Рабочие программы
рабочая программа по информатике и икт по теме

Шорохова Екатерина Николаевна, учитель I квалификационной категории

Рабочие программы для 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5-6  классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), федерального базисного учебного плана для общеобразовательного учреждений РФ, учебного плана общеобразовательного учреждения, с использованием программы по информатике и информационным технологиям (автор составитель Л.Л. Босова).

Рабочая программа в 5-6 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Одним из наиболее актуальных направлений ин форматизации образования является развитие содер жания и методики обучения информатике, информа ционным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях инфор матизации и массовой коммуникации современного об щества.

В соответствии со структурой школьного образо вания вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональ ного и школьного компонентов) выстраивается много уровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в обла сти информатики и информационно-коммуникацион ных технологий.

При этом цели обучения информатике и информа ционным технологиям в 5-6 классах могут быть опре делены следующим образом:

  1. формирование у учащихся готовности к информа ционно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предме те для реализации учебных целей и саморазвития;
  2. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  3. развитие творческих и познавательных способно стей учащихся.

В основу представляемого вводного курса инфор матики для 5-6 классов нами положены такие принци пы как:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще школьной подготовки по информатике и информаци онным технологиям. В рамках данной ступени подготов ки продолжается осуществление вводного, ознакомите льного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8—9 (основной курс) и 10—11 (профильные курсы) классах.
  2. Научность в сочетании с доступностью,   стро гость и систематичность изложения (включение в со держание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адапта ция набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про изводить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьни ков — не учить этому вовсе.
  3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на решение  про стейших практических задач планирования деятельно сти, поиска нужной  информации,  инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информаци онных технологий. При этом исходным является поло жение о том, что компьютер может многократно уси лить возможности человека, но не заменить его.
  4. Принцип дидактической спирали как важней ший фактор структуризации в методике обучения ин форматике:  вначале  общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых,   затем его по следующее развитие и обогащение, создающее предпо сылки для научного обобщения в старших классах.
  5. Принцип развивающего обучения (обучение ори ентировано не только на получение новых знаний в об ласти информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных спосо бов деятельности, формирование навыков самостояте льной работы).

В настоящее время информатика как учебный пред мет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных эта пах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необ ходимость включения которых в учебные планы бес спорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информа ционных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности че ловека, живой природе и технике, учиться классифи цировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окру жающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, уста новить отношения и выразить их в предметной, графи ческой или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного на правления в нашем курсе строятся логические, таблич ные, графические модели, решаются нестандартные за дачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интел лектуальную мощь человека, его творческий потенци ал. Навыки планирования, привычка к точному и пол ному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого раз ного происхождения.

Задача современной школы — обеспечить вхожде ние учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формиро вание пользовательских навыков для введения компь ютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно зна чимой для обучаемого. Это достигается за счет инфор мационно-предметного практикума, сущность которо го состоит в наполнении задач по информатике актуаль ным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интел лектуальный потенциал обучаемого, проявляются по лученные на занятиях знания, умения и навыки, за крепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников пред ставлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного ин формационного общества.

Состав и содержание

учебно-методического комплекса (УМК)

Состав УМК для 5-6 классов

  1.  программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы;
  2. учебник с компьютерным практикумом (для каждого класса);
  3. рабочая тетрадь (для каждого класса);
  4. методическое пособие для учителя;
  5. CD  с программно-методической поддержкой.

 

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

5 класс

Учащиеся должны:

•        понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

•        различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  1. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  2. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  1. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  2. запускать программы из меню Пуск;
  3. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  4. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  5. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования  и  форматирования простейших текстов;
  6. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  7. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  8. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

6 класс

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл     терминов   «понятие»,   «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  7. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  8. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  9. определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами;
  10. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  11. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  12. создавать простейшие мультимедийные презента ции для поддержки своих выступлений;
  13. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

  Содержание программы

5 класс

Раздел I. Компьютер для начинающих (8ч).

Техника безопасности. Информация – Компьютер – Информатика. Клавиатурный тренажер. Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер. Ввод информации. Клавиатура. Знакомство с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Рабочий стол. Основные элементы окна. Освоение мыши. Главное меню. Запуск программ. Контрольная работа «Основные понятия». Управление компьютером с помощью меню.

Раздел II. Информация вокруг нас (8ч).

        Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра. Носители информации. Клавиатурный тренажер. Передача информации. Клавиатурный тренажер. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации, табличная форма. Табличная и другие формы представления информации. Контрольная работа «Представление информации».

Раздел III. Информационные технологии (19ч).

        Обработка информации. Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». Обработка текстовой информации. Ввод текста. Практическая работа «Редактирование текста». Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Форматирование. Практическая работа «Форматирование текста». Компьютерная графика. Практическая работа «Знакомство с графическим редактором». Инструменты графического редактора. Контрольная работ «Обработка графической информации». Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Создание комбинированных документов. Преобразование информации. Практическая работа «Работа с фрагментами текста». Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик». Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». Контрольная работа «Преобразование информации». Создание движущихся изображений. Практическая работа «Анимация». Работа с комбинированными документами. Логические игры.

6 класс

Раздел I. Компьютер и информация (11ч).

Техника безопасности. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Работа с файлами и папками. Информация в памяти компьютера. Система счисления. Работа с текстом. Двоичное кодирование числовой информации. Работа с текстом. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. Тексты в памяти компьютера. Практическая работа «Редактирование и форматирование текста. Надписи». Кодирование текстовой информации. Контрольная работа «Создание документов в тестовом процессоре Open Office.org Writer». Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Раздел II. Человек и информация (13ч).

Информация и знания. Практическая работа «Создание таблиц». Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа «Нумерованные и маркированные списки». Понятие как форма мышления. Таблицы. Размещение текста и графики. Как образуются понятия? Таблицы. Построение диаграмм. Структурирование и визуализация информации. Контрольная работа «Работа с графическими изображениями». Содержание и объем понятия. Рисуем автофигурами. Отношения тождества, пересечения и подчинения. Отношение соподчинения, противоречия и противоположности. Определение понятия. Презентация «Времена года». Классификация. Презентация «Скакалочка». Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. Контрольная работа «Основные понятия».

Раздел III. Элементы алгоритмизации (11ч).

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Логическая игра. Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Линейные алгоритмы. Практическая работа «Исполнитель DRAW». Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа «Исполнитель LINE». Циклические алгоритмы. Практическая работа «Исполнитель CIRCLE». Решение задач «Ветвление и циклы». Контрольная работа «Ветвление и циклы». Решение задач «Ветвление и циклы».

Учебно-тематический план 5 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и прак. работ

Раздел I. Компьютер для начинающих (8ч)

1

Компьютер для начинающих

(8ч).

1

Раздел II. Информация вокруг нас (8ч).

2

Информация вокруг нас

(8ч).

1

III. Информационные технологии (19ч).

3

Информационные технологии

(19ч).

2

всего

35

4

Учебно-тематический план 6 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и прак. работ

Раздел I. Компьютер и информация (11ч).

1

Компьютер и информация

(11ч).

1

Раздел II. Человек и информация (13ч).

3

Человек и информация

(13ч).

2

Раздел III. Элементы алгоритмизации (11ч).

4

Элементы алгоритмизации

(11ч)

1

всего

35

4

Литература

  1. «Информатика» учебник для 5 класса» / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
  2. «Информатика» учебник для 6 класса» / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.
  3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г.Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Задачи по системам счисления / Информатика: приложение к газете 1999. «Первое сентября» №33.
  5. Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. – М.: Издательство Русанова, 2010.
  6. Босова Л.Л. Развивающие задачи. – М.: Информатика и образование, 2011.
  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2 изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

        



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), федерального базисного учебного плана для общеобразовательного учреждений РФ, учебного плана общеобразовательного учреждения, с использованием программы по информатике и информационным технологиям (автор составитель Н.Д. Угринович).

    Рабочая программа в 7,8 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в 9классе на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по информатике и ИКТ

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника ций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон трольной работы.

Требования

к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения курса информатики и информационных технологий 7-9 классов обучающиеся  должны:

Знать/понимать:

Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

Программный принцип работы компьютера;

Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Уметь:

Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;

Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

Создавать информационные объекты, в том числе:

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

Создавать записи в базе данных;

Создавать презентации на основе шаблонов;

Искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором) следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  2. проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Содержание программы

7 класс

Раздел I. Компьютер как универсальное

устройство обработки информации (8ч).

        Техника безопасности. История развития вычислительной техники. Процессор. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Типы компьютеров. Оперативная и долговременная память. Данные и программы. Файл. Файловая система. Архивация файлов и дефрагментация дисков. Программное обеспечение. Лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые программы. Контрольная работа «Компьютер – универсальное устройство обработки информации». Операционные системы. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Раздел II. Прикладная среда графического редактора Информационная картина мира (8ч).

Растровая и векторная графика. Растровый графический редактор. Создание и редактирование рисунка с текстом в OpenOffice.org Draw. Векторный графический редактор. Интерфейс графических редакторов. Системы компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов. Контрольная работа «Графический редактор».

Раздел III. Алгоритмы (9ч).

Повторение понятий алгоритма, свойств и видов алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы. Решение задач. Разветвляющиеся алгоритмы. Решение задач по теме «Разветвляющиеся алгоритмы». Циклические алгоритмы. Решение задач по теме «Циклические алгоритмы». Графика в Кумире. Решение задач по теме «Графика в Кумире». Контрольная работа  «Алгоритмы».

Раздел IV. Мультимедийные презентации (4ч).

Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентации.

Раздел V. Информационная модель объекта (5ч).

        Понятие модели. Материальные и нематериальные модели. Понятие информационной модели. Построение и исследование компьютерных моделей в различных областях. Контрольная работа «Информационная модель». Повторение.

8 класс

Раздел I. Компьютер - объект изучения (9ч).

1.      Устройство ЭВМ   (5ч).

Техника безопасности. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Характеристика поколений ЭВМ с точки зрения элементной базы. Процессор, назначение, принцип работы, основные характеристики. Оперативная память. Постоянная память. Контрольная работа «Устройство ЭВМ».

2.      Информация   (4ч).

Хранение информации в ЭВМ. Файлы. Каталоги. Информационные носители (ВЗУ).  Информационные процессы, информационная деятельность человека. Контрольная работа «Информация».

Раздел II. Компьютер-инструмент практической деятельности (20ч).

1.   Алгоритмы (7ч).

Алгоритмы – повторение. Команда ветвления. Условия. Команда ветвления. Решение задач. Блок-схемы. Команда присваивания. Решение задач. Величины в алгоритмическом языке (описание). Операторы ввода-вывода. Контрольная работа по теме: «Алгоритмы».

  1. Текстовый редактор OpenOffice.org Writer  (6ч).

Оформление деловых бумаг. Вставка объектов, рисунков. Создание рисунков в текстовом редакторе. Практическая работа в текстовом редакторе. Выравнивание, центрирование. Копирование, работа со шрифтами.

3.  Графический редактор (2ч).

Чертеж детали в трех проекциях. Практическая работа в графическом редакторе.

4.  Табличный процессор (5ч).

Практическая работа. Решение расчетной задачи. Правила работы с электронными таблицами. Решение математических, физических задач. Решение экономических задач. Электронные таблицы. Назначение, основные функции.

Раздел III.  Компьютер - средство творческой деятельности (5ч).

Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа: «Заполнение слайдов». Использование анимации и звука в презентации. Практическая работа: Создание мультимедийных эффектов. Разработка презентации «Устройство компьютера». Демонстрация. Чертеж детали в трех проекциях. Практическая работа в графическом редакторе.

 9 класс

1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – (12ч).

Техника безопасности. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Переходы между слайдами. Кодирование звуковой информации. Цифровое видео. Разработка презентации. Запись и монтаж видеоклипа. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентации.

2. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования (16ч).

Понятие алгоритма, свойства. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Основные алгоритмические структуры. Кодирование основных алгоритмических структур. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление», «выбор». Разработка проекта «Анимация». Разработка проекта «Движение земли». Графические возможности языка. Контрольная работа «Основы объектно-ориентированного визуального программирования».

3. Моделирование и формализация (12ч).

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Обратная связь. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Графическое решение уравнений. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах. Информационные модели систем управления. Модели систем управления на языке программирования. Система как целостная совокупность объектов. Контрольная работа «Моделирование и формализация».

4. Хранение поиск и сортировка информации в базах данных (7ч).

Табличные базы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы.

Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных. Практическая работа «Создание простой базы данных».

5. Коммуникационные технологии (15ч).

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет. Состав Интернета, адресация. Маршрутизация и транспортировка данных по сетям. Информационные ресурсы. Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Web-страницы и  Web-сайты. Структура страницы. Контрольная работа «Коммуникационные технологии».

6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (3ч).

Информационное общество и культура. Этика и право при создании и использовании информации. Правовая охрана информационных ресурсов. Правовая охрана информационных ресурсов. Повторение. Вставка изображений и гиперссылок. Контрольная работа «Информационная безопасность». Итоговый урок.

Учебно-тематический план 7 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. работ

Раздел I. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8ч).

1

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(8ч)

1

Раздел II. Прикладная среда графического редактора (8ч).

1

Прикладная среда графического редактора

(8ч).

1

Раздел III. Алгоритмы (9ч).

1

Алгоритмы

(9ч).

1

Раздел IV. Мультимедийные презентации (4ч).

1

Мультимедийные презентации

(4ч).

-

Раздел V. Информационная модель объекта (5ч).

1

Информационная модель объекта

(5ч).

1

всего

34

4

        Учебно-тематический план 8 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и практ. работ

I. Компьютер - объект изучения (9ч).

1

 Устройство ЭВМ  

(5ч).

1

2

Информация  

(4ч).

1

II. Компьютер-инструмент практической деятельности (20ч).

1

Алгоритмы

(7ч).

1

2

Текстовый редактор

(6ч).

1

3

Графический редактор

(2ч).

1

4

 Табличный процессор

(5ч).

1

                         III.  Компьютер - средство творческой деятельности (5ч).          1

1

Компьютер - средство творческой деятельности

(5ч).

1

всего

34

7

Учебно-тематический план 9 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и практ. работ

1

1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации –

(12ч).

1

2

2. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования

(16ч).

1

3

3. Моделирование и формализация

(12ч).

1

4

4. Хранение поиск и сортировка информации в базах данных

(7ч).

1

5

5. Коммуникационные технологии

(15ч).

1

6

6. Информационная деятельность человека. Информационная

(6ч).

1

всего

68

6

        

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем
  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  1. Операционная система – Linux.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Программа-архиватор.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  6. Простая система управления базами данных.
  7. Простая геоинформационная система.
  8. Система автоматизированного проектирования.
  9. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  10. Программа-переводчик.
  11. Система оптического распознавания текста.
  12. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  13. Система программирования.
  14. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  15. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  16. Программа интерактивного общения.
  17. Простой редактор Wеb-страниц.

Литература

  1. «Информатика» учебник для 7 класса»/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
  2. «Информатика» учебник для 8 класса»/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.
  3. «Информатика» учебник для 9 класса»/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.
  4. IBM PC для пользователя. Краткий курс./ Фигурнов В.Э. – М.: ИНФРА – М, 2011.
  5. Методическое пособие. Тестовые задания по информатике/ Н.Н. Самылкина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2 изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Промышленновская основная общеобразовательная школа № 3»

Утверждено                            Согласовано                                      Рассмотрено

Директор МОБУ                              заместитель директора по УВР                   на заседании

«Промышленновская ООШ №3»   МОБУ«Промышленновская ООШ №3»     районного методического

               совета учителей              

               информатики

________________                            ____________________                               ___________________

Приказ №                                                                                                                  Протокол №        

от «___» ________2012г.                от  «___» ________2012г.                             от «___» ________2012г.      

 Информатика и ИКТ для 5-6 классов

Рабочая программа групповых занятий

                                                                                 Составитель:

                                                                                 Шорохова Екатерина Николаевна,                                                          

учитель информатики

Промышленная

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), федерального базисного учебного плана для общеобразовательного учреждений РФ, учебного плана общеобразовательного учреждения, с использованием программы по информатике и информационным технологиям (автор составитель        Н.Д. Угринович).

    Рабочая программа в 7 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Данная программа групповых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

        В соответствии с президентской программой учебные заведения были укомплектованы современными персональными компьютерами. Это позволяет на их основе по-другому, на более высоком уровне, организовать групповые занятия.

        Новые задачи системы образования заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, связав его с практической деятельностью. Реальным и продуктивным путем в этом направлении представляется слияние процессов трудового и эстетического воспитания.

        Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

        Настоящая учебная программа реализует современные требования для более подробного изучения программирования, компьютерной графики, операционной системы Linux, текстовых, графических редакторов.

Цель:

  1. привитие эстетического вкуса;
  2. формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
  3. оказание помощи в освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой  и векторной компьютерной графике;
  4. обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
  5. знакомство с программами для мультимедиа презентаций.

Задачи:

  1. обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
  2. развивать эстетический вкус детей через знакомство с современными информационными технологиями;
  3. сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

Отличительная особенность данной программы заключается в ее: доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;

наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.

        Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, конкурсы, совместное творчество, дни свободно творчества, выставки

Ожидаемый результат:

В результате реализации программы воспитанники должны:

  1. знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. уметь работать в  графических редакторах, с использованием ПК;
  4. иметь  навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
  5. программировать в среде Кумир.

Способы их проверки:

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Контрольные задания.
  3. Контрольные срезы знаний, умений и навыков.
  4. Анализ роста умений и навыков.

Формы подведения итогов:

  1. Итоговые занятия.
  2. Компьютерное тестирование.
  3. Выставки.
  4. Конкурсы.

Состав и содержание

учебно-методического комплекса (УМК)

Состав УМК для 7-9 классов:

  1.  программа курса информатики и информационных технологий для 7-9 классов общеобразовательной средней школы;
  2. учебник с компьютерным практикумом (для каждого класса);
  3. рабочая тетрадь (для каждого класса);
  4. методическое пособие для учителя;
  5. CD  с программно-методической поддержкой.

Содержание программы

7 класс

Раздел I. Информация. Информационные процессы (9ч).

1. Понятие информации. Представление информации (7ч).

Техника безопасности. Информация. Восприятие, свойства. Представление информации. Код и кодирование. Понятие бита. Единицы измерения информации. Позиционные и непозиционные системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические действия в различных системах счисления. Контрольная работа «Представление информации».

2. Информационная деятельность человека (1ч).

Виды информационной деятельности. Входная и выходная информация.

3. Информационные процессы (1ч).

Процесс. Информационные процессы в обществе, живой природе, технике.

Раздел II. Информационная картина мира (5ч).

1. Представление об объектах окружающего мира (3ч).

Понятие, свойство и параметры объекта. Среда существования объекта. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

2. Информационная модель объекта (2ч).

Понятие модели. Материальные и нематериальные модели. Понятие информационной модели.

Раздел III. Программное обеспечение информационных технологий (20ч).

1. Алгоритмы (9ч).

Повторение понятий алгоритма, свойств и видов алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы. Решение задач. Разветвляющиеся алгоритмы. Решение задач по теме «Разветвляющиеся алгоритмы». Циклические алгоритмы. Решение задач по теме «Циклические алгоритмы». Графика в Кумире. Решение задач по теме «Графика в Кумире». Контрольная работа по теме «Алгоритмы».

2. Назначение программы и программного обеспечения (3ч).

Понятия программы и программирования. Классификация программного обеспечения. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

3.Системная среда Linux (4ч).

Повторение понятий файла, папки, окна. Программа Проводник. Поиск файлов и папок. Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

4. Прикладная среда графического ректора (4ч).

Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом в  графическом редакторе. Контрольная работа по теме «Графический редактор».

Учебно-тематический план 7 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и

прак. работ

Раздел I. Информация. Информационные процессы (9ч)

1

Понятие информации. Представление информации

7

1

2

Информационная деятельность человека

1

0

3

Информационные процессы

1

0

Раздел II. Информационная картина мира (5ч).

1

Представление об объектах окружающего мира

3

0

2

Информационная модель объекта

2

0

Раздел III.  Программное обеспечение информационных технологий (20ч).

1

Алгоритмы

9

1

2

Назначение программы и программного обеспечения

3

0

3

Системная среда Linux4

4

0

4

Прикладная среда графического редактора

4

1

всего

34

3

Литература

  1. «Информатика» учебник для 7 класса»/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
  2. IBM PC для пользователя. Краткий курс./ Фигурнов В.Э. – М.: ИНФРА – М, 2011.
  3. Методическое пособие. Тестовые задания по информатике/ Н.Н. Самылкина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2 изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Промышленновская основная общеобразовательная школа № 3»

Утверждено                            Согласовано                                      Рассмотрено

Директор МОБУ                              заместитель директора по УВР                   на заседании

«Промышленновская ООШ №3»   МОБУ«Промышленновская ООШ №3»     районного методического

               совета учителей информатики

________________                            ____________________                               ___________________

Приказ №                                                                                                                  Протокол №        

от «___» ________2012г.                от  «___» ________2012г.                             от «___» ________2012г.      

 Информатика и ИКТ для 5-6 классов

Рабочая программа

групповых занятий

                                                                                 Составитель:

                                                                                 Шорохова Екатерина Николаевна,                                                          

учитель информатики

Промышленная

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5-6  классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), федерального базисного учебного плана для общеобразовательного учреждений РФ, учебного плана общеобразовательного учреждения, с использованием программы по информатике и информационным технологиям (автор составитель Л.Л. Босова).

Рабочая программа в 5-6 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Данная программа групповых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

        В соответствии с президентской программой учебные заведения были укомплектованы современными персональными компьютерами. Это позволяет на их основе по-другому, на более высоком уровне, организовать групповые занятия.

        Новые задачи системы образования заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, связав его с практической деятельностью. Реальным и продуктивным путем в этом направлении представляется слияние процессов трудового и эстетического воспитания.

        Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

        Настоящая учебная программа реализует современные требования для более подробного изучения программирования, компьютерной графики, операционной системы Linux, текстовых, графических редакторов.

Цель:

  1. привитие эстетического вкуса;
  2. формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
  3. оказание помощи в освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой  и векторной компьютерной графике;
  4. обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
  5. знакомство с программами для мультимедиа презентаций.

Задачи:

  1. обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
  2. развивать эстетический вкус детей через знакомство с современными информационными технологиями;
  3. сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

Отличительная особенность данной программы заключается в ее: доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;

наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.

        Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, конкурсы, совместное творчество, дни свободно творчества, выставки

Ожидаемый результат:

В результате реализации программы воспитанники должны:

  1. знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. уметь работать в  графических редакторах, с использованием ПК;
  4. иметь  навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
  5. программировать в среде Кумир;
  6. знать исполнители Робот и Чертежник.

Способы их проверки:

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Контрольные задания.
  3. Контрольные срезы знаний, умений и навыков.
  4. Анализ роста умений и навыков .

Формы подведения итогов:

  1. Итоговые занятия.
  2. Компьютерное тестирование.
  3. Выставки.
  4. Конкурсы.

Состав и содержание

учебно-методического комплекса (УМК)

Состав УМК для 5-6 классов:

  1.  программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы;
  2. учебник с компьютерным практикумом (для каждого класса);
  3. рабочая тетрадь (для каждого класса);
  4. методическое пособие для учителя;
  5. CD  с программно-методической поддержкой.

Содержание программы

5 класс

Раздел I. Обучение работе на компьютере (13ч).

1. Освоение системной среды Linux (8ч).

Техника безопасности. Основные устройства компьютера. Компьютерный рабочий стол, его элементы. Освоение приемов работы с мышью. Представление об окне. Понятия файл и папка. Освоение клавиатуры.

2. Простейшая технология работы с текстом на основе Блокнота Wine (4ч).

Назначение клавиш.  Контрольная работа «Системная среда Linux». Назначение текстового редактора. Технология ввода текста. Сохранение текста. Редактирование текста. Практическая работа «Ввод и редактирование текста».

3. Вычисления на компьютере с помощью калькулятора (1ч).

Технология вычислений с помощью калькулятора.

Раздел II. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (13ч).

1. Знакомство со средой Кумир (3ч).

Понятия алгоритм и исполнитель. Среда исполнителя, система команд, отказы. Понятие линейного алгоритма. Формальное исполнение команд.

2. Исполнитель Робот (6ч).

Среда исполнителя Робот и его система команд. Правила оформления алгоритмов. Редактирование среды Робот. Составление алгоритмов для исполнителя Робот. Исполнение алгоритмов на компьютере. Комментарии в алгоритмах, запись команд в одной строке.

2. Исполнитель Чертежник (4ч).

Среда исполнителя Чертежник и его система команд. Составление алгоритмов для исполнителя Чертежник. Исполнение алгоритмов на компьютере. Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители».

Раздел III. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (8ч).

1. Освоение среды графического редактора OpenOffice.org Draw (4ч).

Компьютерная графика. Панель инструментов. Палитра. Настойка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

2. Редактирование рисунков (4ч).

Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик. Сохранение рисунка. Контрольная работа «Компьютерная графика».

6 класс

Раздел I. Компьютер – объект изучения (5ч).

1. Устройство ЭВМ (2ч).

Техника безопасности. Первые вычислительные машины. Краткая история. Характеристика поколений. Классификация ЭВМ.

2. Информация  (3ч).

Информация в истории развития общества. Единицы измерения, количество информации, решение задач на количество информации. Контрольная работа «Единицы измерения информации».

Раздел II. Компьютер – инструмент практической деятельности (25ч).

1. Алгоритмы (9ч).

Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритма. Понятие о типах алгоритма. Величины. Особенности записи числа в информатике. Линейные алгоритмы. Составление и исполнение линейных алгоритмов. Блок-схемы. Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации. Контрольная работа «Алгоритмы».

2. Текстовый редактор  (5ч).

Редактирование заданного текста. Форматирование текста. Работа с меню и подсказкой. Поиск по образцу и замена символов. Диктант с использованием алфавитно-цифровых клавиш в русском и латинском режимах.

3. Графический редактор  (5ч).

Графический редактор. Основные функции. Правила работы с редактором. Построение заданных изображений. Редактирование рисунка. Практическая работа. Построение с помощью графического редактора заданного изображения.

4. Вычислитель  (4ч).

Работа в режиме калькулятора. Константы с плавающей и с фиксированной точкой. Вычисление значений выражений, содержащих дроби. Практическая работа. Вычисление с помощью калькулятора значения заданного выражения.

5. Игры-тренажеры  (2ч).

Игра на развитие логического мышления. Игра-тренажер.

Раздел III. Компьютер – средство творческой деятельности (4ч).

Творческая деятельность писателя, поэта, секретаря. Художник. Защита творческих работ. Игра на развитие логического мышления.

Учебно-тематический план 5 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и

прак. работ

Раздел I. Обучение работе на компьютере (13ч)

1

Освоение системной среды Linux  

8

1

2

Простейшая технология работы с текстом на основе Блокнота Wine

4

1

3

Вычисления на компьютере с помощью калькулятора

1

0

Раздел II. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (13ч).

1

Знакомство со средой Кумир

3

0

2

Исполнитель Робот

6

0

3

Исполнитель Чертежник

4

1

Раздел III.  Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (8ч).

1

Освоение среды графического редактора OpenOffice.org Draw

4

0

2

Редактирование рисунков

4

1

всего

34

4

Учебно-тематический план 6 класс

Тема

Кол-во уроков

Кол-во конт. и

прак. работ

Раздел I. Компьютер – объект изучения (5ч).

1

Устройство ЭВМ

2

0

3

Информация

3

1

Раздел II. Компьютер – инструмент практической деятельности (25ч).

1

Алгоритмы

9

1

2

Текстовый редактор

5

1

3

Графический редактор

5

1

4

Вычислитель

4

1

5

Игры-тренжеры

2

0

Раздел III. Компьютер – средство творческой деятельности (4ч).

Компьютер – средство творческой деятельности

4

0

всего

34

5

Литература

  1. «Информатика» учебник для 5 класса» / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
  2. «Информатика» учебник для 6 класса» / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.
  3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г.Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Задачи по системам счисления / Информатика: приложение к газете 1999. «Первое сентября» №33.
  5. Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. – М.: Издательство Русанова, 2010.
  6. Босова Л.Л. Развивающие задачи. – М.: Информатика и образование, 2011.
  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2 изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...