РП ПО ГЕОМЕТРИИ (АТАНАСЯН) ДЛЯ 7 КЛ 2020-2021
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Ионга Ирина Николаевна

*

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  геометрии

7 а  класс

Учитель: Ионга Ирина Николаевна,

 квалификационная категория: высшая

Когалым,

2020-2021 уч. г.

ГЕОМЕТРИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и  Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Геометрия. 7-9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г. Поздняка, И.И.Юдиной/авт.-сосот. Н.А.Ким. Н.И., Мазурова.-Изд.3-е перераб.-Волгоград: Учитель, 2020.

2.Рабочая программа основного общего образования по математике 7-9 класс МАОУ СОШ №7.

Место предмета в учебном плане. Базисный учебный план на изучение геометрии в 7 классе отводит 2 часа в неделю, всего 70 уроков на базовом уровне.  

Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели обучения геометрии

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

  Предметные результаты освоения курса геометрии в 7 классе

Учащиеся должны знать и уметь:

По теме «Начальные геометрические сведения»

- знать простейшие геометрические фигуры, уметь их изображать;

- овладеть понятием равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

По теме «Треугольники»

- уметь доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;

- уметь строить треугольники с помощью циркуля и линейки;

- овладеть понятиями медианы, биссектрисы и высоты треугольника;

- совершенствовать умение применять полученные знания при решении задач.

По теме «Параллельные прямые»

- знать признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей;

- уметь применять эти свойства при решении задач.

По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

- знать теорему о сумме углов треугольника, уметь ее доказывать;

- знать признаки равенства прямоугольных треугольников;

- уметь строить треугольник по трем элементам;

- уметь применять полученные знания при решении задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

7 класс (70ч, 2ч в неделю)

  1. Начальные геометрические сведения (11ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

  1. Треугольники (18ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

  1. Параллельные прямые (14ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

  1. Повторение. Решение задач (9ч)

Формы организации учебных занятий: основной формой организации учебного процесса является урок.

Типы уроков математики: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний, урок развивающего контроля.

Основные формы учебной работы на уроке: фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности

Содержание материала

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

7 класс

Начальные геометрические сведения

Объяснять,  что    такое  отрезок,  луч,  угол,  какие  фигуры  называются  равными,  как сравниваются  и  измеряются  отрезки и  углы,  что  такое  градус  и  градусная  мера  угла, какой    угол  называется  прямым,

тупым,  острым,  развернутым,  что  такое  середина отрезка и биссектриса  угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными;

формулировать    и  обосновывать  утверждения  о  свойствах  смежных  и  вертикальных углов;  объяснять  какие    прямые  называются    перпендикулярными;  формулировать  и обосновывать    утверждения  о  свойстве    двух  прямых,  перпендикулярных  к  третьей;

изображать и распознавать  указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.

Треугольники

Объяснять,  какая  фигура  называется  треугольником,  что  такое  вершины,  стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник  называется равнобедренным и какой

равносторонним, какие треугольники  называются равными; изображать  и распознавать на  чертежах  треугольники  и  их  элементы;  формулировать  и  доказывать  теоремы  о

признаках  равенства    треугольников;  объяснять,  что  называется  перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему  о

перпендикуляре  к  прямой;  объяснять  какие  отрезки  называются    медианой, биссектрисой  и  высотой  треугольника;  формулировать  и  доказывать  теоремы  о

свойствах равнобедренного  треугольника

Параллельные прямые

Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечен   двух прямых секущей, называются накрестлежащими,  какие  односторонними  и  какие  соответственными;  формулировать  и доказывать  теоремы,  выражающие  признаки  параллельности  двух  прямых;  объяснять, что  такое  аксиомы  геометрии  и  какие  аксиомы    уже  использовались  ранее; формулировать    аксиому  параллельных  прямых  и  выводить  следствия  из  нее;

формулировать  и  доказывать    теоремы  о  свойствах  параллельных  прямых,  обратные теоремам   о   признаках   параллельности,   связанных   с   накрест   лежащими, соответственными  и  односторонними  углами,  в  связи  с  этим  объяснять,  что  такое условие  и  заключение  теоремы,  какая  теорема  называется  обратной  по  отношению  к данной  теореме;  объяснять,  в  чем    заключается    метод  доказательств  от  противного; приводить  примеры  использования  этого  метода;  решать  задачи  на  вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем    угле  треугольника,  проводить  классификацию  треугольников  по  углам;

формулировать  и  доказывать  теорему    о  соотношениях  между  сторонами  и  углами треугольника(прямое  и  обратное  утверждение)  и  следствия  из  нее,  теорему  о

неравенстве  треугольника;  формулировать  и  доказывать  теоремы  о  свойствах прямоугольных  треугольников  (прямоугольный  треугольник  с  углом  30°,  признаки

равенства  прямоугольных  треугольников);  формулировать  определения  расстояния  от точки  до  прямой,  расстояния  между  параллельными  прямыми;  решать  задачи    на

вычисления,  доказательство  и  построения,  связанные  с  соотношениями  между сторонами и углами  треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при

необходимости проводить  по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный  результат  с  условием  задачи,  в  задачах  на  построение  исследовать возможные случаи.

Календарно-тематическое планирование по геометрии

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по математике ООП ФГОС, учебного плана МАОУ СОШ №7 на 2018-2019 учебный год из расчета 2 часов в неделю.

№ урока

Наименование

разделов и тем

УУД

Всего часов

Дата проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

по плану

по факту

Глава 1. Начальные геометрические сведения (12 ч)

1

Предмет геометрия.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

2

Прямая и отрезок. Провешивание прямой на местности

1

3

Сравнение отрезков. Длина отрезка

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Контролировать действия партнера

1

4

Измерение отрезков. Единицы измерения. Измерительные инструменты

1

5

Решение задач

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

6

Луч

1

7

Угол

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

8

Сравнение и измерение углов

1

9

Решение задач

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

10

Смежные и вертикальные углы

1

11

Перпендикулярные прямые

Различать способ и результат действия

Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Контролировать действия партнера

1

12

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

Глава 2. Треугольники (18 ч)

13

Треугольники

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

1

14

Первый признак равенства треугольников

1

15

Решение задач

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Контролировать действие партнера

1

16

Медиана, биссектриса и высота треугольника

1

17

Свойства равнобедренного треугольника

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера

1

18

Решение задач

1

19

Второй признак равенства треугольников

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

20

Решение задач

1

21

Третий признак равенства треугольников

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

22

Решение задач

1

23

Решение задач на все признаки равенства треугольников

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1

24

Зачет по теме «Признаки равенства треугольников»

1

25

Окружность

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1

26

Построение циркулем и линейкой

1

27,28

Задачи на построение

Различать спсоб и и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться о совместной деятельности, приходить к  общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

2

29

Решение задач

Различать спсоб и и результат действия

Владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Договариваться о совместной деятельности, приходить к  общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера

1

30

Контрольная работа №2 по теме "Признаки равенства треугольников"

1

Глава 3. Параллельные прямые (12ч)

31

Параллельные прямые

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

32

Признаки параллельности двух прямых

1

33,34

Решение задач

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2

35

Практические способы построения параллельных прямых

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве

1

36

Зачет по теме «Признаки параллельности двух прямых»

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Контролировать действия партнера

1

37

Аксиома параллельных прямых

Различать способ и результат действия

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

38

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

1

39,40

Решение задач

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Контролировать действия партнера

2

41

Решение задач

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию, строить логические цепочки рассуждений.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

42

Контрольная работа №3 по теме "Параллельность прямых"

1

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)

43,44

Сумма углов треугольника

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2

45,46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Различать способ и результат действия

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2

47

Решение задач

. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1

48

Контрольная работа № 4 по теме "Сумма углов треугольника"

1

49,50

Прямоугольные треугольники

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его учета и учета характера сделанных ошибок

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Контролировать действия партнера

2

51,52

Решение задач

Различать способ и результат действия

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2

53,54,55,56

Решение задач

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его учета и учета характера сделанных ошибок

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

4

57

Расстояние от точки до прямой

Различать способ и результат действия

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

58

Расстояние между параллельными прямыми

1

59,60

Построение треугольника по трем элементам

Различать способ и результат действия

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2

61

Решение задач

 Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его учета и учета характера сделанных ошибок

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Контролировать действия партнера

1

62

Контрольная работа № 5 по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"

1

Обобщающее повторение (8 ч)

63,64

Простейшие фигуры планиметрии: прямая, луч, угол

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его учета и учета характера сделанных ошибок

Владеть общим приемом решения задач

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2

65,66

Треугольники

Различать способ и результат действия

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2

67,68

Параллельные прямые

Различать способ и результат действия

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2

69,70

Итоговая контрольная работа №6

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2

Итого

70 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 9 класс (алгебра - Макарычев Ю.Н. и др.; геометрия - Атанасян Л.С. и др.)

Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» АЛГЕБРА 7-9 классы...

Тематическое планирование геометрия Атанасян 8 класс

Рабочая программапо геометрии 8 класс(базовый уровень основного общего образования)                   Для реализации учебной программы используе...

Рабочие программы по алгебре Алимов и геометрии Атанасян 7-11 классы

эта папка  содержит   13 рабочих  программ:  по алгебре 7-11кл ( Алимов) и геомеирии 7-11кл (Атанасян), в том числе рабочая программа 8 вида по математике 7кл и  программы эле...

Геометрия. Атанасян. 8 класс. Карточки к зачету по теме "Площадь многоугольника."( теория)

Геометрия. 8 класс. Учебник под редакцией Атанасяна. Устная часть зачета по теме: "Площадь многоугольника"...

Рабочая программа + КТП геометрия Атанасян 10 класс

Рабочая программа по геометрии 10 класс Атанасян...

к рабочей программе по геометрии Атанасян

пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7-9 класс...

Планирование 7 класс. Геометрия (Атанасян)

Планирование 7 класс. Геометрия. (Атанасян)...