Разработка урока по теме "Площадь треугольника"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Гаврилова Ольга Петровна

Разработка по теме "Площадь треугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.5 КБ
Office presentation icon ploshchad_treugolnika.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Площадь треугольника.                                                                            Класс: 8

Цели урока:

  1. Усвоение учащимися содержания и идеи доказательства теорем о площади треугольника, формирование умений применять изученные формулы при решении задач.
  2. Способствовать развитию интереса к изучению математики.
  3. Способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, умения работать в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация «Площадь треугольника», карточки с задачами, модели треугольников, карточки для оценки работы учащихся.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.

Члены групп докладывают о выполнении домашнего задания.

  1. Постановка целей урока (слайд 1, 2).

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник!

А уж нам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Очень быстро и умело

Его площадь подсчитать.

  1. Актуализация опорных знаний (слайд 3).
  1. Какой треугольник называется прямоугольным?
  2. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
  3. Что можно сказать о площадях равных фигур?
  4. Как связанны площадь фигуры и площади ее составляющих частей?
  5. Как отрезок называется высотой треугольника?
  6. Как вычислить площадь прямоугольника?
  1. Изучение нового материала (слайд 4 – 6).

Защите учащимися мини-проектов.

  1. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.
  2. Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
  3. Площадь треугольника равна произведению полупериметра на радиус вписанной окружности.
  1. Историческая справка (слайды 7, 8).

Формулы для вычисления площадей земельных участков, имеющих формы прямоугольников, треугольников, трапеции приведены в клинописных таблицах Древнего Вавилона, относящихся к 2000 году до н.э. И, если вести хотя бы приближенный учет времени возникновения понятия площади, то получится более 4000 лет.

Рукописи, дошедшие до нас из глубины веков, говорят о том, что уровень знаний науки «геометрии» на Руси до 16 века был невысок.

Так известно, что в 1551 году царь Иван ΙV решил впервые послать «смерить государство». Вероятно, было известно по каким правилам надо  проводить измерения земельных угодий государства Российского и имелись люди, знающие геометрию. Но, первая книга, где излагаются правила измерения площадей, была книга «сошного письма», относящаяся к 1629 году. В те далекие времена так же, как и мы в настоящее время, измеряли участки сложной формы разбитые на более простые: на треугольники, прямоугольники, квадраты, трапеции. Площадь прямоугольника, квадрата измеряли верно, а вот площадь треугольника, трапеции вычисляли с ошибкой. Так, площадь треугольника измеряли как половину от произведения меньшей стороны на большую.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Устные задачи (слайд 9, 10).
  2. Письменные задачи – коллективное решение (слайд 11 к № 1).

№ 1. Македонский царь построил своих воинов треугольником, и треугольная фаланга двинулась на врага. Воины в фаланге стояли плотно. Каждый воин занимал место площадью 1,8 м2. Основание фаланги составляло 45 м, а высота, проведенная к основанию, равнялась 24 м. Сколько всего было воинов?

№ 2. Какой урожай моркови можно собрать с участка, который имеет форму прямоугольного треугольник, если высота опущенная на его большую сторону, делит ее на отрезки 3 м и 12 м? Урожайность моркови 8 кг/м2.

  1. Физминутка.

Мы работали мобильно,

Перерыв необходим!

Быстро сделав физминутку,

Мы здоровье укрепим!

Встали ровно, руки шире,

Повороты раз-два-три!

Ну-ка, делайте дружнее,

Флюгер мы изобразим! (повторить три раза)

Посмотрите дружно в угол,

В правый, в левый и вперед.

Упражнение простое,

Каждый толк с него возьмет. (повторить три раза)

Сделав эти упражненья,

Мы подняли настроенье,

А теперь опять за парты,

Впереди всех ждут нас старты!

  1. Работа в группах (слайд 12).

Найдите радиус окружности, вписанной в данный треугольник. (каждой группе дается модель треугольника, выполнив необходимые измерения они должны выполнить задание)

  1. Красный треугольник (стороны – 5 см, 5 см, 6 см):

 S=12, p=8, r=1,5.

  1. Синий треугольник (стороны – 13 см, 14 см, 15 см):

S=84, p=21, r=4.

  1. Сиреневый треугольник (стороны – 6 см, 8 см, 10 см):

S=24, p=12, r=2.

  1. Голубой треугольник (стороны 24 см, 20 см, 20 см):

S=192, p=32, r=6.

  1. Желтый треугольник (стороны – 15 см, 13 см, 4 см):

S=24, p=16, r=1,5. 

  1. Итоги урока (слайд 13).
  1. Тестирование – ключевое слово БРАВО.
  2. Оценка работы учащихся на уроке:

Группа № _______

Ф. И. ученика

Домашнее задание

Участие в работе группы

Тестирование  

Бонус

Всего

1 задание

2 задание

3 задание

0 – 1

0 – 1

0 – 1

0 – 2

0 – 5

0 – 2

0 – 12

1

2

3

4

5

  1. Домашнее задание (слайд 14).

Составить «жизненную» задачу на вычисление площадей. Решить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Площадь треугольника

Слайд 2

Цели урока: Изучить формулы для нахождения площади треугольника. Научиться применять изученные формулы при решении задач.

Слайд 3

Какой треугольник называется прямоугольным? Как называются стороны прямоугольного треугольника? Что можно сказать о площадях равных фигур? Как связанны площадь фигуры и площади ее составляющих частей? Какой отрезок называется высотой треугольника? Как вычислить площадь прямоугольника?

Слайд 4

Теоремы о площади треугольника 1) Площадь прямоугольного треугольника равна: Доказательство. Так как площадь прямоугольника равна , а прямоугольный треугольник — половина прямоугольника, следовательно, его площадь в два раза меньше и равна Что и требовалось доказать.

Слайд 5

Теоремы о площади треугольника 2) Площадь треугольника равна: Доказательство . Возьмём произвольный треугольник. Проведем высоту h , которая делит данный треугольник на два прямоугольных треугольника. Что и требовалось доказать.

Слайд 6

Теоремы о площади треугольника 3) Площадь треугольника равна: , где p — полупериметр треугольника. Доказательство . Что и требовалось доказать.

Слайд 7

Древние источники Часть папируса Ахмеса Часть Древневавилонской клинописи

Слайд 8

Вычисление площади см 2 Вычисление площади в Древней Руси см 2

Слайд 9

По рисунку заполните пропуски так, чтобы равенства стали правильными. M N K R S F S - площадь данного треугольника

Слайд 10

Вычислите площадь треугольника по рисунку 1 2 3 4 5 7 4 10 8 6 3 4 6 4 5 8 7 3 4 5 2,5

Слайд 12

Задание группам Найдите радиус окружности, вписанной в данный треугольник.

Слайд 13

Итоги урока: 1) Площадь треугольника со стороной а и проведенной к ней высотой h , вычисляется по формуле: С) ah ; О) a+h ; Б) ; Е) другой ответ. 2) Площадь прямоугольного треугольника с катетами а и b вычисляется по формуле: Х) ab ; Р) ; Г) 2 ( a+b ) ; И) другой ответ. 3)Площадь треугольника с полупериметром р и радиусом вписанной окружности r вычисляется по формуле: У) 2pr ; К) p:r ; А) pr ; Н) другой ответ. 4) 5) В) 10; Ю) 20; Й) 6; Ф) 12. Я) 6; Ш) 20; О) 10; М) 20. Вычислите площадь треугольника

Слайд 14

Домашнее задание: Составить «жизненную» задачу на вычисление площадей. Решить.

Слайд 15

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Свойства равнобедренного треугольника"

Цели урока: Ввести понятие равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника.Рассмотреть и самостоятельно доказать теоремы о свойствах биссектрисы равнобедренного треугольника, об углах при о...

Методическая разработка урока "Сумма углов треугольника"

Урок изучения нового материала проводится в форме повторения открытия теоремы Евклида о сумме углов треугольника....

Разработка урока "Площадь произвольного треугольника"

Предмет – математикаКласс – 5Тема урока: «Площадь произвольного треугольника»Тип урока:  комбинированный урок.Оборудование урока: Математика. 5 класс: учебник для общеобра...

Разработка урока "Признаки равенства треугольников"

Урок направлен на открытие новых знаний с помощью практических знаний обеспечивает понимание учащимися отличия между первым, вторым и третьим признаками равенства треугольников, а также между определе...

Методическая разработка урока математики "Построение треугольника" 6 класс

Материалы открытого урока по математике в 6 классе по теме "Построение треугольника". Содержат технологическую карту урока, 2 варианта самостоятельной работы,презентацию  "Пос...