Материалы к урокам "
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

 

Здесь находится дидактический материал, который можно использовать при проведении уроков по физике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа №_____ Фамилия и имя__________________________________________________

Разминка

Самостоятельная работа (только ответы)

1 вопрос

2 вопрос

А1  вопрос

А2  вопрос

1

2

2*

1)

2)

3)

4)

5)

Решение задачи №2



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок №2

Тема Наблюде ние и описание фи зических явлений. Физические величи ны и их измерение. Физические прибо ры.

Повторение

Вариант 2

Дома §4  Упр. №1

Урок 3 Погрешности изме рений. Международ ная система единиц.

Повторение

       

Карточки

№1

№2

Дома §5,6 Задание № 1



Предварительный просмотр:

Явление инерции. Взаимодействие тел.

Закрепление материала.

1. Может ли шайба, брошенная хоккеистом, двигаться равномерно по льду? Ответ объяснить.

2. Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохра нить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?

Тест

Тема урока Масса тела.

Карточка1

Карточка 2

Масса



Предварительный просмотр:

Сила упругости. Закон Гука.

Деформация –изменение формы и размеров тела.

Деформация –растяжения, сжатия, кручения, изгиб, сдвиг

Закрепление

Решение задач и опрос

Карточка №1

Начальный уровень

1. Выпишите из таблицы учебника значения плотности железа и мрамора. Плотность какого вещества больше?

2. Выпишите из таблицы учебника значения плотности гранита и латуни. Плотность какого вещества меньше?

3. Плотность железа 7,8 г/см3, а плотность алюминия 2700 кг/м3. Плотность какого вещества больше?

4. Плотность бетона 2200 кг/м3, а плотность латуни 8,5 г/см3. Плотность какого вещества меньше?

5. Посмотрите в таблице учебника плотности жидко стей и запишите, какова масса 1 м3 керосина.

6. Посмотрите в таблице учебника плотности твердых тел и запишите, какова масса 1 см3 латуни.

Карточка №2 Средний уровень

1. Три кубика — из мрамора, льда и латуни — имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой — наименьшую?

2. Какая масса керосина может быть влита в бидон ем костью 0,02 м3?

Карточка№3

1. Из какого металла изготовлена деталь, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3? Найти вес детали

2. Во сколько раз объем, занимаемый ртутью, меньше объема нефти такой же массы?

Карточка №4

  1. Вместимость цистерны 60 м3. Сколько тонн бензина можно в нее налить? Найти силу тяжести цистерны
  2.  Железный и алюминиевый стержень имеют одина ковые сечения и массу? Какой из стержней длиннее?

Задачи у доски

5. Рыболовное судно, отправляясь на промысел, берет с собой 120 т нефти. Какой емкости должна быть цис терна?

6.  Мраморная плита имеет объем 0,02 м3. Найдите плотность мрамора, если масса плиты 54 кг. Вес и силу тяжести.

Дома. §25. №214,196,218

Тема урока Решение задач по теме «Вес тела, сила тяжести».

Карточка №1

Решение задач у доски

Во сколько раз возрастет сила упругости пружины динамометра, если ее деформацию увеличить в 2 раза?

Первый искусственный спутник Земли, запущенный в Советском  Союзе 4 октября 1957 г., имел массу 85 кг, а запущенный  в США 31 января 1958 г. — 13,5 кг. Чему равны силы тяжести, действующие на спутники до запуска на орбиту?

3. На тело действует сила вверх 10 Н, а вниз — 9Н. Изобразите на чертеже в выбранном вами масштабе равнодействующую этих сил.

Явление тяготения.  Сила тяжести и сила упругости.   Вес тела.    Динамометр.   Сила — векторная   величина.   Сложение   сил. Карточка   2

1. На какой   из  автомобилей — «Волга»  или  «Ока» —  действует  большая сила тяжести?

2. Определите массу поезда, вес которого 44 000 000 Н.
3.На тросе башенного крана висит железобетонная  плита массой  т=10т   Изобразите на чертеже в выбранном вами масштабе силы, действующие на плиту.  Чему равна равнодействующая сил?

Явление тяготения.  Сила тяжести и сила упругости.   Вес тела.    Динамометр.   Сила — векторная   величина.   Сложение   сил. Карточка   3

1. Под действием  какой  силы  прогибаются  рельсы при  движе нии по ним железнодорожного состава?

2. Трактор ДТ-54 весит 52 000 Н. Определите силу тяжести, действующую на трактор?

3. К динамометру подвесили две гири массой по 1 кг. С какой силой гири действуют на динамометр? Изобразите эту силу графически.

Явление тяготения.  Сила тяжести и сила упругости.   Вес тела.    Динамометр.   Сила — векторная   величина.   Сложение   сил.

Карточка   4

l   В Москве или Архангельске  сила тяжести тела больше? Почему?

2. Определите  вес железнодорожной платформы, масса которой равно 70 000 кг

3. При вспашке почвы плуги действуют на трактор ДТ-54 силой , равной 120 000Н. Изобразите эту силу графически в выбранном вами мас штабе.

Удоски

Карточка №5

Карточка №6

Дома. §24-28 №237,216,175,92.



Предварительный просмотр:

Работа. Мощность. Энергия.

Тема урока: «Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии».

Работа. Энергия.

1. Работа силы  определяется выражением …

      А) FScos α.     Б)  .       В) Ft.       Г)  FSsin.

2. Мощность – это физическая величина, равная …  А) Произведению работы на время.    Б) Отношению работы ко времени, в течение которого эта работа совершена.   В)  Отношению энергии ко времени.    Г)  Произведению энергии на время.

3. Единица измерения работы силы в  Международной системе …

     А) .   Б)   Дж/кг.   В)  Дж.    Г)  Вт.

4. Физический смысл работы силы: она равна …    А) Энергии 1Дж,  которую необходимо сообщить телу массой 1 кг.    Б) Силе  1Н, совершенной  за 1 с.  В) Силе  1Н, совершенной  на пути 1м.  Г) Силе 1Н, совершенной с ускорением 1м/с².

6. Мощность показывает, какая  …   А) Работа совершена за единицу времени. Б)  Энергия  необходима телу массой 1 кг  за единицу времени.  В) Сила совершена за единицу времени.  

5. На рисунке изображены различные варианты взаимного расположения векторов силы, действующей на тело, и перемещения точки приложения силы. В каком случае работа силы будет равна 0?

А) 1.

Б)  2.

В)  3.

Г)  4.

7. Физическая величина, равная произведению силы тяжести на высоту тела относительно выбранного уровня, называется … А) Кинетической энергией тела в поле тяжести.   Б) Потенциальной энергией тела в поле тяжести. В) Работой тела в поле тяжести.   Г) Потенциальной энергией упруго деформированного тела.

8. Потенциальная энергия упруго деформированного тела определяется

выражением …

    А)  .     Б) .      В) .      Г) .

9.Какая из приведенных ниже формул определяет кинетическую энергию тела?

23. Шарик скатывали с горки по трем разным желобам. В каком случае скорость шарика в конце пути наибольшая? Трением пренебречь.

    А) В первом.

    Б) Во втором.

    В) В третьем.

    Г) Во всех трех случаях скорость шарика одинакова.

                                                 

Решение задач

1. Совершает ли человек механическую работу, поднимаясь на верхний этаж здания в лифте?

2. Два одинаковых по размеру и конструкции корабля развивают разную мощность. С одинаковой ли скоростью будут двигаться эти корабли?

3. По морю плывет корабль. Совершает ли при этом работу сила тяжести?

4. Мальчик прошел 5 м, а затем поднялся по канату на 5 м  за та кое же время. Одинаковые ли мощности он при этом развивал?

5. За какое время подъемник мощностью 10 кВт поднимет груз массой 2 т на высоту 20 м, если груз перемещается равномерно?

6 Какую работу совершает сила тяжести, действующая на дождевую каплю массой 20 мг при ее падении с высоты 2 км?

Карточки

Карточка 1

1. Совершает ли работу сила тяжести, когда тело свободно падает?

2. Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом?

3. Под действием какой силы выполняется работа 200 кДж на пу ти 0,8 км?

Карточка 2

1. Гиря висит неподвижно на проволоке и действует на нее с си лой, равной весу гири. Совершается ли при этом механическая работа?

2. Мальчик в одном случае прошел 100 м, а в другом — пробежал такое же расстояние. Одинаковые ли мощности он развивал?

3. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Ка кая работа совершается им в течение 45 мин?

4. Тело массой 2,5 кг поднято с высоты 10 м до высоты 50 м над поверхностью Земли. Какая работа выполнена силой тяжести?

5. Пружина жесткостью 600 Н/м была предварительно сжата на 1 см. Какую работу нужно совершить силой упругости, чтобы сжать ее еще на 3 см?

Решение задач

1. Совершает ли человек механическую работу, поднимаясь на верхний этаж здания в лифте?

2. Два одинаковых по размеру и конструкции корабля развивают разную мощность. С одинаковой ли скоростью будут двигаться эти корабли?

3. По морю плывет корабль. Совершает ли при этом работу сила тяжести?

4. Мальчик прошел 5 м, а затем поднялся по канату на 5 м за та кое же время. Одинаковые ли мощности он при этом развивал?

5. За какое время подъемник мощностью 10 кВт поднимет груз массой 2 т на высоту 20 м, если груз перемещается равномерно?

6 Какую работу совершает сила тяжести, действующая на дождевую каплю массой 20 мг при ее падении с высоты 2 км?

Карточки

Карточка 1

1. Совершает ли работу сила тяжести, когда тело свободно падает?

2. Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом?

3. Под действием какой силы выполняется работа 200 кДж на пу ти 0,8 км?

Карточка 2

1. Гиря висит неподвижно на проволоке и действует на нее с си лой, равной весу гири. Совершается ли при этом механическая работа?

2. Мальчик в одном случае прошел 100 м, а в другом — пробежал такое же расстояние. Одинаковые ли мощности он развивал?

3. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Ка кая работа совершается им в течение 45 мин?

4. Тело массой 2,5 кг поднято с высоты 10 м до высоты 50 м над поверхностью Земли. Какая работа выполнена силой тяжести?

5. Пружина жесткостью 600 Н/м была предварительно сжата на 1 см. Какую работу нужно совершить силой упругости, чтобы сжать ее еще на 3 см?



Предварительный просмотр:

Прямолинейное равномерное движение. Закрепление материала

1.   В каком случае космонавта можно считать материаль ной точкой?

а) Космонавт проводит ремонт космического корабля. б)Космонавт в космическом корабле обращается во
круг Земли. Объясните, почему.

2. За сколько времени поезд пройдет полностью тоннель длиной 200 м, если длина поезда 100 м, а скорость 36 км/ч? Можно ли рассматривать поезд как матери альную точку?

3.  Определите проекции векторов  на оси коорди нат и их модули. (см. рис.1)

Урок 2. Прямолинейное равномерное движение. Закрепление материала

1. Если при равномерном прямолинейном движении тело за 5 с перемещается на 25 м, то какое расстояние тело пройдет за 0,5 часа?

2. Тело движется прямолинейно и равномерно. Извест но, что Х0 = -15 м, a V= 3 м/с. а) Запишите уравнение дви жения этого тела. б)Постройте график движе ния тела.

3.  Уравнение движения тела имеет вид: х = 100 - 5t. а) Определите координату тела через 15 с. б) Определите, в какой момент времени координата тела х = 20 м.

4. Уравнения движения двух тел имеют вид: Х1 = 6 - 4t и Х2 = -4 + t.  а)Постройте графики движения этих тел.

б)Найдите время и место встре чи тел.

5. По графику движения тела со ставьте уравнение движения это го тела.

          рис2

6. Определите проекции векторов  на оси коорди нат и их модули. (см. рис.1

.

Рис.2а


Карточки

Вариант 1

1. Человек сидит в вагоне движущегося поезда. Совершает ли он механическое движение? А. Да. Б. Нет.

2. Траектория – это… А. … воображаемая линия, соеди няющая начальное и конечное положения материальной точки (тела).   Б. …след, который оставляет движущееся тело. В. … воображаемая линия, соеди няющая положения материальной точки (тела) в ближайшие последовательные мо менты времени.

3. Сравнить пути и перемеще ния вертолета и автомобиля, тра ектории движения которых пока заны на рисунке.

А. Пути разные.

     Перемещения разные.

Б. Пут одинаковые.

     Перемещение одинаковые.

В. Путь автомобиля больше.

     Перемещения одинаковые.

Вариант 2

1. При парении птица перемещается вместе с потоком воздуха. Является ли такое движение механическим? А. Да. Б. Нет.

2. Что такое материальная точка?

  А. Тело, которым в данной задаче можно пренебречь. Б. Тело, обладающее массой, размерами которого в данной задаче можно пренебречь.    В. Тело, не обладающее массой.

3. 3.Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча. А. 2 м, 2 м.       Б. 4 м, 2 м.                    В. 2 м, 4 м.

Решение задач. Урок №3

1. Автомобиль, двигаясь со скоростью 30 км/ч, проехал половину пу ти до места назначения за 2 ч. С какой скоростью он должен продолжить движение, чтобы достигнуть цели и вернуться об ратно за то же время?

2. Вдоль оси ОХ движутся два тела, координаты которых изменя ются согласно формулам: х1 = 4 - 2 t и х2 = 2 + 2 t. Как эти тела движутся?

3. Зависимость проекции скорости от времени движущегося тела задана формулой Vx = –5. Опишите это движение (укажите значения характеризующих его величин).

Самостоятельная работа. Вариант 1

  1. Движение тела описывается уравнением  x =10+2t. Определить начальную координату, скорость движения и координату через 10с.
  2.  Движение тела описывается уравнением  x =10-3t. Построить график движения  тела x(t)
  3.  Сколько времени потребуеися скорому поезду длиной 150м, чтобы пройти мости длиной 850м, если его скорость 72км/ч.

Самостоятельная работа. Вариант 2

  1. Движение тела описывается уравнением  x =10-3t. Определить начальную координату, скорость движения и координату через 10с.
  2. Движение тела описывается уравнением  x =10+3t. Построить график движения  тела x(t)
  3. Поезд длиной 240м, двигаясь равномерно, прошел мост за 2 мин. Какова скорость поезда, если длина моста 360м.

Самостоятельная работа. Вариант 3

  1. Движение тела описывается уравнением  x =20+3t. Определить начальную координату, скорость движения и координату через 10с.
  2. Движение тела описывается уравнением  x =20-3t. Построить график движения  тела x(t)
  3. Сколько времени потребуеися скорому поезду длиной 150м, чтобы пройти мости длиной 850м, если его скорость 72км/ч.

Самостоятельная работа. Вариант 4

1. Движение тела описывается уравнением  x =20-3t. Определить начальную координату, скорость движения и координату через 10с.

2. Движение тела описывается уравнением  x =20+3t. Построить график движения  тела x(t)

3. Поезд длиной 240м, двигаясь равномерно, прошел мост за 2 мин. Какова скорость поезда, если длина моста 360м.

Самостоятельная работа. Вариант 5

  1. Движение тела описывается уравнением  x =20+2t. Определить начальную координату, скорость движения и координату через 10с.
  2.  Движение тела описывается уравнением  x =10-2t. Построить график движения  тела x(t)
  3.  Сколько времени потребуеися скорому поезду длиной 150м, чтобы пройти мости длиной 850м, если его скорость 72км/ч.

Самостоятельная работа. Вариант 6

  1. Движение тела описывается уравнением  x =30-3t. Определить начальную координату, скорость движения и координату через 10с.
  2. Движение тела описывается уравнением  x =10+t. Построить график движения  тела x(t)
  3. Поезд длиной 240м, двигаясь равномерно, прошел мост за 2 мин. Какова скорость поезда, если длина моста 360м.

        

Решение задач по теме: « Равномерное прямолинейное движение».

Формулы.

.

Задачи

Основные понятия кинематики. Вариант 1.

1. Основными единицами длины и времени в СИ являются:

А)  километр, час.  Б)  метр, секунда. В)   сантиметр, минута. Г)   метр, минута.

2. Траектория движущейся материальной точки за конечное время это

А) отрезок линии. Б) часть плоскости. В) конечный набор точек. Г) среди ответов 1, 2, 3 нет правильного

3. Стул передвинули сначала на 6 м, а затем еще на 8 м. Чему равен модуль полного перемещения? А) 2 м.   Б) 6 м . В)  10 м. Г)14м

4. Тело, брошенное вертикально вверх, достигло наибольшей вы соты 10 м и упало на землю. Модуль перемещения при этом равен  

А) 20 м. Б)  10 м. В) 0 м. Г) 5 м

5.Тело, брошенное вертикально вверх, достигло наибольшей вы соты 10 м и упало на землю. Путь, пройденный телом, равен А) 20 м. Б) 10м. В)5 м. Г) 0 м

Основные понятия кинематики. Вариант 2.

1. Какая единца времени  является основной в Международной системе?  А) 1с. Б) 1 мин. В) 1 час. Г)  1 сутки

 2. Решаются  две задачи:

 а) рассчитывается маневр стыковки двух космических кораблей;

б) рассчитывается период обращения космических кораблей вокруг Земли.

 В каком случае космические корабли можно рассматривать как материальные точки?

А) только в первом случае. Б) только во втором случае. В) в обоих случаях.  Г) ни в первом, ни во втором случае.

3. Автомобиль дважды объехал Москву по кольцевой дороге, дли на которой 109 км. Путь, пройденный автомобилем, равен А)   109 км. Б)  436 км. В)  0 км. Г)  218 км

4. Мяч, брошенный вертикально вниз с высоты 3 м, отскочил от пола вертикально и поднялся на высоту 3 м. Модуль перемещения мяча равен А) 6 м. Б) 0 м. В)  3м. Г) -6м

5. На рисунке точками отмечены положения  четырех движущихся слева направо тел через равные интервалы времени. На какой полосе зарегистрировано движение с возрастающей скоростью?

1                                             2                                           3            4                                

А)1.  Б)2.  В)3. Г) 4.

Самостоятельная работа

Равномерное движение. Вариант1.

1. Двигаясь прямолинейно, одно тело за каждую секунду проходит путь 5 м.  Другое тело, двигаясь по прямой в одном направлении, за каждую секунду проходит  путь 10 м. Движения этих тел

2.На графике изображена зависимость координаты X тела, движущегося вдоль оси ОХ, от времени. Какова на чальная координата тела?

А)  1м.        Б) 0 м. В) -1 м. Г) - 2 м.

3. Какая функция v(t) описывает зависимость модуля скорости от времени при равномерном прямолинейном движении? {длина измеряется в метрах, время - в секундах) . А) v = 5t. Б)V=5/t. В)v = 5. Г)v=-5


А)равномерные. Б) неравномерные. В) первого- неравномерное, второго – равномерное. Г)  нельзя сказать о характере движения тел

4. Две моторные лодки движутся вдоль реки навстречу друг другу. Скорости лодок относительно воды равны 3 и 4 м/с соответственно. Скорость течения реки равна 2 м/с. Через какое время после их встречи расстояние между лодками станет рав ным 84 м? А)  12с. Б)  21с. В) 28с. Г)  42с

5. Две материальные точки движутся по оси ОХ по законам: x1 = 5 + 5t,      x2=5-5t   (х-в метрах, t-в секундах)

Чему равно расстояние между ними через 2 с? А) 20 м. Б) 5 м. В)  10 м. Г)  15 м

6. На графике представлена зависимость скорости движения от  времени.  Чему  равна средняя скорость движения  за  первые  пять секунд? А)1м/с. Б)1,5м/с.  В)1,6м/с. Г)2м/с