Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена к учебнику Атанасяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО  МБОУ «Мультинская средняя

общеобразовательная школа им.Железнова П.В»

                                                                                              утвержденной от 10.06.2020  г. пр. № 29/1

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

По геометрии для 8 класса

на 2021-2022учебный год

Составитель: Клепикова Зинаида Семеновна, учитель математики

                               

с. Мульта, 2021 год

     Раздел 1.  Пояснительная записка

 

Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе рабочей программы по геометрии по учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф.Бутузова и др.авторы-составители Н.А.Ким, Н.И.Мазурова и составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО.

УМК

1.Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф   Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2016

     2. Атанасян  Л.С, Бутузов В.Ф  Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. М, «Просвещение», 2016

     3.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. М., Просвещение 2016г.

     4. Контрольно-измерительные материалы по геометрии  к учебнику Л.С. Атанасяна и др. М, «Веко» 2016

Цель :

-Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Задачи:  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  • систематизировать сведения о четырёхугольниках;
  • сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой;
  • сформировать понятие площади многоугольника;
  • развить умение вычислять площади фигур;
  • сформировать понятие подобных треугольников;
  • выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач;
  • сформировать навыки решения прямоугольных треугольников;

Количество часов по плану-70ч

В неделю-2 ч

Контрольные работы-6ч

Итоговое повторение-6ч

Для детей с ОВЗ (7 вид)  на преподавание геометрии отведено также 2  часа в неделю. При этом некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане: Исключить доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки.

При изучении геометрии в VIII классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи.

 Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

-осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

-формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

           -умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

-умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

-умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-слушать партнера;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

Раздел 2 . Содержание тем учебного курса

№ п/п

Тема

Содержание

1

Повторение-3ч

2

Четырехугольники-14ч

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

3

Площадь-13ч

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

4

Подобные треугольники-20ч

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

5

Окружность-16ч

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

6

Повторение   4 ч                        

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Раздел 3. Критерии оценивания

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.
  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Тесты

  • «5» - 90-100%
  • «4» - 75-80%
  • «3» - 60-70%
  • «2» - 50% и менее.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во час

Дата

Фак

Повторение-3

1

Начальные геометрические сведения. Формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников. Задачи на построение

1

2

Признаки и свойства параллельных прямых. Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия; теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорема о неравенстве треугольника.

1

3

Вводная контрольная работа

1

Четырёхугольники – 14

4

Многоугольники (изучение нового материала)

1

5

Многоугольники (закрепление изученного)

1

6

Параллелограмм (изучение нового материала)

1

7

Признаки параллелограмма (комбинированный)

1

8

Решение задач по теме "Параллелограмм"  (закрепление изученного)

1

9

Трапеция (комбинированный)

1

10

Теорема Фалеса (комбинированный)

1

11

Задачи на построение (комбинированный)

1

12

Прямоугольник (комбинированный)

1

13

Ромб, квадрат (комбинированный)

1

14

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (закрепление изученного)

1

15

Осевая и центральная симметрия (комбинированный)

1

16

Решение задач (повторение и обобщение)

1

17

Контрольная работа № 1  (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

Площадь -13

18

Площадь многоугольника (комбинированный)

1

19

Площадь прямоугольника (изучение нового материала)

1

20

Площадь параллелограмма (комбинированный)

1

21

Площадь треугольника (комбинированный)

1

22

Площадь треугольника (комбинированный)

1

23

Площадь трапеции (комбинированный)

1

24

Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного)

1

25

Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного)

1

26

Теорема Пифагора (изучение нового материала)

1

27

Теорема обратная теореме Пифагора (комбинированный)

1

28

Решение задач по теме "Теорема Пифагора" (закрепление изученного)

1

29

Решение задач (закрепление изученного)

1

30

Контрольная работа № 2 (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

Подобные треугольники -20

31

Определение подобных треугольников (комбинированный)

1

32

Отношение площадей подобных треугольников (комбинированный)

1

33

Первый признак подобия треугольников (комбинированный)

1

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников (закрепление изученного)

1

35

Второй и третий признаки подобия треугольников (комбинированный)

1

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников (закрепление изученного)

1

37

Решение задач (повторение и обобщение)

1

38

Контрольная работа № 3 (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

39

Средняя линия треугольника (комбинированный)

1

40

Свойство медиан треугольника (комбинированный)

1

41

Пропорциональные отрезки (комбинированный)

1

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике (закрепление изученного)

1

43

Измерительные работы на местности (комбинированный)

1

44

Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного)

1

45

Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного)

1

46

Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника (изучение нового материала)

1

47

Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60° (изучение нового материала)

1

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (закрепление изученного)

1

49

Решение задач (повторение и обобщение)

1

50

Контрольная работа № 4 (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

Окружность -16

51

Взаиморасположение прямой и окружности (комбинированный)

1

52

Касательная к окружности (комбинированный)

1

53

Касательная к окружности (закрепление изученного)

1

54

Градусная мера дуги окружности (изучение нового материала)

1

55

Теорема о вписанном угле (изучение нового материала)

1

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд (комбинированный)

1

57

Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы" (закрепление изученного)

1

58

Свойство биссектрисы угла (комбинированный)

1

59

Серединный перпендикуляр (комбинированный)

1

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника (комбинированный)

1

61

Вписанная окружность (изучение нового материала)

1

62

Свойство описанного четырехугольника (комбинированный)

1

63

Описанная окружность (изучение нового материала)

1

64

Свойство вписанного четырехугольника (комбинированный)

1

65

Решение задач (повторение и обобщение)

1

66

Промежуточная аттестация

1

67

Решение задач (повторение и обобщение)

1

68

Решение задач (повторение и обобщение)

1

69-70

Итоговое повторение

2

66

Промежуточная аттестация

1

67

Решение задач (повторение и обобщение)

1

68

Решение задач (повторение и обобщение)

1

69-70

Итоговое повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....