Конструирование блочного-событийного погружения
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Конструирование блочного-событийного погружения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Германова Татьяна Юрьевна

Стаж работы

35 лет

Квалификационная категория

Высшая

Предмет

Геометрия

Тема урока

Четырехугольники

Класс

Восьмой

Краткая характеристика класса

На уроках математики с 1 по 8 класс использовался системно-деятельностный подход в обучении, применялись различные педагогические технологии, в том числе блочно-событийного погружения. Учащиеся умеют работать в группах.

Конструирование блочного-событийного погружения

Разработала  Германова Т.Ю., учитель математики МБОУ «СОШ №2 им. В.Н.Кубасова» г. Вязники

Представленный конспект событийного погружения «Путешествие в страну чудес» является в 8 классе обобщающим занятием по теме «Четырехугольники». В ходе погружения учащиеся развивают навыки применения свойств четырехугольников в новой ситуации при решении прикладных задач. На занятии класс разбивается на пять групп (экипажей), в которые входят учащиеся разных уровней обучаемости, т.е. учащиеся разных способностей. Капитан команды – водитель, остальные учащиеся в группе – пассажиры.

У каждого учащегося на парте лист самоанализа работы на уроке. Символы ( «+» справился с заданием сам, «±»  справился с заданием с помощью одноклассников, «-» не смог решить) ставятся  в течение  всего урока на полях своей тетради. В конце урока все учащиеся смогут оценить свою работу на уроке.

  1. Событие:     «Путешествие в страну чудес».
  2. Педагогическая технология: блочно-событийное погружение ( БСП).
  3. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.
  4. Цели

Предметные:

  • Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.
  • Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.

Метапредметные:

  • Развитие дивергентного мышления (ДМ).
  • Умение определять понятия.
  • Умение  создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Умение применять теоретические знания на практике.

Личностные:

  • Развитие эмпатии.
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
  • Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.
  1. Оборудование урока: презентация, файлы с раздаточным материалом.
  2. Технологическая карта погружения (первый урок из двух).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Мотивационное начало («Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся)

1.1

Этап актуализации

-Предлагает учащимся  перенестись в страну чудес под названием  «Четырехугольники», где они  познакомятся с ее жителями и, возможно, встретят там своих старых знакомых.

-Предлагает экипажам послушать внимательно сказку – загадку (Приложение №1).

-Предлагает обсудить ответы на вопросы:

1. Кто стал королем?

2. Кто был основным соперником?

3. Кто первым выбыл из соревнования?

-Каждый экипаж слушает сказку-загадку.

Личностные:

1) Формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

2) Развитие мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

1) Формирование умения принимать учебную задачу.

2) Формирование умения аргументировать собственные суждения.

Предметные:

1) Формулирование учащимися темы и цели урока.

1.2

Этап целеполагания

-Предлагает учащимся в экипажах проанализировать: что нужно знать, чтобы ответить на предложенные вопросы.

-Организует коллективную работу по выявлению темы урока.

-Формулируют тему урока.

2

Продуктивная деятельность (Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность)

2.1

-Предлагает учащимся индивидуально вспомнить свойства четырехугольников, отметив знаки « + » или «–» напротив утверждений в таблице ( Приложение № 2).

-Предлагает учащимся проверить заполнение таблицы с помощью таблицы ответов на слайде экрана.

- Предлагает коллективно ответить на вопросы сказки.

-Предлагает учащимся оценить в своей тетради на полях уровень своего участия на данном  этапе урока.

-Заполняют таблицу на знание свойств четырехугольников.

- Выполняют самопроверку по таблице ответов.

-Отвечают на вопросы сказки-загадки.

-Оценивают уровень своего участия в этом этапе урока (Символы  «+» справился с заданием сам, «±»  справился с заданием с помощью одноклассников, «-» не смог выполнить)

Личностные:

1) Умение ясно понимать смысл поставленной задачи.

2) Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

3) Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.

Метапредметные:

1) Формирование умения принимать учебную задачу.

2.2

-Предлагает учащимся отправиться в увлекательное путешествие по стране чудес «Четырехугольники». Узнать, кто правит в первом замке с помощью загадки:

Хоть стороны мои попарно и равны, и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам
Но все ж, скажи, дружок, кто я?   (Параллелограмм)

-Предлагает первому экипажу дать определение параллелограмма и сообщить его свойства.

-Предлагает выполнить испытания правителя, чтобы попасть в замок (Приложение № 3).

-Предлагает учащимся оценить себя по слайду «Проверь себя»: 1. «В» – 360º; 2. «Б» –  30 см; 3. «Б» – ромбом или квадратом; 4. «А» – смежные; 5. «В» - 130º.

-Отгадывают правителя первого замка с помощью загадки.

-Все пассажиры первого экипажа поочередно дают определение параллелограмма и называют его свойства.

-Все учащиеся индивидуально выполняют испытания правителя первого замка.

-Оценивают выполнение испытания с помощью слайда «Проверь себя» (Символы  «+» справился с заданием, «±»  справился с заданием, но есть 1 или 2 неправильных ответа, «-» более 2 неправильных ответов).

2) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные:

1) Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.

2) Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.

2.3

-Предлагает учащимся продолжить путешествие по стране чудес. Узнать, кто правит в первом замке с помощью загадки:

Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
Я очень важная фигура, скажу  вам. (Ромб)

-Предлагает второму экипажу дать определение ромба и сообщить его свойства.

-Предлагает учащимся помочь правителю в строительстве второго замка, рассчитав размеры его окон ромбовидной формы по следующим данным:

«Сторона ромба равна 34 см, а острый угол равен 60° . Высота ромба, опущенная из вершины тупого угла, делит сторону на два отрезка. Каковы длины этих отрезков?»

-Организует обсуждение и решение поставленной задачи в экипажах.

-Отгадывают правителя второго замка с помощью загадки.

-Все пассажиры второго экипажа поочередно дают определение параллелограмма и называют его свойства.

-Обсуждают и решают поставленную задачу.

-Желающие представляют решение, отвечают на вопросы класса.

- Оценивают уровень своего участия в этом этапе урока (Символы  «+» справился с заданием сам, «±»  справился с заданием с помощью одноклассников, «-» не смог выполнить)

3

Аналитическое завершение

3.1

Рефлексия ребенком собственной деятельности

-Читает притчу про строительство замка.

-Предлагает оценить свою работу за урок:

        - Кто работал так, как первый человек? (т.е. с удовольствием, творчески)

        - Кто работал как второй человек? (т.е. добросовестно)

        - А кто работал как третий человек? (т.е. без удовольствия)

-Слушают притчу о строительстве замка.

-Оценивают свою работу за урок с помощью предложенных вопросов и ответов (творчески. добросовестно, без удовольствия).

Личностные:

1)Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

2) Рефлексия собственной деятельности.

Обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом  блоке)

-Предлагает учащимся на листе самооценки ответить на вопросы: 

1)Свойства каких фигур усвоены плохо?

2)Свойства каких фигур названы без ошибок?

3)Свойства каких фигур следует повторить?

4)Сколько задач решено тобой верно?

5)Исходя из своего уровня успешности поставь себе оценку за урок.

-Отвечают на вопросы с помощью листа самооценки.

-Исходя из уровня успешности за каждый этап урока, отмеченных на полях тетради («+», «±»,«-»), ставят себе оценку за урок.   

Приложение №1.

Сказка – загадка.

Собрались все четырехугольники (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат) на лесной поляне и стали решать, кто будет их королем. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно перебрались на тот берег и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала: «Я пропущу только тех, у кого диагонали равны».
Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, над которым был узкий мост. Мост сказал: «Меня перейдут только те, у кого диагонали пересекаются под прямым углом». По мосту прошел только один четырехугольник, который, добравшись до царства, был провозглашен королем.

Вопросы:

1. Кто стал королем? (Квадрат)

2. Кто был основным соперником? (Прямоугольник)

3. Кто первым выбыл из соревнования? (Трапеция)

Приложение №2.

Таблица на знание свойств четырехугольника

 Свойства

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Противолежащие стороны параллельны и равны

 

 

 

 

Все стороны равны

 

 

 

 

Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180

 

 

 

 

Все углы прямые.

 

 

 

 

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

 

 

 

 

Диагонали равны

 

 

 

 

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

 

 

 

 

.

Приложение №3.

Испытание правителя первого замка «Параллелограмм»

1. Чему равна сумма углов параллелограмма?

   А) 180° ,   Б) 90° ,  В)   360° ,   Г) 720° .  

2. Если одна сторона параллелограмма 5см, а другая 10см, то его периметр  

    равен:

  А) 10см;  Б) 30см;  В) 60см;  Г) 15см.

3. Если у параллелограмма диагонали пересекаются под прямым углом,

    то он может быть:

  А) только ромбом;   Б) ромбом или квадратом;  В) прямоугольником.

4. Если стороны параллелограмма равны 5см и 10см, то они

     А) смежные;   Б) противоположные;  В) любые

5.  Острый угол параллелограмма 50°. Каков его тупой угол?                                                      

А) 50° ,  Б) 100° ,  В) 130° ,  Г) 150°

Оцените себя по слайду «Проверь себя»: 1. «В» – 360º; 2. «Б» –  30 см;

3. «Б» – ромбом или квадратом; 4. «А» – смежные; 5. «В» - 130º.

Приложение №4.

Притча про строительство замка:

        «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я  принимал участие в строительстве храма!». У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?». И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

        Ребята, давайте мы тоже попробуем с вами оценить свою работу за урок:

        - Кто работал так, как первый человек? (т.е. с удовольствием, творчески)

        - Кто работал как второй человек? (т.е. добросовестно)

        - А кто работал как третий человек? (т.е. без удовольствия)

-Ребята, не бойтесь в жизни нового, не бойтесь экспериментировать и постигать знания, задавать вопросы и высказывать свое мнение, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, то есть не развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование блочного погружения по русскому языку

Формирование дивергенного мышления и эмпатии. Событие - написание письма.У каждого ребенка на столе конверт (с различным содержанием: марка, шнурок, чистый лист, рисунок и т.п.) Задается вопрос: &laqu...

Тематическое планирование блочно-событийных погружений 5 класс

Цель блочно -событийного погружения -повысить учебную мотивацию  через привлекательность учебной  деятельности1.Мотивационное начало (в какое событие дети погружаются)2. Максимальное вовлече...

Урок в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения" (Модуль "блочно-событийные погружения")

Уроки проводятся в форме "блочно-событийныго погружения" Событие -  Люди нашего времени...

Конструирование блочного погружения по теме "Обыкновенные дроби"

Данный конструктор может быть использован на уроках математики при изучении темы "Обыкновенные дроби".Целью данного погружения является формирование функциональной грамотности учащихся 5-9 к...

технологическая карта урока Конструирование блочно-событийного погружения

технологическая карта урока Конструирование блочно-событийного погружения...

«Блочно-событийные погружения» как способ повышения результативности предметной подготовки учащихся по математике

Практика показывает, что содержание математического образования остается формальным и оторванным от жизни. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в ...