Внеклассное мероприятие «Колесо истории в мир информатики».
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Токарева Гузель Рашитовна

Предмет: информатика.

Класс:  8, 9класс.

Цель:  углубить и развить знания учащихся об истории развитии ЭВМ, повысить интерес к предмету информатика; развить творческие способности, умения самостоятельно добывать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklasnoe_meropriyatie_koleso_istorii_v_mir_informatiki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Матюшинская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального  района Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие

«Колесо истории в мир информатики».

Подготовила учитель математики и информатики

МБОУ « Матюшинской СОШ»

Токарева Гузель Рашитовна.

Предмет: информатика.

Класс:  8, 9класс.

Цель:  углубить и развить знания учащихся об истории развитии ЭВМ, повысить интерес к предмету информатика; развить творческие способности, умения самостоятельно добывать информацию.

Материалы и оборудование: Эмблемы трехцветов: красные, желтые, зеленые; карточки с заданиями; круглый стол; три стула.

Правила игры.

 В игре принимают участие три команды: красные, зеленые, желтые. Участникам игры прикалывают эмблему красного, желтого или зеленого цвета. Из каждой команды выбирается игрок, остальные - группа поддержки.

Первый тур «Предыстория информатики» .

Ведущий. «Все есть число»,говорили мудрецы, подчеркивая важную роль чисел в жизни людей. Важнейшим видом обработки информации являются вычисления.

Люди научились считать очень давно, еще в каменном веке. Сначала они просто различали, потом стали считать. Нетрудно догадаться, что первым счётным средством для человека были его пальцы. Этот  инструмент всегда под рукой. Древние люди считали так:

Сценка первая : Два древних человека выбегают на сцену. Папуас загибает один за другим пальцы руки, издавая звук «бе, бе, бе…», досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (показывает руку ). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе, бе…» пока не дойдёт до «ибон али» ( две руки ). Затем он идёт дальше, приговаривая «бе, бе…» пока не дойдёт до «самба-бе» и «самба-али» ( одна нога, две ноги ), если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого.  Первобытный человек из другого племени объясняет «мал-один, два-булан, гулиба-три».

Ведущий. В древние  времена общение между разными народами было затруднено, и счет был разный. Для больших чисел использовали малые.

Задание 1. Запишите кратчайшим способом числа 4,5,6,7,8,9,10 применяя только цифры 1,2,3.

Ведущий. История  хранения информации в письменной форме уходит в глубь веков. Для письма использовались дерево, глина, пергаментные свитки. Во втором веке нашей эры изобрели бумагу. И сегодня каждый из вас для хранения информации использует бумагу.

Вопрос: В какой стране была изобретена бумага?

А) Греция   Б) Египет     В)   Китай     Г) Россия

Ответ. Во втором веке нашей эры бумагу изобрели в Китае, однако до Европы она дошла только в 11 веке. 

Второй тур « История чисел и системы счисления» .

Ведущий. Понятие «число» является ключевым как для математики, так и для информатики. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами. С числами связано еще одно важное понятие – система счисления.

Сценка вторая:              

Учитель: «Дети мои , слушая эту грамотку, примите ее в сердце свое и не ленитесь, усердно трудитесь. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.    Ã  (аз титло) – цифра1;     (буки титло) – цифра2. Самая большая величина называется – колода и обозначается знаком Ã. Это число равно 1050  и боле сего несть человеческому уму разумевати»

Вопрос : Как вы думаете, какая система счисления использовалась на Руси до 18 века? (непозиционная)

Ведущий: Славянские народы  использовали непозиционную систему счисления, для обозначения чисел они использовали алфавитную нумерацию. Над буквой, обозначавшей цифру, становился специальный знак ~ «титло». В России славянская нумерация сохранялась до конца 17 века. При Петре 1 возобладала так называемая арабская нумерация, которой мы пользуемся сейчас.

Вопрос для каждого игрока.

Какие системы счисления называются позиционными. Приведите примеры.

( В позиционных СС величина цифры зависит от её позиции).

Какие системы счисления называются непозиционными. Приведите примеры.

 ( В непозиционных СС величина цифры не зависит от её позиции)

Что такое система счисления ? (Определенный способ записи чисел и соответствующие правила действия над числами).  

Ведущий. Первая позиционная система была придумана еще в др.Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричной, т.е. использовались 60 цифр. Эта система дошла до нас при измерении времени 1 мин-60 сек, 1 ч-60 мин. Мы с вами используем арабскую систему, где для записи чисел используют десять различных знаков (цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,) Поэтому ее называют десятичной. . Наиболее распространенными являются двоичная, восьмиричная, шестнадцатиричная СС.  Двоичная СС появилась в Древнем Египте, что подтверждают записи в более древних папирусах. Счет двойками в наше время сыграл большую роль при создании ЭВМ. Все первые ЭВМ работали на двоичной СС.

Задание. Переведите в двоичную систему счисления следующие десятичные числа:

2; 7; 17; 68; 315; 2047.

Третий тур. «История ВТ».

Сценка третья. 1846 год. Графиня Ада Лавлейс-дочь великого английского поэта Джорджа Байрона: «Он гений! Разработал проект аналитической машины. Машина предназначена не для решения какой-то одной конкретной задачи, а как универсальное средство для решения целого класса подобных задач. Она может обрабатывать числа, хранить информацию и обмениваться исходными данными и результатом с человеком. Эта машина будет иметь ценность, практически непредсказуемую в ее возможных применениях».

Ведущий. Графиня Ада Лавлейс стала первым программистом мира.

Вопрос: А кто был автором проекта, о ком шла речь?

Джон Непер

Чарльз Беббидж

Блез Паскаль

Сергей Лебедев.

Ответ: Чарльз Беббидж.

Ведущий. Историческим фактом является то, что первую программу для машины Беббиджа написала Ада Лавлейс. Можно сказать, что Беббидж определил свое время. Для осуществления проекта в ту пору не существовало подходящей технической базы. Некоторым ученым современникам его труд оказался бесплодным. Однако пророчески звучат сейчас его слова «Природа научных знаний такова, что малопонятные и совершенно бесполезные приобретения сегодняшнего дня становятся популярной пищей для будущих поколений».

Финальный тур «История развития  ПК».

Задание : Определите верную пару.

1976

Персональный компьютер IBM

1983

Первый персональный компьютер

1985

Современный персональный компьютер

2002

Первый отечественный персональный компьютер

Ответ.

1976

Первый персональный компьютер

1983

Персональный компьютер IBM

1985

Первый отечественный персональный компьютер

2002

Современный персональный компьютер

Ведущий. Самой популярной  разновидностью ЭВМ  сегодня являются персональные компьютеры. В 1976 году на свет появился первый серийный ПК Аррlе-1. С 1980 года началось производство компьютеров IBM PC,  фирмы IBM. В 2002 году – Pentium 4. Появление и распространение ПК по своему значению для общественного развития сопоставимо с появлением книгопечатания. Именно ПК сделали компьютерную грамотность массовым явлением. С развитием этого типа машин появилось понятие «информационные технологии», без которых уже становится невозможным обойтись в большинстве областей деятельности человека.

Подведение итогов.

Жюри предоставляется слово для подведения итогов игры. Награждение победителя.

Использованная литература:

Л.Босова. Учебник информатики 6 класс. Бином 2007 г.

И.Семакин. Информатика 9 класс. Базовый курс. Бином 2007г.

А.Сечников. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. Издательство «Педагогика-Пресс» 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия "Колесо истории"

Внеклассное мероприятие "Колесо истории" для учащихся 6-8 классов  по типу развлекательной игры "Колесо истории."...

Внеклассное мероприятие Колесо истории

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 класса. Тема игры - ученые, внесшим свой вклад в разивитие биологии и медицины....

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Внеклассное мероприятие "Колесо истории" Игра.

Игра "Колесо истории" охватывает восемьнадцатый век.Целевая аудитория - 7 класс. Игра с элементами театра....

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории "

Цель: углубление и обобщение знаний учащихся по истории родного Отечества в контексте всеобщей истории, расширение исторического кругозора. Задачи:Образовательная: систематизация и повторен...

Внеклассное мероприятие по истории"КОЛЕСО ИСТОРИИ" с использованием материалов и экспонатов музейного фонда

Каждый   учащийся при изучении истории  испытывает трудности в работе по описанию жизни и быта людей в далеком прошлом, не имеет четкого представления о  предметах культуры и быта, опир...


 

Комментарии

Токарева Гузель Рашитовна

Цель: углубить и развить знания учащихся об истории развитии ЭВМ, повысить интерес к предмету информатика; развить творческие способности, умения самостоятельно добывать информацию.