Рабочая программа по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасян
календарно-тематическое планирование по геометрии (7 класс)

Шафранова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасян, содержит пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya-7_klass.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верёхина

                                                                                                                                                             Утверждаю

                                                                                                                                                    Директор МБОУ Федосеевской СОШ

им.В.М.Верёхина

                                                                                                                                                                         ___________Мудрая В.Ф

                                                                                                                                                               Приказ от 25. 08. 2021 г. № 105

                                                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

Основное общее образование  - 7 класс

Количество часов –  68 ч.

Учитель – Шафранова Ольга Алексеевна

2021-2022 учебный год                          

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по геометрии в 7 классе составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного   общего образования (ФГОС ООО) с изменениями, приказ МО РФ от17.12.010 №1897

- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (с изменениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808)

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

  - Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 «О рабочих программах учебных предметов»;

 - Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ им. В.М.Верёхина;

-Календарным учебным   графиком    МБОУ Федосеевской  СОШ им.Верёхина на 2021-2022 учебный год.

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2019-2024 г.г. (ФГОС ООО), утверждённую приказом от 22.08.2019 № 86 с изменениями на 2021-2022 уч. год, приказ от 17.08.2021 г. № 87.

На основании: - Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия, 7-9 классы,  составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение» 2014г.(стр.18).

Данная рабочая программа составлена для изучения геометрии по учебнику «Геометрия 7-9 класс»  авторов Л.С. Атанасян, И.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. (издательство М «Просвещение» 2019 год)

Место предмета в учебном плане.

По учебному плану МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2021-2022 учебный год в рамках ФГОС ООО из обязательной части на изучение предмета «Геометрия» в 7 классе отводится 2 ч в неделю, что составляет 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком на   2021-2022 уч. год и школьным расписанием (уроки проводятся по вторникам и четвергам), разработанной мною рабочей программой предусмотрено изучение предмета в течении    68 часов. Учебная программа будет выполнена полностью.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

  1. В направлении личностного развития:
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

3.  Предметные результаты освоения образовательной программы:

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
  • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
  • приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.        
  • Методы математики
  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные работы

Начальные геометрические сведения.

10

1

 Треугольники

18

1

Параллельные прямые

11

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

 

22

2

Повторение. Решение задач

7

1

6

Итого:

68

6

1.        Начальные геометрические сведения (10 час.)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2.        Треугольники(18 час.)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

3.        Параллельные прямые (11 час.)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4.        Соотношения между сторонами и углами треугольника (22 час.)
Сумма углов треугольника.  Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на Построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

5.        Повторение. Решение задач. (7 часов.)

                                                                           

Календарно-тематическое планирование, геометрия 7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

фактически

Глава 1. Начальные геометрические сведения - 10ч.

1

§1. Прямая и отрезок.

1

2.09

2

§2. Луч и угол

1

7.09

3

 §3. Сравнение отрезков и углов

1

9.09

4

§4. Измерение отрезков.

1

14.09

5

§5. Измерение углов

1

16.09

6-7

§6. Перпендикулярные прямые.

2

21,23 сент

8-9

Решение задач.

2

28,30-09

10

Контрольная работа  №1 «Начальные геометрические сведения» 

1

05.10

Глава 2. Треугольники – 18ч.

11-13

§1. Первый признак равенства треугольников

7,12,14 окт

          §2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника-

14

Перпендикуляр к прямой

1

19 окт

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

21 окт

16-17

Свойства равнобедренного треугольника.

2

26,28 окт.

§3. Второй и третий признаки равенства треугольников-

18

Второй признак равенства треугольников

1

9 ноября

19

Третий признак равенства треугольников

1

11нояб

20

Второй и третий признаки равенства треугольников

1

16 нояб

21-23

§4. Задачи на построение

18,23,25 нояб.

24-27

Решение задач.

4

30 нояб

2,7,9. дек

28

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»

1

14 дек

Глава 3. Параллельные прямые – 11ч.

29-32

§1. Признаки параллельности двух прямых

4

16,21,23,28 дек

33-36

§2. Аксиома параллельных прямых

4

11,13,18,20 янв

37-38

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

2

25,27 янв

39

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые».

1

01.02

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника – 22ч

                                          §1. Сумма углов треугольника –

40-41

Теорема  о сумме углов треугольника

2

3,8. 02

42

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

1

10.02

43

Решение задач

1

15.02

§2. Соотношения между сторонами и углами треугольника – 4ч.

44-45

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

2

17,22. 02

46

Неравенство треугольника

1

24.02

47

Решение задач

1

01.03

§3. Прямоугольные треугольники –

48-49

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

2

03,10 марта

50-51

Признаки равенства прямоугольных треугольников

2

15,17 марта

52

Решение задач.        

1

29.03

53

Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

31.03

§4. Построение треугольника по трём элементам –

54-55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

2

5,7 апр

56-57

Построение треугольника по трем элементам

2

12,14 апр

58-60

Решение задач.

3

19,21,26 апр

61

Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники»

1

28.04

Повторение курса геометрии 7 класса -7ч

62

Повторение. Треугольники

1

05.05

63

Повторение. Параллельные прямые

1

12.05

64

Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

17.05

65

Прямоугольные треугольники

1

19.05

66

Задачи на построение.

1

24.05

67

Итоговая контрольная работа

1

26.05

68

Урок обобщения

1

31 мая

Итого часов

68

Лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

(дата, № приказа)

Подпись лица, внёсшего запись

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                   СОГЛАСОВАНО

  Протокол заседания                                                                                                            Заместитель директора поУВР

методического совета                                                                                                            _________Хорольцева Г.А.                         МБОУ Федосеевской СОШ                                                                                                  23.08. 2021 года                                                    

 от 20.08. 2021 года № _1___                              

 _________        Хорольцева Г.А.                                                            

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....

рабочая программа по геометрии по учебнику И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, 7 класс

рабочая программа составлена  с учётом методических рекомендаций к учебнику "Геометрия" авторов И.М.Смирновой и В.А.Смирнова  для 7 класса...

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Геометрия 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский

Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта обще...

Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]

Рабочая программа  по геометриик учебнику  «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...

Рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасян Л.С.

Рабочая программа по геометрии9 класса.Учебник Атанасян Л.С....

Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому

        Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...