Создание информационной модели биоритмов человека в MS Excel
план-конспект урока по информатике и икт (9,10,11 класс) на тему

Разработка интегрированного урока рассчитана для учащихся 9-11 классов. Может использоваться при изучении раздела "Моделирование".

Открытый урок впервые был апробирован на городском конкурсе "Учитель года" в ноябре 2009 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioritmy_cheloveka.rar339.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся установки на позитивную социальную и технологическую деятельность в информационном обществе.

Филиппов Владимир Ильич (vf95@rambler.ru), учитель информатики

МОУ СОШ №11 г.о. Орехово-Зуево

Аннотация

В докладе рассматриваются вопросы использования интегрированных заданий при изучении отдельных тем курса информатики и ИКТ, а также общие вопросы использования средств ИКТ в учебном процессе.

Информационное общество - это общество, в котором главными являются информация и знания.

Одной из отличительных черт информационного общества является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей,  их доступ к мировым информационным ресурсам и  удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

- к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,

- к интеллектуально-физическому развитию,

- к способности мыслить и действовать творчески.

Поэтому педагог должен научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений. Задача учителя информатики – правильно и грамотно соориентировать каждого ребенка в огромном информационном пространстве.

Современное качественное образование невозможно представить без использования информационных технологий. Компьютер применяется в качестве комплексного средства обучения, он позволяет использовать более широкие возможности: моделирование процессов, ускорение расчетов, повышение уровня наглядности.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать, в частности, росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы, как на уроке, так и во внеурочное время.

Возникает вопрос: какова роль курса информатики и положение его среди других общеобразовательных предметов в процессе интеграции учебных предметов в средней школе. Обсуждая этот вопрос можно выделить три основных базовых сценария – взаимодействие через экспансию, взаимодействие через уточнение и размежевание предметных областей, взаимодействие через интеграцию.

Первый и второй сценарий построены на схеме “соперничества за ресурсы” между представителями отдельных учебных предметов. Третий основан на схеме сотрудничества. Действительно интеграция учебных дисциплин возможна лишь на “добровольной и взаимовыгодной основе”. Здесь все строится исходя из общих для всех интересов отдельного ученика. Этому способствует и расширяющее использование компьютеров в ходе преподавания отдельных дисциплин.

Активная работа любого учителя по расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирования у них способностей к творческим мыслительным операциям.

Психологи полагают, что при таком  обучении дети гораздо лучше воспринимают информацию, так как появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.

Интегрированные задания на уроках информатики требуют от ученика умения работать в коллективе, самостоятельно мыслить и принимать решения, решать нетрадиционные задачи и самостоятельно добывать знания из разных источников. Для современного выпускника важно уметь представлять информацию в различных видах и формах, строить схемы и модели, делать анализ на основе наблюдений и сравнений, быстро обрабатывать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли

Примерами уроков с интегрированными заданиями могут служить уже апробированные уроки.  Перечислю некоторые.

  1. «Построение графиков показательной функции в среде программирования Visual Basic»
  2. «Оптимизационные расчеты в экономике»
  3. «Создание творческого фотомонтажа из трехмерных объектов (по мотивам Д. Арчимбольдо)  в программе PhotoShop»

Считаю важным результатом моей работы разработку элективного курса «Информационные технологии в бизнесе»  для учащихся 10-11 классов. В ходе занятий учащиеся знакомятся с особенностями применения программы MS Excel для проведения экономических расчетов и наиболее популярными программами, используемыми в современной предпринимательской деятельности: бизнес-планирования, оперативного учета товаров, бухгалтерского учета.

Компьютерные технологии развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, развитию логики мышления, помогают подготовить конкурентноспособного специалиста в будущем. Актуальным становится умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности, а культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека. К непрерывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни готовит учащихся самостоятельная работа, реализуемая в том числе и через работу кружков и Школьного научного общества.  На последнем конкурсе научных работ все выступления учащихся сопровождались применением средств ИКТ.

Применение техники на уроке удобно и интересно как ученику, так и учителю, так как расширяет возможности, обогащает урок недостающим видеоматериалом, а порой и дает возможность продемонстрировать опыт, который из-за недостатка финансовых и технических средств невозможно провести в кабинете. Такой комплексный подход позволяет динамично и эффективно использовать время, получая наглядный и законченный результат на уроке и во внеклассной деятельности. Поэтому я систематически провожу индивидуальное консультирование и групповые тренинги с коллегами.

В современном обществе работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности, а информационная культура – важным фактором развития личности. Поэтому необходимо создавать условия для формирования информационной культуры учащихся с целью подготовки их к жизни в информационном обществе.

Литература:

  1. Саплина Е.В. Современные образовательные технологии. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю. М., 2004.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  3. Угринович Н.И. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе М., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Моделирование биоритмов человека в MS Office Excel 2007"

Нестандартная л.р. для 9 классов направленная на изучение собственного биоритма  через прикладное ПО....

Рабочая программа элективного курса "Создание информационных моделей на языке программирования"

Рабочая программа элективного курса "Создание информационных моделей на языке программирования"...

Разработка урока по информатике "Информационное моделирование. Построение биоритмов человека в среде табличного процессора."

Обобщение и систематизация знаний по теме  “Технология обработки числовых данных”, « Информационное моделирование », обучение моделированию биоритмов человека в среде табл...

Исследование модели биоритмов человека. Как научиться жить в согласии с природой биоритмов?

Урок относится к разделу «Моделирование и формализация», в котором изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей ...

Методическая разработка практической работы "Построение графиков биоритмов человека с помощью Excel".

В данной методической разработке представлен план построения графиков биоритмов человека(физического, эмоционального и интеллектуального) на месяц с помощью Microsoft Excel....