Педагогическое эссе
статья по информатике и икт по теме

 

Педагогическое эссе.

 

Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе. Для чего я живу? Что мне дорого, важно, без чего я не могу обойтись? Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня, не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей?... Я думаю, что тот, кто пришёл однажды на урок и увидел глаза детей, ждущие, ищущие, верящие, никогда не сможет их предать.

 

Каждый ребенок еще в детстве мечтает: «Когда я вырасту, то стану…», но не у всех эта детская мечта остается постоянной. Я хочу рассказать вам историю моей мечты, а было это так...

Еще в детском саду я мечтала стать врачом: после внезапной смерти дедушки очень хотелось научиться продлевать жизнь. Однако не все так просто, как кажется. В старших классах, когда на семейном совете передо мной поставили вопрос о будущей профессии, выбор оказалось сделать не просто. На помощь пришла мама. Она предложила поступать в педагогический. Встал вопрос выбора специализации, и здесь не обошлось без воспоминаний. На первом уроке физики Калинникова Раиса Васильевна оставила без ответа мой недетский вопрос — почему Солнце вращается вокруг своей оси только на Пасху?

Время шло… Я закончила Рязанский государственный педагогический институт и…. вернулась в свой город в школу №6. Страшно, боязно! Я, вчерашняя ученица, а сегодня должна быть наравне со своими учителями!? Помню: в начале августа встречает меня на улице первая учительница Пастухова Надежда Семеновна и говорит: ««Выходи, Малинка, и начинай вить своё гнездышко». И вот уже более 25 лет я работаю в школе.

Во время практики я услышала такую притчу… Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки человечества и решил помочь людям избавиться от них. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познани и дяай им учителя». Этим замечательным словам я следую и сегодня, хотя в первые годы работы с детьми меня удивляло, почему дети подчас плохо воспринимают информацию, когда всё так просто…

 

... Свой первый урок я вела одна. Мне было очень страшно. Но все же не так, как перед семинарами и экзаменами в институте. Дисциплина в классе оставляла желать лучшего. На уроке дети меня не слушались, занимались своими делами, болтали, смеялись, а многие откровенно меня игнорировали.
Когда пришла домой, мне было так плохо, что упала на кровать, уткнулась в подушку и разрыдалась. Маме пришлось приводить меня в чувство пустырником. Так продолжалось несколько дней. В классе - все вверх дном и нервы. А вечером - слезы и мама с пустырником. Казалось, что поладить с детьми мне просто невозможно. "Наверное, это доступно только избранным, наделенным особым педагогическим талантом", - размышляла я...

Всё было: и трудности и сложности, но больше радостей, которые окрыляют каждого из нас. Ведь для учителя главное - всегда учиться вместе со своими учениками, идти с ними в ногу, говорить с ними на общем языке, быть рядом в горести и радости.

Вспоминаю, как в десять часов вечера пришел в школу сын, взволнованный, что меня долго нет и сказал: «Может, тебе, мама, раскладушку с холодильником сюда принести...» (тогда я работала директором школы). Я не замечала раньше и не замечаю сейчас, как летит время, когда я занята любимым делом.

Осознавая свою миссию на земле, врачи дают клятву Гиппократа. А почему же нет клятвы учителя? Ведь педагог, как и врач, должен лечить души и умы людей. В этих профессиях общий принцип – не навредить!

В моем представлении учитель - это друг детей, их советчик, не дающий готовые истины, а сопровождающий и направляющий в их поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель – открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика.

Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок. Но еще важнее, на мой взгляд, каким человеком будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? А значит, решив посвятить себя работе с детьми, я сформировала главную цель - помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Каждый учитель должен самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Я уверена, хороший учитель учится всю свою жизнь, работая над собой. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство- интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ребенка.

Очень важно для учителя сформировать свой стиль отношений с учениками, родителями, людьми, его окружающими. Отличительная черта педагогической манеры - творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в результате.

        В общении с детьми педагог раскрывает себя. И ты испытываешь огромное удовольствие, когда ученики с восторгом сообщают о своих свершениях, успехах или ждут совета в случае неудачи. Но иногда терзают вопросы: интересна ли я ребятам, что могу дать им полезного? Поэтому приходится «лепить» себя, постоянно заниматься саморазвитием, изучать то, что будет их удивлять и поможет определить свое место в жизни. Сегодня для них межличностные отношения стоят на первом месте, поэтому и я изучаю креативные тесты, создаю собственный банк способов расслабления, изучаю философию жизни великих людей, в том числе современника Рами Блекта.

        «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», – писал Экзюпери. Это «приручение» предполагает огромную взаимную ответственность друг за друга, дает возможность понимать детей, чувствовать их как самого себя и быть понятым ими.

             Мне нравится принцип: «Педагогика – это любовь». Мне повезло с учителями. Они научили меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Они зажгли во мне огонь, который я несу в своем сердце, душе. Огонь, согревающий и меня, и тех, кто рядом. Спасибо людям, которые учили и верили в меня! Спасибо детям за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом, а продолжают мое движение вперед!

             Рука об руку проходим мы школьную жизнь, у меня уже есть выпускники и даже последователи. Все идет своим чередом, и это правильно. Тем, кто пришёл за ними, я могу отдать не меньше, ведь теперь у меня есть опыт. Теперь я, прошедшая единожды этот круг, смогу сказать:

«Я помню, что каждый из вас человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Вы наивные, откровенные, открытые, ищущие, и это меня больше не смущает, как раньше».
«Я помню , что не я пришла вас учить, а вы пришли ко мне учиться. Ничему не следует учить… ».

«Я помню, что наш урок как заведенное веретено , запущенный мною, ведете вы и переносите в свою жизнь, становясь частью общей нити, вьющейся веретеном человечества».
«Я помню, что не имею права пройти мимо любого ребенка, нуждающегося во мне, даже если он не является моим учеником».
И я всегда буду помнить о том, что выбор называться учителем - мой сознательный выбор. Я порой даже думаю: "А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?"

         Я счастливый человек, потому что профессия моя – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах ребят.

Да, я счастливый человек, потому что утром с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с детьми, коллегами, моими единомышленниками, живущими со мной в одном ритме жизни. А вечером, усталая, но счастливая, иду домой, где меня ждет моя семья.

И снова я буду продолжать думать о школе, строить планы, что надо сделать еще, и еще…

Вот первый рабочий день после больничного … « Марина Ивановна! Мы по Вам так соскучились!» Это моя самая большая награда – любовь детей. Если бы этого не было, работала бы я тогда 25 лет с детьми в школе? Едва ли.

 

             «Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...