Рабочая программа по геометрии 8 класс, учебник Л.С.Атанасян
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс)

Шафранова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по геометрии 8 класс, учебник Л.С.Атанасян, содержит пояснительную записку, место предмета в учебном плане школы, планируемые результаты в учебном плане школы, предметные результаты освоения образовательной программы, содерание учебного предмета, учебно-тематическое планирование, лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_8_klass.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верёхина

                                                                                                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                                                                   Директор МБОУ Федосеевской СОШ                                                                                                                                                                                                                                                                                им.В.М.Верёхина

___________Мудрая В.Ф

                                                                                                                                                                        Приказ от 25.08.2021г. № 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

основное общее образование, 8 класс

Количество часов – 68

Учитель – Шафранова Ольга Алексеевна

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по геометрии в 8  классе   составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным стандартом основного общего о образования (ФГОС ООО), приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897 с изменениями.  

-  Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (с изменениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808).

 - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

 - Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России  от 03.03.2016 г. № 08 – 334 « О рабочих программах учебных предметов»;

 - Главой  3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ им.В.М.Верёхина

- Календарным  учебным   графиком    МБОУ Федосеевской  СОШ им.В.М.Верёхина на 2021-2022 учебный год.

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2019-2024 г.г. (ФГОС ООО), утверждённую приказом от 22.08.2019 № 86 с изменениями на 2021-2022 уч. год, приказ от 17.08.2021 г. № 87.

На основании: - Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия, 7-9 классы,  составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение» 2014г.(стр.22).

Данная рабочая программа составлена для изучения геометрии по учебнику «Геометрия 7-9» авторов Л.С. Атанасян, И.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия 7-9 класс» (издательство М «Просвещение» 2018 год

Место учебного предмета в учебном плане

                                                                     

По  учебному  плану   МБОУ  Федосеевской СОШ  на 2021 -2022 учебный год в рамках ФГОС ООО из обязательной части на изучение предмета  «Геометрия» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком на 2021 – 2022 учебный год, школьным расписанием, разработанная мною рабочая программа предусматривает изучение предмета в течение 68 часов (уроки проводятся по вторникам и пятницам). Программа по данному предмету будет выполнена в полном объёме.

Планируемые результаты учебного предмета.

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

•        креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

•        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

•        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

•        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•        умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

•        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

•        формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

•        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

•        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

•        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

•        умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•        формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

Предметные результаты освоения образовательной программы:

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
  • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
  • приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Содержание учебного предмета. Геометрия – 8.

        1.Повторение -4 часа    

 2. Четырехугольники  - 12 часов.

Ввести  понятие многоугольника, вывести формулу суммы внутренних углов многоугольника и рассмотреть четырёхугольник как частный вид многоугольника. Ввести понятие параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, прямоугольника, рассмотреть их свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур. Изучение данной темы формирует у учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

3.Площадь – 15 часов.

Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы для вычисления площадей квадрата и прямоугольника. Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Изучить теорему Пифагора и ей обратную. Изучение данной темы направлено на формирование познавательной компетентности: сравнение, сопоставление, классификацию объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике.

4. Подобные треугольники – 20 часов.

Ввести понятие пропорциональных отрезков и,  опираясь на него, дать определение подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения этих признаков при решении задач. Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности. Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач.

Изучение данной темы направлено на развитие у учащихся качеств личности, необходимых человеку в современном обществе: интуиции, логического мышления, пространственных представлений, элементам алгоритмической культуры, выработки самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.

5. Окружность – 14часов.

Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки. Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач. Рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку и на их основе доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке. Дать понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, ознакомить учащихся со свойствами вписанного и описанного четырёхугольников. При изучении данной темы у учащихся формируются следующие компетентности: коммуникативная - умение говорить, правильно и чётко излагать свои мысли, различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому. Самостоятельно на основе опорной схемы формировать определение основных понятий курса геометрии. Информационная компетентность ведёт к умению пользоваться различными источниками информации, к поиску и анализу полученной информации.

6. Повторение. Решение задач. – 3 часа.

Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 8 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.

Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Контрольные работы

1.

Повторение курса 7 класса. Треугольники. Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Основные задачи на построение циркулем и линейкой

2

-

2.

.

Глава V. Четырехугольники

12

1

3.

Глава VI. Площадь

15

1

4.

Глава VII. Подобные треугольники

21

2

5.

Глава VIII. Окружность

14

1

6.

Повторение

4

-

Итого

68

5

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс

№ урока

Название раздела, тема урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

Фактически.

Повторение 2ч

1.

Треугольники. Признаки равенства треугольников .

1

03.09

2

Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых

1

07.09

Глава V. Четырехугольники 12 ч

3

Многоугольник. Выпуклый многоугольник

1

10.09

4

Параллелограмм и его свойства.

1

14.09

5

Признаки параллелограмма.

1

17.09

6

Решение задач по теме: «Параллелограмм».

1

21.09

7

Трапеция. Определение и   её свойства

1

24.09

8

Теорема Фалеса.

1

28.09

9

Задачи на построение

1

01.10

10

Прямоугольник

1

05.10

11

Ромб. Квадрат.

1

08.10

12

Осевая и центральная симметрия

1

12.10

13

Контрольная работа №1по теме: «Четырехугольники»

1

15.10

14

Решение задач по теме: «Четырехугольники».

1

19.10

Глава VI. Площадь 15ч

15

Понятие площади многоугольника.

1

22.10

16

Площадь прямоугольника, площадь квадрата.

1

26.10

17

Площадь параллелограмма, ромба.

1

29.11

18

Решение задач по теме» Площадь параллелограмма, ромба»

1

09.11

19

Площадь треугольника.

1

12.11

20

Площадь треугольника.

1

16.11

21

Площадь трапеции.

1

19.11

22

Площадь трапеции.

1

23.11

23

Решение задач по теме «Площади».

1

26.11

24

Решение задач по теме «Площади».

1

30.11

25

Теорема Пифагора

1

03.12

26

Теорема, обратная теоремы Пифагора.

1

07.12

27-28

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора. Площадь».

2

10,14.-12

29

Контрольная работа №2 по теме «Площади»

1

17.12

Глава VII. Подобные треугольники - 21ч

30

Пропорциональные отрезки.

1

21.12

31

Определение подобных треугольников.

1

24.01

32

Отношение площадей подобных треугольников.

1

28.12

33

Первый и второй  признаки  подобия треугольников.

1

11.01

34

Решение задач по теме «Первый и второй признаки подобия треугольников»

1

14.01

35

Третий признак подобия треугольников.

1

18.01

36

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

21.01

37

Контрольная работа №3по теме «Признаки подобия треугольников»

1

25.01

38

Средняя линия треугольника.

1

28.01

39

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

01.02

40

Практические приложения подобия треугольников. Задачи на построение. Измерительные работы на местности.

1

04.02

41

О подобии произвольных фигур.

1

08.02

42-43

Применение подобия к решению задач.

2

11,15.-02

44-45

Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника

2

18,22 - 02

46-47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45,60, 90 градусов.

2

25.02

1 .03

48-49

Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

2

4,11.03

50

Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия к решению задач».

1

15.03

Глава VIII. Окружность 14 ч

51

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

18.03

52

Касательная к окружности.

1

29.03

53

Решение задач

1

01.04

54

Градусная мера дуги окружности.

1

05.04

55

Терема о вписанном угле.

1

08.04

56

Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы».

1

12.04

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

15.04

58

Свойство биссектрисы и серединного перпендикуляра к отрезку.

1

19.04

59

Теорема о пересечении высот треугольника.

1

22.04

60

Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника».

1

26.04

61

Вписанная окружность.

1

29.04

62

Описанная окружность.

1

06.05

63

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность».

1

13.05

64

Решение задач

1

17.05

Повторение- 4ч

65

Повторение. Четырехугольники.

1

20.05

66

Повторение. Площади.

1

24.05

67

Повторение. Подобие.

1

27.05

68

Урок обобщения

1

31.05

68

               

                                           

                                               

Лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

  Дата внесения изменений

      Содержание

    Реквизиты документа (дата, № приказа)

    Подпись лица внесшего запись

 

       СОГЛАСОВАНО                                                                                                             СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                            Заместитель директора поУВР

методического совета                                                                                                          _________Хорольцева Г.А.                         МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина                                                                 23.08. 2021 года                                                     

 от 20. 08 2021 года № __1__                              

 _________        Хорольцева Г.А.                                                            

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....

рабочая программа по геометрии по учебнику И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, 7 класс

рабочая программа составлена  с учётом методических рекомендаций к учебнику "Геометрия" авторов И.М.Смирновой и В.А.Смирнова  для 7 класса...

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Геометрия 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский

Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта обще...

Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]

Рабочая программа  по геометриик учебнику  «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...

Рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасян Л.С.

Рабочая программа по геометрии9 класса.Учебник Атанасян Л.С....

Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому

        Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...