Рабочая программа геометрии.8 класс. Мерзляк А.Г. 2023
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Рабочая программа по геометрии. 8 класс .Мерзляк А.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8av_klass_geometriya_soldatkina_l.v.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Приказом и.о. директора МБОУ СОШ №3

от «29» августа 2023 года № 258

________ Е.В. Бирюкова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

городского округа Пущино Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

(базовый уровень ФГОС)

для 8Б класса

Составитель:

Солдаткина Людмила Владимировна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

2023 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино Московской области ООО;
  • Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов /авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М: Вентана – Граф, 2017.

Преподавание ведется по учебнику Геометрия: 8 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. — 3-е изд., исправ. - М.: Вентана - Граф, 2019, утверждённого Федеральным перечнем учебников.

В соответствии с учебным планом школы на 2022 - 2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 34 учебных недели (2 часа в неделю).

Рабочая программа содержит описание планируемых предметных результатов изучения учебного курса математики на уровне основного общего образования.

В соответствии с ФГОС планируемые предметные результаты разделены на два уровня освоения знаний: базовый (обучающиеся научатся) и углубленный (обучающиеся получат возможность научиться) по всем видам деятельности.

Рабочая программа содержит описание личностных и метапредметных результатов освоения курса.

В рабочей программе отражено содержание учебного предмета, количество часов, отводимых на изучение каждой темы. В соответствии с ФГОС описаны основные виды учебной деятельности обучающихся.

В рабочей программе представлен календарно-тематический план освоения курса геометрии в 8 классе, определено количество контрольных работ (7).

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса геометрии в 8 классе.

Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино, утвержденному приказом директора от 30 августа 2018 года №165.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• классифицировать геометрические фигуры;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• доказывать теоремы;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки :анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

• приобрести опыт выполнения проектов.

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
  • компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Предметные результаты

учащийся научится:

  • оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
  • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
  • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

#1057;одержание учебного предмета, формы организации учебных занятий,

основные виды учебной деятельности

Содержание

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся на тему / модуль

Глава 1. Четырёхугольники

23

  • Поясняют, что такое четырёхугольник. Описывают элементы четырёхугольника.
  • Изображают и распознают на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.
  • Формулируют определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;
  • Формулируют свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника; признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
  • Формулируют и доказывают теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
  • Решают задачи, применяя изученные определения, свойства и признаки.

Глава 2. Подобие треугольников

12

  • Формулируют определение подобных треугольников;
  • Знают свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников.
  • Доказывают теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника;
  • Доказывают свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников.
  • Применяют изученные определения, свойства и признаки к решению задач.

Глава 3. Решение прямоугольных треугольников

14

  • Формулируют определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника;
  • Формулируют свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.
  • Записывают тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.
  • Решают прямоугольные треугольники.
  • Доказывают теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
  • Умеют выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°,45°, 60°.
  • Применяют изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.

Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника.

12

  • Поясняют, что такое площадь многоугольника.
  • Описывают многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
  • Изображают и находят на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности. Формулируют определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников; основные свойства площади многоугольника.
  • Доказывают: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.
  • Применяют изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.

Повторение и систематизация учебного материала

7

  • Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач

3. Тематическое планирование

Разделы программы

Кол-во часов

1

Четырёхугольники

23

2

Подобие треугольников

12

3

Решение прямоугольных треугольников

14

4

Многоугольники. Площадь многоугольника.

12

5

Повторение и систематизация учебного материала

7

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

план

факт

1

Повторение 1 ч

Четырёхугольники 23 ч

2

Четырехугольник и его элементы

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

4

Применение свойств параллелограмма при решении задач

5-6

Признаки параллелограмма. Решение задач

7

Прямоугольник. Решение задач по теме

8-9

Ромб. Решение задач по теме

10-11

Квадрат. Решение задач по теме

12

Контрольная работа №1: «Параллелограмм и его виды»

13-14

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника. Решение задач по теме

15-16

Трапеция. Решение задач по теме

17-18

Средняя линия трапеции. Решение задач по теме

19-20

Центральные и вписанные углы. Решение задач по теме

21

Описанная окружность четырехугольника

22

Вписанная окружность четырехугольника

23

Повторение и систематизация учебного материала

24

Контрольная работа №2: «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырёхугольники»

Подобие треугольников 12 ч

25

Анализ контрольной работы №2. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках.

26-27

Решение задач на применение свойств медианы и биссектрисы треугольника

Резерв. Повторение и систематизация учебного материала

28

Подобные треугольники

29-31

Первый признак подобия треугольников. Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

32-34

Второй и третий признаки подобия треугольников

35

Контрольная работа №3: «Теорема Фалеса. Подобие треугольников».

36

Резев. Повторение и систематизация учебного материала

Решение прямоугольных треугольников 14 ч

37-38

Анализ контрольной работы №3. Метрическое соотношения в прямоугольном треугольнике. Решение задач по теме

39-41

Теорема Пифагора. Решение задач по теме

42

Повторение и систематизация учебного материала

43

Контрольная работа №4: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»

44

Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

45-46

Основное тригонометрическое тождество

47

Решение прямоугольных треугольников

48-49

Решение задач на нахождение сторон

50

Контрольная работа №5: «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников»

Многоугольники. Площадь многоугольника. 12 ч

53

Анализ контрольной работы №5. Многоугольники

54

Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника.

55-56

Площадь параллелограмма

57-59

Площадь треугольника

60-62

Площадь трапеции

63

Повторение и систематизация учебного материала

64

Контрольная работа №6: «Многоугольники. Площадь многоугольника»

Повторение и систематизация учебного материала за курс геометрии 8 класса 6ч

65-68

Повторение. Контрольная работа №7: «Обобщение и систематизация знаний учащихся за курс 8 класса»

Лист согласования

Рассмотрено

Протокол заседания Кафедры учителей-предметников

от «29» августа 2023 года № 1

____________ (Ивайкина А.Г.)

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ (Есина В.А.)

«29» августа 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс Мерзляк

Данная рабочая программа  составлена на основе  программы по математике для 5-х классов общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко.  Д...

Рабочая программа 6 класс Мерзляк А.Г.

Данная рабочая программа  составлена на основе  программы по математике для 5-х классов общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко.  Д...

Рабочая программа 8 класс Мерзляк 5 часов

Павлодарский  филиал МБОУ Моисеево – Алабушскойсош...

Рабочая программа , 11 класс, Мерзляк А.Г.

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа 7 класс _английский_язык_2022-2023

Рабочая программа по анлийскому языку...

Рабочая программа 10 класс Мерзляк алгебра базовый уровень

Рабочая программа Алгебра базовый уровень 10 класс....