Методическая разработка урока: "Решение задач на вычисление площадей поверхностей многогранников"
методическая разработка по геометрии (10, 11 класс)

Лаврикова Людмила Николаевна

 Урок проводится для студентов, обучающихся по специальности "Туризм и гостеприимство", с целью повторения, систематизации и углубления знаний о многогранниках,  а так же для того, чтобы выработать навыки решения задач на вычисление площадей полной и боковой поверхностей призмы и пирамиды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения учебного занятия

Дата проведения____________________.

ФИО преподавателя:

Лаврикова Людмила Николаевна

Группа:

1-119ТГ

Специальность /профессия:

43.02.16 «Туризм и гостеприимство»

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

Математика (геометрия)

Раздел, тема программы:

Раздел 5. Многогранники и тела вращения.

 Тема 5.6. Решение задач. Многогранники и тела вращения.

Номер занятия в соответствии с КТП:

№ 28

Тема занятия по КТП:

 Практическая работа №15: Решение задач по теме: «Площади поверхностей многогранников».

Тип занятия:

Практическое занятие

Цель и задачи занятия

Цель занятия: Повторение, систематизация и углубление знаний о многогранниках; выработать навыки решения задач на вычисление площадей полной и боковой поверхностей призмы и пирамиды.

Задачи:

Учебная:

  • организовать деятельность студентов по применению формул к решению задач на нахождение площадей поверхностей многогранников;

Воспитательная:

  • воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов;
  • способствовать воспитанию у студентов ответственности, внимательности, самостоятельности, самооценки, взаимопомощи;

Развивающая: 

  • способствовать развитию у студентов пространственного и конструктивного мышления;
  • развивать умение управлять своим поведением;
  • способствовать развитию умения распознавать и применять соответствующие знания о многогранниках для решения задач;
  • развивать математический кругозор, математическую речь, логическое мышление, внимание и память, навыки самоконтроля;

Средства обучения:

  • мультимедийная система;
  • сеть Интернет;
  • модели тел вращения;
  • учебник Атанасян Л.С. и др. «Геометрия» 10-11 кл. -М.: Просвещение, 2023 г.;
  • электронная презентация в среде в POWER POINT;

Дидактические единицы:

Элементы многогранников, формулы площадей поверхностей многогранников.

Формы и методы контроля: текущий контроль, фронтальная и индивидуальная формы контроля, устный и практический методы контроля.

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):

  1. Организационная часть 2 мин.
  2. Актуализация знаний 5 мин.
  3. Закрепление изученного материала 8 мин.
  4.  Выполнение практической работы 25 мин.
  5. Проверка полученных знаний 2 мин
  6. Подведение итогов урока 3 мин.

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

2 мин.

Настроить студентов на деловой ритм. Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой урока, включаются в режим работы

Актуализация знаний

5 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии материала

Словесный метод: эвристическая беседа, дискуссия.

Практический метод: выполнение теста.

Предлагает ответить на вопросы теста

Отвечают на вопросы

Закрепление изученного материала

8 мин.

Систематизация знаний по теме урока

Словесный: комментирование, дополнение.

Практический метод: выполнение упражнений

Комментирует процесс решения задач, отвечает на вопросы студентов, контролирует правильность выполнения заданий

Слушают преподавателя, ведут конспект, решают задачи, задают вопросы по заданию

Выполнение практической работы

25 мин.

Систематизация знаний по теме урока

Репродуктивный метод: практическая работа.

Практический метод: выполнение упражнений

Комментирует процесс решения примеров, отвечает на вопросы студентов, контролирует правильность выполнения заданий

 Выполняют тест по ссылке

https://www.yaklass.ru/p/geometria/10-klass/parallelepiped-prizma-piramida-obemy-mnogogrannikov-11037/poniatie-mnogogrannika-prizma-9282/tv-89cef41e-710a-462b-8c57-89685d8c2059

 в я-классе скрин с результатами прикрепляют в Google -классе, задают вопросы по заданию

Проверка полученных знаний

2 мин

Проверка результатов выполнения теста

Словесный метод: ответы на вопросы

Проверяет правильность выполнения задания

Слушают преподавателя и исправляют допущенные ошибки

Подведение итогов урока

3 мин.

Оценка работы студентов на уроке

Словесный метод

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов

Ход урока

  1. Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы потренируемся в вычислениях площадей полной и боковой поверхностей многогранников с помощью формул, изученных ранее, в умении распознавать формулы, которые нужно применить в данном конкретном случае.
  2. Прежде, чем приступить к решению задач, давайте вспомним, что мы знаем про призму и пирамиду. Для этого ответим на вопросы теста, которые представлены на слайдах. Я буду читать вопрос, вы внимательно слушайте и на листочках, которые лежат перед вами, записывайте номер вопроса и букву, соответствующую варианту ответа (вопросы теста на слайдах презентации). Итак, начнем.

(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Преподаватель озвучивает вопросы).

Когда работа завершена, преподаватель говорит:

-А сейчас поменяйтесь листочком с соседом по парте и проверьте ошибки друг у друга. Я выведу на экран правильные ответы, а вы зачеркните неправильный ответ на листке.

После этого сдайте листочки. В конце урока я скажу вам оценки.

Вычисление площадей поверхностей многогранников используется в различных областях науки и профессиях. Приведем несколько примеров (примеры на слайде).

  1. А сейчас порешаем задачи. Внимательно прочитайте условие задачи на экране (слайд12). На доске вы видите чертеж и дано к первой задаче.  Кто хочет выйти к доске, записать формулы и решить задачу (преподаватель вызывает одного студента)?

Студент решает задачу, преподаватель комментирует процесс решения, отвечает на вопросы студентов, контролирует правильность выполнения задачи.

А сейчас решим еще одну задачу. Внимательно прочитайте условие задачи на экране (слайд13). На доске вы видите чертеж и дано ко второй задаче.  Кто хочет выйти к доске, записать формулы и решить задачу (преподаватель вызывает одного студента)?

Студент решает задачу, преподаватель комментирует процесс решения, отвечает на вопросы студентов, контролирует правильность выполнения задачи.

           

Вид доски.

Задача 1.

                         

Picture background

Дано: ABCDA1B1C1D1-правильная усеченная пирамида, AD=12дм, A1D1=6дм, H1H =11дм,

H1H-апофема

Найти: Sбок, Sполн 

Решение:

Sбок=

P1=12·4=48,  P2= 6·4=24

Sбок= дм2

Sосн1= 122=144, Sосн2= 62=36

Sполн= Sбок+ Sосн1+ Sосн2

Sполн= 396+144+36=576 дм2

Ответ: Sбок дм2, Sполн=576 дм2

Задача 2.

Дано: ABCA1B1C1-правильная треугольная призма, P= 24 см, AA1=10 см.

Найти: Sполн

Решение: Sполн= Sбок+ 2·Sосн

Sбок= p·h =24·10=240 см2

AB= p:3=24:3=8

Sосн=AB·AC·sin 0 = 8·8:2·= 16·

Sполн= (240+32·) см2

Ответ: Sполн= (240+32·) см2

  1. А сейчас вам нужно будет зайти в Google - класс и выполнить тест по ссылке. Решив все задания, вы увидите результат в баллах. После этого сделайте скрин страницы с результатом и прикрепите его в Google - классе. По итогам теста я выставлю оценки в журнал.

(Ребята решают задания, преподаватель контролирует их, помогает, направляет, если нужно).

  1. Когда работа завершена, преподаватель комментирует по слайдам правильные ответы на тест по теории.  
  2. Преподаватель выставляет оценки за урок (поставить оценки учащимся, решавшим задачи у доски, и оценки за тест по теории).

-Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке?

-Находили площади поверхностей призмы, пирамиды и усеченной пирамиды

-Что нового вы для себя узнали?

- Мы научились распознавать и применять формулы для вычисления площадей поверхностей многогранников в каждом конкретном случае.

-Полученные знания о многогранниках используется в различных областях науки и профессиях

-Если вам понравилась такая форма работы, мы будем и в дальнейшем ее использовать.

-Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""

Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...

Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...

Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"

Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....

Методическая разработка урока решения задач на плотность - "Корона Гиерона"

Методическая разработка урока позволит учителю на уроке решения задач закрепить и обобщить материал по теме "Плотность", сформировать навыки учащихся  в решении разноуровневых задач....