Методическая разработка урока геометрии по теме «Сложение векторов» 9 класс
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Ряшина Вера Владимировна

Образовательная область: Математика.

Тема учебного занятия: «Сложение векторов»

Тип урока: урок постановки проблем и их решения.

Цель урока: 

Предметные: формировать умение применять «правило треугольника» и «правило параллелограмма» при сложении векторов;

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы обучения словесный, эвристический (частично-поисковый), проблемный, дедуктивно-репродуктивный;

Предметные: формировать умение применять «правило треугольника» и «правило параллелограмма» при сложении векторов;

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_slozhenie_vektorov.docx81.75 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx1.99 МБ
Файл prilozhenie_2.docx33.39 КБ
Файл prilozhenie_3.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 «Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя»

Методическая разработка урока геометрии по теме

«Сложение векторов»

9 класс

Картинки по запросу картинки математика

Автор: Ряшина Вера Владимировна,

учитель математики 

Картинки по запросу картинки математика

с. Новый Порт

Автор: Ряшина Вера Владимировна, учитель математики.

Образовательная область: Математика.

Тема учебного занятия: «Сложение векторов»

Класс: 9

Тип урока: урок постановки проблем и их решения.

Цель урока:

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы обучения словесный, эвристический (частично-поисковый), проблемный, дедуктивно-репродуктивный;

Предметные: формировать умение применять «правило треугольника» и «правило параллелограмма» при сложении векторов;

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.

Основная цель учителя:

- создание целостного образа нового математического понятия,

- помощь в выводе правил сложения векторов.

Цели урока для ученика:

- научиться применять правила сложения векторов при решении практических задач.

- раскрыть представление о математике как части общечеловеческой культуры;

- формировать логическое и критическое мышление, культуры речи;

- развивать математические способности.

Предполагаемые результаты:

Предметный результат:

-        научится применять правила сложения векторов при решении практических задач.

Фундаментальные образовательные объекты:

Вектор. Символ.

Образовательный объект – правило «треугольника», правило «параллелограмма».

Ключевые понятия: вектор, треугольник, параллелограмм, сумма.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Презентация к уроку (приложение 1).

Раздаточный материал: индивидуальная карта с заданиями (приложение 2);

задачи задания 20 из КИМ по математике ОГЭ (приложение 3)

Литература.

  1. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентна-Граф, 2018.
  2. С. А. Литвинова, Л. В. Куликова, С.В. Шиловская, Г. Ю. Тараева, О. Л. Безрукова. За страницами учебника математики (открытые уроки, математические кружки, подготовка к олимпиадам). – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
  3. Интернет сайт: СДАМ ГИА (математика) – образовательный сайт для подготовки к экзаменам.

Структура урока.

  • Организационный момент (2 мин.)
  • Уточнение образовательного объекта (4 мин.)
  • Мотивационный момент (3 мин.)
  • Ознакомление с новым материалом (10 мин.)
  • Систематизация полученной продукции (10 мин.)
  • Итоги урока (3 мин.)
  • Рефлексия (3 мин.)
  • Пяти минут для ОГЭ (5 мин.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим изучение математического объекта, о котором шла речь на прошлом уроке.

Чтобы выяснить тему урока, прошу поработать с ребусом.

(слайд 2)

Тема урока «Сложение векторов»

А сейчас необходимо определить задачи на урок.  

С помощью слов помощников постарайтесь сформулировать свои задачи на данный урок:

  1. Я повторю …
  2. Я узнаю ….
  3. Я научусь…

(слайд 4) 

Разгадывают ребус

Формулируют тему урока

Формулируют цели и задачи на урок

Уточнение образовательного объекта:

Таким образом, мы продолжаем разговор о векторах, и потому повторим то, что вам уже известно о векторах.

1. Что в геометрии называют вектором?

2. Какие величины называют векторными?

3. Какой вектор называется нулевым? 

4. Какие векторы называют коллинеарными?

5. Какие векторы называют сонаправленными?

6. Какие вектора считаются равными?

7. Как найти координаты вектора?

При ответе на вопросы 3-6 привести примеры (слайд 6) 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры

Мотивационный момент

Вспомним слова из басни Ивана Андреевича Крылова про лебедя, рака и щуку

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;
Да только воз и ныне там.

(слайд 7)

Ответ на этот вопрос мы сможем дать в конце нашего урока.

Слушают учителя, высказывают гипотезы правильного ответа

Ознакомление с новым материалом

Если какое-либо тело переместить из точки А в точку В, а затем из точки В в точку С. Что будет являться результирующим перемещением? (Расстояние АС) На основе этого примера выведем правило сложения векторов.

(слайд 8)

Правило треугольника

Суммой векторов, а и называется вектор, начало которого совпадает с началом вектора а, а конец с вектором в.

Данное правило называется правилом треугольника, потому что, если векторы а и в неколлинеарны т.е ненулевые и не лежат на параллельных прямых то точки А, В и С являются вершинами треугольника.

По правилу треугольника можно складывать и коллинеарные векторы. (слайд 8-10)

Рассмотрим следующую задачу

Допустим, что в точке O находится небольшое тело и к нему приложены две силы: F1 и F2. Опыт показывает, что совместное действие этих сил равноценно действию одной силы F, которая служит диагональю параллелограмма, построенного на векторах F1 и F2. Иными словами, движение нашего тела не претерпит никаких изменений, если убрать силы F1 и F2 и заменить их силой F. Эта сила F- называется равнодействующей (или результирующей) двух сил F1 и F2; она является результатом их совместного применения, и потому естественно считать, что она будет их суммой: F = F1 + F2.

Построим модель к условию задачи в виде геометрического чертежа. Нам необходимо найти сумму двух векторов, отложенных из одной точки. Здесь нам удобно воспользоваться медом достроения до параллелограмма.

Правило параллелограмма

Для векторов с общим началом их сумма изображается диагональю параллелограмма, построенного на этих векторах.

(слайд 11)

Рассмотрим практическую задачу:

Задача:

Голубевод решил отправить послание голубем друзьям в Тулу, которая находится к югу от Москвы. На карте указаны направление ветра и направление полета голубя.  Куда на самом деле прилетит голубь?

Под каким направлением следовало бы отправить голубя, чтобы после компенсации сноса ветром, он полетел бы точно на юг?

(слайд 12)

Анализирует ответы учащихся, демонстрирует правильное решение задачи

Слушают учителя, ведут диалог с учителем.

Высказывают гипотезы своих ответов, ведут диалог с учителем

Систематизация полученной продукции

Учащимся предлагается на карточках выполнить построение суммы и разности векторов. При необходимости учитель оказывает помощь учащимся, акцентирует внимание на возникшие ранее вопросы и затруднения, помогает ликвидировать неясности осмысления учащимися изученного материала, постоянно обращается к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, анализирует результаты выполнения заданий учащимися. (слайд 13-16) 

Выполняют задания на карточках. Один учащийся работает у доски.

Вернемся к нашей проблеме обнаруженной вначале урока.   Используя умение построения суммы векторов, ответим на вопрос басни И. А. Крылова.

Смогут ли лебедь, рак и щука сдвинуть груз? Если нет, то почему.

Вывод: По «правилу треугольника» сложения векторов, к повозке приложена сила, равная нулю.

(слайд 17-21)

Один учащийся находит сумму векторов у доски. Делает вывод.

Итоги урока

Подвести итог урока, повторив основные понятия (учащиеся отвечают на следующие вопросы учителя)

  • Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
  • Какие правила можно использовать для нахождения суммы и разности векторов?
  • Какова последовательность построения суммы векторов по «правилу параллелограмма»?
  • Какова последовательность построения суммы векторов по «правилу треугольника»?

Домашнее задание.

  1. Учебник п. 14. Учить, ответить на вопросы стр. 118 № 1-5
  2. № 466, 467.
  3. Проанализировать физические величины и составить практическую задачу на тему сложение векторов геометрическим способом

(слайд 22)

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

В начале урока каждый поставил перед собой цель.

Подведем итоги урока и закончим следующее предложение:

Сегодня на уроке я:

  1. Я повторил…
  2. Я узнал ….
  3. Я научился…

Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы

Пять минут для ОГЭ

До сдачи основного экзамена по математике остается совсем немного времени.

Традиционный этап урока «Пять минут для ОГЭ»

Сегодня мы рассматривает задание

Номер 20 из контрольно-измерительных материалов. 

Рассматриваются задачи  из задания номер 20 КИМ.

(слайд 24-31)

Отвечают на вопросы, делают пояснения, ведут самооценку.

Формы контроля и оценки результатов урока:

  • самостоятельная работа учащихся,
  • взаимоконтроль,
  • демонстрация лучших продуктов,

Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов ученика.

Диагностика личностных качеств (внутренний образовательный продукт): результаты его образовательных достижений по теме (на начало темы и конец темы)

Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка ученика, затем вербальная оценка учителем по наблюдению за его деятельностью на уроке.

Способы оценки успешности проведения своего урока: Эффект последействия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разгадайте ребус и сформулируйте тему урока. ы е к

Слайд 3

Сложение векторов

Слайд 4

-Я повторю … -Я узнаю …. -Я научусь…

Слайд 5

НАЧАЛО КОНЕЦ ВЕКТОР ВЕКТОР — это направленный отрезок, для которого указаны, какая точка считается началом, а какая концом. В А

Слайд 6

а t g c b u n o k m m

Слайд 8

А C B

Слайд 9

А C B

Слайд 10

А C B

Слайд 12

Практическое применение «правила параллелограмма». Голубевод хотел направить послание друзьям с голубем из Москву в Тулу, расположенную к югу от Москвы. На карте указаны направление ветра, скорость которого 20 км / ч, и направление полета голубя, его скорость равна 80 км / ч. Куда реально полетит голубь относительно Земли? Под каким направлением следовало бы отправить голубя, чтобы после компенсации сноса ветром он полетел бы точно на юг?

Слайд 13

Сложение векторов (геометрический способ) Правило треугольника + О А В О М N Р К

Слайд 14

Правило параллелограмма О К М Р Т К

Слайд 15

А В С Д F H K L M N O P R S T U Постройте суммы векторов по правилу треугольника:

Слайд 16

А В С Д F H K L M N O P R S T U Постройте суммы векторов по правилу параллелограмма:

Слайд 17

Практическое применение «правила треугольника»

Слайд 18

А

Слайд 19

А

Слайд 20

А

Слайд 21

А

Слайд 22

Домашнее задание 1) Учебник п. 14. учить правила, определения. Ответить на вопросы стр. 118 № 1-5 2) № 466, 467. 3) Проанализировать физические величины и составить практическую задачу на тему сложение векторов геометрическим способом

Слайд 23

-Я повторил … -Я узнал …. -Я научился…

Слайд 24

Пять минут для ОГЭ

Слайд 25

Укажите номера верных утверждений. 1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. 2) Вертикальные углы равны. 3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой. Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания. Ответ:12 Задание 20 1.

Слайд 26

Укажите номе верных утверждений. 1) Существует квадрат, который не является прямоугольником. 2 ) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны. 3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны. Если утвер­жде­ний несколько, за­пи­ши­те их номера в по­ряд­ке возрастания. Ответ: 23 Задание 20 2.

Слайд 27

Укажите номера верных утверждений. 1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части. 2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны. 3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу. Если утвержде­ний несколько, запишите их номера в порядке возрастания. Ответ: 13 Задание 20 3.

Слайд 28

Укажите номера верных утверждений. 1) Центры вписанной и описанной окружностей равностороннего треугольника совпадают. 2) Существует квадрат, который не является ромбом. 3) Сумма углов любого треугольника равна 180° . Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания. Ответ: 13 Задание 20 4.

Слайд 29

Укажите номера верных утверждений. 1) Если угол острый, то смежный с ним угол также является острым. 2) Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны. 3) В плоскости все точки, равноудалённые от заданной точки, лежат на одной окружности. Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания. Ответ: 23 Задание 20 5.

Слайд 30

Укажите номера верных утверждений . 1) Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого треугольника, то треугольники подобны. 2) Сумма смежных углов равна 180°. 3) Любая высота равнобедренного треугольника является его биссектрисой. Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания. Ответ: 12 Задание 20 6.

Слайд 31

Какое из следующих утверждений верно? 1) Если угол равен 45°, то вертикальный с ним угол равен 45°. 2) Любые две прямые имеют ровно одну общую точку. 3) Через любые три точки проходит ровно одна прямая . Ответ: 1 Задание 20 7.

Слайд 32

Какие из следующих утверждений верны? 1) Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны 65°, то эти две прямые параллельны. 2) Любые две прямые имеют не менее одной общей точки. 3) Через любую точку проходит более одной прямой. Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания. Ответ: 13 Задание 20 8.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_______________________________________________________________

  1. Задача про голубя

Выполни построение. По какой траектории следовало бы отправить голубя, чтобы после компенсации сноса ветром, он прилетел бы в пункт назначения?

                                                 vвет.

                                          Vгол.

  1. Выполни построение. Сумма векторов. Правило «треугольника»

  1. Выполни построение. Сумма векторов. Правило «параллелограмма»

  1. Задача «Басня Крылова».

лебедь

рак

      щука

Выполнить сложение векторов по «правилу треугольника»

A

B

C

D

F

H

K

 

L

RN + NO =

M

N

O

 

P

RN + NK =

 

 

 

AB + TU =

R

S

T

U

Выполнить сложение векторов по «правилу паралеллограмма»

A

B

C

D

F

H

K

 

L

DA + DU =

M

N

O

 

P

RN + RT =

 

 

 

FM + FH =

R

S

T

U



Предварительный просмотр:

Задание 20 №1

Укажите номера верных утверждений.

1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

2) Вертикальные углы равны.

3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны» — верно по признаку подобия треугольников.

2) «Вертикальные углы равны» — верно, это теорема планиметрии.

3) «Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой» — неверно, это утверждение справедливо только для равностороннего треугольника.

 

Ответ: 12.

Задание 20 № 2

Укажите номера верных утверждений.

 

1) Существует квадрат, который не является прямоугольником.

2) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны.

3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Существует квадрат, который не является прямоугольником» — некорректное утверждение, корректное — «Существует прямоугольник, который не является квадратом».

2) «Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны» — верно, т. к. треугольник, два угла которого равны является равнобедренным, причём равные стороны лежат напротив равных углов.

3) «Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны» — верно, это теорема планиметрии.

 

Ответ: 23.

Задание 20 № 3

Укажите номера верных утверждений.

 

1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.

2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.

3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части» — верно по свойству равнобедренного треугольника.

2) «В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны» — неверно, это утверждение справедливо исключительно для ромба, а не для прямоугольника.

3) «Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу» — верно, т. к. окружность — множество точек, находящихся на заданном расстоянии от данной точки.

 

Ответ: 13.

Задание 20 № 4

Укажите номера верных утверждений.

 

1) Центры вписанной и описанной окружностей равностороннего треугольника совпадают.

2) Существует квадрат, который не является ромбом.

3) Сумма углов любого треугольника равна 180° .

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Центры вписанной и описанной окружностей равностороннего треугольника совпадают» — верно, т.к. совпадают точки пересечения биссектрис и серединных перпендикуляров этого треугольника.

2) «Существует квадрат, который не является ромбом» — неверно; верным будет утверждение: «Существует ромб, который не является квадратом».

3) «Сумма углов любого треугольника равна 180°» — верно по свойству треугольника.

 

Ответ: 13.

Задание 20 № 5

Укажите номера верных утверждений.

 

1) Если угол острый, то смежный с ним угол также является острым.

2) Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны.

3) В плоскости все точки, равноудалённые от заданной точки, лежат на одной окружности.

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Если угол острый, то смежный с ним угол также является острым» — неверно, т. к. смежные углы в сумме составляют 180°.

2) «Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны» — верно, т. к. квадрат — частный случай ромба.

3) «В плоскости все точки, равноудалённые от заданной точки, лежат на одной окружности» — верно, т. к. окружность — это множество точек, находящихся на заданном расстоянии от данной точки.

 

Ответ: 23.

Задание 20 № 6

Укажите номера верных утверждений.

 

1) Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого треугольника, то треугольники подобны.

2) Сумма смежных углов равна 180°.

3) Любая высота равнобедренного треугольника является его биссектрисой.

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

 

1) «Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого треугольника, то треугольники подобны» — верно, по первому признаку подобия треугольников.

2) «Сумма смежных углов равна 180°» — верно по свойству смежных углов.

3) «Любая высота равнобедренного треугольника является его биссектрисой» — неверно, это утверждение справедливо только для равностороннего треугольника.

 

Ответ: 12.

Задание 20 № 7

Какие из следующих утверждений верны?

 

1) Если угол равен 45°, то вертикальный с ним угол равен 45°.

2) Любые две прямые имеют ровно одну общую точку.

3) Через любые три точки проходит ровно одна прямая.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Если угол равен 45°, то вертикальный с ним угол равен 45°» — верно, по теореме о вертикальных углах.

2) «Любые две прямые имеют ровно одну общую точку» — неверно, утверждение справедливо только для пересекающихся прямых.

3) «Через любые три точки проходит ровно одна прямая» — неверно, не всегда через три точки можно провести одну прямую.

4) «Если расстояние от точки до прямой меньше 1, то и длина любой наклонной, проведенной из данной точки к прямой, меньше 1.» — неверно, перпендикуляр, проведённый из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведённой из той же точки к этой прямой.

 

Ответ: 1.

Задание 20 № 8

Какие из следующих утверждений верны?

 

1) Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны 65°, то эти две прямые параллельны.

2) Любые две прямые имеют не менее одной общей точки.

3) Через любую точку проходит более одной прямой.

4) Любые три прямые имеют не менее одной общей точки.

 

Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.

Решение.

Проверим каждое из утверждений.

1) «Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны 65°, то эти две прямые параллельны.» — верно, так как если соответственные углы равны, то прямые параллельны.

2) «Любые две прямые имеют не менее одной общей точки.» — неверно, две прямые имеют не более одной общей точки.

3) «Через любую точку проходит более одной прямой.» — верно, через одну точку проходит множество пересекающихся в этой точке прямых.

 

Ответ: 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения  учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...

Методическая разработка урока алгебры по теме: "Сложение и умножение числовых неравенств"

Представленный материал содержит презентацию и  план-конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Сложение и умножение числовых неравенств". Для мотивации изучения теорем о сложении и умножении чис...

Методическая разработка урока алгебры по теме: «Сложение и вычитание многочленов»

В методической разработке раскрываются формы и средства организации различных этапов урока в технологии проблемного диалога (автор Е. Л. Мельникова).Урок разработан в соответствии с требованиями, пред...

Методическая разработка урока геометрии по теме «Трапеция», 8 класс

Методическая разработка урока геометрии по теме "Трапеция", 8 класс...