Методическая разработка урока алгебры по теме: "Сложение и умножение числовых неравенств"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Представленный материал содержит презентацию и  план-конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Сложение и умножение числовых неравенств". Для мотивации изучения теорем о сложении и умножении числовых неравенств  учащимся предложены задачи практического характера. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В а р и а н т 1 1. Известно, что 10 < a < 16. Оцените значение выражения: а) a; б) –3а; в) а – 16. 2. Известно, что 2,2 < < 2,3. Оцените значение выражения: а) 5 ; б) – ; в) 3 + ; г) 3 – . В а р и а н т 2 1. Известно, что 5 < m < 15. Оцените значение выражения: а) m; б) –2 m; в) m – 6. 2. Известно, что 2,6 < < 2,7. Оцените значение выражения: а) 2 ; б) – ; в) 2 + ; г) 3 – . В а р и а н т 3 1. Известно, что 15 < х < 20. Оцените значение выражения: а) х; б) ; в) 3х + 10. 2. Известно, что 3,31 < < 3,32. Оцените значение выражения: а) 3 ; б) – ; в) + 1,8; г) 4,53 – .

Слайд 3

Длина вертолетного ангара больше 12 м, а его ширина больше 3 м. Можно ли утверждать, что периметр этого ангара больше 30 м?

Слайд 4

Пусть a и b – длина и ширина ангара соответственно, тогда периметр равен 2a + 2b. a> 12; 2a > 24; b > 3; 2b > 6. Доказать, что 2 a + 2b > 30. Доказательство: 2 a > 24; 2a + 2b > 24 + 2b. (1). 2 b > 6; 2b + 24 > 6 + 24; 24 + 2b > 30. (2). Из неравенств (1)и (2) по теореме 2 следует, что 2 a + 2b > 30.

Слайд 5

Если a < b и c < d, то a + c < b + d. Доказательство самостоятельно стр 161.

Слайд 6

Длина вертолетного ангара больше 15 м, а его ширина больше 6 м. Можно ли утверждать, что его площадь больше 90 м 2 ? Р е ш е н и е Пусть a и b – длина и ширина ангара, тогда его площадь равна a · b. a > 15; b > 6. Доказать, что ab > 90. Доказательство: a > 15; b > 0, значит, a · b > 15 · b. (1). b > 6; b · 15 > 6 · 15; 15b > 90. (2). Из неравенств (1) и (2) по теореме 2 следует, что ab > 90.

Слайд 7

Если a < b и c < d, где a, b, c, d – положительные числа, то ac < bd. Доказательство самостоятельно стр 161. СЛЕДСТВИЕ ИЗ ТЕОРЕМЫ : Если числа a и b положительны и a < b, то a ⁿ < b ⁿ , где n – натуральное число.

Слайд 8

1. № 765, № 766. 2. № 767 (а); № 768. 3. № 776. Задание повышенной сложности на «прямое» применение теорем 5 и 6.;

Слайд 9

– Сформулируйте теорему о почленном сложении неравенств. – Сформулируйте теорему о почленном умножении неравенств. Какие ограничения накладываются на числа? – Сформулируйте следствие из теоремы о почленном умножении неравенств. – Можно ли применить данные теоремы к более чем двум неравенствам указанного вида? Домашнее задание. 1. № 767 (б), № 769, 2. № 776 (б)* (дополнительное задание).



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока алгебры по теме: «Сложение и умножение числовых неравенств»

Цели: изучить формулировки и доказательства теорем о почленном сложении и умножении неравенств; формировать умения применять данные теоремы при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1. Известно, что 10 < a < 16. Оцените значение выражения:

а) a;            б) –3а;            в) а – 16.

2. Известно, что 2,2 << 2,3. Оцените значение выражения:

а) 5;            б) –;            в) 3 +;            г) 3 –.

В а р и а н т  2

1. Известно, что 5 < m < 15. Оцените значение выражения:

а) т;            б) –2т;            в) т – 6.

2. Известно, что 2,6 << 2,7. Оцените значение выражения:

а) 2;            б) –;            в) 2 +;            г) 3 –.

В а р и а н т  3

1. Известно, что 15 < х < 20. Оцените значение выражения:

а) х;            б) ;            в) 3х + 10.

2. Известно, что 3,31 << 3,32. Оцените значение выражения:

а) 3;            б) –;            в) + 1,8;            г) 4,53 –.

III. Объяснение нового материала.

1. Для мотивации изучения теорем о сложении и умножении числовых неравенств следует предложить учащимся для решения задачи практического характера.

З а д а ч а  1. Длина вертолетного ангара больше 12 м, а его ширина больше 3 м. Можно ли утверждать, что периметр этого ангара больше 30 м?

Р е ш е н и е

Пусть a и b – длина и ширина ангара соответственно, тогда периметр равен 2a + 2b.

a> 12;        2a > 24;

b > 3;        2b > 6.

Доказать, что 2a + 2b > 30.

Учащиеся могут интуитивно сложить почленно неравенства и получить следующий результат:

2a + 2b > 24 + 6;

2a + 2b > 30.

Следует отметить, что так можно поступать, но необходимо провести доказательство, используя известные теоремы, выражающие свойства числовых неравенств.

: 2a > 24;        2a + 2b > 24 + 2b.       (1).

       2b > 6;        2b + 24 > 6 + 24;   24 + 2b > 30.      (2).

Из неравенств (1)и (2) по теореме 2 следует, что 2a + 2b > 30.  

Далее просим учащихся сформулировать «открытое» ими утверждение в общем виде и записать его аналитическую модель:

Если   a < b   и   c < d,   то   a + c < b + d.

Теорема 5.

Доказательство теоремы можно разобрать по учебнику, так как в нём повторяется ход рассуждений для решения задачи 1.

З а д а ч а  2. Длина вертолетного ангара больше 15 м, а его ширина больше 6 м. Можно ли утверждать, что его площадь больше 90 м2?

Р е ш е н и е

Можно предложить учащимся провести доказательство утверждения самостоятельно по аналогии с предыдущей задачей.

Пусть a и b – длина и ширина ангара, тогда его площадь равна a · b.

a > 15;

b > 6.

Доказать, что ab > 90.

: a > 15;        b > 0, значит, a · b > 15 · b.        (1).

       b > 6;        b · 15 > 6 · 15;       15b > 90.        (2).

Из неравенств (1) и (2) по теореме 2 следует, что ab > 90.  

Просим учащихся дать общую формулировку утверждения. Замечаем, что теорема о почленном умножении неравенств справедлива для положительных чисел. Если среди чисел есть отрицательные, то при почленном умножении неравенств может получиться неверное неравенство. Просим учащихся привести контрпримеры. На доску выносится запись:

Если a < b  и  c < d, где a, b, c, d –
положительные числа, то  
ac < bd.

Теорема 6.

Доказательство разбираем по учебнику.

2. Следствие из теоремы 6 также разбираем по учебнику.

IV. Формирование умений и навыков.

Обращаем внимание учащихся, что для почленного сложения или умножения неравенств удобнее их записывать друг под другом.

1. № 765, № 766.

2. № 767 (а); № 768.

Р е ш е н и е

№ 767.

а) а2 > b2, значит, а2 – b2 > 0; (a – b)(a + b) > 0.

a и b – положительные числа, значит, a + b > 0. Разделим обе части неравенства на a + b, получим a – b > 0, значит, a > b.

Имеем:

        а2 > b2

        a  > b      

   а2 · а > b2 · b,  то есть а3 > b3.

№ 768.

а)    3   < a   < 4

       4   < b   < 5    

      7 < a + b < 9

в)    3   < a   < 4

       4   < b   < 5    

       12 < ab < 20

б) a – b = а + (–1) · b

             4  <  b  < 5

            –5 < –b < –4

              3 <  а  < 4              

3 + (–5) < а + (–b) < 4 + (–4);

         –2 <   а – b   < 0.

г)

         4 < b < 5

   

          3 < а < 4          

3. № 776. Задание повышенной сложности на «прямое» применение теорем 5 и 6.;

Р е ш е н и е

Запишем соотношение между средним арифметическим и средним геометрическим для всех пар чисел:

2а + b

2b + c

2а + c

2∙  2∙  2≤ (а + b)(b + c)(а + c);

8≤ (а + b)(b + c)(а + c);

8 ∙  | abc | ≤ (а + b)(b + c)(а + c).

Так как а ≥ 0, b ≥ 0, с ≥ 0, то | abc | = abc, значит,

8abc ≤ (а + b)(b + c)(а + c), то есть (а + b)(b + c)(а + c) ≤ 8abc.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Сформулируйте теорему о почленном сложении неравенств.

– Сформулируйте теорему о почленном умножении неравенств. Какие ограничения накладываются на числа?

– Сформулируйте следствие из теоремы о почленном умножении неравенств.

– Можно ли применить данные теоремы к более чем двум неравенствам указанного вида?

Домашнее задание.

1. № 767 (б), № 769,

2. № 776 (б)* (дополнительное задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"

Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения  учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...

Методическая разработка урока алгебры по теме: «Сложение и вычитание многочленов»

В методической разработке раскрываются формы и средства организации различных этапов урока в технологии проблемного диалога (автор Е. Л. Мельникова).Урок разработан в соответствии с требованиями, пред...

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Линейные неравенства"

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Линейные неравенства" Урок обобщения и повторения решения линейных неравенситв, систем неравенств, двойных неравенств. На уроке испо...

Разработка урока и презентация к уроку алгебра 8 класс "Сложение и умножение числовых неравенств"

quot;Сложение и умножение числовых неравенств" разработка урока и презентация к уроку алгебра 8  класс  ...