Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Шарапова Арюна Санжиевна

Геометрия 7-9 классы Л.С. Атанасян, В.Т. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2015. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geometriya_9_klass_2020-2021.doc882 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;

примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,

к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2015. – с. 37-39)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Сосорова Н.С.»»;

Учебного плана МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Сосорова Н.С.» на 2020-2021 учебный год; Положения о рабочей программе.

  • рабочей программе учтен национально-региональный компонент, на реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени, что составляет в 9 классе – 14 учебных часов.

Учебная программа 9 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.

Цели изучения учебного предмета

Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание   культуры   личности,   отношение   к   математике   как   к   части

общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Задачи изучения учебного предмета

  • Образовательные:  выработать  основные  группы  знаний,  умений  и  навыков,

связанных с решение типовых задач и задач повышенной сложности по математике; подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов по математике; формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.

  • Развивающие: развить мышление, математическую речь, память, внимание.

  • Воспитательные: использовать все удобные моменты в содержании обучения курса математики для воспитания у учащихся: устойчивого интереса к изучению математики; активной жизненной позиции; ответственности, инициативности,

самостоятельности, упорства, организованности, привычки к систематическому труду, дисциплине, добросовестного отношения к порученному делу;общей культуры и научного мировоззрения через ознакомление с ролью математики; культуры общения, эстетическое воспитание.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обратить внимание на то,

чтобы они овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования   различных   языков   математики    (словесного,   символического, графического),  свободного  перехода  с  одного  языка  на  другой  для  иллюстрации,

интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Основное содержание учебного предмета

Векторы (8 ч)

Определение вектора, начало, конец, нулевой вектор, длина вектора, коллинеарные, сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы. обозначение и изображение векторов. Откладывание вектора от данной точки.

Сложение и вычитание векторов. Законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма. Построение вектора, равного сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, многоугольника. Понятие разности двух векторов, противоположных векторов.

Определение умножения вектора на число, свойства. Применение векторов к решению задач. теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы.

Метод координат (10 ч)

Лемма о коллинеарных векторах. Теорема о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам. Понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число. Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уравнение окружности и прямой. Изображение окружности и прямой, заданных уравнениями, простейшие задачи в координатах.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение

векторов (11 ч)

Определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0º до 180º, формулы для вычисления

координат точки, основное тригонометрическое тождество. Формула основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Формула площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Методы проведения измерительных работ. Теорема о скалярном произведении двух векторов и её следствия.

Длина окружности и площадь круга (12 ч)

Определение правильного многоугольника, формула для вычисления угла правильного п - угольника. Теоремы об окружностях: описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности и длины дуги окружности. Формулы площади круга и кругового сектора.

Движения (8 ч)

Понятие отображения плоскости на себя и движения. Свойства движений, осевой и центральной симметрии. Понятие параллельного переноса. Основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. Понятие поворота. доказательство того, что поворот есть движение.

Начальные сведения из стереометрии (8 ч)

Многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, пирамида. Цилиндр, конус, сфера и шар.

Об аксиомах планиметрии (2ч)

Ознакомление  с  системой        аксиом,  положенных  в  основу  изучения  курса  геометрии.

Представление об основных этапах развития геометрии.

Повторение. Решение задач (11 ч)

Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. Окружность. Треугольники.

Четырехугольники. Многоугольники. Векторы. Метод координат. Движение.

Требования к математической подготовке учащихся 9 класса

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:

Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному.

Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов.

Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.

Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами.

Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями.

Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки.

Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов.

Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.

Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.

Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движения плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник.

Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.

Иметь  представления  о  простейших  многогранниках,  телах  и  поверхностях  в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.

Тематическое планирование по геометрии

9 класс

тема урока

Количе

Дата проведения

Коррек

урока

ство

ция

уроков

по

фактическ

плану

Глава IX. Векторы (8 часов)

1

Понятие вектора. Равенство векторов

1

2

Откладывание вектора от данной точки

1

3

Сумма двух векторов. Законы сложения

1

векторов. Правило параллелограмма.

НРК

4

Сумма нескольких векторов

1

5

Вычитание векторов.

1

6

Умножение вектора на число.

1

Применение векторов к решению задач.

7

Умножение вектора на число.

1

Применение векторов к решению задач.

НРК

8

Средняя линия трапеции

1

МЕТОД КООРДИНАТ (10 ч)

9

Разложение вектора по двум данным

1

неколлинеарным векторам

10

Координаты вектора.

1

11

Простейшие задачи в координатах.

1

12

Простейшие задачи в координатах. НРК.

1

13

Уравнения окружности.

1

14

Уравнения прямой.

1

15

Уравнения окружности и прямой.

1

16

Решение задач по теме «Метод

1

координат».  НРК

17

Решение задач по теме «Метод

1

координат»

18

Контрольная работа № 1 по теме

1

«Векторы. Метод координат»

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ (11ч.)

19

Синус, косинус, тангенс.

1

20

Основное тригонометрическое

1

тождество. формулы приведения.

21

Формулы для вычисления координат

1

точки. НРК

22

Теорема о площади треугольника.

1

23

Теорема синусов.

1

24

Теорема косинусов.

1

25

Решение треугольников. Измерительные

1

работы. НРК

26

Скалярное произведение векторов.

1

27

Скалярное произведение векторов.

1

28

Решение задач по теме «Соотношения

1

между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов»

29

Контрольная работа № 2 по теме

1

«Соотношения между сторонами и

углами треугольника. Скалярное

произведение векторов.»

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА (12 ч)

30

Анализ контрольной работы.

1

Правильный многоугольник.

Окружность, описанная около

правильного многоугольника.

31

Окружность, вписанная в правильный

1

многоугольник.

32

Формулы для вычисления площади

1

правильного многоугольника, его

стороны и радиуса вписанной

окружности.

33

Решение  задач  по  теме  «Правильный

1

многоугольник». НРК

34

Длина окружности.

1

35

Длина окружности. НРК

1

36

Площадь круга и кругового сектора

1

37

Площадь круга и кругового сектора. НРК

1

38

Решение задач по теме «Длина

1

окружности и площадь круга».

39

Решение задач по теме «Длина

1

окружности и площадь круга»..

40

Решение задач по теме «Длина

1

окружности и площадь круга». НРК

41

Контрольная работа № 3 по теме «Длина

1

окружности и площадь круга»

ДВИЖЕНИЕ (8ч)

42

Анализ контрольной работы.

1

Отображение плоскости на себя. Понятие

движения.

43

Свойства движения.

1

44

Решение задач по теме «Понятие

1

движения»

45

Параллельный перенос.

1

46

Поворот

1

47

Решение задач по теме «Параллельный

1

перенос и поворот»

48

Решение задач по теме «Движение». НРК

1

49

Контрольная работа № 4 по теме

1

«Движение»

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ (8ч)

50

Анализ контрольной работы. Предмет

1

стереометрии. Многогранники.

51

Призма. Параллелепипед.

1

52

Объем тела. НРК.

1

53

Пирамида.

1

54

Тела и поверхности вращения. Цилиндр.

1

55

Тела и поверхности вращения. Конус.

1

56

Тела и поверхности вращения. Сфера и

1

шар.

57

Решение задач по теме «Тела и

1

поверхности вращения». НРК.

ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ (2ч)

58

Об аксиомах планиметрии.

1

59

Об аксиомах планиметрии.

1

ПОВТОРЕНИЕ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (11ч)

60

Повторение. Начальные геометрические

1

сведения. Параллельные прямые.

61

Повторение. Окружность.

1

62

Повторение. Треугольники.

1

63

Повторение. Четырехугольники.

1

Многоугольники.

64

Повторение. Четырехугольники.

1

Многоугольники.

65

Итоговая контрольная работа

1

66

Анализ контрольной работы.

1

67

Повторение. Векторы. Метод координат.

1

Движение.

68

Повторение.

1

69

Повторение пройденного материала за курс

1

70

Повторение и обобщение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....