Эстетическое воспитание на уроках математики
статья по геометрии (7 класс)

Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.  Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.

 

 Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Дети любят красивое, увлекательное, всем этим богат наш предмет. Учителю из урока в урок необходимо показывать, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей.

 Человеческая память долго хранит то, что затрагивает его чувства. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание. Взволнованное отношение к познанию носит активный характер, эмоциональный подъем увеличивает возможности школьника.

Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата. В его создании важную роль играют элементы педагогической эстетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_na_krokah_matematiki.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд 1 Человек с древних времен стремится к знанию. Цельный процесс познания строится из чувственного познания (память, внимание, ощущение, восприятие) и абстрактного мышления.

   Опорой процесса формирования знаний является познавательный интерес, который связан с такими эмоциональными проявлениями, как чувством ожидания нового, эмоциями удивления и восхищения и другими эмоциональными переживаниями. Эмоции и чувства управляют нашим познанием.

 

Эстетически воспитывает человека все, что вызывает эмоциональное переживание.

Слайд 2 Эстетика - (c греч.  - чувственное восприятие ) -"наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты" .

Мы живем в мире Эстетики, в мире чувств и эмоций.

Слайд 3 Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.  Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.

 Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Дети любят красивое, увлекательное, всем этим богат наш предмет. Учителю из урока в урок необходимо показывать, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей.

 Человеческая память долго хранит то, что затрагивает его чувства. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание. Взволнованное отношение к познанию носит активный характер, эмоциональный подъем увеличивает возможности школьника.

Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата. В его создании важную роль играют элементы педагогической эстетики.

В процессе преподавания математики имеются широкие возможности показать ребятам, что эстетическое наслаждение доставляет не только искусство, но и радость творчества в других сферах деятельности, в том числе и в учении. Для творческой работы мысли в школьной математике предоставляются большие возможности.

Хотя часто считают что "формулы говорят сами за себя", что не всегда верно. Формулы чаще молчат. И, как правило, учитель может заставить их "заговорить". Вот почему в организации взаимодействия учителя с учеником на уроке большое значение имеет, казалось бы, чисто эстетический вопрос о культуре речи. Часто говорят, что математику надо излагать кратко. При этом сказать все необходимое и ничего лишнего, что невозможно без высокой культуры речи. Этого же мы должны требовать и от своих учеников. Нельзя считать, что прививать культуру речи должен только учитель русского языка, литературы и истории. Речь учителя - один из самых мощных эстетических факторов на уроке.

 Другим действительным эстетическим фактором является культура записей на доске во время урока. Все выведенные формулы должны быть заключены в цветные рамки, быть не только четкими, но и красивыми. Очень важно оформлять запись условий и решений задач эстетически грамотно.

  Ребята должны ощутить стройность системы математики красоту и изящество внутренних связей в ней в такой степени, чтобы им стала понятна поэтизация математики древними индусами, давшими ей название "Лилавати", что означает " прекрасная" или "красавица со сверкающими глазами".

Слайд 4  В школьном курсе математики есть ряд вопросов, изучение которых способствует воспитанию у учащихся чувства прекрасного. Искусство и математика могут показаться двумя разными мирами, но они взаимосвязаны гораздо теснее, чем мы думаем. 

Искусство делает нас счастливыми так, как мы и не предполагали. Дело не только в эстетически приятных цветах или замысловатых деталях, но и в химических реакциях, происходящих в нашем мозге. Нейробиологи из Лондона обнаружили, что дофамин (нейромедиатор, связанный со счастьем и удовольствием) высвобождается, когда мы видим произведение искусства, которые нас восхищают. Это означает, что мозг настроен на то, чтобы испытывать радость и восторг при соприкосновении с таким произведением. От потрясающей картины до завораживающей скульптуры — искусство действительно способно поднять настроение и сделать нас более счастливым человеком.

Наиболее широкие возможности в формировании и развитии эстетического вкуса учащихся представляют учителю уроки геометрии.

   Восприятие эстетической стороны планиметрической задачи начинается для школьника с условия и чертежа. В геометрических задачах большую роль играет чертеж. Чертеж должен соответствовать значению слова "красивый", то есть "доставляющий наслаждение, гармоничный, стройный ".

   При изучении различных фигур я показываю ученикам их красоту на картинах знаменитых художников. Например знакомлю с необычными и не всем понятными художественными направлениями как супрематизм и абстракционизм.

  Слайд 5  Супрематизм /от лат. supremus – высший/ - художественное течение, основу которого составляет композиция из простейших геометрических элементов.

Основоположником супрематизма был К. Малевич. Его знаменитая картина «Черный квадрат», как олицетворение трагизма «немоты», стала своеобразным манифестом этого направления.

Слайд 6 Выбор цвета картины легко объясним: чёрный цвет ― это квинтэссенция всех цветов, если смешать все краски разом, то получится именно чёрный. При этом для создания и восприятия живописи необходим свет. Чёрный цвет ― это отсутствие света. Поэтому «антикартина» Малевича будто бы показывает нам все цвета разом. И вместе с этим на ней изображено то состояние, при котором живопись невозможна.

Если же рассмотреть «Чёрный квадрат» вблизи, то можно также подметить интересные детали.

Во-первых, Малевич использовал не чистый чёрный цвет, макая кисточку прямо в банку. Тёмный оттенок, которым написан «Чёрный квадрат», получен из смеси жжёной кости, которая заменила сажу, а также чёрной охры и арсенида меди ― темно-зелёного пигмента. Кроме того, художник добавил в краску мел, чтобы картина не бликовала и цвет казался глубоким.

Во-вторых, если вы решите рассмотреть самый первый из «Чёрных квадратов» внимательно, то обнаружите, что картина покрыта трещинами (художники их называют кракелюрами) и через них проступают другие цвета. Картина предлагает будто бы заглянуть за неё, узнать, что же сокрыто за чёрной фигурой.

Учёные выяснили это не так давно. В 1915 году Малевич был небогат и поэтому написал первый из своих «Квадратов» на уже использованном холсте. Рентгенограмма 2015 года показала, что под «Чёрным квадратом» находятся ещё две картины ― обе также в духе авангарда. 

Слайд 7  Абстракционизм как направление в искусстве XX в. является высшим проявлением беспредметного изображения.

Слайд 8 Василий  Кандинский, русский художник, который стоял у истоков возникновения абстракционизма в современном изобразительном искусстве. Кандинский был пионером абстрактного искусства и считал, что использование геометрических форм помогает создать ощущение гармонии и равновесия в его произведениях.

Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм.

Слайд 9 Кандинский создавал новых варианты художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий

Слайд 10 Базовые цвета соотносятся с основными геометрическими фигурами. Квадрат означает неподвижность материи, и красный цвет. Треугольник — динамичная фигура, символ мысли и жёлтого цвета. Круг соответствует вечному движению духа и синему цвету.

При работе с формой действуют те же правила, что и при образовании вторичных цветов. Например, оранжевому цвету соответствует форма трапеции, а фиолетовый цвет соотносится с овалом.

 Слайд 11-12 Многие картины называли музыкальными, у каждой своя мелодия.

Слайд 13 У некоторых художников-абстракционистов круг был основой композиции на полотне, в пример можно привести Василия Кандинского, который в своем

творчестве наделял круг особыми свойствами. Для него круг считался четвертым измерением и он думал, что в нем есть скрытое неизведанное содержание. В картине «Круги в круге» он использует круги разного размера и цвета для создания завораживающего эффекта. Круги словно пульсируют, увлекая зрителя вглубь произведения. 

Слайд 14 Василий Кандинский в своем творчестве наделял круг особыми свойствами. Для него круг считался четвертым измерением и он думал, что в нем есть скрытое неизведанное содержание.

Слайд 15. «Квадраты с концентрическими кругами» Эта картина является наглядным примером пристального внимания автора к геометрической форме, цвету и характеру взаимодействия между ними. Круг, с точки зрения Кандинского несет громадное напряжение. Этой внутренней силой замкнутого круга автор не уставал восхищаться и воспевать в творчестве. Каждый круг с помощью цвета разделяется еще на несколько кругов, причем цвет здесь это способ передачи разных психических состояний. Ученые считают эту работу очень важной в исследовании геометрии и цвета.

Слайд 16.В современном ддизайне эта фигура применятся очень часто в таких разновидностях, как: дизайн упаковки, графический дизайн, оформление интерфейсов, архитектура и дизайн интерьера. В пример можно привести Lay's, Pepsi,Google, BMW и другие, которые используют за основу логотипа именно круг.  

Подводя итог, круг считается идеальной фигурой для создания гармоничного облика из-за своей симметрии, естественности и простоты. С ним легко можно достичь баланс в пространстве. 

Если коснуться символов и различных культур, то у большинства народов круг является воплощением некой цикличности, жизни и смерти. Также круг считают воплощением природы и поэтому именно этой фигурой обозначают центр.

В 1926 году был издан важнейший теоретический труд художника "Точка и линия на плоскости” и, естественно, большинство холстов этого периода представляют собой практическое воплощение его теоретических идеалов.В текстах Кандинский был последовательным и методичным, но, творя на холсте, работая с формой и цветом, он становился чувственным и импульсивным. И, конечно, он надеялся, что зритель будет воспринимать его работы так же эмоционально.

Целью Кандинского было формулирование абстрактного языка, вызывающего сильные эмоции у зрителя, во многом таким же образом, как это делает музыка. “Сама форма, даже полностью абстрактная ... имеет свой собственный внутренний звук", писал он. В изобразительном искусстве Кандинский искал универсальный закон гармонии, который обязан присутствовать в основе всякого творения и эта, по сути, мистическая вера подкреплялась убедительной внутренней силой личности художника.

После рассказов о творчестве Кнадинского можно предложить ребятам создать свои картины нарисовав вручную или на компьютере из линий, фигур и форм.

«В живописи есть элемент баланса. Цвета, линии, темнота-свет, теплые-холодные тона… Это, конечно, своего рода математика. И математика, и искусство требуют много размышлений и много одиночества. Мне кажется, это самая глубокая связь между ними. И я не сомневаюсь, что хороший художник хорошо разбирается в математике. Когда я говорю, что он хорошо разбирается в математике, я имею в виду его математический образ мышления. Он может не знать математики, он может ее забыть, но это неважно», — считает турецкий математик Али Несин.

Учитель из урока в урок должен показывать, как бесконечно прекрасна сама жизнь, обладающая уникальными способностями самосовершенствования и самоорганизации. Возможности применения эстетического фактора на уроках математики связаны с постоянным совершенствованием методики преподавания, поиском путей повышения эффективности урока. Раскрытие эстетического в математике не может не увлечь, не заинтриговать учащихся, привлекая их к нашему предмету. Но не только в этом следует учителю видеть цель эстетической работы. Научить юного гражданина ценить прекрасное в жизни - значит обогатить его духовный облик.

Жизнь настоятельно требует сегодня сделать эстетику не гостьей на уроке, а эффективным методом повышения качества воспитания и преподавания.

Учитель математики МАОУ «СОШ №76» г.Перми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

эстетическое воспитание на уроках английского языка

Теоретический и практический материал по впросам  эстетическог воспитания на уроках английского языка. Представлена краткая программа, планы уроков в 2,4 классах...

Эстетическое воспитание на уроках математики

Сатья посвящена этетическому воспитанию на уроках математики через историю математики...

Эстетическое воспитание на уроках математики – составная часть духовного становления личности

Эстетическое воспитание на уроках математики – составная часть духовного становления личностиЕ.Н.ИгнатовичУчитель  математикиМБОУ  СОШ №1 Майкопского района Математика владеет не только...