Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx | 65.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании ШУМО учителей естественных наук Протокол №___ от «___» _________20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Монгуш А.А./ «___»___________ 2019г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________ /Сат А.С/ «___» ________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 9 класса
на 2019/2020 учебный год
Составитель программы:
Ховалыг Шенне Григорьевна
учитель математики и информатики
первой категории
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2014 г. Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014.
В ходе обучения модуля «Геометрии» по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие цели и задачи:
Цели обучения:
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате освоения курса геометрии учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2часа в неделю.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет- ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
Тема | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность |
Векторы |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
Метод координат |
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
Длина окружности и площадь круга |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
Движения |
|
|
Начальные сведения из стереометрии |
|
|
Об аксиомах геометрии | Получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе | |
Повторение курса планиметрии |
|
Содержание тем учебного предмета
Повторение 2ч.
Векторы и метод координат 23 ч.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 12 ч.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга 12 ч.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения (11 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах планиметрии 2 ч.
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе
Повторение 6 ч.
Метод координат. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Повторение | 2 | |||
1. | Повторение. Решение задач по теме «Четырехугольник. Площадь» | 1 | 03.09 | |
2. | Повторение. Решение задач по теме «Подобные треугольники. Окружность» | 1 | 05.09 | |
Глава IX. Векторы | 13 | |||
3. | Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | 10.09 | |
4. | Откладывание вектора от данной точки. | 1 | 12.09 | |
5 | Откладывание вектора от данной точки. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | 17.09 | |
6 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | 19.09 | |
7 | Сумма нескольких векторов. | 1 | 24.09 | |
8 | Вычитание векторов | 1 | 26.09 | |
9 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | 1 | 01.10 | |
10 | Умножение вектора на число. | 1 | 03.10 | |
11 | Умножение вектора на число. | 1 | 08.10 | |
12 | Применение векторов к решению задач. | 1 | 10.10 | |
13 | Средняя линия трапеции. | 1 | 15.10 | |
14 | Решение задач по теме «Средняя линия трапеции». | 1 | 17.10 | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | 1 | 22.10 | |
Глава Х. Метод координат | 10 | |||
16 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. | 1 | 24.10 | |
17 | Координаты вектора | 1 | 05.11 | |
18 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | 07.11 | |
19 | Решение задач методом координат. | 1 | 12.11 | |
20 | Решение задач по теме «Метод координат» | 1 | 14.11 | |
21 | Уравнение окружности. | 1 | 19.11 | |
22 | Уравнение прямой. | 1 | 21.11 | |
23 | Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой». | 1 | 26.11 | |
24 | Решение задач по теме «Метод координат». | 1 | 28.11 | |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Метод координат». | 1 | 03.12 | |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 | |||
26 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | 05.12 | |
27 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | 10.12 | |
28 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | 12.12 | |
29 | Теорема о площади треугольника. | 1 | 17.12 | |
30 | Теорема синусов. | 1 | 19.12 | |
31 | Теорема косинусов. | 1 | 24.12 | |
32 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 26.12 | |
33 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 14.01 | |
34 | Скалярное произведение векторов. | 1 | 16.01 | |
35 | Скалярное произведение векторов. | 1 | 21.01 | |
36 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | 23.01 | |
37 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | 28.01 | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга | 12 | |||
38 | Работа над ошибками. Правильные многоугольники | 1 | 30.01 | |
39 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | 04.02 | |
40 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | 06.02 | |
41 | Площадь правильного многоугольника | 1 | 11.02 | |
42 | Площадь правильного многоугольника | 1 | 13.02 | |
43 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | 18.02 | |
44 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | 20.02 | |
45 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | 25.02 | |
46 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 27.02 | |
47 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 03.03 | |
48 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 05.03 | |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 10.03 | |
Глава XIII. Движения. | 11 | |||
50 | Работа над ошибками. Понятие движения | 1 | 12.03 | |
51 | Понятие движения | 1 | 17.03 | |
52 | Понятие движения | 1 | 19.03 | |
53 | Понятие движения | 1 | 31.03 | |
54 | Параллельный перенос и поворот. | 1 | 02.04 | |
55 | Параллельный перенос и поворот. | 1 | 07.04 | |
56 | Параллельный перенос и поворот. | 1 | 09.04 | |
57 | Решение задач по теме «Движения». | 1 | 14.04 | |
58 | Решение задач по теме «Движения». | 1 | 16.04 | |
59 | Решение задач по теме «Движения». | 1 | 21.04 | |
60 | Контрольная работа № 5 по теме: «Движения» | 1 | 23.04 | |
Об аксиомах планиметрии | 2 | |||
61 | Об аксиомах планиметрии | 1 | 28.04 | |
62 | Некоторые сведения о развитии геометрии | 1 | 30.04 | |
Повторение. Решение задач. Подготовка к ОГЭ | 6 | |||
63 | Метод координат | 1 | 05.05 | |
64 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 07.05 | |
65 | Четырехугольники | 1 | 12.05 | |
66 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | 14.05 | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 19.05 | |
68 | Решение задач ОГЭ | 1 | 21.05 |
Учебно-методический комплект
для ученика
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2018.
- ОГЭ 2020. Математика. 50 вартиантов. Тренировочные варианты./ И.Р.Высоцкий, Л.О.Рослова под ред. И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
- Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2020. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.О.Иванова – Ростов н/Д: Легион, 2019.
для учителя
- Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2018.
- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 9 класс. / Сост. А.Н.Рурукин. – М.: ВАКО, 2014.
- ОГЭ 2020. Математика. 50 вартиантов. Тренировочные варианты./ И.Р.Высоцкий, Л.О.Рослова под ред. И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
- Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2020. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.О.Иванова – Ростов н/Д: Легион, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....