Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_10_2012.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                          СОГЛАСОВАНО                   РАССМОТРЕНО

Директор МОУ Селятинской                   Зам.директора по УВР        на заседании М\О

средней общеобразовательной                                                                  протокол № _____

школы  № 2                    

______________Савостикова О.С.        ____________________                   

   

«____»_________20___г.                        «____»_________20___г.        «____»_________20___г.          

                                         

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

10 класс

Учитель: Высоцкая О.Е.

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования

       Примерная (базисная) учебная программа по информатике разработана с учётом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе. На протяжении более 20 лет преподавание информатики ориентировалось на достижение значимых образовательных результатов, без которых уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

       Необходимость изменения концепции обучения информатике во многом обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, развитием самой информатики как отрасли знания, с третьей стороны, - развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их широким использованием в образовательном процессе.

       Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Сегодня эти требования особенно актуальны, поскольку человеческая деятельность в технологическом плане в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям (а ещё более - их конкретным техническим воплощениям) быстро приходят новые, которые специалисту нужно осваивать заново. В этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом следует отметить, что курс информатики основной школы является важнейшим концентром непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах (с учётом профиля).

       С точки зрения современных представлений информатика - это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах, а также о методах и средствах их автоматизации. По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчётливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы - фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

       Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования ИКТ — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления объектами и процессами и пр.

       Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя - энергия - информация.

       В данной программе по сравнению с Примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и рекомендованной Министерством образования и науки РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более чётко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

       Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определёнными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

       В настоящей Примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Однако ясно, что процесс реализации нового ФГОС не одномоментен. Поэтому целесообразно использование и нормативное закрепление учебного планирования, ориентированного на различный уровень информатизации конкретного образовательного учреждения.

Общая характеристика учебного предмета.

       Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

       Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

       Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

       Основой курса является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  1. обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  2. систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  3. заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  4. сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Цели изучения образовательной области

       Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

       Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) . Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 138 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю), в том числе в X классе – 70 учебных часов и в XI классе – 68 учебных часа.

       Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

       Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  1. информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
  2. математическое и компьютерное моделирование;
  3. основы информационного управления.

       Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.

       Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

       Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

       Основные задачи:

  1. предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их информационном развитии, развитии внимания и памяти;
  2. обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  3. обеспечить базу знаний по информатике и ИКТ, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;
  4. сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  5. развивать творческие способности учащихся;
  6. подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Основные содержательные линии

       Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  1. линию информации и информационных процессов;
  2. линию алгоритмизации и программирования;
  3. линию моделирования и формализации;
  4. линию информационных технологий;
  5. линию компьютерных коммуникаций;
  6. линию социальной информатики.  

Содержание курса и требования к результатам обучения по ИИТ

1. Информация. Кодирование информации.

        Вещественно-энергетическая и информационная карти ны мира.                

        Информация как мера упорядоченности в неживой при роде. Информация и энтропия.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью.

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы изме рения количества информации.

        Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки.

Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий.

Двоичное кодирование информации. Кодирование ана логовой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.

Системы счисления. Позиционные и непозиционные систе мы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная ариф метика. Системы счисления, используемые в компьютере.

        Учащиеся должны:

        1. иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой при роде;

2. приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

3.  приводить примеры информационных процессов в управлении;

4.  уметь решать задачи на определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);

5.  знать единицы измерения количества информации;

6. иметь представление о кодировании генетической информации;

7. приводить примеры двоичного кодирования информа ции;

8. приводить примеры записи чисел в позиционных и непо зиционных системах счисления;

9. знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

10. уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьме ричной системах счисления;

11. уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

  2. Основы логики и логические основы компьютера Основы логики. Основные понятия  формальной логики.

Алгебра высказываний. Базовые логические функции. Логи ческие законы и правила преобразования логических  выраже ний. Построение таблиц истинности логических выражений.

        Логические схемы основных устройств компьютера (сум матор, регистр).

        

        Учащиеся должны:

1.  уметь применять основные логические операции (ин версия, конъюнкция, дизъюнкция);

2.  строить таблицы истинности логических выражений;

3.  уметь строить логические схемы из основных логиче ских элементов по формулам логических выражений.

        

        3. Алгоритмизация и программирование.

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры ( линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы.

Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Процедуры и функции.

Объектно-ориентированное программирование. Объек ты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.

        Учащиеся должны:

1. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алго ритмов;

2.  знать основные типы данных и операторы (процедуры)         для одного из языков программирования;

3.  уметь разрабатывать и записывать на языке программи рования типовые алгоритмы;

4.  уметь создавать проекты с использованием визуального         объектно-ориентированного программирования.

4. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Модели материаль ные и модели информационные.

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (эле ментов). Объектно-ориентированное моделирование.

Построение формальных моделей с использованием фор мальных языков (алгебры, алгебры логики, языков програм мирования).

Построение и исследование с помощью компьютера ин формационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др.

Учащиеся должны:

1. приводить примеры моделирования и формализации;

2. приводить примеры систем и их моделей;

3. уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере.

5. Компьютер и программное обеспечение

         Функциональное устройство компьютера. Обмен инфор мацией между устройствами

компьютера. Производитель ность компьютера. Устройства ввода информации (клавиату ра, мышь, сканер, цифровые камеры, микрофон и звуковая карта). Устройства вывода информации (монитор, принтер, плоттер, акустические системы). Устройства хранения ин формации (магнитные и оптические носители информации).

Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе.

        Файловая система и ее представление с помощью графиче ского интерфейса. Установка программ. Защита информации.

Программное управление работой компьютера. Операци онная система. Основные объекты графического интерфейса (окна, панели, флажки и др.). Представление файловой сис темы с помощью графического интерфейса. Стандартные, служебные и мультимедиа программы. Установка аппарат ного и программного обеспечения.

Системы программирования (интерпретаторы и компи ляторы). Turbo Pascal.

        Прикладное программное обеспечение. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

        

        Учащиеся должны:

1. знать функциональную схему компьютера;

2. знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;

3.  перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

4.  знать назначение и основные функции операционной системы;

5.  уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

6.  уметь работать с носителями информации (форматирование, лечение от вирусов);

7.  уметь инсталлировать программы;

8.  соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

6. Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование докумен тов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и опера ции над ними. Шаблоны документов и стили форматирова ния. Печать документов.

        Основные форматы текстовых файлов и их преобразова ние. Кодировки кириллицы.

        Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

        Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.

Перевод документов с бумажных носителей в компью терную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с исполь зованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

        

        Учащиеся должны:        ,

1.  уметь применять текстовый редактор для редактирова ния и форматирования текстов;

2. уметь вставлять в документ объекты из других приложе ний;

3. уметь создавать типовые документы на компьютере;

4. уметь использовать системы оптического распознава ния, словари и переводчики.

7. Технология обработки графической информации

         Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масш табирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакто ров. Печать изображений.

Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с ис пользованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презен тации (реализация переходов между слайдами с помощью ги перссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

        Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.

        

        Учащиеся должны:

1. объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;

2.  уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

3. уметь создавать мультимедийные компьютерные презен тации;

4. иметь представление о назначении и возможностях сис тем автоматического проектирования (САПР);

5.  уметь создавать с помощью САПР простые чертежи.

8. Технология обработки числовой информации

Вычисления с использованием компьютерных калькуля торов и электронных таблиц.

        Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.

Наглядное представление числовой информации (стати стической, бухгалтерской, результатов физических экспери ментов и др.) с помощью диаграмм.

        Домашняя бухгалтерия.

        Исследование информационных моделей из курсов мате матики, физики, химии, истории и других с помощью элект ронных таблиц.

        

        Учащиеся должны:

  1. описывать назначение и возможности электронных таб лиц;
  2. уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;

3.    уметь применять электронные таблицы для построения         и исследования компьютерных моделей.

9. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Создание баз данных с использованием систем управле ния базами данных (СУБД). Виды и способы организации за просов для поиска информации. Сортировка записей. Пе чать отчетов.

Органайзеры (записные книжки). Словари, энциклопедии.

Создание баз данных по географии, истории и другим предметам.

        

        Учащиеся должны:

1. описывать назначение и возможности баз данных;

2. уметь создавать табличные базы данных (типа базы дан ных «Записная книжка»);

3.  уметь осуществлять сортировку и поиск записей;

4.  уметь задавать сложные запросы при поиске информа ции.

10. Коммуникационные технологии

Информационное пространство глобальной компьютер ной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и домен ные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универса льный указатель ресурсов (URL - Universal Resource Loca tor). Основные информационные ресурсы сети Интернет.       Линии связи и их пропускная способность. Передача ин формации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, кон центраторы, маршрутизаторы).

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование ад ресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менед жеры загрузки файлов.

Интерактивное общение (chat), потоковые аудио -  и ви део, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperТext Markup Language). Форматирование текста. Вставка графи ки и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработ ки. Публикация сайта.

Защита информации от несанкционированного доступа. Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовате льных, тематических и др.).

        

Учащиеся должны:

1. иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

2.  иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;

3. описывать основные виды информационных услуг, предо ставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

4. объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);

5. уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.

6. знать основы языка разметки гипертекста HTML  (HyperТext Markup Language);

7. уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

11. Социальная информатика

Информационное общество - закономерности и пробле мы становления и развития. Проблемы информационной бе зопасности общества.

       Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы.

Информационная культура и информационная безопас ность личности. Этические нормы поведения в компьютер ных сетях.

        

        Учащиеся должны:

1. иметь представление о влиянии информационных ресур сов на социально-экономическое и культурное развитие общества;

2. иметь представление о проблемах информационной безо пасности общества и личности;

3. иметь представление об авторских правах на програм мное обеспечение и правах пользователя на его использо вание;

4. уметь обосновывать основные составляющие информа ционной культуры человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

  1. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  2. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  3. назначение и функции операционных систем;

  1. уметь:
  2. оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  3. распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  4. использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  5. оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  6. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  7. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  8. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  9. наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  10. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  2. ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  3. автоматизации коммуникационной деятельности;

  1. соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  2. эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Используемые учебники

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  4. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.


                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                

уроков информатики

        

классы____10_______________________

учитель___Высоцкая О.Е._____________________

Количество часов на год:

Всего ___70____ час.; в неделю __2_____ часа

Плановых контрольных работ ____5____

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных               учреждений 2 – 11 класс, 2010г. , Н.Д. Угринович  Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и средней школе, 8 – 11 классы, Москва, БИНОМ, 2011г.                      

Учебник   Н. Угринович «Информатика и ИКТ», 10 класс, Москва, БИНОМ, 2011г

Дополнительная литература    Практикум по информатике и информационным технологиям, Москва, БИНОМ, 2011г.; «Turbo Pascal для студентов и школьников», Г.Г.Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая, БХВ-Петербург, 2011г.;«Я иду на урок информатики», Д.М.Златопольский, «Первое сентября», 2006г.; Сборник типовых задач, С.А.Бешенков «Просвещение», 2010г.

                                               

п/п

Содержание

Общее

 кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

1

Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.

1

1

2

Информация. Системы счисления

27

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.1.1. Информация в физике

2.1.2. Информация в биологии

2.1.3. Информация в общественных науках

2.1.4. Информация в кибернетике

1

2.2. Количество информации  как мера уменьшения неопределенности знаний.                                      Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Задание «Определение количества информации».

2

2.3. Алфавитный подход к определению количества информации.  Задание «Количество информации в тексте».

2.4. Формула Шеннона. Задание «Бросание пирамидки».

Практическое задание «Определение количества информации».  

2

2.5. Кодирование текстовой информации.  Международные кодировки.

2

2.5. Кодирование графической информации. Графический режим экрана монитора.

2

2.5. Кодирование звуковой информации. Запись звукового файла.

2

2.6. Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических носителях. Решение задач и выполнение практических заданий на хранение информации. 

2

2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления 

2.7.1. Непозиционные системы счисления. Практическое задание «Римская система счисления».

2.7.2. Позиционные системы счисления                                 2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

2

2.8.1. Перевод целых чисел из десятичной системы в

двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

2.8.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

( из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной в десятичную).

2

2.8.2. Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Задание. «Перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дробь».

2.8.3. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

2

2.9. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Практическое задание «Арифметические

операции в позиционных системах счисления».

2

Контрольная работа

2

2.10. Представление чисел в компьютере

2.10.1. Представление чисел в формате с фиксированной запятой

Задание «Диапазон хранения целых неотрицательных чисел».

Задание «Диапазон хранения целых чисел со знаком и больших целых чисел со знаком».

Задание «Дополнительный код числа».

Задание «Вычисление дополнительного кода числа с использованием обратного кода».

Задание «Арифметическое действие».                                        

2

2.10.2. Представление чисел в формате с плавающей запятой    

Задание «Приведение числа с плавающей запятой к нормализованной форме».

Задание «Определение максимального числа и его точности».

Задание «Арифметические операции с числами в формате с плавающей запятой».

2

3

Основы логики и логические основы компьютера

18

3.1. Формы мышления                                                              3.2. Алгебра логики 

2

3.2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание. Практическое задание «Таблицы истинности».

2

3.2.2. Логические выражения. Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Задание «Таблица истинности логического выражения».

Задание «Равносильность логических выражений».

2

3.2.3. Логические функции.                                     Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

2

3.2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Задание «Преобразование логического выражения».

Задание «Решение логического уравнения».

2

3.2.5. Решение логических задач. Задание «Логическая задача».

2

3.3. Логические основы устройства компьютера 

3.3.1. Базовые логические элементы

2

3.3.2. Сумматор двоичных чисел

3.3.3. Триггер

2

Контрольная работа

2

4

Основы алгоритмизации. Программирование

24

4.1. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. Повторение.

2

Программирование с использованием алгоритмов ветвления.
Условный оператор  IF. Целочисленная арифметика и условный оператор. Оператор множественного выбора или варианта Case…of.
 Решение задач на оператор выбора.

2

Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа.

2

Циклические алгоритмические конструкции. Оператор цикла с параметром.

2

Циклические алгоритмические конструкции. Оператор цикла с постусловием.

2

Циклические алгоритмические конструкции. Оператор цикла с предусловием.

2

Решение задач разными циклами. Решение задач с выбором соответствующего цикла.

2

Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа «Простейшие циклические конструкции».

2

Ряды. Сумма и произведение конечного ряда. Знакочередующийся ряд. Степенные ряды. Факториал. Комбинированные ряды и действия с ними. Решение задач.

2

Числа. Числовые последовательности. Алгоритм выделения цифр из числа. Проверка цифр на условие. Алгоритмы поиска простых, совершенных чисел. Числа-палиндромы. Автоморфные, симметричные числа.

2

Решение задач на различные алгоритмы чисел.

Контрольная работа.

2

5

Заключение о пройденном. Повторение.  

2

2

Итого

70

70


Инвариантная составляющая траекторий обучения в 10 классе

Темы курса информатики и ИКТ

Содержание из государственного стандарта

Знания, умения, навыки из государственного стандарта

Параграфы учебника

Компьютерный практикум

Средства ИКТ

Архитектура компьютеров

и компьютерных сетей.

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.

Виды программного обеспечения.

Операционные системы.

Понятие о системном администрировании.

знать/понимать

  1. способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

Учебник 10-го класса Глава 1. Архитектура компьютера и защита информации

1. 1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера

1.2.Процессор и оперативная память

1.4. Файл и файловые системы

1.5. Операционная система

Работы 1.1 – 1.17

Средства ИКТ

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ.

Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.

Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области деятельности

знать/понимать

  1. способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь

  1. устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
  2. выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций.

Средства ИКТ

Профилактика оборудования. 

уметь

  1. обеспечение надежного функционирования средств ИКТ.

знать/понимать

  1. способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

Учебник 10-го класса Глава 1. Архитектура компьютера и защита информации

1.6. Защита информации от вредоносных программ

Работы 1.18 – 1.25

Информация и информационные процессы

Виды информационных процессов.

Процесс передачи информации.

Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации.

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

Скорость передачи информации.

знать/понимать

  1. Виды и свойства источников и приемников информации,
  2. способы кодирования и декодирования,
  3. причины искажения информации при передаче;
  4. связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

уметь 

  1. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

Учебник 10-го класса Глава 2. Информация. Системы счисления.

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.2. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

2.3. Алфавитный подход к определению количества информации

2.4. Формула Шеннона

2.5. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

2.6. Хранение информации

Работы 2.1 – 2.3

Информация и информационные процессы

Системы счисления.

знать/понимать

  1. способы кодирования и декодирования,

Учебник 10-го класса Глава 2. Информация. Системы счисления.

2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления

2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

2.9. Арифметические операции в позиционных системах счисления

2.10. Представление чисел в компьютере

Работы 2.4 – 2.6

Информация и информационные процессы

Логика и алгоритмы.

Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания.

знать/понимать

 логическую символику;

уметь

вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

Учебник 10-го класса Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера

3.1. Формы мышления

3.2. Алгебра логики

3.3. Логические основы устройства компьютера

Работы 3.1 – 3.11

Информация и информационные процессы

Элементы теории алгоритмов

Язык программирования

Матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов.

Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция;

Диагональное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания.

Кодирование с исправлением ошибок.

Сортировка.

Формализация понятия алгоритма.

Вычислимость.

Эквивалентность алгоритмических моделей.

Построение алгоритмов и практические вычисления.

Типы данных.

Основные конструкции языка программирования

знать/понимать

  1. свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
  2. тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

знать/понимать

  1. основные конструкции языка программирования;

уметь

строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования)

Учебник 10-го класса Глава 4. Алгоритмизация и программирование

4.1. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур

4.2. История развития языков программирования

Повторение пройденных операторов

Программирование с использованием алгоритмов ветвления.
Условный оператор  IF. Целочисленная арифметика и условный оператор.

Оператор множественного выбора.

Циклические алгоритмические конструкции.

Оператор цикла с параметром.

Оператор цикла с постусловием.

Оператор цикла с предусловием.

Ряды.

Числа. Числовые последовательности.

Решение сложных логических условий при решении задач на числа и информации об их цифрах.

Решение задач на оператор выбора.

Решение задач разными циклами. Решение задач с выбором соответствующего цикла.
Решение задач на комбинированные ряды и действия с ними.

Решение задач на сумму и произведение конечного ряда.

Решение задач на знакочередующийся ряд.

Решение задач на степенные ряды.

Решение задач на факториал.

Алгоритм выделения цифр из числа.

Проверка цифр на условие.

Алгоритмы поиска простых, совершенных чисел.

Числа-палиндромы.

Автоморфные, симметричные числа.

Решение задач на различные алгоритмы чисел.

Информационная деятельность человека

Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).

Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций.

Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной.

Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура.

Образовательные информационные ресурсы.

Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Информационная этика и право, информационная безопасность.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

знать/понимать

  1. назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  2. принципы обеспечения информационной безопасности.

уметь

  1. выделять информационный аспект в деятельности человека;
  2. выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  3. соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Учебник 10-го класса Глава 2

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.1.1. Информация в физике

2.1.2. Информация в биологии

2.1.3. Информация в общественных науках

2.1.4.Информация в кибернетике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...