Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Кристина Александровна Троянова

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_rabochaya_programma_po_gometrii_8-9_klass.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом  от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом  Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Федеральным  государственным  образовательным  стандартом основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Постановлением  главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении  СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа разработана на основе программы по геометрии для7–9 классов общеобразовательных школ

 к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).

Цель:  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для  продолжения обучения в школе или иных общеобразовательных учреждениях, создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству;

- развитие математических способностей;

- развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

- овладение алгебраическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных организациях, для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2018г.
  2. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других .7- 9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутусов.- Москва, «Просвещение», 2018г.
  3. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 8-9 классы.- М.: ВАКО, 2018г.
  4. Изучение геометрии в 7,8,9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков и др - М.: Просвещение, 2019г.
  5. Геометрия. 8 класс. 120 диагностических вариантов/ Панарина В.И..: Национальное гбразование, 2018г.
  6. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.— М: Илекса, 2018г.
  7. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2019.
  8. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2018;
  9. Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии: 9-й кл.: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9тклассы».- М.: Экзамен,2018г.

  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

-вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

 и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,транспортир).

  1. Содержание учебного предмета

8 класс

  1. Четырехугольники  (14 ч.)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

  1. Площадь (13 ч.)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  1. Подобные треугольники (20 ч.)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  1. Окружность (17 ч.)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

  1. Повторение (4 ч.)

9 класс

1. Векторы и метод координат (20 ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(14 ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга (11 ч.)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.

  1. Движения (7 ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя, сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии (5 ч.)

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.

Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками;телами и поверхностями вращения.

Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии

Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

  1. Повторение (10 ч.)

Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.

3.Тематическое планирование по геометрии 8 класс

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Предпол.

Факт.

1. Четырехугольники (14ч.)

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

1

какой многоугольник называется выпуклым

2

Четырехугольник.

1

определение четырёхугольника

3

Определение параллелограмма.

1

определение параллелограмма

4

Свойства параллелограмма.

1

свойства параллелограмма

5

Признаки параллелограмма.

1

признаки параллелограмма

6

Решение задач по теме «Параллелограмм».

1

7

Трапеция.

1

трапеция

8

Теорема Фалеса.

1

теорема Фалеса

9

Задачи на построение.

1

10

Прямоугольник.

1

прямоугольник

11

 Ромб. Квадрат

1

  ромб, квадрат

12

 Решение задач по теме «Ромб. Квадрат».

1

13

 Осевая и центральная симметрии.

 Решение задач по теме «Четырёхугольники».

1

осевая и центральная симметрии

14

Административная контрольная работа

1

2. Площадь (14 ч.)

15

Площадь многоугольника.

1

площадь многоугольника

16

Решение задач по теме «Площадь многоугольника».

1

17

Площадь параллелограмма.

1

площадь параллелограмма

18

Площадь треугольника.

1

площадь треугольника

19

Решение задач по теме «Площадь треугольника».

1

20

Контрольная работа  по теме: «Четырёхугольники».

1

площадь трапеции

21

Площадь трапеции .Решение задач по теме «Площадь трапеции».

1

22

Решение задач на вычисление площадей фигур.

1

23

Теорема Пифагора.

1

теорема Пифагора

24

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

теорема, обратная теореме Пифагора

25

Решение задач.

1

26

Контрольная работа по теме: «Площади».

1

27

Анализ контрольной работы.

1

3.Подобные треугольники (20 ч.)

28

Определение подобных     треугольников.

1

определение подобных     треугольников

29

Отношение площадей подобных треугольников.

1

отношение площадей подобных треугольников

30

Первый признак подобия треугольников.

1

первый признак подобия треугольников

31

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

1

32

Второй и третий признаки подобия треугольников.

1

второй и третий признаки подобия треугольников

33

Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников.

1

34

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

1

35

Контрольная работа  по теме «Подобные треугольники».

1

36

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника.

1

средняя линия треугольника

37

Решение задач по теме: «Средняя линия треугольника».

1

38

Свойство медиан треугольника.

1

свойство медиан треугольника

39

Пропорциональные отрезки.

1

пропорциональные отрезки

40

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

41

Измерительные работы на местности. Практическая работа.

1

42

Задачи на построение методом подобия.

1

43

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

44

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 .

1

значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

45

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

1

соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

46

Решение задач.

1

47

Контрольная работа по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

1

4.Окружность (16 ч.)

48

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности.

1

взаимное расположение прямой и окружности

49

Касательная к окружности.

1

касательная к окружности

50

Касательная к окружности. Решение задач.      

1

51

Градусная мера дуги окружности.

1

градусная мера дуги окружности

52

Теорема о вписанном угле.

1

теорема о вписанном угле

53

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

теорема об отрезках пересекающихся хорд

54

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

1

55

Свойство биссектрисы угла.

1

свойство биссектрисы угла

56

Решение задач: «Свойство биссектрисы угла».

57

Серединный перпендикуляр.

серединный перпендикуляр

58

Решение задач: «Серединный перпендикуляр».

59

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

теорема о точке пересечения высот треугольника

60

Решение задач.

61

Вписанная окружность.

1

вписанная окружность

62

Свойство описанного четырехугольника.

1

63

Решение задач по теме «Окружность».

1

64

Контрольная работа по теме: «Окружность».

1

5.Повторение (4 ч.)

65

Анализ контрольной работы. Четырёхугольники.

1

66

Площади фигур.

1

67

Подобные треугольники.

1

68

Окружность. Итоговый урок.

1

Тематическое планирование по геометрии 9 класс

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Предпол.

Факт.

1. Векторы и метод координат (20 ч.)

1

Инструктаж по ТБ. Понятие вектора. Равенство векторов.

1

вектор, длина вектора, равенство векторов, коллинеарные векторы

2

Откладывание вектора от данной точки.

1

откладывание вектора от данной точки

3

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.

1

сложение векторов, законы сложения

4

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

разность двух векторов, противоположный вектор

5

Решение задач «Сложение и вычитание векторов».

1

6

Произведение вектора на число.

1

умножение вектора на число

7

Применение векторов к решению задач.

1

8

Средняя линия трапеции.

1

понятие средней линии трапеции

9

Контрольная работ по теме: «Векторы».

1

10

Анализ контрольной работы.

1

11

Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

координаты вектора, длина вектора.

12

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

действия над векторами

13

Простейшие задачи в координатах.

1

координаты вектора, координаты середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

14

Решение задач по теме: «Метод координат»

1

15

 Административная контрольная работа

16

Уравнение окружности.

1

уравнение окружности

17

Уравнение прямой

1

уравнение прямой

18

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1

19

Решение задач с использованием метода координат

1

20

Контрольная работа по теме: «Метод координат».

1

20

Анализ контрольной работы.

1

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(14 ч.)

21

Синус, косинус, тангенс.

1

синус, косинус, тангенс

22

Основное тригонометрическое тождество.

1

основное тригонометрическое тождество

23

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

1

формулы приведения

24

Теорема о площади треугольника.

1

теорема о площади треугольника

25

Теорема синусов.

1

теорема синусов

26

Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

27

Решение треугольников.

1

28

Измерительные работы.

1

29

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

30

Самостоятельная работа: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

31

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

угол между векторами, скалярное произведение векторов

32

Скалярное произведение векторов и его свойства.

1

33

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

34

Контрольная работа по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1

  1. Длина окружности и площадь круга (11 ч.)

35

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник.

1

правильный многоугольник

36

Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

окружность, описанная около правильного многоугольника

37

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

окружность, вписанная в правильный многоугольник.

38

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него.

1

39

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

40

Построение правильных многоугольников.

1

41

Длина окружности.

1

длина окружности

42

Площадь круга. Площадь кругового сектора.

1

площадь круга, площадь кругового сектора

43

Решение задач «Длина окружности. Площадь круга».

1

44

Решение задач.

1

45

Контрольная работа по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

  1. Движения (7 ч.)

46

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

1

отображение плоскости на себя, понятие движения

47

Симметрия.

1

симметрия

48

Параллельный перенос. Поворот.

1

параллельный перенос, поворот

49

Решение задач «Параллельный перенос. Поворот».

1

50

Решение задач по теме: «Движения»

1

51

Обобщенный урок по теме: «Движения»

1

52

Контрольная работа по теме: «Движения».

1

  1. Начальные сведения из стереометрии (6 ч.)

53

Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники.

1

многогранники

54

Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда.

1

призма, параллелепипед, свойства параллелепипеда

55

Тела вращения.  Цилиндр. Конус.

1

тела вращения, цилиндр, конус.

56

Сфера. Шар.

1

сфера, шар

57

Об аксиомах геометрии.

1

58

Контрольная работа по теме: «Начальные сведения из стереометрии».

1

  1. Повторение (8 ч.)

59

Анализ контрольной работы. Признаки равенства треугольников.

1

60

Подобие треугольников. Параллельные прямые.

1

61

Четырехугольники. Площади.

1

62

Секущие и касательные. Окружность. Вписанный угол.

1

63

Вписанные и описанные четырехугольники.

1

64

Итоговая контрольная работа.

1

65

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение.

1

66

Итоговое повторение.        

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....