8а, 8б  классов и специфики классного коллектива. Большая группа учеников  проявляет желание и возможность изучать математику. Но есть группа детей со средним и  низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которыев состоянии освоить программу по предметутолько на базовом уровне.  С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля.

Содержание учебного курса .

№п/п

Разделы и темы

содержание

Количество часов

всего

к/р

1

Четырехугольники

Многоугольники.  Параллелограмм и трапеция.  Прямоугольник, ромб, квадрат.

14

1

2

Площадь.

Площадь многоугольника.  Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

Теорема Пифагора.

14

1

3

Подобные треугольники.

Определение подобных треугольников.  Признаки подобия треугольников.

Применение подобия к доказательству теорем и решение задач.   Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. 

17

1

4

Окружность.

Касательная к окружности. Центральный, вписанный углы.  Четыре замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные окружности.

17

1

5

Повторение.

Параллелограмм и трапеция.  Прямоугольник, ромб, квадрат. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. Признаки подобия треугольников. Центральный, вписанный углы.  Вписанные и описанные окружности.

6

1

Календарно – тематическое планирование

68 часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Учебные действия

Дата проведения

План

Факт

1 четверть

Четырехугольники (14 часов).

1

Многоугольники.

1

Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым;уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника. Уметь находить углы многоугольников, их периметры.

3.09

2

Многоугольники. Решение задач.

1

5.09

3

Параллелограмм.

1

Знать опр-я параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции,  уметь их доказывать

и применять при решении

 задач

10.09

4

Признаки параллелограмма.

1

12.09

5

Решение задач по теме «параллелограмм».

1

17.09

6

Трапеция

1

19.09

7

Теорема Фалеса

1

24.09

8

Задачи для построения.

1

26.09

9

Прямоугольник

1

Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач

Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.

Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

1.10

10

Ромб, квадрат

1

3.10

11

Решение задач «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

1

8.10

12

Осевая и центральная симметрия.

1

10.10

13

Обобщение и систематизация знаний.

1

15.10

14

Контрольная работа №1 «Четырёхугольники».

1

17.10

Площадь (14 часов).

15

Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника.

1

22.10

16

Площадь прямоугольника

1

24.10

2 четверть

17

Площадь параллелограмма.

1

Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма,

треугольника и трапеции;

уметь их доказывать, а также

знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и

 уметь применять все изученные формулы при решении задач 

5.11

18

Площадь треугольника.

1

7.11

19

 Решение задач по теме «треугольник».                                      

1

12.11

20

  Площадь трапеции.

1

14.11

21

Решение задач по теме «трапеции».

1

19.11

22

Решение задач на вычислении площадей фигур.

1

21.11

23

Решение задач на вычислении площади.

1

26.11

24

Теорема Пифагора

1

Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки.

28.11

25

Теорема обратная теореме Пифагора.

1

3.12

26

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

1

5.12

27

Обобщение и систематизация знаний.

1

10.12

28

Контрольная работа №2 «Площадь».

1

12.12

Подобные треугольники (17 часов).

29

Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.

1

Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника. Уметьопределять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач.

Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков.

17.12

30

Первый признак подобия треугольников.

1

19.12

31

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

1

24.12

32

Второй и третий признаки подобия треугольников.

1

26.12

3 четверть

33

Решение задач на применение второго признака подобия треугольников.

1

14.01

34

Решение задач на применение третьего признака подобия треугольников.

1

16.01

35

Средняя линия треугольника.

1

Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.

21.01

35

Свойство медиан треугольника.

1

23.01

37

Пропорциональные отрезки

1

28.01

38

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

30.01

39

Измерительные работы на местности. Задачи на построение методом подобия.

1

     4 .02

40

Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике.

1

Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения.

Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи 

6.02

41

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300; 450; 600.

1

11.02

42

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

13.02

43

Решение задач. Применение подобия треугольников. 

1

18.02

44

Обобщение и систематизация знаний.

1

20.02

45

Контрольная работа №3 «подобные треугольники»

1

25.02

Окружность (17 часов).

46

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности.

1

знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.

Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач 

27.02

47

Касательная к окружности.

1

3.03

48

Решение задач по теме «Касательная к окружности».

1

5.03

49

Градусная мера дуги окружности.

1

10.03

50

Теорема о вписанном угле.

1

12.03

51

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

17.03

52

Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы».

1

19.03

4 четверть

53

Свойство биссектрисы угла.

1

Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника. Уметьдоказывать эти теоремы и применять их при решении задач типа 674 – 679, 682 – 686.Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника.

7.04

54

Серединный перпендикуляр.

1

9.04

55

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

1

14.04

56

Вписанная окружность.

1

Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников.

Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач

16.04

57

Свойство описанного четырёхугольника.

1

21.04

58

Описанная окружность.

1

23.04

59

Свойство вписанного четырёхугольника.

1

28.04

60

Решение задач по теме «Окружность».

1

30.04

61

Обобщение и систематизация знаний

1

5.05

62

Контрольная работа №4 «окружность».

1

7.05

Повторение (6 часов).

63

Четырехугольники.

1

Систематизируют и обобщают изученный материал

12.05

64

Площади многоугольников.

1

Систематизируют и обобщают изученный материал

14.05

65

Подобные треугольники.

1

Систематизируют и обобщают изученный материал

19.05

66

Окружность.  

1

Систематизируют и обобщают изученный материал

21.05

67

Обобщение  материала. Решение задач.

1

     26 .05

68

Итоговое занятие.

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....