МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Мыльникова Наталья Владимировна

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задачей и критерием оценивания достижений учащихся выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Данная работа выполнена с целью распространения опыта по использованию современных образовательных педагогических технологий в образовательном процессе, в частности, организация обратной связи с обучающимися и применение системы оценивания на уроках математики при дистанционном обучении.

Актуальность данной темы очевидна, т.к. дистанционное обучение прочно входит в школьное образование, как новая форма обучения. Эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов, модулей, уроков.

К сожалению, при переходе к дистанционному обучению, многие учителя сталкиваются с проблемой организации оценивания деятельности учащихся на уроках. На сегодняшний день существует множество площадок, порталов, сайтов и иных ресурсов, позволяющих учителю интересно провести урок в режиме онлайн. Но как грамотно провести оценку, самооценку и взаимооценку учащихся на каждом этапе урока, как показывает практика, знают далеко не все.

В работе представлен конспект урока геометрии по теме «Площадь кольца» в 9 классе, проведенного в режиме онлайн во время карантина, где показано, как можно организовать обратную связь с обучающимися и проводить оценивание на каждом этапе урока, применяя различные формы дистанционного взаимодействия с учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа»

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Октябрьский район, с.Перегребное

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме

 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Автор:

Мыльникова Наталья Владимировна

учитель физики и математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа»

2023 год

АННОТАЦИЯ

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задачей и критерием оценивания достижений учащихся выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Данная работа выполнена с целью распространения опыта по использованию современных образовательных педагогических технологий в образовательном процессе, в частности, организация обратной связи с обучающимися и применение системы оценивания на уроках математики при дистанционном обучении.

Актуальность данной темы очевидна, т.к. дистанционное обучение прочно входит в школьное образование, как новая форма обучения. Эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов, модулей, уроков.

К сожалению, при переходе к дистанционному обучению, многие учителя сталкиваются с проблемой организации оценивания деятельности учащихся на уроках. На сегодняшний день существует множество площадок, порталов, сайтов и иных ресурсов, позволяющих учителю интересно провести урок в режиме онлайн. Но как грамотно провести оценку, самооценку и взаимооценку учащихся на каждом этапе урока, как показывает практика, знают далеко не все.

В работе представлен конспект урока геометрии по теме «Площадь кольца» в 9 классе, проведенного в режиме онлайн во время карантина, где показано, как можно организовать обратную связь с обучающимися и проводить оценивание на каждом этапе урока, применяя различные формы дистанционного взаимодействия с учащимися.


ВВЕДЕНИЕ

Урок общеметодологической направленности, реализованы фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы. Соответствует критериям ФГОС.

Цели урока: 

провести проверку усвоения изученного ранее материала, создать условия и организовать деятельность обучающихся для вывода формулы площади кольца;

способствовать осмыслению и первичному запоминанию новой формулы, ее применению при решении задач;

способствовать развитию математической речи, умению анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

развивать способности к рефлексии, формировать математическую грамотность.

Планируемые результаты:

Умения: обучающиеся овладеют систематическими знаниями о плоских фигурах и их свойствах.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: понимают и используют математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Регулятивные: проявляют учебную компетентность; умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; умеют объективно оценивать собственную деятельность.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Урок включает 11 этапов:

  1. Организационный момент
  2. Формулирование темы, постановка целей
  3. Проверка домашнего задания
  4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
  5. Мотивация учебной деятельности
  6. Открытие новых знаний
  7. Первичное закрепление
  8. Применение и добывание знаний в новой ситуации
  9. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению
  10. Подведение итогов урока
  11. Рефлексия собственной деятельности

При проведении урока использованы средства и интернет-ресурсы:

  • Desmos – онлайн графический калькулятор (использован для мотивации, предъявления домашнего задания, подведения итогов урока и проведения рефлексии)
  • Quizizz.com - сервис для создания уроков, опросов и викторин (использован для проведения первичного закрепления в форме живой викторины)
  • Google Forms – онлайн-инструмент (использован для оперативной проверки домашнего задания и коррекции имеющихся знаний)
  • Google Spreadsheets — инструмент работы с таблицами в режиме онлайн и офлайн (использован для организации проверки результатов работы в группах)
  • Zoom — программа для организации видеоконференций (использована для проведения урока в онлайн формате, для организации работы в группах)
  • Презентация PowerPoint (использована для сопровождения урока, визуализации выданных заданий, инструкций, критериев оценки)

На каждом этапе организована оценка деятельности учащихся. Количество баллов учащиеся выставляют себе по предложенным критериям после выполнения каждого задания.

Применена трехбальная система оценивания:

0 баллов – низкий уровень;

1 балл – средний уровень;

2 балла – высокий уровень.

Критерии оценки заданий озвучиваются на каждом этапе урока. В результате учащиеся имеют возможность выставить себе отметку за работу на уроке, набрав то или иное количество баллов.

Работа в группах организована на платформе Zoom с помощью инструмента «Сессионные залы». У учителя имеется возможность «зайти» в любой зал, при необходимости скорректировать работу группы.

Урок проводится на платформе Zoom. Учитель заранее скидывает учащимся ссылки на нужные ресурсы и платформы, которые используются на уроке. Это можно сделать через электронный журнал или посредством общих групп в доступных мессенджерах. Также перед уроком учащиеся присылают учителю фото решения домашней работы.

После проверки заданий и самооценки ребята в тетради на полях проставляют количество баллов, заработанных на каждом этапе. В конце урока все баллы суммируются и выставляется отметка за урок по предложенным критериям. Как правило, отметка не бывает ниже «4», поскольку во время урока несколько раз в разных формах мы говорим об одном и том же, ненавязчиво, практически в форме игры. Использование различных сервисов, возможность увидеть результаты сразу и в сравнении с другими поддерживает заинтересованность учащихся на протяжении всего урока, делает его увлекательным и непринужденным. Динамические паузы также позволяют разнообразить урок и, самое главное, способствуют сохранению здоровья и хорошего самочувствия ребят.

Цель урока достигнута, задачи реализованы: почти все учащиеся справились со всеми заданиями, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся (Приложение Рисунок 1. Итоговая рефлексия на платформе Desmos).

КОНСПЕКТ УРОКА

Краткие обозначения: «П:» - педагог, «У:» - учащиеся.

ЭТАП

РЕСУРС

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

1

Орг.момент

Zoom, Desmos

П: приветствует, создает настроение, проводит опрос по готовности к уроку

У: приветствуют, отмечают настроение в Desmos, проверяют соответствие необходимых инструментов и материалов со списком на слайде, сообщают о готовности в общем чате Zoom 

Если ребята готовы, в общем чате ставят знак «+».

На первом слайде активности Desmos учащиеся отмечают свое настроение.

Приложение Рисунок 2. Настроение на начало урока. https://teacher.desmos.com/dashboard/6205e3d16a75660a23f4cdf3?lang=ru#teacher/step/3e6d262d-26b8-47c6-9121-a307b7254e7c

Презентация к уроку слайды 1, 2

https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

2

Формулирование темы, постановка целей

Zoom, Desmos

П: предлагает сформулировать тему урока и поставить цель на урок

У: формулируют тему, озвучивая через микрофон; ставят цель для себя, записывают на втором слайде активности Desmos, делятся с одноклассниками, открывая общий доступ к своей странице

Презентация к уроку слайды 3, 4 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

Приложение Рисунок 3. Формулирование цели https://teacher.desmos.com/dashboard/6205e3d16a75660a23f4cdf3?lang=ru#teacher/step/cc3bdd3f-0d81-445c-9244-ff34327fcd3c

3

Проверка ДЗ

Zoom

П: просит в чат в личные сообщения записать ответы к задаче

У: присылают в личное сообщение в чате ответы

Задача про площади ХМАО-Югры и Октябрьского района 

2б Если до урока прислали фото решения задачи и есть ответ в чат

1б Если есть неточности в оформлении или вычислительная ошибка

0б Если задача решена неверно или только ответ в чате, но нет фото решения

Фото с решением домашней работы ученики присылают учителю через электронный журнал

Презентация к уроку слайд 5 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

Приложение Рисунок 5. Задача с региональным компонентом

4

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Google Forms

П: через выполнение теста в Google Forms организует проверку знания формул, изученных прежде. После выполнения теста выводит на экран сводную таблицу результатов

У: заполняют гугл-форму и проводят самопроверку и самооценку

П: проводит гимнастику для глаз

2б Если все верно

1б Если 2,3 или 4 верных ответа

0б Если 0 или 1 верный ответ

Презентация к уроку слайд 6 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

https://forms.gle/wpfkjJNkcD93V9VUA

Приложение Рисунок 4. Результаты теста

Приложение. Гимнастика для глаз

5

Мотивация

Zoom Desmos

П: предлагает подумать над решением задачи, представленной на слайде

У: предлагают различные идеи. Если учащийся готов ответить, то он «поднимает руку» (функция ресурса)

Презентация к уроку слайд 7  https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

6

Открытие новых знаний

Zoom

П: предлагает вывести формулу самостоятельно

У: записывают конечный вариант формулы в общий чат

П: показывает слайд презентации PowerPoint, где показан вывод формулы

У: записывают формулу в тетрадь

Презентация к уроку слайд 8 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

7

Первичное закрепление

Quizizz

П: проводит живую викторину (Приложение. Рисунок 7. QR-код для входа в живую викторину, активен во время проведения викторины в реальном времени)

У: выполняют задания тренажера на закрепление формулы

Учитель может демонстрировать свой экран в Zoom, где ребята могут видеть общую картину прохождения тренажера (Приложение. Рисунок 6. Итоги живой викторины).

2б Если все верно

1б Если один или два верных

0б если все неверно

Презентация к уроку слайд 9 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

(Ссылка на викторину,  активна при проведении викторины в реальном времени: https://quizizz.com/join?gc=536914&source=liveDashboard код игры: 536914)

https://quizizz.com/admin/quiz/6204fd96f04b7c001f6fbd5a

https://quizizz.com/admin/reports/6205e08c072619001dfdeca9/overview

8

Применение и добывание знаний в новой ситуации

Zoom

Google Spreadsheets

П: проводит подвижную разминку: https://cloud.mail.ru/public/c15f/5oFCHmUhx

Во время разминки создает сессионные залы в Zoom для проведения работы в группах.

Организует работу в группах, объясняет, как представить результат работы

У: переходят в сессионные залы для работы в группах, решают задачи, промежуточные результаты и итоги вносят в гугл-таблицу, сравнивают свои результаты с результатами остальных.

П:присоединяется к группам по очереди для контроля и корректировки работы, проверяет ответы, дает критерии оценки этого этапа

Ребята, работая в группах, решают практические задачи № 1121, 1122 из учебника. Результаты вносят в гугл-таблицу, доступ к которой получают от учителя по ссылке в общем чате Zoom. Там же ребята оценивают работу каждого члена группы.

Решение задачи:

2б Все промежуточные и итоговые данные верны

1б Верны 2 или 3 пункта

0б верен только 1 пункт или все неверно

Работа в группе:

2б Самый активный участник

0б самый пассивный, тот, который просто поприсутствовал

Презентация к уроку слайд 10 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1l-Vfhcr36DcB0o5CLux-1aeLVEACGJt8dR-mCZL8k7c/edit#gid=1656830668

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1l-Vfhcr36DcB0o5CLux-1aeLVEACGJt8dR-mCZL8k7c/edit?usp=sharing

9

Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению

Zoom

П: сообщает ДЗ, дает инструкцию к его выполнению

У: задают вопросы через микрофон или в чате

Презентация к уроку слайд 11 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

10

Подведение итогов урока

Zoom

П: просит посчитать количество набранных баллов и выставить отметку в соответствии с предложенными критериями (на слайде презентации)

У: считают баллы, выставляют отметку, делятся информацией с учителем через общий чат или в личные сообщения чата

Презентация к уроку слайд 12 https://cloud.mail.ru/public/iAZJ/rrRX8whiV

11

Рефлексия собственной деятельности

Desmos

У: просит заполнить соответствующие слайды (Настроение в течение урока и насколько была понятна тема и интересен урок)

У: отмечают настроение и отношение к уроку, прощаются с учителем.

Приложение. Рисунок 8. Оценка эмоционального состояния в течение урока

Рисунок 9. Рефлексия

Рисунок 10. Итоговая таблица результатов.

https://teacher.desmos.com/dashboard/6205e3d16a75660a23f4cdf3?lang=ru#teacher/step/3e6d262d-26b8-47c6-9121-a307b7254e7c

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение уроков в предложенном формате позволяет реализовать всё задуманное учителем. Уроки проходят «на одном дыхании». Ребятам, как правило, очень нравится, поскольку они имеют возможность быть успешными и сразу понимают, какую отметку за урок они получат. У учителя есть возможность также отследить количество баллов каждого ученика за каждое выполненное задание. Ребята всегда с удовольствием делятся своими впечатлениями от урока.

Проводя уроки подобным образом, применяя технологии оценивания на интернет-ресурсах «вживую», используя в задачах информацию о своем родном крае, у учителя есть возможность заинтересовать каждого учащегося, научить оценивать каждый вид деятельности, проводить рефлексию на каждом этапе, учить видеть школьниками свои недоработки и искать пути их устранения.

Работая так, я убедилась, что качество обучения в дистанционном режиме ничуть не отличается от данного показателя при очном формате обучения. А интерес к уроку у учащихся порой даже выше, поскольку в любом виде опроса задействованы все учащиеся одновременно. Они всегда видят, что отвечают одноклассники, даже если вдруг отвлекаются.

По ссылке на ресурс Desmos Вы попадете на страницу ресурса как ученик. Чтобы выполнить задания или посмотреть, как выполняли задания другие ученики, необходимо зарегистрироваться на платформе, после выполнения заданий, учитель увидит Ваши результаты в общей таблице (см. Приложение Рисунок 10. Итоговая таблица результатов): https://student.desmos.com/activitybuilder/student-greeting/6205e3d16a75660a23f4cdf3?lang=ru

Для проведения физминутки используется песня Люси Чеботиной «Солнце Монако», доступ по ссылке https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/lyusya-chebotina-solntse-monako.

Практическая значимость данной работы в том, что она позволит учителям, моим коллегам, внедрить в свою практику систему оценивания и организовать обратную связь с учащимися. Тем самым сделать дистанционное обучение, в частности, уроки, проводимые в режиме онлайн, такими же увлекательными, содержательными, имеющими эффект присутствия в классе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Итоговая рефлексия на платформе Desmos.

Рисунок 2. Настроение на начало урока.

             

Рисунок 3. Формулирование цели              Рисунок 4. Результаты теста

Рисунок 5. Задача с региональным компонентом.

Рисунок 6. Итоги живой викторины

Приложение. Рисунок 7. QR-код для входа в живую викторину, активен во время проведения викторины в реальном времени.

Рисунок 8. Оценка эмоционального состояния           Рисунок 9. Рефлексия

Рисунок 10. Итоговая таблица результатов

Гимнастика для глаз

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 4. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Упражнение 6. РИСУЕМ КАРТИНКУ

Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

Упражнение 7. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

eyes-exercises

Рисунок 11. Гимнастика для глаз

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Desmos. Руководство пользователя. Перевел Роман. [Электронный ресурс]: https://desmos.s3.amazonaws.com/Desmos_User_Guide_RU.pdf
  2. Desmos. Руководство пользователя. [Электронный ресурс]:. https://help.desmos.com/hc/en-us/articles/202529259-Russian-Desmos-User-Guide-РУКОВОДСТВО-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ-
  3. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организацийс приложением на электронных носителях/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2021
  4. Гимнастика для глаз – 7 лучших упражнений для восстановления и улучшения зрения. Статья. Визус. Офтальмологический центр у Улан-Удэ. [Электронный ресурс]: https://centrvisus.ru/posts/kak-vyibirat-ochki-dlya-zreniya-4.html
  5. Пошаговая инструкция по созданию викторин при помощи Quizizz. Мастерская Марины Курвитс. [Электронный ресурс]:. http://marinakurvits.com/quizizz/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Мыльникова Наталья Владимировна, учитель физики и математики МБОУ «Перегребинская СОШ» С.Перегребное ХМАО-ЮГРА СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА

Слайд 2

Платформа DESMOS Отметим настроение

Слайд 3

Нужно на уроке: учебник, с. 283 тетрадь с ДЗ ручка, карандаш калькулятор таблица квадратов

Слайд 5

Применение знаний и умений ГЕОМЕТРИЯ, 9 кл по теме Длина окружности Площадь круга

Слайд 6

Проверка ДЗ Площадь ХМАО-Югры 534,8 тыс кв. км Площадь Октябрьского района 24,5 тыс кв. км Какую часть ХМАО-Югры составляет Октябрьский район? Во сколько раз площадь ХМАО-Югры больше площади Октябрьского р-на?

Слайд 7

Проверка ДЗ Дано: R = 5 км L = 400 м Найти: градусную меру дуги закругления Ответ: ≈ 4.6 0 ЗНАНИЕ ФОРМУЛ Гугл-форма

Слайд 8

Задача Как найти площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром и радиусами 3 см и 7 см. R r

Слайд 9

S = S R – S r = π R 2 – π r 2 = π(R 2 – r 2 )

Слайд 10

ТРЕНАЖЁР ФОРМУЛА QUIZIZZ

Слайд 11

Работа в группах № 1121 № 1122 Группа 1 Группа 3 Группа 2 Группа 4 Применение математических моделей в решении практических задач

Слайд 12

Домашнее задание Площадь ХМАО-Югры 534,8 тыс кв. км Площадь Октябрьского района 24,5 тыс кв. км Представьте, что ХМАО-Югра имеет форму идеального круга. Какой ширины получится кольцо, площадь которого равна площади Октябрьского района, если это кольцо расположено у внешней границы округа? Можно пользоваться калькулятором, радиусы округлите до целых Ответ: 10 км

Слайд 13

Критерии оценки 10 - 11 баллов 5 8 – 9 баллов 4 6 – 7 баллов 3 Работа на уроке Платформа DESMOS


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учащихся и их родителей по дистанционному обучению.

   На этой странице я размещаю учебный материал  по курсу обществознания 7 класс для дистанционного обучения учащихся.  В учебный материал входит календарно- тематичес...

Научно-методическая статья "Особенности уроков музыки при дистанционном обучении детей-инвалидов"

В данной статье раскрываются особенности дистанционного обучения уроков музыки с детьми-инвалидами....

Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся кружка " Юный художник"и их родителей в целях дистанционного обучения. Содержит теоретическую и практическую часть...

Методическая разработка занятия "Основные составляющие ландшафтного дизайна "для дистанционного обучения.

Материал знакомит ребят с составляющими ландшафтного дизайна дистанционно.Содержит теоретическую и практическую часть....

Методическая разработка занятия " Обобщение темы раздала "Орнамент"для дистанционного обучения.

Занятие по типу обобщения знаний предназначено для самоконтроля и самопроверки....