Исследовательская работа "История русского шрифта"
творческая работа учащихся по информатике и икт (5 класс) по теме

Самсонова Ирина Борисовна

 

 

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв.

Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма.

Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_istoriya_russkogo_shrifta.rar2.31 МБ

Предварительный просмотр:

МОШИ «Новопортовская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

X школьная краеведческая конференция учащихся

«Ямал: прошлое, настоящее и будущее»

Выполнила: Блинова Анастасия,
ученица 6 класса

Руководитель: Самсонова Ирина Борисовна,
учитель информатики  
 

с.Новый Порт

2009 г.

Оглавление

Введение.        

О шрифтах        

История шрифта        

История русского шрифта        

Заключение        

Литература        


Введение.

Цель: - изучить историю развития русского шрифта и создать свою шрифтовую форму;

 - ознакомление с эволюцией шрифтовых форм

Задачи: - изучить литературу об эволюции шрифтовых форм;

-проанализировать общую закономерность построения письменных знаков;

- вывить особенности шрифтов разных времён;

- составить сборник ненецких народных загадок используя свою шрифтовую форму;

- показать значимость шрифта в восприятии информации.

Объект исследования: наука о шрифтах

Предмет исследования: шрифт.


О шрифтах

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма.

Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

Известный советский ученый, автор книги «Современный шрифт» В. Тоотс очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта.

История шрифта

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма (приложение1):

  1. пиктографическое.
  2. идеографическое.
  3. слоговое.
  4. буквенно-звуковое.

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными. 

Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.

Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии –Японии, Китае, Корее. 

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

История русского шрифта

Древнерусское письмо – кириллица.

Древнерусскими называют все рукописные и первопечатные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца XVII – начала XVIII века, то есть до образования новой графики письма и гражданского шрифта.

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры - братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название "кирилицы". Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо, дополнено знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Он расставил буквы в определённой последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. Он же с помощью изобретённой им азбуки сделал первый перевод библии на славянский язык. Новая азбука была распространена по всему государству. Величайшее открытие XX века – новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз том, что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения. 

Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но на Руси глаголица продержалась недолго и со временем была вытеснена кириллическим письмом.

В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты кириллицы:

 - уставное письмо;

-полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта;

-скоропись. (приложение 2)

Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм.

Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава. Одним из лучших образцов уставного письма является "Остромирово Евангелие", считающееся самой древней русской рукописной книгой, дошедшей до нас. Оно было переписано за 7 месяцев (с 21 октября 1056 г. по 12 май 1057 г )

294 пергаменных страницы размером 35х30 см. (для изготовления такого количества пергаментных листов требовалась кожа 175 телят). Страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано евангелие в единственном экземпляре.

 На последней странице книги можно прочитать: «Аз Григорий диакон написал Евангелие сие». Книгу он написал по заказу человека, которого звали Остромир.  По имени первого владельца эта рукописная книга называется Остромировым Евангелием.

Создание рукописи - это тяжелый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.

Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца. В каждом столбце по 18 строк. Так написано и Остромирово Евангелие. Основным инструментом писца было гусиное перо, которое полагалось расщепить и заточить. Делали это небольшим ножиком, который с тех давних времен называется перочинным.

Каждый новый раздел в древнерусской книге начинали с нового листа, в верхней части которого размещали прямоугольное украшение — заставку.

В Остромировом Евангелии одна большая и 18 малых заставок, основной мотив которых — крупные цветы с пятью лепестками. Исполнены они яркими красками — алой, синей, зеленой и прописаны золотом. Украшением рукописи служили крупные буквицы-инициалы, которыми начинались самостоятельные разделы текста.

Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуеться жених о невесте, тако радуеться писец, видя последний лист».

Полуустав – разновидность кириллического письма. Имеет общую более светлую картину, буквы округлее и мельче. Слова и предложения разделены чёткими промежутками. Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме.  Письмо приобретает заметный наклон.

Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга.

В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.

Скоропись – Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме  развивается скоропись , которая вскоре попадает и в книги.  Ею пишутся различные грамоты, акты, проникает во все области. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма. В XVII веке она отличалась особой каллиграфичностью, изяществом. Таким образом, скоропись превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания.

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо - вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента

Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде.

Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.

ВXVII веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразовался в гражданское письмо. Появляются книги образцов письма «Азбука славянского языка…» (1653 год), буквари Кариона Истомина (1694 – 1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей::от роскошных инициалов до букв простой скорописи. Русское письмо к началу XVIII века уже сильно отличалась от предшествующих видов.

В 1708 г. Петр I ввел обязательное употребление новый русский гражданский шрифт.

По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве. Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв.

 Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием "Геометрия". Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались под воздействием нового стиля модерн ("модный") и в целом не представляли особой художественной ценности.

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на  втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

Заключение

Таким образом, познакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на: книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.

Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.

Правильное использование шрифта играет важную роль. К основным достоинствам любого шрифта относится в первую очередь хорошая удобочитаемость текста, ясный, простой, четкий и красивый рисунок букв, выполненный в едином стиле.

 Учитывая всё изложенное, я составила свою шрифтовую форму, в которой я показала значимость моей родины, выбрав фоном буквы, национальный узор. Украсила буквы символов школьной жизни – звоночком, который приглашает на урок. (Приложение 3).

Используя свою шрифтовую форму я составила сборник ненецких народных загадок.(приложение 4).


Литература

  1. Смирнов С. И. Шрифт в наглядной агитации, изд. 3-е, исп. и доп.- М: Плакат, 1990
  2. Прожирова Т.И. Слово о Ямале: В помощь учителю литературы и предметов национально-регионального компонента ЯНАО. Изд. 2-е, дополненное – Салехард: ЯНОИПКРО, 2005 г
  3. Федорова Л.В. Северные родники. г.Сыктывкар, Коми республиканская типография,1995 г
  4. newsprint.ru
  5. http://revolution.allbest.ru/journalism/00055399_0.html


приложение1


приложение 3
приложение 2

Пиктографическое письмо

Идеографическое письмо

Слоговое письмо

Устав

Полуустав

Скоропись

Гражданский шрифт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "Русский язык на рубеже XX — XXI веков"

исследование изменений в языке, произошедших в последние 20 лет...

Исследовательская работа " Построение шрифтов"

Огромный  поток  информации,  который  современный  человек  воспринимает  ежедневно,  передается  во многом  с  помощью шрифта. Шрифт  явля...

Исследовательская работа "Русские и немецкие пословицы о труде".

К русским пословицам, точнее к использованию пословиц в речи, мы привыкли; мы встречаем пословицы в произведениях художественной литературы, в устном народном творчестве (в сказках). Мы использу...

Исследовательская работа Русский костюм в сказках А.С.Пушкина, подготовила ученица 6 класса МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2" Коптяева Татьяна

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравятся сказки А.С.Пушкина. Читая сказки Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев...

Исследовательская работа "Русская песня лейся"

Ссылка на исследовательскую работу "Русская песня лейся" и презентацию: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-russkaya-pesnya-leysya-1531773.html...

Научно-исследовательская работа "Русский язык в театре"

В рамках двухнедельной научно-исследовательской работы школьники изучали лексику, входящую в состав тематической группы "Театр"  с точки зрения её языковых особенностей. Результатом раб...