РП по геометрии 9 класс к учебнику Л.С. Атанасяна
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Жамбалдоржиева Жаргалма Дашижамсуевна

Рабочая программа по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_9_klass_fgos.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Поселья»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______

Протокол № __

от «_____»__________202__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОУ «СОШ Поселья»:

________Цыдыпова Г.Р.

«____» __________ 202___г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ Поселья»

_________Ширапов Б.К.

Приказ №____

от «____» ________ 202__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»

Класс: 9АВ

Уровень образования – основное общее образование (среднее)

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2020/2021 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год

Рабочую программу составил(ла): Жамбалдоржиева Ж.Д.  учитель математики

Поселье,

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); закона «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями);  постановления Правительства Республики Бурятия от 21.05.1996 г. №163 «Об утверждении Концепции национально-регионального компонента государственного стандарта образования»;   с учетом Концепции математического образования и ориентирована на УМК Геометрия: 7-9 класс /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2020.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс геометрии 7-9 классов является подготовительным этапом к изучению стереометрии в 10-11 классе

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой  математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе обучения модуля «Геометрии» по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
  • формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
  • овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

Таким образом изучение геометрии ориентировано на развитие познавательной активности, повышению уровня самостоятельности учащихся, формированию умений проблемно-поисковой и исследовательской деятельности.

Общая характеристика учебного предмета, курса «Геометрия»

Курс 9 класса является завершающим звеном в изучении планиметрии. В основе создания всех компонентов системы учебника лежат единые принципы построения предметного содержания  и методического аппарата, направленные на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, отраженные во ФГОС. Учебник состоит из 14 глав, содержащих 131 тему. После каждого параграфа предлагается система вопросов, контролирующих усвоение теоретического материала и практические задания. Текст учебника хорошо структурирован. Все это позволяет интенсифицировать учебный процесс, вводит в него элементы лекционно-семинарских занятий, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся.

Национально-региональный компонент

п/п

№ по ТП

Тема

Кол-во часов

19-20

Решение задач

1

43-47

Длина окружности и площадь круга

1

63

Об аксиомах геометрии

1

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ Поселья», календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год для 9 А,В классов, предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю, всего 68 часов в год (34 недели), соответствует базовому уровню изучения учебного материала.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса «Геометрия»

Личностные:

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.

При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет- ресурсах;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. 

Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметные:

Тема

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность

Векторы

  • обозначать и изображать векторы,
  • изображать вектор, равный данному,
  • строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения,
  • строить сумму  нескольких векторов, используя правило многоугольника,
  • строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами.
  • решать геометрические задачи использование  алгоритма выражения через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число.
  • решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства векторов;
  • находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  • прибрести опыт выполнения проектов.

Метод координат

  • оперировать на базовом уровне понятиями:  координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число;
  • вычислять координаты вектора, координаты суммы и  разности векторов, координаты произведения вектора на число;
  • вычислять  угол между векторами,
  • вычислять скалярное произведение векторов;
  • вычислять расстояние между  точками по известным координатам,
  • вычислять координаты середины отрезка;
  • составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
  • решать простейшие задачи методом координат
  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
  • приобрести опыт выполнения проектов

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

  • оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов,
  • применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую,
  • изображать угол между векторами, вычислять  скалярное произведение векторов,
  • находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах,
  • применять теорему синусов, теорему косинусов,
  • применять формулу площади треугольника,
  • решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного  треугольника

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения задач на движение и действие сил
  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  • применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач

Длина окружности и площадь круга

  • оперировать на базовом уровне понятиями правильного многоугольника,
  • применять  формулу для вычисления угла правильного n-угольника.
  • применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности,
  • применять  формулы длины окружности, дуги окружности, площади  круга и кругового сектора.
  • использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
  • вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
  • выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач,
  • проводить доказательства теорем  о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач,
  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.

Движения

  • оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и движения,
  • оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии, параллельного переноса, поворота,
  • распознавать виды движений,
  • выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять преобразование фигур,
  •  распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой  и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота.        
  • применять свойства движения при решении задач,
  • применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос  и поворот в решении задач

Начальные сведения из стереометрии

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Об аксиомах геометрии

Получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

Повторение курса планиметрии      

  • применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами прямоугольного и произвольного треугольника;
  • применять формулы площади треугольника.
  • решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов,
  • применять признаки равенства треугольников при решении геометрических задач,
  • применять признаки подобия треугольников при решении геометрических задач,
  • определять виды четырехугольников и их свойства,
  • использовать формулы площадей фигур для нахождения  их площади,
  • выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме  «Четырехугольники»  
  • использовать свойство сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника при решении задач,
  • использовать формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора при решении задач,
  • решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический  аппарат,
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами,
  • распознавать уравнения окружностей и прямой, уметь их  использовать,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

Содержание учебного курса геометрии 9 класса

Повторение курса геометрии 8 класса (3 часа)

Векторы (9 часов)

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Решение задач.

Метод координат (10 часов)

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12 часов)

Синус. Косинус. Тангенс. Котангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Решение задач.

Длина окружности и площадь круга (12 часов)

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Решение задач.

Движения (8 часов)

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот. Решение задач.

Начальные сведения из стереометрии (7 часов)

Многогранники. Тела и поверхности вращения. Об аксиомах геометрии. Повторение и систематизация пройденного материала. Итоговая контрольная работа

Итого - 68 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОМЕТРИЯ 9 КЛАСС

2 часа в неделю, 68 часов в год

урока п/п

урока по теме

Дата

план

Дата факт

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Повторение курса геометрии 8 класс  

3

1

1-4.09

Повторение и систематизации учебного материала

2

2

7-11.09

Входная контрольная работа

1

Векторы

9

3

1-2

7-18.09

Понятие вектора

2

4

3-4

14-25.09

Сложение и вычитание векторов

2

5

5-7

28-02.10

Умножение векторов. Решение задач

3

6

8

5-09.10

Повторение и систематизации учебного материала

1

7

9

5-09.10

Контрольная работа №1

1

Метод координат

10

8

10-11

12-16.10

Координаты вектора

2

9

12-13

19-23.10

Простейшие задачи в координатах

2

10

14-18

26-20.11

Уравнение окружности и прямой

4

11

19-20

23-27.11

Решение задач

2

12

21

30-04.12

Контрольная работа №2

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов

12

13

22-25

30-11.12

Синус. Косинус. Тангенс. Котангенс угла

3

14

26-30

14-25.12

Соотношение между сторонами и углами треугольника

4

15

31-34

11-22.01

Скалярное произведение векторов.

3

16

35

18-22.01

Решения задач

1

17

36

25-29.01

Контрольная работа №3

1

Длина окружности и площадь круга

12

18

37-42

25-12.02

Правильные многоугольники

5

19

43-47

15-26.02

Длина окружности и площадь круга

4

20

48-49

1-05.03

Решение задач

2

21

50

8-12.03

Контрольная работа №4

1

Движения

8

22

51-53

8-19.03

Понятие движения

3

23

54-55

22-02.04

Параллельный перенос и поворот

2

24

56-57

5-09.04

Решение задач

2

25

58

12-16.04

Контрольная работа №5

1

Начальные сведения из стереометрии

7

26

59-60

12-23.04

Многогранники

2

27

61-62

19-30.04

Тела и поверхности вращения

2

28

63

26-30.04

Об аксиомах геометрии

1

29

64-67

03-21.05

Повторение и систематизация пройденного материала

Итоговая контрольная работа

4

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и Интернет-ресурсов:

Учебно-методическая литература:

  1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: Методические рекомендации для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. –М.: Просвещение, 2020.
  3. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2020.
  4. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна. 9 класс. –  М.: Просвещение, 2019.
  5. Мельникова Н.Б. Контрольные работы по геометрии. 9 класс/ - М.: Издательство «Экзамен», 2019.
  6. Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 9 класс./ А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов / Москва. Издательство «Илекса».2018

Материально-техническое обеспечение: оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными изданиями, учебно-практическим, учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникативными средствами: проектор, интерактивная доска, компьютер, МФУ, флеш-накопители.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  - https://fgos.ru/
  2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ - https://fgosreestr.ru/
  3. Глоссарий ФГОС - https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html
  4. Закон РФ «Об образовании» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  5. Концепция математического образования - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/
  6. Федеральный портал «Российское образование» - https://portalobrazovaniya.ru/?yclid=4544400445978205354
  7. Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании»   - http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/360/65360/36735
  8. Всероссийский интернет-педсовет - https://pedsovet.org/beta
  9. Перечень электронно-образовательных ресурсов - http://smollpo.edu22.info/documents/peretsen.pdf
  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -  http://school-collection.edu.ru/
  11. Российское образование. Федеральный портал -  http://www.edu.ru/
  12. В помощь учителю. Федерация интернет-образования - http://som.fio.ru/
  13. Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников - http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1165
  14. Учитель.ру – Федерация интернет-образования - http://teacher.fio.ru/
  15. Электронные бесплатные библиотеки - http://allbest.ru/mat.htm
  16. Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)- http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284
  17. Математика online- http://mathem.by.ru/index.html
  18. УРОК.РФ — педагогическое сообщество https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/
  19. Он-лайн школа Фоксфорд -  https://foxford.ru/
  20. Interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы-https://interneturok.ru/
  21. Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 10-11 класс (по учебнику Л. С. Атанасяна)

Рабочая программа по геометрии  для 10 – 11  классов со­ставлена на основе федерального компонента го­сударственного стандарта основного общего обра­зования, Программы по геометрии к у...

Рабочая программа по геометрии. 7 класс (по учебнику Л.С.Атанасяна и др.)

Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразователь...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна

Рабочая программа курса "геометрия" составлена для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику Л.С. Атанасяна. Программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю)....

Тематическое планирование по геометрии для 7 класса к учебнику под редакцией Атанасяна редакцией

Тематическое планирование по геометрии 7 класса разбито по четвертям....

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...

Проект по теме "Вектор" для 8 класса на базовом курсе « Геометрия 7-9 класс» по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др.

Данный  проект  уроков  по теме «Вектор»  очень удобен в работе, если в классе менее 25 человек, поскольку класс можно разделить на небольшое  количество групп.  План – с...

Рабочая программа по курсу «Геометрия» для 7 класса к учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9»

Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно- тематическое планирование....