Урок информатики "Носители информации" 5 класс Босова Л.Л.
план-конспект урока (информатика и икт, 5 класс) по теме

Лескова Светлана Геннадьевна

Урок информатики в 5 классе по теме "Носители информации" по учебнику Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nositeli_informacii_5_klass_bosova_l.l.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Описательная часть конспекта урока

Тема урока: «Носители информации».

Учитель:  Лескова С.Г.

Цель: учащиеся знают понятие носители информации, знают виды носителей информации, умеют указать носитель и форму представления информации.   

Задачи обучения:

  1. организовать контроль усвоения материала прошлого урока;
  2. познакомить учащихся с понятием – носитель  информации, видами носителей информации;
  3. организовать закрепление изученного материала посредством практической работы по выполнению заданий

Задачи воспитания: 

  1. чувства коллективизма и ответственности, проявляющиеся в                                                                                                                                                                                                             дисциплинированности во время фронтального опроса, в точности и своевременности выполнения указаний учителя.

Задачи развития:

  1. познавательного интереса к предмету;
  2. информационной культуры учащихся;

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  1. Организация начала урока (1 минута).
  2. Подготовка к основному этапу урока (5 минут).
  3. Усвоение новых знаний и способов действий (25 минут).
  4. Первичная проверка понимания (9 минут).
  5. Подведение итогов урока (3 минуты).
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный.

Способы управления познавательной деятельностью: словесные, практические, наглядные (демонстрация примеров на компьютере).

Способы контроля: устный фронтальный опрос.

Дидактические материалы: презентация «Носители информации».

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.


Содержательная часть

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ТСО

1. Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, садитесь.

Начнем наш урок.  

Сегодня тема нашего урока «Носители информации», мы рассмотрим понятие носителя информации, какие носители бывают и какие вида информации могут храниться на носителях.

Слушают.

2. Подготовка к основному этапу урока

5 мин

Но сначала давайте повторим пройденную тему на прошлом уроке:

  1. Какие виды информации вы знаете?

  1. А с помощью чего мы получаем информацию?

  1.  Где хранится полученная вами информация?

  1. Весь объём полученной информации вы всегда помните?

  1. Как из такой ситуации выходит человек?

  1. В учебнике вы читали параграф 1.3, давайте вспомним, чем память человека отличается от памяти человечества?

  1. Где мы можем подробнее познакомиться  с такими знаниями?

  1. Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной?

  1. Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
  2. С помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
  3. В памяти.

  1. Человек не может долго хранить большие объёмы информации в памяти.

  1. Для этого существуют записные книжки, словари, энциклопедии, справочная литература, книг, которые называются внешними хранилищами информации, или долговременной памятью.
  2. Память человечества, в отличии от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования.
  3. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в картинах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

  1. Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

25 мин

Для того чтобы хранить большой объём информации человеку нужно внешнее хранилище, т.е. внешняя память. Давайте сегодня на уроке мы с вами выясним, какие объекты способны на большой срок сохранить любую информацию. Изучив тему «Носители информации» мы с вами в конце урока ответим на этот непростой вопрос. А знакомить вас  новым материалом мне поможет презентация «Древние и современные носители информации».

Давайте перенесёмся с вами в то время, когда первобытные люди жили в пещерах.

 Какой информацией хотелось бы поделиться  в то далёкое время? Давайте с вами узнаем об этом из  §1.4 на стр. 17.

  1. Ребята, а что пещерные люди использовали в качестве носителей информации?

И камень сменил более легкий носитель – глиняная дощечка. На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. И человек стал использовать более долговечный носитель информации – это деревянная дощечка. Но и этот носитель не был удобен, когда дощечка усыхала, информация была непригодна для чтения. Людям требовались новые материалы-носители: лёгкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей.

  1. Кто может сформулировать определение «носитель информации»?

Давайте запишем определение «носитель информации» в тетрадь.

Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

Мы с вами закончили беседу о том, что людям требовались новые материалы-носители. Давайте с вами перенесёмся в другую точку нашей планеты Египет и узнаем, чем  он так знаменит.

Из информации, которую вы сейчас прочитали можно сказать, что египтяне в III веке до н.э. нашли способ для нанесения информации на лёгкие, компактные и удобные для транспортировки носители.

  1. Какие это носители?

Совершенно верно!

В Москве, в Государственном музее имени А.С. Пушкина хранится свиток длиною более 5 метров, в котором содержится, а что содержится, вы  найдёте, прочитав §1.4 на стр. 18 в 3 абзаце.

  1. Так что было в этом 5-ти метровом свитке?

Кроме использования папируса  для нанесения информации, люди много веков составляли документы на таком носителе, как пергамент. Из чего он состоял, давайте с вами узнаем из следующего абзаца.

Итак, использовался ещё один носитель для информации, и этот носитель был более прочен и долговечен, чем папирус.

В Древней Руси использовался такой носитель информации, как береста.

  1. Что можете сказать об этом носителе?

Теперь нас ждут с вами на Востоке, когда там научились ткать шёлк, то его стали использовать не толь для  шитья одежды, но и для письма.

Все ребята перечисленные носители информации были либо недолговечны (глина), дороги в изготовлении (папирус, пергамент),  либо неудобны в использовании (шёлк, береста).

 И вот на смену этим носителям информации приходит такой носитель, который мы с вами используем и по сей день.

  1. Кто догадался? Это?.  

Давайте с вами прочитаем последний абзац  §1.4 и узнаем, как и где появилась технология изготовления бумаги.

  1. Давайте, с вами перечислим все достоинства бумаги, как носителя информации.

Но прогресс не стоит на месте, и на смену бумажным носителям пришли электронные носители информации.

В первых ЭВМ  информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках

  1. Какой вид носителя используется в  современных компьютерах?

Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски.                            

Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений.

Различают CD и DVD диски.

По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

  1. CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д
  2. CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

CD-RW, DVD-RW- записать информацию на  такой диск можно несколько раз.

Ученики внимательно слушают.

Учащиеся читают параграф учебника.

  1. Камни, скалы. Человек стал хранить информацию на камне  сначала в виде рисунков, затем  в виде знаков или символов какого-то алфавита. Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.

Ученики слушают.

  1. Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки.

Дети открывают тетради, записывают дату, тему урока и определение данное учителем.

Дети продолжают читать параграф 1.4 на странице 17.

  1. Это листы папируса. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Древние книги назывались свитками.

Дети читают.

  1. Решение 25 математических задач.

Учащиеся читают 4 абзац параграфа.

  1. Неудобен в использовании, усыхает, ломается, занимает много места при транспортировки.

Ученики слушают.

  1. Бумага.

Чтение текста учениками  5  абзаца.

  1. Дешёвая при изготовлении, т.к. вырабатывается из тряпья и древесины; тонкая, прочная, долговечная, удобная при транспортировки, не занимает много места и на бумагу можно наносить знаки и рисунки  с помощью разноцветных красок.

  1. В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :

1) дискета

2) жесткий магнитный диск или винчестер

3) оптические или лазерные диски

Дети слушают.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3, 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10, 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

4. Первичная проверка понимания

9 мин

А сейчас, давайте с вами, выполним задание на стр. 19 № 4. Нужно на примерах указать носитель и форму представления информации.

Давайте с вами разберём 2 примера:

  1. Носитель (бумага), пример?
  2. Форма представления информации?
  3. Звучит музыка из музыкального центра, назовите носитель?
  4.  Пример?
  5. Форма представления?

 Примеры практической работы мы с вами разобрали, теперь вы приступаете к работе самостоятельно. Всю работу выполняете на аналогичной карточке из учебника, которая лежит у вас на столе. Карточки подписать, внимательно ещё раз прочитать задание и приступить к  выполнению. (После выполнения карточки с представленной информацией сдают учителю, для анализа выполненной работы на следующем уроке).

  1. Письмо другу

  1. Это текстовая информация

  1. CD – диск

  1. Песня

  1. Звуковая информация

5. Подведение итогов урока

3 мин

Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени, побывали в разных уголках нашей планеты, узнали технологию изготовления разных носителей информации, их свойства и характеристики.  Ответили на главный вопрос, «Какие объекты способны на большой срок сохранить любую информацию».

  1. Давайте с вами ещё раз перечислим все носители информации, начиная с первых.

Молодцы,  ребята, сегодня на уроке активно с вами поработали. Самым активным ребятам  ставлю оценки в журнал и дневник (перечисляю фамилии и имена активных ребят и подбадриваю остальных).

  1. Камень, глина, папирус, пергамент, береста, шёлк, бумага.

Слайд 18

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин

Прочитать параграф 1.4, ответить на вопросы.

Записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ по учебнику Л. Босовой

Презентация для обяснения темы "Алгоритмы и исполнители" по учебнику Л. Босовой, 6 класс...

Урок информатики "Носители информации" 5 класс Босова Л.Л.

Урок информатики в 5 классе по теме "Носители информации", автор учебника Босова Л.Л....

Разработка урока для 6 класса по программе Л.Босовой "Информатика и ИКТ 6 класс"

Урок № 5. История счета и систем счисления. Римская система счисления....

Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Конспект урока "Компьютерная графика" Учебник Босова Л.Л, Босова А.Ю.

АннотацияТема является ознакомительной.Учащиеся должны четко отличать растровую, векторную, трехмерную, фрактальную графику.Знать преимущества и недостатки каждой графики.Ребята должны уяснить, когда ...