рабочая программа по дисциплине "компьютерное моделирование"
рабочая программа по информатике и икт по теме
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disciplina_modelirovanie.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования республики башкортостан
ГБОУ СПО «Белебеевский машиностроительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.04 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
2012
Автор: Аникеева-Шукаева Е.А. – преподаватель первой квалификационной категории Белебеевского машиностроительного техникума
РАССМОТРЕНО
методическим советом от «_29_» __ мая _ 2012 г
Содержание
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………………… 4
2 Структура и содержание учебной дисциплины……………………… 5
3 Условия реализации программы учебной дисциплины…………….. 10
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…… 11
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Компьютерное моделирование
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО (на 230115 Программирование в компьютерных системах разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для базовой подготовки в дополнительном профессиональном образовании (программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по направлению Машиностроение и металлообработка.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в состав математического и общего естественнонаучного цикла основной профессиональной образовательной программы специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные численные методы решения математических задач;
- разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата;
- подбирать аналитические методы исследования математических моделей;
- использовать численные методы исследования математических моделей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы решения основных математических задач – интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ;
- основные принципы построения математических моделей;
- основные типы математических моделей.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__ 96 _часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _ 64 _ часов;
самостоятельной работы обучающегося __32_ часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Самостоятельная работа | 32 |
- выполнение расчётно-графических работ; - решение зада; - подготовка презентаций; - системная проработка учебного материала. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Компьютерное моделирование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 Моделирование как метод | 2 | |||
Тема 1.1 Понятие о моделях и моделировании | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Введение. Алгоритм моделирования задачи. | 1 | 2 | |
Тема 1.2 Основные методы моделирования. Классификация моделей. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Виды моделей: мысленная, физическая, математическая. | 1 | 2 | |
Раздел 2 Численное моделирование | 18 | |||
Тема 2.1 Численные методы решения уравнений и систем уравнений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Графическое отделение корней и аналитическое уточнение с заданной точностью методом итераций. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Графическое отделение и аналитическое уточнение корней уравнения. | 2 | ||
Тема 2.2 Численные методы интегрирования | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Метод прямоугольников, трапеций и парабол для вычисления интеграла. Формы погрешностей | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Нахождение значения интеграла численными методами с заданной точностью. | 2 | ||
Тема 2.3 Численные методы решения дифференциальных уравнений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Решение дифференциальных уравнений методом Эйлера с заданной точностью. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение дифференциального уравнения методом Эйлера. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1 Выполнение расчётно-графической работы на применение численных методов 2 Выполнение расчетно-графической работы на тему «Определение погрешности вычислений» | ||||
Раздел 3 Методы и модели линейного программирования | 10 | |||
Тема 3.1 Постановка задачи линейного программирования и методы её решения. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Графическое решение задачи линейного программирования. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение задач линейного программирования графическим методом. | 2 | ||
Тема 3.2 Построение двойственной задачи ЛП и методы её решения | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Теоремы двойственности. Построение двойственной задачи. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
1 Решение задачи на построение двойственной задачи и анализ устойчивости двойственных оценок. | ||||
Раздел 4 Методы и модели теории игр | 14 | |||
Тема 4.1 Основные понятия теории игр. Постановка игровых задач. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятия об игровых моделях, постановка игровых задач. | 2 | 2 | |
Тема 4.2 Методы и модели решения игровых задач | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Принципы минимакса. Стратегия игры. Метод линейного программирования для нахождения решения. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение статистической игры | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||
1 Составление презентации на тему « Игры с природой или игровые модели в условиях полной неопределённости» 2 Решение игр в смешанных стратегиях. 3 Подготовка и оформление отчётов к практическому занятию. | ||||
Раздел 5 Модели на графах | 24 | |||
Тема 5.1 Понятие сетевого моделирования | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сетевой граф. Теорема Форда – Фалкерсона. Основные виды задач. | 2 | 2 | |
Тема 5.2 Задачи о максимальном потоке | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Решение задачи о макимальном потоке. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение задач на нахождение максимального потока. | 2 | ||
Тема 5.3 Транспортная задача | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Методы решения транспортной задачи | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов. | 2 | ||
Тема 5.4 Задача о кратчайшем пути | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Постановка и решение задачи о кратчайшем пути | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение задач на нахождение кратчайшего пути в графах | 2 | ||
Тема 5.5 Планирование работ и расчёт параметров сетевого графика | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Расчёт параметров сетевого графика | 4 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Построение сетевой модели. Расчёт параметров сетевого графика. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1 Выполнение расчётно-графической работы на раскрашивание графа. 2 Выполнение расчётно-графической работы на оптимизацию сетевых моделей. 3 Подготовка и оформление отчётов к практическому занятию. | ||||
Раздел 6 Модели динамических систем | 8 | |||
Тема 6.1 Постановка задачи динамического программирования | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Предмет динамического программирования. Постановка задачи динамического программирования. | 2 | 2 | |
Тема 6.2 Построение оптимальной последовательности операций | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Принципы оптимальности и математическое описание динамического процесса управления | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение задач динамического программирования | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1 Системная проработка учебного материала | ||||
Раздел 7 Системы массового обслуживания | 12 | |||
Тема 7.1 Компоненты и классификация моделей массового обслуживания | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Потоки событий. Графы состояний СМО. | 2 | 2 | |
Тема 7.2 Определение характеристик систем массового обслуживания | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Модели систем массового обслуживания и расчёт их показателей | 4 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
1 Подготовка презентации на тему «Макровские цепи» 2 Решение задач на определение характеристик много канальных СМО | ||||
Раздел 8 Дискретное моделирование | 8 | |||
Тема 8.1 Постановка задачи дискретного моделирования | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Задача дискретного программирования | 2 | 2 | |
Тема 8.2 Метод ветвей и границ для решения задачи дискретного программирования | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Методы решения задачи дискретного программирования | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1 | Решение задач дискретного программирования методом ветвей и границ | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1 Системная проработка учебного материала | ||||
Всего: | 96 |
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины Компьютерное моделирование
предполагает наличие учебного кабинета Математики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (учебники, схемы и таблицы по дисциплине, практикумы по дисциплине).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор.
- компьютер
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1 Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие.– М.:ИД «Форум»,2009.-231с
2 Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 368с
3Фомин Г.П.Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. –М.: Финансы и статистика , 2009. – 544с
4 Лапчик М.П. и др. Элементы численных методов: учебник для студентов СПО. – М.: ИД «Академия», 2007 – 224с
Интернет-ресурсы
1 Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru
2 Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru
3 Электронный ресурс «Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: http://www.edu.ru/
4 Электронный ресурс «Российский общеобразовательный портал». Форма доступа: http://www/scool.edu.ru/
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - использовать основные численные методы решения математических задач; - разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата; - подбирать аналитические методы исследования математических моделей; - использовать численные методы исследования математических моделей. Знать: - методы решения основных математических задач – интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ; - основные принципы построения математических моделей; - основные типы математических моделей. | Текущий контроль в форме: - тестирования; - письменных работ; - устных опросов; -оценки выполнения практических работ; -оценки выполнения расчётно-графических работ - Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
Рабочая программы учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах
Зам. директора по УМР
____________ В.Н. Лесовая
« ___» _ _ 2012 г
ОДОБРЕНО цикловой
комиссией естественнонаучных дисциплин
Председатель ЦК
____________ Дунаева Е.А.
«____» _ _ 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет
У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование"
Данная программа разработана для 1-4 классов. Программа по техническому моделированию и конструкированию направлена на формирование у школьников пространственного воображения и мышления, реально...
Рабочая программ внеурочной деятельности "Моделирование".
Рабочая программ внеурочной деятельности "Моделирование"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование"
1. Планируемые результаты освоения программы.Ценностные ориентирыЛичностные универсальные учебные ...
Рабочая программа кружка «3D моделирование» 3 курс
Программа данного кружкового объединения ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики в части изучения информационного моделирования. Кружок рассчитан на 120 часа и посвящен из...
Рабочая программа по "3Д-моделированию"
Техническое творчество "3Д-моделирование"...
Рабочая программа кружка «3D-моделирование»
Программа дополнительного образования...