Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Ветошкина Наталья Владимировна

Методическая  разработка  урока  информатики  в  6  классе  по  учебнику  Л. Босовой  в технике  критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Ветошкина  учитель  информатики  МОУ «Кезская  средняя  школа  №1»

Аннотация:  представлена  методическая  разработка  урока  информатики  в  6  классе  «Как  информация  представляется  в  компьютере,  или  цифровые  данные» в  технологии  критического  мышления. Использованы  приёмы:  верные  и  неверные  утверждения,  ИНСЕРТ,  резюме,  а  также  используется  программа  КАЛЬКУЛЯТОР  при  проведении  эксперимента.

Как  информация  представляется  в  компьютере,  или  цифровые  данные.

Урок  информатики  в  6  классе.

Цель:

- организация  усвоения  перевода  чисел  из  двоичной  системы  счисления  в  десятичную  систему  счисления;

- формирование  умения  применять  разработанный  алгоритм  и  программу  КАЛЬКУЛЯТОР  при  выполнении  упражнений  и  решении  задач;

- совершенствование  умений  и  навыков  учебного  сотрудничества.

Учебник:  Л.Л.Босова  Информатика – 6.  § 1.3.

Приёмы  и  стратегии:  Верные  и  неверные  утверждения,  ИНСЕРТ,  резюме.

Стадия   Вызова

  1. Учитель  объявляет  учащимся  тему  урока  и  предлагает  на  основе  имеющихся  знаний  оценить  истинность  и  ложность  утверждений,  которые  записаны  в  виде  таблицы  на   слайде   и  на  отдельных  листочках  для  учащихся  стихотворение А.Старикова:

Верно  ли,  что

В  начале  урока

В  конце  урока

1.

Ей  было  тысяча  сто  (13)  лет,

2.

Она  в  сто  первый  (6)  класс  ходила,

3.

В  портфеле  по  сто (4) книг  носила – всё  это  правда,  а  не  бред.

4.

Когда,  пыля  десятком  (2)  ног,  она  шагала  по  дороге,

5.

За  ней  всегда  бежал  щенок  с  одним  хвостом,  зато  стоногий  (4).

6.

Она  ловила  каждый  звук  своими  десятью (2)  ушами,

7.

И  десять (3) загорелых  рук  портфель  и  поводок  держали.

8.

И  десять (2)  тёмно-синих  глаз  рассматривали  мир  привычно,  Но  станет  всё  совсем  обычным,  когда  поймёте  наш  рассказ.

Ученики  заполняют  вторую  строку  таблицы,  проставляя  в  каждой  ячейке  буквы  «В»  или  «Н»  в  зависимости  от   того,  как  они  оценивают  то  или  иное  утверждение:  как  истинное  или  как  ложное.

  1.  Учащиеся  сравнивают  результаты  своих  размышлений  друг  с  другом  в  парах.  Учитель  просит  2-3  пары  поделиться  результатами  своей  работы.  Выясняется,  что  мнения  учащихся  относительно  истинности  некоторых  утверждений  не  совпали.  Таким  образом,  возникла  ситуация  сомнения:  прав  ли  я,  кто  из  нас  прав?
  2. Учитель  предлагает  учащимся  разрешить  возникшую  проблемную  ситуацию,  а  для  этого  сформулировать  вопросы,  на  которые  нужно  получить  ответы,  и  способы  приобретения  новых  знаний.  Учащиеся  решают  обратиться  к  тексту  учебника,  Интернету.

Стадия  Содержания

  1.  Учащиеся  читают  текст,  делая  на  полях  пометки:  «V» - уже  знал,  «+» - новое, «?» - не  понял,  «!» - интересно,  удивительно.
  2. Учитель  организует  беседу  по  пометкам:

- Расскажите  о  том,  что  вам  уже  было  известно  о  системах  счисления;

- Что  нового  узнали  из  текста?

- Что  в  этой  информации  вас  особенно  удивило,  привлекло  внимание?

- Что  оказалось  непонятным,  трудным?

3.  Если  у  учащихся  возникли  проблемы  с  пониманием  каких-либо  вопросов  темы,  учитель  даёт  им  дополнительные  разъяснения.

4. Учащиеся  возвращаются  к  таблице  верных  и  неверных  утверждений  и  заполняют  её  нижнюю  строку,  затем  обсуждают,  что  совпало,  что  и  почему  не  совпало.  

5. Учитель   предлагает  учащимся  разработать  алгоритм  перевода  числа  из  двоичной  системы  счисления  в  десятичную (1 вариант: нарисовать в тетради;  2  вариант: создать в  текстовом процессоре WORD;  3  вариант: создать с помощью программы-конструктора блок-схем).

Алгоритм  перевода  чисел  из  двоичной  системы  счисления                  Пример:

в  десятичную  систему  счисления

Число  в  двоичной  системе  счисления

                                                                                110012

Расставить  разряды  двоичной  системы  счисления  над  каждой  цифрой  (знаком)  числа,  записанного  в  двоичной  системе  счисления.

                                                                                       16  8    4   2   1        

                                                                                1 1 0 0 12

Каждую  цифру  двоичного  числа  умножить  на  число (разряд),  стоящий  над  этой  цифрой

                                                                        1*16    1*8    0*4    0*2   1*1

Полученные  произведения  сложить.

                                                                                16+8+1

Число  в  десятичной системе  счисления

                                                                                        2510

Стадия  Рефлексии

  1.  Учитель  предлагает  учащимся  (в парах)    обменяться  информацией,  полученной  при  разработке  алгоритма  перевода  числа  из  двоичной  системы  счисления  в  десятичную  систему  счисления,   презентовать  алгоритм классу.
  2. Проверка  понимания  новой  информации.  

- для проверки  понимания  полученных  знаний  выполним  письменные  упражнения  на  карточках  (Приложение  1).

3.  После  выполнения  заданий  с  карточки,  проведём  эксперимент-проверку  (Приложение 2).

     -Какую  новую  информацию  вы  получили  после  выполнения  эксперимента?  

4.  Учащиеся  пишут  итоговый  текст-резюме,  начиная со слова:  «Оказывается, …».

Приложение   № 1.

  1. 110112=?10
  2. 1111112=?10
  3. 10101012=?10
  4. 11100002=?10
  5. 10011012=?10

Приложение  №2.

  1.  Запустите  приложение  КАЛЬКУЛЯТОР  и  выполните  команду  ВИД-ИНЖЕНЕРНЫЙ.  Обратите  внимание на  группу  переключателей,  определяющих  систему  счисления6  DEC – десятичная  система  счисления,  BIN-двоичная  система  счисления.
  2. Убедитесь,  что  КАЛЬКУЛЯТОР  настроен  на  работу  в  двоичной  системе  счисления  BIN.  С  помощью  клавиатуры  или  мыши  введите  в  поле  ввода   первое  число  с  карточки. Активизируйте  переключатель  DEC  и  проследите  за  изменениями в  окне  ввода  Вернитесь  в  двоичную  систему  счисления  BIN. Очистите  поле  ввода,  нажав  С.
  3. Повторите  пункт  2  для  остальных  чисел  с  карточки,  сверяя  полученные  ответы  с  ответами  полученными   с  помощью  программы  КАЛЬКУЛЯТОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ФОТО, ВИДЕО И ЗВУКОВЫХ ДАННЫХ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Интенсивное развитие информатики и информационных технологий  требует необходимости использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности.В информаци...

Флипчарт к уроку информатики "Данные и программа. Устройство компьютера"

Дидактический материал по теме "Данные и программа. Устройство компьютера" предназначен для уроков информатики с использованием интерактивной доски Promethean....

6 класс. Практическая работа "Обработка данных наблюдений за погодой с использованием компьютера"

При выполнении практической работы "Обработка данных наблюдений за погодой", считаю нецелесообразным использовать данные наблюдений за погодой самих учащихся, т.к. они у всех разные. Шестиклассники уж...

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

Презентация для 10 классса с использованием информации по учебникам Н.Г. Семакина и Н.Д. Ургиновача с учетом практических работ....

Практическая работа: "Проектирование однотабличной базы данных на компьютере"

Комплексное задание по WORD (колонки, таблицы, автофигуры, сноски, содержание)...

Программная обработка данных на компьютере.

Ресурс рассказывает об основах представления данных в компьютере. Также представлена схема магистрально - модкльного принципа построения компьютера и кратко осещены основные его части....

Методическая разработка по теме "Методика обработки текстовых данных с использованием макросов" для курса "Цифровые образовательные технологии для работников ОУ"

Методическая разработка по теме "Методика обработки текстовых данных с использованием макросов" для курса "Цифровые образовательные технологии для работников ОУ"...