рабочая программа по дисциплине "компьютерное моделирование"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Аникеева-Шукаева Елена Александровна

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disciplina_modelirovanie.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования республики башкортостан

ГБОУ СПО «Белебеевский машиностроительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.04  КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

2012

Автор: Аникеева-Шукаева Е.А. – преподаватель первой квалификационной категории Белебеевского машиностроительного техникума

РАССМОТРЕНО

 методическим советом от «_29_» __ мая      _ 2012 г

Содержание

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………………… 4

2 Структура и содержание учебной дисциплины……………………… 5

3 Условия реализации программы учебной дисциплины…………….. 10

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…… 11


1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Компьютерное моделирование

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО (на 230115 Программирование в компьютерных системах разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

 Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для базовой подготовки в дополнительном профессиональном образовании (программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по направлению Машиностроение и металлообработка.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Дисциплина входит в состав математического и общего естественнонаучного цикла основной профессиональной  образовательной программы специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать основные численные методы решения математических задач;

- разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата;

- подбирать аналитические методы исследования математических моделей;

- использовать численные методы исследования математических моделей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- методы решения основных математических задач – интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ;

- основные принципы построения математических моделей;

- основные типы математических моделей.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__ 96 _часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _  64 _ часов;

самостоятельной работы обучающегося __32_ часов.


2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Самостоятельная работа

32

- выполнение расчётно-графических работ;

- решение зада;

- подготовка презентаций;

- системная проработка учебного материала.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Компьютерное моделирование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,  самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Моделирование как метод

2

Тема 1.1

 Понятие о моделях и моделировании

Содержание учебного материала

1

1

Введение. Алгоритм моделирования задачи.

1

2

Тема 1.2  

Основные методы моделирования. Классификация моделей.

Содержание учебного материала

1

1

Виды моделей: мысленная, физическая, математическая.

1

2

Раздел 2 Численное моделирование

18

Тема 2.1

Численные методы решения уравнений и систем уравнений

Содержание учебного материала

4

1

 Графическое отделение корней и аналитическое уточнение с заданной точностью методом итераций.

2

2

Практическое занятие

2

1

Графическое отделение и аналитическое уточнение корней уравнения.

2

Тема 2.2  

Численные методы интегрирования

Содержание учебного материала

4

1

Метод прямоугольников, трапеций и парабол для вычисления интеграла. Формы погрешностей

2

2

Практическое занятие

2

1

Нахождение значения интеграла численными методами с заданной точностью.

2

Тема 2.3

Численные методы решения дифференциальных уравнений

Содержание учебного материала

4

1

Решение дифференциальных уравнений методом Эйлера с заданной точностью.

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение дифференциального уравнения методом Эйлера.

2

Самостоятельная  работа обучающихся

6

1 Выполнение расчётно-графической работы на применение численных методов

2 Выполнение расчетно-графической работы на тему «Определение погрешности вычислений»

Раздел 3 Методы и модели линейного программирования

10

Тема 3.1

Постановка задачи линейного программирования и методы её решения.

Содержание учебного материала

4

1

Графическое решение задачи линейного программирования.

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение задач линейного программирования графическим методом.

2

Тема 3.2

Построение двойственной задачи ЛП и методы её решения

Содержание учебного материала

2

1

Теоремы двойственности. Построение двойственной задачи.

2

1

Самостоятельная  работа обучающихся

4

1 Решение задачи на построение двойственной задачи и анализ устойчивости двойственных оценок.

Раздел 4

Методы и модели теории игр

14

Тема 4.1

Основные понятия теории игр. Постановка игровых задач.

Содержание учебного материала

2

1

Понятия об игровых моделях, постановка игровых задач.

2

2

Тема 4.2

Методы и модели решения игровых задач

Содержание учебного материала

4

1

Принципы минимакса. Стратегия игры. Метод линейного программирования для нахождения решения.

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение статистической игры

2

Самостоятельная  работа обучающихся

8

1 Составление презентации на тему « Игры с природой или игровые модели в условиях полной неопределённости»

2 Решение игр в смешанных  стратегиях.

3 Подготовка и оформление отчётов к практическому занятию.

Раздел 5

Модели на графах

24

Тема 5.1

Понятие сетевого моделирования

Содержание учебного материала

2

1

Сетевой граф. Теорема Форда – Фалкерсона. Основные виды задач.

2

2

Тема 5.2

Задачи о максимальном потоке

Содержание учебного материала

4

1

Решение задачи о макимальном  потоке.

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение задач на нахождение максимального потока.

2

 Тема 5.3

Транспортная задача

Содержание учебного материала

4

1

Методы решения транспортной задачи

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов.

2

Тема 5.4 

Задача о кратчайшем пути

Содержание учебного материала

4

1

Постановка и решение задачи о кратчайшем пути

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение задач на нахождение кратчайшего пути в графах

2

Тема 5.5

Планирование работ и расчёт параметров сетевого графика

Содержание учебного материала

4

1

Расчёт параметров сетевого графика

4

2

Практическое занятие

2

1

Построение сетевой модели. Расчёт параметров сетевого графика.

2

Самостоятельная  работа обучающихся

6

1 Выполнение расчётно-графической работы на раскрашивание графа.

2 Выполнение расчётно-графической работы на оптимизацию сетевых моделей.

3 Подготовка и оформление отчётов к практическому занятию.

Раздел 6

Модели динамических систем

8

Тема 6.1

Постановка задачи динамического программирования

Содержание учебного материала

2

1

Предмет динамического программирования. Постановка задачи динамического программирования.

2

2

Тема 6.2

Построение оптимальной последовательности операций

Содержание учебного материала

4

1

Принципы оптимальности и математическое описание динамического процесса управления

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение задач динамического программирования

2

Самостоятельная  работа обучающихся

2

1 Системная проработка учебного материала

Раздел 7

Системы массового обслуживания

12

Тема 7.1

Компоненты и классификация моделей массового обслуживания

Содержание учебного материала

2

1

Потоки событий. Графы состояний СМО.

2

2

Тема 7.2

Определение характеристик систем массового обслуживания

Содержание учебного материала

6

1

Модели систем массового обслуживания и расчёт их показателей

4

2

Практическое занятие

2

1

Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания.

2

Самостоятельная  работа обучающихся

4

1 Подготовка презентации на тему «Макровские цепи»

2 Решение задач на определение характеристик много канальных СМО

Раздел 8

Дискретное моделирование

8

Тема 8.1

Постановка задачи дискретного моделирования

Содержание учебного материала        

2

1

Задача дискретного программирования

2

2

Тема 8.2

Метод ветвей и границ для решения задачи дискретного программирования

Содержание учебного материала

4

1

Методы решения задачи дискретного программирования

2

2

Практическое занятие

2

1

Решение задач дискретного программирования методом ветвей и границ

2

Самостоятельная  работа обучающихся

2

1 Системная проработка учебного материала

Всего:

96

3 условия реализации программы дисциплины

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины Компьютерное моделирование

предполагает наличие учебного кабинета Математики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий (учебники, схемы и таблицы по  дисциплине, практикумы по дисциплине).

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор.

- компьютер

        3.2 Информационное обеспечение обучения

        Основные источники

1 Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие.– М.:ИД «Форум»,2009.-231с

2 Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 368с

3Фомин Г.П.Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. –М.: Финансы и статистика , 2009. – 544с

        4 Лапчик М.П. и др. Элементы численных методов: учебник для студентов СПО. – М.: ИД «Академия», 2007 – 224с

Интернет-ресурсы

1 Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru

2 Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru

3 Электронный ресурс «Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: http://www.edu.ru/

4 Электронный ресурс «Российский общеобразовательный портал». Форма доступа: http://www/scool.edu.ru/

4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- использовать основные численные методы решения математических задач;

- разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата;

- подбирать аналитические методы исследования математических моделей;

- использовать численные методы исследования математических моделей.


Знать:

- методы решения основных математических задач – интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ;

- основные принципы построения математических моделей;

- основные типы математических моделей.


Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- письменных работ;

- устных опросов;

-оценки выполнения практических работ;

 -оценки выполнения расчётно-графических работ


-



Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

Рабочая программы учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах

Зам. директора по УМР

____________ В.Н. Лесовая

 « ___» _                       _ 2012 г

ОДОБРЕНО цикловой

комиссией естественнонаучных дисциплин

Председатель ЦК

____________       Дунаева Е.А.

«____» _                         _ 2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование"

Данная программа разработана для 1-4 классов. Программа по техническому моделированию и конструкированию  направлена на формирование у школьников пространственного воображения и мышления, реально...

Рабочая программ внеурочной деятельности "Моделирование".

Рабочая программ внеурочной деятельности  "Моделирование"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование"

1.                  Планируемые результаты освоения программы.Ценностные ориентирыЛичностные универсальные учебные ...

Рабочая программа кружка «3D моделирование» 3 курс

Программа данного кружкового объединения ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики в части изучения информационного моделирования. Кружок рассчитан на 120 часа и посвящен из...

Рабочая программа по "3Д-моделированию"

Техническое творчество "3Д-моделирование"...

Рабочая программа кружка «3D-моделирование»

Программа дополнительного образования...