Урок по теме "Тетраэдр"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Быструшкина Анастасия Сергеевна

Урок геометрии в 10 классе по теме "Тетраэдр", в начале урока учащимся предлагается решить несколько задач из ЕГЭ, к конце урока проводится мини тест по теме урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» г. Облучье

Конспект урока по алгебре в 10 классе

по теме:

«Тетраэдр»

Учитель:

Быструшкина Анастасия Сергеевна

г. Облучье, 2020 г.

Предмет – математика (геометрия)

Класс – 10

Тема – «Тетраэдр»  

Учебно-методическое обеспечение:

  • Геометрия: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.,  М.: Просвещение, 2016 г.

Цель:    сформировать представление о геометрическом теле –  тетраэдре; познакомить учащихся с основными элементами и способами заданий тетраэдра, а также его использование при решении задач..

Задачи урока:

Образовательные:

  • ввести понятие тетраэдра;
  • проиллюстрировать изученные понятия, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей на примере тетраэдра;
  • рассмотреть задачи, связанные с тетраэдром и задачи, встречающиеся в ЕГЭ.

Развивающие:

  • развить геометрическую интуицию на образы, свойства, методы построения;
  • способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению;
  • культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Оборудование и материалы для урока: раздаточный материал, проектор, экран.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Структура  урока:

1. Организационный момент, цель урока.

2.  Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос)

3.  Изучение нового материала. (Работа в группах)

4.  Исследовательская деятельность уч-ся( доклад по теме урока).

5.  Физминутка. (Гимнастика для глаз)

6.  Закрепление нового материала( решение задач).

7. Проверку знаний - тест

8. Подведение итога урока, оценивание уч-ся.

9. Домашнее задание.

Ход урока.

 I.  Организационный момент.

Приветствие. Включение в деловой ритм, организация внимания, подготовка класса к работе.

II.  Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа в парах.

Среди множества занимательных задач есть такая: Из 6 спичек сложите 4 треугольника так, чтобы каждая сторона была одна спичка. У вас на столах лежат 6 спичек. Попробуйте и вы решить эту задачу. (Работа в парах)

С этой фигурой мы уже встречались на уроках геометрии. Как называется фигура?

(Тетраэдр)

Значит тема урока …..(дети формулируют)    Тетраэдр.

- Ребята, какие новые понятия и элементы вы бы хотели бы узнать об этой фигуре? (учащиеяся отвечают)

- Почему он называется тетраэдром?

- Какие элементы мы будем в нем изучать?

-Какую роль он играет в математике? И т.д.

Ребята, вы сами сейчас поставили цель нашего сегодняшнего урока: Дать понятие тетраэдра, элементов тетраэдра, значимость этой фигуры в геометрии.

Глядя на нашу фигуру, давайте мы с вами вместе постараемся выяснить из чего он состоит.

Но прежде, чем начать говорить о новом, вспомним старое и решим несколько задач, которые предлагают учащимся при сдаче ЕГЭ….. (условия задач записаны на доске, поочередно разбираем решение каждой и один учащийся фиксирует решение на доске, остальные в тетради)

Задача 1.

Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 8 и 12, а угол между ними равен 30°.

hello_html_m590839ec.png

Задача 2.

Сумма двух углов треугольника и внешнего угла к третьему равна 40°. Найдите этот третий угол. Ответ дайте в градусах.

hello_html_m7d7f1321.png

Задача 3.

Площадь треугольника ABC равна 4. DE— средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE.

hello_html_455e26ca.png

Задача 4.

Площадь треугольника равна 54, а его периметр 36. Найдите радиус вписанной окружности.

hello_html_141e1122.png

III. Изучение нового материала.

Изучая фигуры в пространстве необходимо составить план изучения этой фигуры. На доске прикреплены этапы изучения темы. (Определение, свойства, элементы, обозначения, чертеж) Слова заданы без определенного порядка. Необходимо составить план. Как вы думаете каков он может быть?

Используя план, составленный вами, начнем изучение нового понятия.

Работа в группах:

На столах у учащихся листы с таблицей

Инструкция к работе:

I. Составить истинные высказывания:

1. Тетраэдр– это…

2.Элементы тетраэдра:

Грани тетраэдра – это…

Ребра - …

Вершины тетраэдра – это…

Противоположные ребра тетраэдра – это…

Основание тетраэдра, боковые ребра тетраэдра…

II. Изображение тетраэдра (различные способы)

III. Обозначение тетраэдра (два примера)

Отчет о работе групп

Первая группа – определение тетраэдра.

Вторая группа – элементы тетраэдра

Третья группа – Изображение тетраэдра

Четвертая группа – Обозначение (в сопровождении с изображением)

IV. Сообщение обучающегося

Математика, в частности геометрия, является мощнейшим инструментом в познании мира. Различные геометрические формы находят свое практическое приспособление в различных областях знания: архитектуре, скульптуре, живописи. Сообщение ученика «Тетраэдр в деятельности человека».

V. Гимнастика для глаз.  (рисуем глазами окружность, квадрат)

VI. Решение задач

1) Изучение этого многогранника даст возможность проиллюстрировать понятия, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей в пространстве.

Решим следующие задачи устно

Задача 1: Ответьте на вопросы слайда:  Дано:  

Какого взаимное расположение прямой МN и плоскости АВС?

Какого взаимное расположение прямой МN и прямой ЕС?

Какого взаимное расположение прямой МN и прямой АF?

2) Решение задачи письменно:

Задача 2: В тетраэдре DАВС дано угол АDВ = 300, угол ВDС = 600, угол СDА = 900, DА = 20 см, ВD = 21 см, DС = 18 см. Найдите площади всех боковых граней.

(К доске ученик, остальные в тетрадях)

VI. Тест (контроль первичных знаний)

Вариант 1

1) Тетраэдр - поверхность, составленная из…

А) 4 треугольников Б) 3 треугольников

В) 5 треугольников Г) 4 четырехугольников

2) Концы ребер многоугольника называют….

А) грани б) ребра в) вершины г) диагонали

3) В тетраэдре МРКС треугольник РКС является:

А) боковой гранью: Б) ребром; В) основанием; Г) вершиной.

4) Какого взаимное расположение прямой ЕС и плоскости (МКР) 

А) пересекаются, Б) параллельны, В) прямая принадлежит плоскости, Г) скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны, точка L — середина ребра AC, S — вершина. Известно, что BC = 6, а SL = 5. Найдите площадь всех боковых граней тетраэдра.

hello_html_66040ce2.png

А) 90; Б) 36; В) 45; Г) 150.

Вариант 2.

1) В тетраэдре DABC противоположными являются ребра:

А) DB и ВС; Б) DА и ВС; В) АС и ВС; В) DС и ВD.

2) Гранями тетраэдра являются:

А) отрезки; Б) четырехугольники; В) треугольники; В) прямые

3) Сколько ребер у тетраэдра?

А) 6 б) 7 в) 8 г) 12

4) Какого взаимное расположение прямой AF и плоскости (МКР) hello_html_4cd0283.png

А) пересекаются, Б) параллельны, В) прямая принадлежит плоскости, Г) скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны , Р – середина ребра АВ, S - – вершина. Известно, что ВС =5, SР = 6. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.

hello_html_m5ae166db.png

А) 90; Б) 36; В) 45; Г) 150.

Таблица ответов

Поставьте оценку.

VII. Домашнее задание:

п. 12, № 66, 67 (б).

VIII. Подведение итогов.

О каком многограннике сегодня шла речь. Что нового вы узнали о нем?

Рефлексия.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я ….

Мне было интересно …(делать)…

У меня хорошо получилось …

У меня не получилось …

ФИ _____________________

Обведите верный ответ

Вариант 1

1) Тетраэдр - поверхность, составленная из…

А) 4 треугольников Б) 3 треугольников

В) 5 треугольников Г) 4 четырехугольников

2) Концы ребер многоугольника называют….

А) грани Б) ребра В) вершины Г) диагонали

3) В тетраэдре МРКС треугольник РКС является:

А) боковой гранью: Б) ребром;

В) основанием; Г) вершиной.

4) Какого взаимное расположение прямой ЕС и плоскости (МКР):

А) прямая пересекает плоскость,

Б) прямая параллельна плоскости,

В) прямая принадлежит плоскости,

Г) прямая и плоскость скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны, точка — середина ребра AC— вершина. Известно, что BC = 6, а SL = 5. Найдите сумму площадей боковых граней тетраэдра.

ФИ _____________________

Обведите верный ответ

Вариант 2.

1) В тетраэдре МРКС противоположными являются ребра:

А) МК и КС; Б) МР и КС; В) РС и КС; В) МС и КМ.

2) Гранями тетраэдра являются:

А) отрезки; Б) четырехугольники;

В) треугольники; В) прямые

3) Сколько ребер у тетраэдра?

А) 6 б) 7 в) 8 г) 12

4) Какого взаимное расположение прямой AF и плоскости (МКР)

А) прямая параллельна плоскости,

Б) прямая пересекает плоскость,

В) прямая принадлежит плоскости,

Г) прямая и плоскость скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны , Р – середина ребра АВS – вершина. Известно, что ВС =5,  = 6. Найдите сумму площадей боковых граней тетраэдра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тетраэдр « tetra »- по - гречески четыре, а « hedra » -грань.

Слайд 3

Задача 1. Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 8 и 12, а угол между ними равен 30 °. Площадь треугольника равна половине произведения его сторон на синус угла между ними. Поэтому см 2 Ответ: 24 .

Слайд 4

Задача 2 Сумма двух углов треугольника и внешнего угла к третьему равна 40°. Найдите этот третий угол. Ответ дайте в градусах. Решение: Внеш­ний угол тре­уголь­ни­ка равен сумме двух углов, не­смеж­ных с ним. По­это­му внеш­ний угол равен 40° : 2 = 20°, а зна­чит, ис­ко­мый угол, смеж­ный к най­ден­ному внеш­не­му, равен 180° − 20° = 160°. Ответ: 160°

Слайд 5

Задача 3 Площадь треугольника ABC равна 4. DE — средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE . Сред­няя линия от­се­ка­ет от тре­уголь­ни­ка по­доб­ный ему с ко­эф­фи­ци­ен­том по­до­бия . Пло­ща­ди по­доб­ных фигур от­но­сят­ся как квад­рат ко­эф­фи­ци­ен­та по­до­бия. Тогда см 2 . Ответ : 1 .

Слайд 6

Задача 4 Площадь треугольника равна 54, а его периметр 36. Найдите радиус вписанной окружности . Решение . Площадь треугольника равна произведению полупериметра на радиус вписанной окружности , поэтому Ответ: 3.

Слайд 7

План изучения фигуры в пространстве РАБОТА В ГРУППЕ Учебник П. 12, с. 24.

Слайд 8

DABC – тетраэдр. С D В А М Р K Каково взаимное расположение: N прямой MN и плоскости АВС? Е прямой MN и прямой ЕС? F прямой MN и прямой AF ?

Слайд 9

Задача В тетраэдре D АВС дано: А D В = 30 0 , В D С = 60 0 , С D А = 90 0 , D А = 20 см, В D = 21 см, D С = 18 см. Найдите площади всех боковых граней.

Слайд 10

Тест Проверь: Вариант 1 1. А 2. В 3. В 4. Б 5. В Вариант 2 1. А 2. В 3. В 4. Б 5. В

Слайд 11

Критерии проверки «5» – нет ни одной ошибки «4» - одна ошибка «3» – две ошибки «-» - три и более ошибок

Слайд 12

Домашнее задание: п . 12, №№ 66, 67 (б )

Слайд 13

Продолжи предложение: Сегодня на уроке я … Мне было интересно … У меня хорошо получилось … У меня не получилось …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕТРАЭДР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

Tetra Classic® — картонная упаковка в форме тетраэдра для хранения молока, созданная в 1950 году компанией Tetra Pak. С 1959 года поставлялась и широко использовалась в СССР, где эти упаковки обычно назывались «пирамидками» или «треугольными пакетами». Пирамидки были двух основных размеров: большая (для молока и кефира) и поменьше (для сливок). Они были оформлены по-разному в зависимости от вида продукта. Оказалось, что на конвейере удобно склеивать подобные тетраэдры, отрезая заготовки для них от картонного “шланга”.

Слайд 3

Тетраэдры в живой природе Некоторые плоды, находясь вчетвером на одной кисти, располагаются в вершинах тетраэдра, близкого к правильному. Такая конструкция обусловлена тем, что центры четырёх одинаковых шаров, касающихся друг друга, находятся в вершинах правильного тетраэдра. Поэтому похожие на шар плоды образуют подобное взаимное расположение. Например, таким образом могут располагаться грецкие орехи.

Слайд 4

Тетраэдры в строительстве Тетраэдр образует жёсткую, статически определимую конструкцию. Тетраэдр, выполненный из стержней, часто используется в качестве основы для пространственных несущих конструкций пролётов зданий, перекрытий, балок, ферм, мостов и т. д. Стержни испытывают только продольные нагрузки.

Слайд 5

Уголковый отражатель Уголковый отражатель — устройство в виде прямоугольного тетраэдра со взаимно перпендикулярными отражающими плоскостями. Излучение, попавшее в уголковый отражатель, отражается в строго обратном направлении. Используется:для точного измерения расстояний (для лазерной локации Луны, ИСЗ; топосъемке, строительстве); для возврата излучения точно назад (катафот, радиоэлектронная борьба).

Слайд 6

Тетраэдры в микромире Молекула метана СН 4 Молекула аммиака NH 3 Алмаз C — тетраэдр с ребром равным 2,5220 ангстрем Флюорит CaF2, тетраэдр с ребром равным 3, 8626 ангстрем Сфалерит, ZnS, тетраэдр с ребром равным 3,823 ангстрем Комплексные ионы [BF4] -, [ZnCl4]2-, [Hg(CN)4]2-, [Zn(NH3)4]2+ Силикаты, в основе структур которых лежит кремнекислородный тетраэдр [SiO 4 ] 4-

Слайд 7

Lipton tea & тетраэдр Чайная компания Lipton для разнообразия формы пакетиков для чая теперь выпускает их в виде тетраэдра

Слайд 8

Головоломка Существуют головоломки в виде тетраэдра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...