рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Калачева Светлана Юрьевна

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «геометрия» является усвоение содержания учебного предмета «геометрия» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации. Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю. Главными задачами реализации учебного предмета являются: - овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; - изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин; - развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; - развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Пояснительная записка

Целью      реализации     основной                образовательной программы                                                                                               основного общего образования по учебному предмету «геометрия» является усвоение содержания учебного предмета «геометрия» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования                                                                                                                                             образовательной организации.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Главными задачами реализации учебного предмета являются:

- овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

- изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;

- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

- развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Технологии, используемые в обучении:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии.
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

 Методы и формы контроля:

Фронтальная форма (ученики с места предоставляют короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала); групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся); индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске); комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым); самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения), тесты, взаимоконтроль, контрольные и самостоятельные работы.

Учебник:         Геометрия. 7-9  классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др., «Просвещение» 2014 г.

Пособие для обучающегося:  Комплекс материалов для подготовки к ОГЭ/  «Интеллект - Центр», 2018, Комплексная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Геометрия. 7-9 классы/Е. П. Нелин, «Илекса», 2017

Пособие для педагога: Программа по алгебре: 8 класс // Программы общеобразовательных учреждений. .Геометрия. 7 - 9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009;  Пособие для учителя «Изучение геометрии в 7-9 классе»/ «Просвещение», 2012

Электронные образовательные ресурсы: Геометрия. Электронное приложение по геометрии для 8 класса к учебнику А. С.  и др.

Контрольно-измерительные материалы: Тесты по геометрии к учебнику Атанасяна «Геометрия 7-9»/Атанасян и др.; Геометрия. 8 класс. Контрольные работы./ Н.Б. Мельникова,  «Просвещение», 2013.

                                     Планируемые результаты освоения учебного предмета.

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
                         

результатам освоения учебного предмета:

– личностным;

– метапредметным;

              – предметным.

Личностные результаты:  

у учащихся будут сформированы:

  • ответственного отношения к учению;
  •  готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
  • формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
  • умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

у учащихся могут быть сформированы:

  • первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  •  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими  обучающимися в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

Метапредметные  результаты:

регулятивные УУД

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
  • составлять план и последовательность действий;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • выделять и осознавать  того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • использовать общие приемы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
  • формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные УУД

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  •  взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

                                        Предметные результаты изучения геометрии в 8 классе

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,

отношения фигур (равенство, подобие);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве, использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры

угла;

8) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

9) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

10) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

11) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

12) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

13) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

14) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

15) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

16) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

17) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

1) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

2) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

3) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

4)  решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

5) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

6) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

7) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников

8) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

9) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

10)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

11)работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Количество

 контрольных работ

1

2

3

4

5

Четырехугольники

Площадь

Подобные треугольники

Окружность

Повторение

                           14

14

19

17

4

                             1

1

2

1

1

Всего

68

6

                                                                              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ГЕОМЕТРИЯ

Глава 5.  Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6.  Площадь (16 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (20 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (16 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Повторение. Решение задач (2ч)    

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Тип урока

Форма контроля

УОНМ  урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний

МД - математический диктант

УР-урок рефлексии

СР - самостоятельная работа

УПЗУ - урок применения знаний и умений

ФО - фронтальный опрос

КУ - комбинированный урок

ПР - практическая работа

КЗУ - контроль знаний и умений

КР - контрольная работа

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

УО - устный опрос

Т-выполнение теста

ДМ - дидактические материалы

Календарно-тематическое планирование учебного материала в 8-х классах

на 2019-2020 учебный год

ГЕОМЕТРИЯ

                                                                                                                                                       

Количество часов

             Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

изучаемого материала

в соответствии с ФГОС ОО

Требования к уровню подготовки (предметные, метапредметные, личностные)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План      

Факт

Глава 5. Четырехугольники  (14 часов)

Фигуры на плоскости Многоугольники. Виды многоугольников. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника

Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы  многоугольника его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника;  изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме  углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырехугольника  называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции,  равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата, изображать и распознавать эти четырехугольники; формулировать и доказывать  утверждения  об их свойствах и признаках; решать задачи  на вычисление, доказательство, построение, связанные с видами  четырехугольников; объяснять какие две точки называются симметричными  относительно прямой (точки),  в каком случае фигура называется  симметричной  относительно прямой (точки) и что такое ось(центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрией в окружающей нас обстановке

       

1

1

Многоугольники

УОНМ

Знать: определение многоугольника, формулу суммы углов выпуклого многоугольника.  

Уметь: распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение

       УО

Выполнить № 364, 365, читать п. 40

05.09

2

1

 Выпуклый многоугольник. Четырехугольник.

УПЗУ

Знать: формулу суммы углов многоугольника. Уметь: применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника

      ФО

Выполнить № 369, читать п.41

06.09

3

1

Параллелограмм.

УОНМ

Параллелограмм.

Свойства и признаки

Знать: определение параллелограмма и его свойства.  Уметь: распознавать на чертежах среди четырехугольников

       УО

Выполнить №373, читать п.43, выучить определения

12.09

4

1

Параллелограмм  и трапеция

УПЗУ

Знать: формулировки свойств и признаков параллелограмма. Уметь: доказывать, что данный четырехугольник является параллелограмом

       СР

Выполнить № 383, 384, читать п. 44

13.09

5

1

Признаки параллелограмма.

УПЗУ

Знать: определение, признаки и свойства параллелограмма.

Уметь: выполнять чертежи по условию задачи, находить углы и стороны параллелограмма, используя свойства углов и сторон

Работа в группах по карточкам

Выполнить № 388, 391, читать п. 45, выучить определение.

19.09

6

1

Параллелограмм  и трапеция

КУ

Трапеция. Свойства и признаки.

Теорема Фалеса

Знать: определение трапеции, свойства равнобедренной трапеции.

Уметь: распознавать  трапецию, ее элементы, виды на чертежах, находить углы и стороны равнобедренной трапеции, используя ее свойства

    ПР

Подготовить кластер по теме «Параллелограмм и трапеция»

20.09

7

1

Параллелограмм  и трапеция. Решение задач.

УР

Знать: формулировку теоремы Фалеса и основные этапы ее доказательства.

Уметь: применять  теорему в процессе  решения задач

      МД

Выполнить № 394

26.09

8

1

Параллелограмм  и трапеция. Решение задач

УОСЗ

Знать: основные типы задач на построение. Уметь: делить отрезок на n равных частей, выполнять необходимые построения

        Т

Выполнить тест по карточкам

27.09

9

1

Прямоугольник.

УОНМ

Прямоугольник.

Свойства и признаки

Знать: определение прямоугольника, его элементы, Уметь: распознавать на чертежах, находить стороны, используя свойства и признаки.

       ФО

Выполнить № 401, 403, читать п. 46, выучить определение и свойства.

03.10

10

1

Ромб, квадрат

УОНМ

Ромб, квадрат, Свойства и признаки

Знать: определение ромба, квадрата как частных видов параллелограмма

Уметь: распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства

      УО

Выполнить № 407, читать п.47, выучить определения и свойства

04.10

11

1

Прямоугольник,  ромб, квадрат

УПЗУ

Осевая и центральная симметрия фигур

Знать: виды симметрии в многоугольниках Уметь: строить симметричные точки и распознавать фигуры.

      СР

Выполнить № 412, 415, читать п. 48(подготовить 4 вопроса)

10.10

12

1

Прямоугольник,  ромб, квадрат

УР

Параллелограмм, трапеция,  ромб, прямоугольник, квадрат. Свойства и признаки.

Знать: определение, свойства и признаки прямоугольника, ромба, квадрата. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, применять признаки при решении задач

  УО

Ответить на вопросы к главе 5

11.10

13

1

Решение задач по теме «Четырехугольники»

УПЗУ

Знать: формулировки

определений, свойств и признаков.

Уметь: находить стороны квадрата, если известны части сторон, используя свойства прямоугольного треугольника

     Т

Подготовить опорную таблицу по теме «Четырехугольники

17.10

14

1

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

КЗУ

Уметь: находить в прямоугольнике угол между диагоналями, используя свойство диагоналей, углы в прямоугольной или равнобедренной трапеции, используя свойства трапеции, стороны параллелограмма

     КР

Выполнить тест

18.10

Глава 6. Площадь  (14 часов)

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей  и выводить с их помощью  формулы  площадей  прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей  треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать  теорему Пифагора и обратную ей; выводить  формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.

15

1

Площадь многоугольника

УОНМ

Понятие о площади плоских фигур. Равновеликость и равносоставленность.

Знать: представление о способе измерения площади многоугольника, свойства площадей. Уметь: вычислять площадь квадрата

      ФО

Выполнить № 459(б, в), 461, читать п. 49

24.10

15

16

1

Площадь прямоугольника

   КУ

Площадь прямоугольника

Знать: формулу площади прямоугольника. Уметь: находить площадь прямоугольника, используя формулу

       УО

Выполнить № 446, читать п.50,51, выучить формулы.

25.10

17

1

Площадь параллелограмма

УОНМ

Площадь параллелограмма

Знать: формулу вычисления площади параллелограмма Уметь: выводить формулу площади параллелограмма и находить площадь  параллелограмма, используя формулу

       УО

Выполнить № 460, 463, читать п. 52, выучить формулу

31.11

18

1

Площадь треугольника.

УОНМ

Площадь треугольника (основные формулы)

Знать: формулу площади треугольника. Уметь: доказывать теорему о площади треугольника, вычислять площадь треугольника, используя формулу

         ПР

Выполнить № 471, читать п.53, выучить формулу

14.11

19

1

Площадь  треугольника.

КУ

Использование при решении задач других формул площади (формула Герона)

Знать: формулировку теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Уметь: доказывать теорему и применять ее для решения задач

          УО

Выполнить № 472

15.11

20

1

Площадь  трапеции

УОНМ

Площадь трапеции

Знать: формулировку теоремы о площади трапеции и этапы ее доказательства. Уметь: находить площадь трапеции, используя формулу

   МД

Выполнить № 480, 481

Выполнить № 482, выучить формулы.

19.11

21

1

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

УПЗУ

22

1

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

УОСЗ

Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы) Использование при решении задач других формул площади (формула Герона)

Знать и уметь: применять формулы площадей при решении задач

Уметь: решать задачи на вычисление площадей

Работа по карточкам

Выполнить задание по карточкам, читать п. 57, выучить формулу Герона

23.11

23

1

Теорема Пифагора

УИНМ

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора

Знать: формулировку

теоремы Пифагора,

основные этапы ее доказательства.  Уметь: находить

стороны треугольника,

Выполнить № 485, 487, читать п. 55, выучить теорему

26.11

24

1

Теорема, обратная теореме Пифагора

КУ

Знать: формулировку

теоремы, обратной  теореме Пифагора.

Уметь: доказывать и применять при решении задач теорему, обратную теореме Пифагора

      ФО

Выполнить № 491, читать п. 56

30.11

25

1

Теорема Пифагора. Решение задач.

УПЗУ

Знать: формулировки

теоремы Пифагора и ей

обратной.

Уметь: выполнять

чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид  треульника, используя теорему, обратную

теореме Пифагора

       СР

Выполнить  № 487

03.12

26

1

Решение задач по теме «Площадь»

УР

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Ответить на вопросы к гл. 6

07.12

27

1

Решение задач по теме «Площадь»

УОСЗ

     Т

Выполнить № 503, 517

10.12

28

1

Контрольная работа №2

по теме «Площадь»

КЗУ

Уметь: находить

площадь треугольника по известной стороне и

высоте, проведенной к ней.

   КР

Выполнить тест

14.12

Глава 7. Подобные треугольники  (19 часов)

Объяснять понятие  пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать  теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, объяснять что такое метод  подобия в задач на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять , как можно использовать  свойства подобных треугольников  в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур;

29

1

Пропорциональные отрезки

УОНМ

Подобие треугольников.

 Коэффициент подобия.

Знать: определение пропорциональных отрезков подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника. Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны

  ФО

Выполнить № 534, читать п.58

17.12

29

30

1

Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.

КУ

Связь между площадями подобных фигур

Отношение площадей подобных фигур

Знать: формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников. Уметь: находить отношения площадей, составлять уравнения, исходя из условия задачи

    УО

Выполнить № 538,541, читать п. 59, выучить определение

21.12

31

1

Первый признак подобия треугольников.

УОНМ

Признаки подобия треугольников

Знать: формулировку первого признака подобия треугольников, основные этапы его доказательства. Уметь: доказывать и применять при решении задач первый признак подобия треугольников, выполнять чертеж по условию задачи.

    ФО

  УО

   

Выполнить № 553, читать п.61, выучить признак

Выполнить № 556, 557 (а)

24.12

32

1

Первый признак подобия треугольников.

КУ

28.12

33

1

Второй признак подобия треугольников.

КУ

Знать: формулировки второго и третьего признаков подобия треугольников.

Уметь: проводить доказательства признаков, применять их при решении задач

   СР

Выполнить № 559, читать п. 62, выучить признак

Выполнить № 563, выучить признак

29.12

34

1

Третий признак подобия треугольников.

КУ

14.01

35

1

Признаки подобия треугольников

УПЗУ

Уметь: доказывать подобия треугольников и находить элементы треугольника, используя признаки подобия

Выполнить задание по карточкам

18.01

36

1

Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»

КЗУ

Уметь: находить стороны, углы, отношения сторон, отношение периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия. Доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия

  КР

Выполнить тест

21.01

37

1

Применение  подобия к доказательству теорем и решению задач . Средняя линия треугольника.

УОНМ

Средняя линия треугольника

Знать: формулировку теоремы о средней линии треугольника. Уметь: проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника

  УО

Выполнить № 565, 566, читать п. 64, выучить теорему

25.01

38

1

Применение  подобия к доказательству теорем и решению задач. Свойство медиан треугольника.

КУ

Свойство медиан треугольника

Знать: формулировку свойства медиан треугольника Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство медианы

Работа в группах по карточкам

Выполнить № 572

28.01

39

1

 Понятие среднего пропорционального отрезка в прямоугольном треугольнике.

УР

Знать: понятие среднего пропорционального, свойство высоты

прямоугольного треугольника, проведенной из вершины  

Уметь: находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты прямого угла.  

    ПР

Выполнить № 576

Выполнить задание по карточкам

01.02

40

1

Применение  подобия к доказательству теорем и решению задач

УПЗУ

04.02

41

1

Практические приложения подобия треугольников.

УПЗУ

Знать: теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике. Уметь: использовать теоремы при решении задач

  Т

Выполнить задание по карточкам, читать п.66

08.02

42

1

О подобии произвольных фигур.

УОСЗ

Знать: как находить расстояние до недоступной точки.

Уметь: использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометр

УО

Выполнить № 583

11.02

43

1

Применение  подобия к доказательству теорем и решению задач

УОСЗ

Знать: этапы построений. Уметь: строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной        

  СР

Выполнить № 586

15.02

44

1

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

УИНМ

Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Вычисление элементов прямоугольных треугольников.

Основное тригонометрическое тождество

Знать: понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество.

 Уметь: находить значения одной из тригонометрических функций по значению другой        

Выполнить № 591, 592 (б), выучить формулы п.68

18.02

45

1

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60.

КУ

Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла от 00 до 1800.

Знать: значения синуса, косинуса н тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90°.

Уметь: определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов

  УО

Выполнить № 593 (б,в)

22.02

46

1

Соотношение между

сторонами и углами

прямоугольного треугольника

УПЗУ

Решение прямоугольных треугольников.

Знать: соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Уметь: решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса, тангенса острого угла.

Знать: теорию подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника при решении задач. Уметь: выполнять чертеж, решать геометрические задачи с использованием тригонометрии

  МД

Ответить на вопросы к гл.7

01.03

47

1

Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

КЗУ

Уметь: находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру. Решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами. Находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан

 КР

Выполнить тест

04.03

Глава 8. Окружность  (17 часов)

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности и круга. Дуга, хорда. Сектор. Взаимное расположение прямой и окружности .

 Касательная

и секущая. Равенство

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности» формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной , о признаке касательной; об отрезках касательных , проведенных  из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле,  о произведении отрезков пересекающихся хорд, формулировать и доказывать  теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе  угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника;  о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие о пересечении серединных перпендикуляров  к сторонам треугольника;  о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей , вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности , вписанной в треугольник; об окружности ,описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырехугольника; о свойстве углов вписанного четырехугольника; решать задачи на вычисление, доказательство  и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками; исследовать свойства  конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ

48

1

Взаимное расположение прямой и окружности

УОНМ

Знать: случаи взаимного расположения прямой и окружности. Уметь: определять взаимное расположение прямой и окружности, выполнять чертеж

Выполнить № 632, 633, читать п. 70

11.03

49

1

Касательная к окружности

УОНМ

Знать: понятие касательной, точек касания, свойство касательной и ее признак. Уметь: доказывать теорему о свойстве касательной и  ей обратную

  ФО

Выполнить № 640, 642, читать п. 71

15.03

50

1

Касательная к окружности

УПЗУ

Знать: взаимное расположение прямой и окружности; формулировку свойства касательной о ее перпендикулярности радиусу; формулировку свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки. Уметь: находить радиус окружности, проведенной в точку касания, по касательной и наоборот

 СР

Выполнить задание по карточкам

18.03

51

1

Градусная мера дуги окружности.

УИНМ

Величина центрального и вписанного углов

Знать: понятие градусной меры дуги окружности, понятие центрального угла. Уметь: решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности

   ФО

Выполнить № 649

22.03

52

1

Теорема о вписанном угле

УОНМ

Уметь: распознавать на чертежах вписанные углы, находить величину вписанного угла

  УО

Выполнить № 652, 653

05.04

53

Центральные  и вписанные углы

УПЗУ

Знать: формулировку теоремы, уметь доказывать и применять ее при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи

Работа в парах по карточкам

Выполнить № 662

08.04

54

1

Центральные  и вписанные углы

УОСЗ

Знать: формулировки  определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд.

Уметь: находить величину центрального и вписанного угла

  СР

Выполнить № 664

12.04

55

1

Свойство биссектрисы угла.

УОНМ

Биссектриса угла

Знать: формулировку теоремы о свойстве равноудаленности каждой т.биссект. угла и этапы ее доказательства. Уметь: находить элементы треугольника используя свойство  биссектрисы; выполнять чертеж по условию.

  ФО

Выполнить № 675, 676

15.04

56

1

Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

УОНМ

Перпендикуляр и наклонная.

Знать: понятие серединного перпендикуляра, формулировку теоремы о серединном перпендикуляре. Уметь: доказывать и применять теорему для решения задач на нахождение элементов треугольника

  ФО

Выполнить № 680

19.04

57

1

Теорема о пересечении высот в треугольнике.

КУ

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот

Знать: четыре замечательные точки треугольника, формулировку теоремы о пересечении высот треугольника. Уметь: находить элемент треугольника

  СР

Выполнить № 683

22.04

58

1

Вписанная  окружность.

УОНМ

Окружность, вписанная в треугольник

Знать: понятие вписанной окружности, теорему об окружности, вписанной в треугольник. Уметь: распознавать на чертежах вписанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства вписанной окружности

ФО

Выполнить № 688, 689

26.04

59

1

Описанная окружность.

УОНМ

Описанные четырехугольники

Знать: теорему о свойстве описанного четырехугольника и этапы ее доказательства.  Уметь: применять свойство описанного четырехугольника при решении задач, выполнять чертеж по задаче

 УО

Выполнить

29.04

60

1

Вписанная и описанная окружности

КУ

Окружность, описанная около треугольника

Знать: определение описанной окружности, формулировку теоремы об окружности, описанной около треугольник.  Уметь: проводить доказательство теоремы и прим. ее при решении задач, различать на чертежах описанные окружности

 МД

Выполнить № 705

06.05

61

1

Вписанная и описанная окружности

УР

Вписанные четырехугольники

Знать: формулировку теоремы о вписанном четырехугольнике.

Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать задачи, опираясь на указанное свойство

 СР

Выполнить № 710, 711

13.05

62

1

Решение задач по теме «Окружность»

УПЗУ

Знать: формулировки определений и свойств.

Уметь: решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства

Работа в группах по карточкам

Выполнить задание по карточкам

17.05

63

1

Решение задач по теме «Окружность»

УОСЗ

17.05

64

1

Контрольная работа №5

по теме: «Окружность»

КЗУ

Уметь: находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд

КР

Выполнить тест

20.05

Повторение (4 часа)

65

1

Четырехугольники, многоугольники

УОСЗ

Знать: формулировки определений, свойств, признаков: параллелограмма, ромба, трапеции.  Уметь: находить элементы четырехугольника, опираясь на изученные свойства, выполнять чертеж по условию задачи; вычислять площадь четырехугольника

Работа в группах по карточкам .

Выполнить задание по карточкам

20.05

66

1

Площади

УОСЗ

24.05

67

1

Итоговая контрольная работа по геометрии за курс 8 класса

КЗУ

24.05

68

1

Окружность

УОСЗ

27.05

УМК

  1. Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений/Л.С.Атанасян и др.- М.: Просвещение, 2014.
  2. Изучение геометрии в 7-9 кл.: Методические рекомендации для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.- М.: Просвещение;
  3. Геометрия 8 класс. Поурочные планы по учебнику «Геометрия»8 класс. М.Г.Гиляров-Волгоград
  4. Геометрия: Дидактические материалы для 8 кл. /Б.Г.Зив,В.М.Мейлер. .- М.: Просвещение,2007;
  5. Дидактические материалы по геометрии. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7- 9 классы» Н. Б. Мельникова, Г. А. Захарова, -М. «Экзамен», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....