Программа внеурочной деятельности (научно-познавательное направление) «Компьютерный гений»
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Головачёва Олеся Николаевна

рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                    «Утверждаю»

Зам.директора по НМР                                        Директор МБОУ Гимназии №10

 

_____________________                                                 _____________________

 

«___»__________2012_г.                                                «___»__________2012_г.

Программа внеурочной деятельности

(научно-познавательное направление)

«Компьютерный гений»

Предмет      Информатика

Класс            2

Количество часов в неделю   2

Количество часов в год         68

Учебник   Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Учитель _Головачёва Олеся Николаевна

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008год.

Учебник «Информатика» Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012

Рабочая тетрадь  «Информатика» Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Общая характеристика занятия

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительной образовательной программы «Компьютерный гений» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Компьютерный гений» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы:

  1. формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  2. формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
  3. формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
  4. формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  5. формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  6. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
  7. Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
  1. системность;
  2. гуманизация;
  3. междисциплинарная интеграция;
  4. дифференциация;
  5. дополнительная мотивация через игру;

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  1. роль информации в деятельности человека;
  2. источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
  3. виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
  4. овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
  5. понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
  6. познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  7. познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
  8. научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
  9. узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
  10. узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
  11. типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
  12. способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
  13. понятия алгоритма, исполнителя;
  14. назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
  15. этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  1. ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
  2. выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
  3. выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;
  4. решать логические задачи;
  5. решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
  6. осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
  7. организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
  8. выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  9. исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  10. вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
  11. использовать информацию для построения умозаключений;
  12. понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  13. работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  14. уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  15. создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  16. производить поиск по заданному условию;
  17. готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  1. готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  2. применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  3. придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. 

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерный гений» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2010.
  2. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2  класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак,  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Комплект плакатов. (2 – 4 классы).
  5. Дидактические материалы.

При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,  …).

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема урока

Задания в рабочих тетрадях

Примерная дата проведения

Фактическая дата

Фактическая дата

Фактическая дата

1

Техника безопасности.


2

Правила поведения и организация рабочего места.

3-4

Человек и информация.  Органы чувств.

С.5-10 Тетр. С.3-6 №6-7

5-6

Виды информации в зависимости от органов восприятия.

С.11-14Тетр. С.7-8 №7-8

7-8

Информация звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.

С.11-14 Тетр. С.15-19  № 9-10

9

Работа со словарем

10-11

Источники информации

С. 15-19 Тетр. С. 17-20 № 8

12-13

Приемники информации.

С. 20-23 Тетр. С. 22-24 № 5

14-15

Компьютер

С. 24-27 Тетр. С.31—33 №4

16-17

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

Тетр. С.34—35 №45

18

Работа со словарем

Тетр. С.63-65

19

Игра- соревнование «Компьютер»

20-21

Носители информации и их виды.

С. 30-35 Тетр. С.36—38 №8-9

22-23

Кодирование. Способы кодирования

С. 36-39 Тетр. С.40-43 №6-7

24-25

Алфавит и кодирование информации

С. 40-42 Тетр. С.44-46 №6-7

26-27

Алфавитная письменность

С. 43-46 Тетр. С.47-50  № 8

28-29

Письменные источники информации.

С. 47-49 Тетр. С.51-53 №6-7

30-31

Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки.

С. 50-52 Тетр. С.54-57 №6-7

32-33

Текстовая и графическая информация.

С. 53-57 Тетр. С.58-60  № 5

34-35

Знакомство с графическим редактором

ТетрС. 67-69

36

Повторение по теме «Кодирование информации»

37

Игра «Кодировщики»

38

Работа со словарем

39-40

Числовая информация.

С. 60-65 Тетр. С. 3-5 №6-7

41-42

Время и числовая информация.

С. 66-70  Тетр. С. 6-8 №7-8

43-44

Кодирование с помощью числа. Декодирование.  Таблица соответствия.

С. 71-74 Тетр. С. 9-11 №4

45-46

Двоичное кодирование.

С. 75-77 Тетр. С. 12-14 №5

47-48

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

С. 78-80 Тетр. С. 15-18 №7

49

Игра  «Числовая информация и компьютер».

Тетр с.43-44

50

Работа со словарем

51

Повторение по теме «Числовая информация и компьютер»

С. 95-96 Тетр. С. 19-21 №4

52

Работа со словарем

53-54

Данные

С. 83-86 Тетр. С. 22-24 №7

55-56

Текст и его смысл.

с. 87-91 Тетр. С. 26-28 №7

57-58

Память компьютера.

С. 92-94 Тетр. С. 29-31 №4-5

59-60

Способы передачи данных.

С. 95-97 Тетр. С. 32-35 №7-8

61-62

Компьютер и обработка данных.

С. 98-102 Тетр. С. 36-37 №5

63-64

Повторение по теме «Текстовая информация»

Тетр. С. 39-40 №4

65-66

Знакомство с текстовым редактором

Тетр. С. 47-49

67

Закрепление изученного.

68

Закрепление изученного

69-70

резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс

 Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...

Анализ работы внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Земля - живая планета»

Программа кружка « Земля - живая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...