ПРОЕКТ: «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности во внеурочное время"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Проект педагогического эксперимента по внедрению проектной деятельности во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ped._eksperimenta.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

1.2.  

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя         общеобразовательная школа с. Русская Борковка

ПРОЕКТ:

 «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной

 деятельности  во внеурочное время»

Тип проекта: долгосрочный (3 года).

Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.

Автор: учитель информатики

Л.Н. Лигостаева

2010 год

Содержание

Наименование раздела

№ стр.

Пояснительная записка

3

Ожидаемые результаты

5

Механизм реализации

6

Факторы риска

10

Материально-техническая база

10

Типология проектов по годам обучения

11

Критерии оценивания ключевых компетентностей обучающихся основной школы

12

Литература

13

Пояснительная записка

"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. Современное общество - это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.

Метод проектов является наиболее естественным способом создания в ходе обучения среды (т.е. условий и ситуаций деятельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетентностей у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составляющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетентности.

Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых в учебном процессе или в результате самообразования.

Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).

На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем.

Актуальность:  обучающиеся при изучении различных предметов затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовать ее и представлять перед аудиторией, то есть западают информационная и коммуникативная компетентность.

Предмет исследования: педагогические условия развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности во внеурочное время.

Цель: выявить совокупность педагогических условий развития информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности.

Задачи:

  1. Провести сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании во внеурочной деятельности.
  2. Выявить наиболее приемлемые подходы в использовании метода проекта, исходя из возрастных особенностей обучающихся.
  3. Подготовить систему мониторинга сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов в учебный процесс.

Гипотеза

Если внедрить метод проектов в работу учащихся, то это позволит подготовить ученика:

  1. умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;
  2. владеющего навыками моделирования и проектирования;
  3. обладающего, информационной и коммуникативной компетентностями.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной.
  2. Повышение познавательного интереса школьному обучению.
  3. Повышение качества обучения и успеваемости.

Под информационной компетенцией будем понимать - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

А под коммуникативной компетенцией - знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Одним из инновационных моментов данного проекта является система преемственности проектной деятельности при переходе из класса в класс. Переходя в следующий класс, обучающийся уже имеет определенный багаж знаний, умений и навыков работы с проектами. Поэтому на каждой новой ступени обучения уровень проектной деятельности усложняется

Механизм реализации

Работа  проходит по следующим этапам:

I. Организационный этап

Изучение технологии проектирования, даются основные понятия о проектной деятельности.

Ознакомление с методическими материалами, которые отражают историю возникновения, типологию и структуру проектирования, календарь работы над проектом, рекомендации к проектированию, критерии оценки и др.

Рассматриваются следующие вопросы:

  1. Проект, его типы и структура.
  2. Этапы проектной деятельности.
  3. Критерии оценки проектов.
  4. Оформление результатов проектной деятельности.
  5. Демонстрация готовых проектов.
  6. Создание творческих групп, пар.
  7. Планирование работы над краткосрочными и долгосрочными проектами.

II. Внедренческий этап

  1. Разработка межпредметных проектов.
  2. Разработка методических рекомендаций к составлению теоретической части проекта, схемы обдумывания, алгоритма работы над проектом и типологии проектов для каждого класса, критериев оценки проекта.
  3. Привлечение обучающихся в творческие группы, пары.
  4. Контроль, оказание методической поддержки проектной деятельности, координация внутригрупповой и парной работы обучающихся.
  5. Проведение консультаций для обучающихся.
  6. Создание в кабинете уголка проектов.
  7. Создание списка проектов, в дальнейшем его доработка и расширение.
  8. Создание мини-проектов, групповых и индивидуальных проектов.
  9. Подготовка к представлению проектов обучающихся на различных конкурсах.

III. Аналитический этап

  1. Проведение анкетирования, с целью определить влияние проектной деятельности на личные успехи учеников.
  2. Анализ развития информационной и коммуникативной компетентностей.
  3. Составление плана дальнейших действий.

Изучив положительный опыт использования метода проектов в педагогической деятельности, применения их для проведения итоговых творческих заданий можно сделать вывод, что использование метода проектов способствует:

  1. формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков дня осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
  2. развитию информационной и коммуникативной компетентностей;
  3. развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  4. поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  5. развитию эстетического восприятия любых объектов;
  6. формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  7. развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;

Этапы реализации программы

Этап, сроки этапа, цели и задачи этапа

Планируемый результат

Организационный  

сентябрь-декабрь 2010 года.

Цель: сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании его во внеурочной деятельности.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Изучение зарубежного и отечественного опыта по использованию метода проектов.
  2. Составление типологии проектов и их характеристики.
  3. Подготовка методических рекомендаций учащимся по выполнению проектных работ.
  4. Разработка набора ключевых компетентностей обучающихся как прогнозируемого результата обучения с помощью метода проектов.
  5. Подготовка системы оценки успешности введения проектов в учебный процесс.
  6. Разработка тематического поля проектной деятельности.
  1. Создание краткого словаря «проектных» терминов
  2. Выбор типов проектов, которые максимально подходят для использования их во внеурочной системе (долгосрочные).
  3. Представление методических рекомендаций учащимся по выполнению проектных работ.
  4. Создание набора ключевых компетентностей.
  5. Создание списка примерных тем проектов. (включая социальные)

Внедренческий

Январь 2011г. – декабрь 2012 г.

Цель: внедрение и апробация проектной деятельности.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Внедрение проектной деятельности в основной школе.
  1. Разработка занятий по организации проектной деятельности.
  2. Создание системы мониторинга оценки успешности введения проектов в учебный процесс.
  1. Разработать и апробировать портфолио проекта учащегося.
  2. Разработать пакет методических рекомендаций по организации проектной работы на уроке.
  3. Проведение семинара для педагогов школы «Проектная деятельность во внеклассной работе»
  4. Создание электронного банка презентаций проектов.
  5. Организация и проведение в рамках школьной недели информатики научно-практической конференции, посвященной проектной деятельности обучающихся.
  6. Реализация проектов обучающихся.
  7. Анализ результата мониторинга.
  8. Создание отдельного сайта в рамках проектной деятельности «Формирование ключевых компетентностей через проектную деятельность обучающихся во внеурочное время».
  9. Выпустить сборник лучших проектных работ.
  10.  Принимать участие в конкурсах различного уровня, связанных с проектной деятельностью обучающихся.

Аналитический

Январь-май 2013 г.

Цель: Проанализировать опыт организации проектной деятельности ».

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Мониторинг результатов основных направлений программы.
  2. Корректировка  условий, содержания, технологии, организации  работы по программе.
  1. Разработать Мониторинговые карты оценивания ключевых компетентностей обучающихся для преподавателя.
  2. Разработать критерии оценивания ключевых компетентностей обучающихся для основной школы  по двум компетентностям: информационной, коммуникативной. (приложение 1)
  3. Проведение мониторинга по сформированности ключевых компетентностей обучающихся.
  4. Анализ полученных результатов.

Факторы риска

Риски

Их решение

Различный уровень начальной подготовки учащихся.

Дифференцированный подход в организации проектной деятельности, подбор заданий по уровням для различных групп учащихся.

Различная скорость работы с проектами у обучающихся разных групп.

Организация управляемых проектов.

Материально техническая база:

Аппаратные средства:

  1. Компьютерный класс - 14 компьютеров;
  2. Проектор;
  3. Принтер;
  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
  5. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.

Программные средства:

  1. Операционная система;
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  3. Антивирусная программа;
  4. Программа-архиватор;
  5. Клавиатурный тренажер;
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
  7. Звуковой редактор;
  8. Программа-переводчик;
  9. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
  10. Браузер (входит в состав операционных систем или др.);
  11. Простой редактор Web-страниц.

Типология проектов по годам обучения

Вид деятельности

7 класс

8 -9  класс

1

Типы проектов

По доминирующему в проекте методу

Информационные, практико -ориентированные

Межпредметные, практико-ориентированные, творческие, исследовательские, профильные.

По количеству участников

Индивидуальные, групповые

Индивидуальные, групповые

По продолжительности проведения

Краткосрочные

Среднесрочные, долгосрочные

2

Области проектной деятельности

Общеобразовательные предметы

Внеурочная деятельность;
Участие в конкурсах

3

Результат проектной деятельности

Выпуск буклетов, кроссвордов и ребусов, презентации, выставка электронных рисунков.

Фотомонтаж, выпуск газеты, создание презентаций различного назначения, реализация социально-значимых проектов, создание БД на сайте.

Критерии оценивания ключевых компетентностей обучающихся

основной школы.

Компетентность

Характеристика компетентности

Формирование компетентности

учителем

учеником

Коммуникативная

Поведение в обществе – Этикет.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Защита сообщений по выбранной теме.

Работа в группах, парах.

Руководство во время выполнения проектов и практических работ.

Распределение обязанностей в группах и парах, оценка друг друга и самооценка.

Информационная

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов,  Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира и др.

Выработка навыков работы со справочной литературой, Интернетом.

Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений и проектов.

Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов.

Литература.

  1. Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетентности – новая парадигма результатов образования», Интернет-журнал "Эйдос".
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
  3. Полат Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” № 9, 2009.
  4. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей». Интернет- журнал "Эйдос".

Примерный перечень тем проектов.

Темы проектов могут изменяться и дополняться  по ходу обучения, в рамках тематических конкурсов, по личной инициативе учащихся, они могут быть предложены учителем, а также самими учащимися.

7 класс

8-9 классы

1

«Эй, как вы там или нормы речевого этикета»

«Моя родословная»

2

«Времена года»

«Подарок малышу»

3

«Красный, желтый, зеленый»

«Дарите детям добро»

4

«Что в имени моем»

«Профессия моих родителей»

5

«Узнай ПДД и научи другого»

«Школьная форма»

6

Мини-проект «Поздравительная открытка»

Мини-проект  «Информационный бюллетень»

7

Мини-проект «Мультфильм» (технология смена слайдов).

Мини-проект «Компьютерная графика»

8

Мини-проект «Информашка»

(сборник кроссвордов и ребусов по информатике)

«Школьная газета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности во внеурочное время

Данный материал раскрывает мотивационную сторону проектной деятельности во внеурочное времяю при подготовке к различным конкурсам...

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"

Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...