Внеклассное мероприятие по информатике. Игра "Форт Боярд".
методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме

Арутюнян Полина Викторовна

 

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-х классов. Направлено на развитие  и закрепление заний по теме "Безопасность в Интернете".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением

английского языка №1 г. Буденновска

Внеклассное мероприятие

по информатике

для учащихся 9-х классов

Игра «Форт Боярд»

Учитель информатики  и ИКТ

Арутюнян Полина Викторовна

2012 г.

Цель игры:

Обучающая:

  1. закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.

Воспитательная:

  1. развивать познавательный интерес,
  2. воспитывать коммуникативную культуру.

Развивающая:

  1. развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей,
  2. развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Оборудование:

Облачение для старца Фура; игрушечные насекомые и рептилии, черный короб; дротики, надувные шары; две большие банки или аквариума на половину наполненные водой, пластмассовые яйца от киндер-сюрприза 15 штук, буквы спрятанные в яйца; бумага, скотч, карандаши оточенные не остро компьютер, проектор, экран.

Призы: утешительный, приз победителям, призы активным зрителям, главный приз.

Ход игры:

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкую страну и попытаемся найти ключи от форта Боярд. У нас две команды сегодня будут искать ключи от форта Боярда, чтобы завоевать главный приз, который скрыт за стальными решетками, что же это за приз мы сможем узнать лишь в конце игры. Участников ждут труднейшие испытания, в которых надо показать все свои знания, проявить творческую смекалку. Тема нашей игры «Безопасность в Интернете». Все задания испытания ей соответствуют. За каждый успешно пройденный этап  команда получает ключ или подсказку. Чем больше ключей заработает команда победитель, тем больше букв она сможет открыть в зашифрованном слове.

Что ж познакомимся с участниками. Команды прошу подняться на сцену:

1 команда – 9 «А» класса, капитан _____________________________ ваш девиз (команда озвучивает свой девиз);

2 команда – 9 «Б» класса, капитан______________________________ ваш девиз (команда озвучивает свой девиз).

Помогать вести игру нам будут хранители – учащиеся 11 «Б» класса. Главный хранитель ключей от форта старец Фура. Только у него вы сможете получить по праву завоеванный ключ. Итак, игра началась (звучит гонг).

I. этап:

 В темной коробе с вирусами-пресмыкающимися нужно найти подсказки и отгадать о чем идет речь. Какая команда отгадает раньше, та и получит ключ у старца.  По одному участнику от команды по очереди будут погружать руку в темный короб с вирусами-рептилиями, и искать подсказку, затем оглашают подсказку. Команда, чей участник достал подсказку, предлагает свой вариант ответа. И т.д. пока слово не будет угадано.

Слово: ХАКЕР

Подсказки, спрятанные в коробе с вирусами-рептилиями:

ЗАЩИТА; ВТОРГАЕТСЯ; ИНТЕРНЕТ; ВОРОВСТВО; ВЗЛОМЩИК; УМЫСЕЛ

После того как слово угадано, команда победитель отправляется к ставцу за ключом.

Старец Фура: Прежде чем дать тебе ключ, я хотел спросить тебя, а знаешь ли ты кто такой Хакер?(ответ участника)

Старец Фура: Хакер или взломщик – человек, взламывающий информационные сети или системы организации, либо использующий их без разрешения. А также хакером называют человека, знающего о компьютерах гораздо больше среднего пользователя!

Учитель: Пока команды готовятся к следующему туру, мы проведем небольшую разминку для зрителей. Я читаю четверостишие, а вы его заканчиваете:

Очень умный и полезный

Интеллект его железный,

Нужен, каждую минуту

Мне мой верный друг …(компьютер)

Пригласит он вас собой

В виртуальный мир большой.

В нем найдешь любой ответ,

Он зовётся ... (Интернет)

II. этап: Конкурс - эрудитов

Учитель: Зрители размялись, команды отдохнули, начнем следующий интеллектуальный тур. Каждой  команде предстоит ответить на ряд интеллектуальных вопросов, в течение 1,5 минут. Кто даст больше правильных ответов, та команда победила в этом туре. Первой отвечает команда, получившая ключ в 1-м туре.

Вопросы:

Ответы:

  1. Компьютер или программа, предназначенные для обработки запросов от программ-клиентов.

Сервер

2. Страна, имеющая суффикс .ru

Россия

 3. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть?

Модем

4. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде?

Архиватор

5. Как называется выдача чужой программы за собственную?

Плагиат

6. Язык разметки, используемый при подготовке Web-страниц. Служит для описания структуры документа и позволяет управлять форматированием текста, размещением в документе графических и мультимедийных иллюстраций, заданием гипертекстовых ссылок.

HTML

7. Программа просмотра веб-страниц с возможностью перехода к следующей по гиперссылкам?

Браузер

8. Лицо, которое пользуется ЭВМ?

Пользователь

9. Вместо имени при общении в чате используется…

Ник

10. Несколько соединенных между собой компьютеров?

Сеть

Вопросы:

Ответы:

1. С помощью комбинаций каких двух клавиш можно изменить язык вводимых слов (на английский или на русский)?

SHIFT + ALT или SHIFT  + CTRL

2. Жесткий диск?

Винчестер

3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению?

Вирус

4. Единица измерения информации?

Бит

5. Самое современное средство получения информации.

Интернет

6. Специальная программа для управления  внешними устройствами компьютера?

Драйвер

7. Программируемый цифровой обработчик всевозможных данных?

Компьютер

8. Поименованная область на диске, в которой могут храниться документы, тексты, рисунки, готовые к выполнению программы.

Папка

9. Когда-то так называли людей, которые бесплатно обменивались компьютерными программами. Затем их стали считать «виртуальными хулиганами». Сами они считают, что борются за свободный доступ к любой информации. Речь идет о…

Хакер

10. Универсальный числовой адрес отдельного компьютера в Интернете…

IP-адрес

После того как конкурс окончен, хранители оглашают количество правильных ответов данных каждой командой.  Учитель отправляет участника команды победителя к старцу Фура за очередным ключом.

Старец Фура: Прежде чем дать тебе ключ, я хочу загадать тебе загадку:     С виду кажется прекрасным,

Интересным, безопасным,

Но доверившись напрасно

Навредишь себе ужасно,

Как невидимый огонь

Все сожжет «…..»   (троянский конь) (ответ участника)

Старец Фура: Правильный ответ  - «Троянский конь» или троян. А знаете ли вы, что ТРОЯН – это опасная программа, выглядит как безопасная и безвредная, например, как игра, но если активировать её, она может повредить файлы вашего компьютера.

Учитель: Мудрый старец, спасибо за столь ценную информацию, а мы переходим к следующему туру.

III. этап: Конкурс- снайпер.

 Каждая команда выбирает по одному самому меткому участнику, который будет поражать дротиками надувные шары, в одном из них спрятано слово-термин. Узнав слово-термин участник сообщает его своей команде, а команда подбирает из имеющихся у них карточек высказывания – объяснения подходящие именно к этому слову-термину.

1 термин, спрятанный в воздушном шаре: СПАМ

Правильные высказывания – объяснения

Нежелательная электронная почта.

Почтовый маркетинг.

Рассылается большому кругу получателей

Если установить фильтр – можно предотвратить получение большой части нежелательных сообщений.

2 термин, спрятанный в воздушном шаре: ЧАТ

Правильные высказывания – объяснения

Дискуссионный форум.

Работает в режиме реального времени.

Безопасность данных распространяется на конфиденциальную информацию.

Его пользователя могут заблокировать если он хулиганит или нарушает другие правила.

После того, как термин найден, и все высказывания к нему определены учитель даёт краткую инструкцию, о том, как пользоваться чатом и уберечься от спама.

Участник команды победителя в данном конкурсе отправляется к старцу за ключом.

Разминка для зрителей.

Учитель: Дорогие болельщики, проведем небольшую разминку. Я читаю четверостишие, а вы его заканчиваете:

Чтоб не спутали с другими,

У него есть даже имя.

От программы и уменья

Получает расширение.

Назовёшь его «Фристайл»

Не обидится твой …. (файл).

Такое случается, что не получается

Не терзай рукою слишком

Ты компьютерную …. (мышку).

IV. этап   Конкурс – «Слово в банке».

Учитель:  По одному участнику от команды ищут буквы в банке, и сообщают их своей команде. Победителем становится, команда составившая своё слов быстрее.

(правильные слова:   Браузер; Взломщик. )

Участник команды победителя в данном конкурсе отправляется к старцу за ключом.

Старец Фура:  а знаете ли вы – что такое Браузер? (ответ участников команд, зрителей)

Старец Фура: Браузер - программное обеспечение для просмотра web -сайтов.

А кто такой Взломщик -?(ответ участников команд, зрителей)

Старец Фура: Взломщик – компьютерный хакер, использующий свои таланты во зло, – тайком проникает в систему ничего не подозревающего пользователя и использует ее для осуществления незаконной деятельности. Жертва чаще всего и не догадывается, что ее компьютером завладел злоумышленник: ведь пользоваться им можно так же, как и прежде, разве что скорость работы снижается. А между тем, зараженный компьютер становится главным источником спама или атак на web страницы, превращая своего владельца в главного подозреваемого всевозможных расследований.)

Учитель: Спасибо мудрый старец! К тебе пришли капитаны команд и мне известно, что ты приготовил для них испытание, какое же?

V. этап  Конкурс – капитанов.

Старец Фура: Я приготовил вам словосочетание, ваша задача составить из него в течение 1 минуты как можно больше коротких слов. Слова, вы читаете по очереди, начинает команда победитель прошлого тура. У кого слова закончатся раньше тот и проиграл. Повторяться нельзя.

Словосочетание для конкурса:   Интернет-технология

По итогам конкурса старец вручает ключ, победителю.

Разминка для зрителей.

Учитель: Дорогие болельщики, проведем небольшую разминку. Я читаю четверостишие, а вы его заканчиваете:

Если ты её скачаешь,

Все подробности узнаешь.

Например, про рацию

Найдёшь всю …. (информацию)

Не послушал друга Юра

Контрфакт поставил сдуру.

Информация вся сбилась.

Ты занёс в компьютер …(вирус).

Интернет – огромный том,

Столько разного есть в нем.

Очень много мегабайт,

Занимает школьный … (сайт)

Учитель: пока капитаны соревновались, зрители разминались, остальные, участники команд отдохнули и вновь готовы к подвигам мы приступаем к следующему туру.

VI. этап Конкурс – Рисунок на спине

Учитель:  Все мы с вами знаем, что такое Интернет.  Это - всемирная система объединённых компьютерных сетей, обмен информацией происходит в сети в соответствии с правилами сетевого протокола. Если мы нарушаем эти правила, информация будет утеряна или придет в таком виде, что мы не сможем ней воспользоваться.

Итак, правила конкурса. Участники команд становятся цепочкой друг за другом. Хранители помогают прикрепить, скотчем, на спину, впереди стоящего, лист бумаги. Далее по принципу игры «Испорченный телефон» от игрока к игроку с помощью рисунка на спине впереди стоящего передаётся слово, нужно карандашом нарисовать, то о чем сказал хранитель первому участнику команды в цепочке. Тот, на спине кого нарисовали, должен понять, о чем идет речь, и изобразить на спине следующего игрока свое понимание слова и т. д. от игрока к игроку. Подсматривать нельзя! Когда закончат рисовать на спине последнего в строю, он должен сообщить хранителю о чем шла речь. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и правильно донесет, доставит своё слово.

Слово: ВИРУС

Команда победитель получает свой ключ у Старца Фура.

VII. этап 

Учитель: Нас ждет заключительный, решающий конкурс. Скоро мы узнаем победителя в нашей игре. Команда победитель сможет попытать своё счастье, выиграть главный приз нашей игры, разгадав ключевое слов. В чем же заключается наш последний конкурс в игре. Каждая команда получила зашифрованное послание. Кто быстрее и правильно расшифрует послание, то и победит.

Расшифруйте фразу закодированную с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой.

Алфавит:

 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Шифр: Нгйжспц  фхгозегуц – тс жспрз, нгйжспц бкзуц - тс жспзрц!

Фраза: Каждому сталевару - по домне, каждому юзеру - по домену!

Учитель: Вот нам и стала известна команда победитель – это команда _________________________________________________________.

Я вас поздравляю, но вам предстоит последнее испытание. Разгадать слово и получить главный приз нашего конкурса. Сколько вам удалось заработать ключей, столько вы получите подсказок у Старца Фура для того чтобы разгадать ключевое слово.

Старец Фура: Верните мне ключи, и я открою вам подсказки:

Подсказка №1. Это специальная программа, которая повышает безопасность компьютера при подключении его к интернет.

Подсказка №2. Эта программа разработана таким образом, что умеет отслеживать несанкционированные подключения программ извне, в том числе вирусы и другие вредоносные программы. 

Подсказка №3. Он делает это постоянно, а не от случая к случаю и не пропустит момент попыток внедрения чужеродных программ, и это значительно повышает безопасность компьютера. 

Подсказка №4. Он как бы фильтрует весь трафик, разделяя информацию на полезную и вредную, первую пропускает, а вторую нет.

Подсказка №5. Настраивать его можно в любое время, постоянно повышая безопасность. 

Подсказка №6. В Microsoft Windows XP он включен по умолчанию, то-есть начинает работать сразу после установки системы.

Подсказка №7. Их существует много, одни сложны в настройке, но настройки очень гибкие, другие имеют минимум настроек, третьи что-то среднее. Можно поработать с несколькими программами и выбрать себе самую удобную, ориентируясь в первую очередь на безопасность компьютера.

Учитель: Что же прячется за подсказками, полученными у Старца Фура? Вы определились?  Попробуйте ввести это слово на клавиатуре, если вы угадали его, клетка откроется и вы сможете забрать главный приз! (зашифровано слово -брандмауэр) 

Подведение итогов игры.

Вручение призов.

Прощание.

Использованы материалы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/vneklassnoe-meropriyatie-igra-po-informatike-infoboi
  2. http://festival.1september.ru/articles/568787/
  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-8702.html
  4. http://www.metod-kopilka.ru/page-3-10-4.html
  5. http://scenarii.ru/games/index1.php?raz=2 
  6. http://fraznik.ru/tw/165.html
  7. http://www.wenses.ru/article10.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике (КВН "Информатика в жизни")

Цель мероприятия:1.     Показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации. И ...

Внеклассное мероприятие по информатике "Посвящение в информатику" для учащихся 9 класса.

На празднике обобщаются  знания учащихся по информатике, проводится в увлекательной игровой форме. Данная разработка дает возможность развивать познавательную активность и творчество учащихся, их...

Внеклассное мероприятие по информатике "Путешествие в страну "Информатика"

Главной целью мероприятия является закрепление и обобщение знаний учащихся по темам«Устройство компьютера», «Клавиатура», «Текстовый редактор», «Графический редактор»...

Внеклассное мероприятие по информатике для 10 класса "Информатика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по информатике для обучающихся 10-х классов в форме деловой игры "Информатика вокруг нас"....

Внеклассное мероприятие по информатике «Путешествие в страну Информатики», 8 класс.

Игра проводится между двумя командами. В каждой команде по 5 человек.В игре задействованы помощники из учеников, зрители. Ведущий – учитель.Цели: закрепить и обобщить знания учащихся; развивать интере...

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ "Турнир любителей информатики"

План проведения:Вступительное слово учителяСценкаКонкурсы:ребусыкроссвордзашифрованные слова в приведенном текстеКонкурс капитанов – расшифровать текст, при помощи сеткиугадай фамилию (с элементами иг...

Тетрализованое внеклассное мероприятие по информатике "Спасение информатики".

Мероприятие приурочено к неделе информатики.Цели: Закрепление полученных знаний по информатике;Расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с информатикой;Формирование творческого воображени...