Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование"
методическая разработка по технологии на тему

Бабкина Ольга Петровна

Данная программа разработана для 1-4 классов. Программа по техническому моделированию и конструкированию  направлена на формирование у школьников пространственного воображения и мышления, реального перехода  к продуктивному действию, умение планировать ход работы и расширению политехнического кругозора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

ОБСУЖДЕНО                                                       ПРИНЯТО                                                         На заседании МО                                                                Педагогическим советом                                                                   учителей  начальных классов                                            Протокол № ____ от _______2011 г.                                                 Протокол ____ от _______ 2011 г.                                    Директор МБОУ «Средняя                                                            Руководитель МО                                                               общеобразовательная школа №5»                                                          ___________ В.Н.Зайцева                                                  ___________ В.П.Раева  

«____»___________2011г.                                                 «____»___________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                               ПО  ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ   НАПРАВЛЕНИЮ                        

           
Моделирование

 

.                                                            Автор-составитель:                                                                                                                                            .                                                                                                   Бабкина О.П.,

                   учитель технологии                                                                                                                                                                                                                                                             .                                                                                      МБОУ «СОШ № 5»                                                                                .                                                                                                                             

Новокузнецк, 2011 г.                                                                                                                                  

Пояснительная записка

           Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности, человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и осознанно ориентироваться в выборе направления своей деятельности в будущем, либо в настоящем. Так возникла проблема подготовки человека к новым социально-экономическим условиям. Особую важность представляет развитие технического мышления, которое определяется как мыслительная способность человека к преобразованию деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

            Данная программа по начальному техническому моделированию и конструированию ставит своей целью формирование у младших школьников пространственного воображения и мышления, реальный переход к продуктивному действию, умения планировать ход работы, расширения политехнического кругозора. Деятельность детей носит поисковый характер и характеризуется творческим отношением к труду. Углубляются знания графической грамотности, программой обеспечен логический переход от работы по шаблонам к работе по чертежам. Использование новых игровых технологий способствует придумыванию новых технических моделей, развитию технического творчества, умению анализировать необходимость совершенствования конструкции - расширение сферы эксплуатации и др.

Формы и методы личностно-ориентированного обучения помогают педагогу и учащемуся выстроить личностную образовательную траекторию для ученика, выявить и развивать его технические способности.

Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей технических объектов, это формирование начальных политехнических знаний, умений и развитие художественного вкуса. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Основная цель работы - развить познавательный интерес к техническому виду творчества, выявить способности, создать комфортные условия для их развития.

Задачи:

Обучающие:

формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;

осваивать навыки организации и планирования работы

Развивающие:

развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

развивать аналитическое мышление и самоанализ;

развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;

развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;

предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.

Воспитательные:

формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

развивать терпение и упорство,  необходимые при работе с бумагой;

заложить основы культуры труда;

привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.

формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

На этом этапе происходит знакомство с технологией работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. А также изучение технологии использования в поделках ткани, проволоки, пластика, коробков и т.д.,  средств и способов соединения различных деталей между собой. Выполняют несложные чертежи, конструируют простейшие модели (авиа, авто) из бумаги, картона.  Осваивают технику выжигания по фанере, зачистки наждачной бумагой. Знакомятся с основами дизайна технического изделия.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что с раннего детства можно способствовать развитию технической мысли, технической рациональности мышления, что отражается в задачах государственной образовательной политики.

Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.

От типовых программ данный учебный курс - отличается усилением технической направленности, интегрированностью с математикой, психологической культурой, социальной практикой, технологией материалов, словесностью и естествознанием. Каждый ребёнок, обучающийся по данному учебному курсу «проходит» своеобразные «образовательные маршруты».

«Образовательные маршруты учебного курса «Начальное моделирование» 

Словесность

Знакомство с терминами, принятыми в техническом конструировании. Правильное название видов работ, инструментов, готовых изделий, их составляющих частей. Пословицы и поговорки о содержании и результатах труда, технических достижениях, о технических «чудесах».

Естествознание

Физико-технические свойства природных и искусственных материалов. Правила заготовки и хранение природных материалов. Естественные и искусственные красители. Свойства рабочих инструментов.

Физическая культура

Здоровье мастера как главное условие его творческих успехов. Понятие об экологически чистых материалах и гигиене труда. Особенности организации труда (рабочая поза, освещение рабочего места, обеспечение техники безопасности, эстетика труда и т.д.).

Технология

Понятие о назначении различных рабочих инструментов, о приёмах безопасного труда. Технологическая оснастка. Название технологий, техник и технологических приёмов обработки различных природных и искусственных материалов. Способы обработки. Оформление готовых изделий. Изготовление образцов моделей машин.

Искусство

Понятие о художественном конструировании и конструкторском дизайне. Форма, цвет, размеры изделий. Традиции целесообразности в отделке модели.

Психологическая культура

Понятие о психологических особенностях народов, проживающих в разных точках Земли. Образцы изобретений технических моделей. Технический прогресс как отражение особенностей уклада жизни народа. Понятие о личностных качествах народных умельцев, творцов, изобретателей, способствующих их творческой деятельности, Пути и средства развития личных природных задатков и способностей.

Математика

Выполнение простейших экономических расчётов по себестоимости образцов технических моделей, изготовленных в данном объединении. Правила экономного раскроя строительных материалов. Чертёж, его назначение, чтение чертежа, изготовление чертежа.

Социальная практика

Понятие о правилах сотрудничества и совместного труда. Гигиена отдыха. Понятие об авторском праве и интеллектуальной собственности. Правила подготовки и участия в отчётной выставке, соревнованиях, конкурсах.

Организация образовательного процесса

Учебный курс углубляет и расширяет базовые понятия и практическую деятельность школьного курса «Технология». Предполагается изготовление технических моделей из плоских деталей, объёмных деталей; широкий спектр выбора материала, где сочетаются бумага и фанера, картон и пенопласт, древесина. Особое место в программе отведено формированию графической грамотности, работе с чертежом, проектированию моделей.

В процессе обучения моделированию по проекту формируется способность и готовность к усовершенствованию технических мощностей модели. В процессе групповых и коллективных работ учащиеся учатся преодолевать при общении со сверстниками такие социально-психические проблемы сдерживающие развитие личности, как скованность в общении, неуверенность в отставании своей точки зрения, правильно вести диалог.

Основную цель - раннее техническое развитие детей - технологического подхода в дополнительном образовании, который по своей структуре является, несомненно, интегрированным, можно определить как подготовку подрастающего поколения к успешной и творческой деятельности в информативно и технологически насыщенном мире.

Основные принципы, на которых построена программа:

  • социально полезная направленность  деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество   в   системах   «ученик-ученик»,   «ученик-педагог-ученик»;
  • творческий подход к делу.

Достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для учебного курса по моделированию представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (модель, изделие, макет и т.д.);
  • воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на формирование «Я-концепции», обеспечивающей устойчивость в конкретных социальных ситуациях.

В процессе обучения по курсу методы проблемного обучения, исследовательский, объяснительно-иллюстративный и личностно-ориентированный. Так же используется метод дифференциации по индивидуальным особенностям и интересам, при которых учитывается уровень интеллектуального развития и корректируется в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребёнка. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приёмами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения. Используется групповая технология с её уровнями:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах.

Технология проведения учебного занятия строится в соответствии с теорией проблемного обучения и педагогики сотрудничества.

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса по учебному курсу. Форма его несколько изменена: главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.

Материал программы может быть предложен для освоения детьми 7-10 лет (мальчики, девочки), не имеющим опыта практической работы в области технического моделирования и конструирования.

Объём материала подобран из расчёта проведения занятий:

1-й год обучения - по 30 минут 1 раз в неделю (33 часа в год)

2-й год обучения- по 45 минут 1 раз в неделю (35 часов в год)

3-й год обучения- по 45 минут 1 раз в неделю (35 часов в год)

4-й год обучения- по 45 минут 1 раз в неделю (35 часов в год)

Формы и режим занятий. 

Ведущей формой организации занятий особое место занимает коллективная творческая деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

1 .Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной)деятельности

По окончании обучения по данной программе учащиеся

Должны знать:

  • правила безопасной работы;
  • алгоритм построения чертежа;
  • условные обозначения на чертеже;
  • устройство и составные части моделей.

Должны уметь:

  • читать чертеж;
  • размечать и складывать бумагу;
  • воссоздавать силуэты предметов по образцу или замыслу;
  • владеть технологией крепления деталей из разных материалов;
  • выжигать фигурные детали.

У детей формируются:

  • культура труда;
  • трудовые умения и навыки;
  • мотивация достижения успеха.

Контрольно-оценочные таблицы по усвоению базовых понятий учебного курса

Результатом освоения учащимися программы учебного курса обучения являются готовые работы учащихся, интересные проекты собственных конструкторских изобретений, выставочные образцы изделии. 

2. Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1 класс

)

Раздел I.

Понятие о материалах и инструментах

2

1

1

 1.1. Вводное занятие: техника безопасности, правила                              

поведения в мастерской. Аппликация на свободную тему.

1

0,5

0,5

  1.2. Виды, сорта, свойства бумаги и картона;

инструменты,  приспособления.  Изготовление

«бабочки» по шаблону.

1

0,5

0,5

Раздел II.               Оригами

6

1

5

2.1.  Оригами простое из цветной бумаги.

1

0,5

0,5

 2.2. Оригами с элементами аппликации.

1

0,5

0,5

 2.3.  Оригами «Лягушка». Соревнование на дальность прыжка.

1

-

1

2.4. Художественное складывание «гармошкой».

1

-

1

2.5. Изготовление изделий модели транспорта (пароход, самолет, ракета, лодка).

1

-

1

2.6. Коллективная работа «лилия».

1

-

1

   Раздел III.  Первоначальное  ознакомление  с      графическими изображениями (чертёж)

3

1

2

3.1. Разметка прямоугольных деталей. Прямое плетение.

1

1

1

3.2. Коллективная работа. Фигурное плетение.

2

-

2

 Раздел IV.     Плоскостное  моделирование и конструирование из геометрических форм.

4

1

3

  4.1. Моделирование из частей геометрических фигур. Составление силуэтов (человека, животных, транспорта и др.).

3

1

2

3.4.  Коллективная работа. Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация).

1

-

1

Раздел IV.   Аппликация.            

7

1

6

 4.1. Многоцветная аппликация.  Работа по трафарету.

1

0,5

           0,5

4.2. Обрывная аппликация.

        1

0,5

0,5

4.3.  Аппликация из ткани.

1

 -

1

4.4.  Объемная аппликация из салфеток.

1

          -

           1

 4.5.  Мозаика из обрывных кусков бумаги.

1

             -

1

 4.5. Объемная мозаика.

1

-

1

4.6. Коллективная работа.  Мозаика из бросового материала.

1

  -

1

Раздел V.   Техническое   моделирование.

10

1

            9

5.1. Беседа о различном  транспорте, его видах, значении.

1

1

-

5.2. Перевод выкройки и вырезание транспорта с кальки на картон при помощи копировальной бумаги.

3

-

3

5.3. Сборка  деталей транспорта.

4

-

4

5.4. Коллективная работа.

1

-

1

5.5. Запуск моделей, проведение соревнований.

1

  -

1

     Заключительное занятие. Оформление выставки:

творческий отчёт объединения, награждение.

1

1

         -

ИТОГО:

33

11

22

                                        2 класс

Раздел I.            Понятие о материалах и инструментах

2

1

1

1.1 Аппликация на свободную тему из разных материалов.

1

0,5

0,5

1.2 Виды, сорта, свойства ткани и  ниток; инструменты. Изготовление «однослойной прихватки».

1

0,5

0,5

Раздел II.        Оригами.

7

2

5

2.1.Оригами с элементами аппликации.

1

1

2.2.Резание ножницами, изготовление кукол.

2

0,5

1,5

2.3.Изготовление «рыбы плавающей».

1

0,5

0,5

2.4.Складывание накрахмаленной салфетки.

1

1

2.5.Коллективная работа «Изготовление воздушного змея».

2

1

1

 Раздел III.   Бумагопластика.                    

8

4

4

3.1. Материалы и инструменты. Приемы работы.

2

1

1

3.2. Изготовление открыток.

2

1

1

3.3. Изготовление сувениров к праздникам.

2

1

1

3.4. Коллективная работа. Изготовление панно.

2

1

1

Раздел IV.     Плоскостное  моделирование и конструирование из геометрических форм.

5

1

4

4.1.Аппликация из геометрических фигур.

2

0,5

1,5

4.2.Портрет из геометрических фигур.

1

1

4.3.Моделирование  мозаики из частей ромба

2

0,5

1,5

Раздел V .      Объёмное  моделирование и конструирование.

5

1

4

5.1.Игрушки из бумажных полосок.

1,5

0,5

1

5.2. Забавные животные.

2,5

0,5

2

5.3. Летающие модели.

1

1

Раздел VI       Объёмное  моделирование и конструирование  из готовый         геометрических форм    (молочные коробки,  из коробочек от зубной пасты и т.д.)

7

1

6

6.1.Модели из молочных коробок.

1,5

0,5

1

6.2.Модели из коробочек от зубной пасты.

1

1

6.3.Коллективная работа «Многоэтажный дом»

2,5

0,5

2

6.4.Коллективная работа «Гараж»

2

2

 Заключительное занятие. Оформление выставки: творческий  отчёт   объединения,     награждение.

1

1

ИТОГО:

35

9

26

3 класс

Раздел I.     Аппликация и моделирование.

5

2

3

1.1.Аппликация из пуговиц и ткани.

1

0,5

0,5

1.2.Мозаика из бисера и пайеток.

1

0,5

0,5

1.3.Аппликация из круглых салфеток.

1

0,5

0,5

1.4.Динамическая открытка с аппликацией.

1

1

1.5.Моделирование из бумаги и проволоки.

1

0,5

0,5

Раздел II.      Плетение.

8

2

6

2.1. История плетения. Косое плетение в четыре пряди.

2

1

1

2.2. Прямое плетение из полосок бумаги.

1

1

2.3. Плетёные картинки.

2

1

1

2.4. Плетень.

1

1

2.5. Узелковое плетение . Макраме.

2

2

Раздел III.   Бумагопластика.

6

1

5

3.1. Изготовление объемных изделий.

4

1

3

3.2. Коллективная работа.  «Копилка идей».

2

-

2

Раздел IV    Плоскостное  моделирование.  Вышивание.

7

1

6

4.1. Вышивание по криволинейному контуру.

1

1

4.2. Двойной шов «вперёд иголку»

1

1

4.3. Способы пришивания пуговиц.

1

1

4.4. Роспись ткани. Салфетка с земляничкой.

2

0,5

1,5

4.5. Роспись ткани по трафаретам.

2

0,5

1,5

Раздел V       Объёмное  моделирование и конструирование

4

2

2

5.1. Художественные образы из готовых форм(баночки, бутылочки, стаканчики)

2

1

1

5.2. Ажурные нитяные изделия по технологии «кокон»

2

1

1

Раздел VI                             Моделирование из кокона.

4

1

3

6.1 Изделия из кокона. Цыплёнок . Рыбка.

4

1

3

Заключительное занятие.

Оформление выставки: творческий отчёт объединения,     награждение.

1

1

ИТОГО:

35

10,5

24,5

4 класс

Раздел I                              Аппликация и моделирование.

5

2

3

  1. Аппликация из ткани. Дюймовочка.

2

1

1

  1. Моделирование из полос.

2

1

1

1.3.Мозаика из ватных комочков

1

1

Раздел II                                          Выжигание.

6

1,5

4,5

2.1. Выжигание собачки.

2

1

1

2.2. Выжигание цветка, бабочки.

2

0,5

1,5

2.3. Коллективная работа. Выжигание картины.

2

2

Раздел III                               Комплексные работы

7

3

4

3.1. Подвижные игрушки из картона. Клоун-дергунчик.

2

1

1

3.2. Папье-маше. Копилка «Поросёнок»

2

1

1

3.3. Коллаж из различных материалов.

2

1

1

3.4. Конструирование игрушки с подвижными деталями.

1

1

Раздел IV      Плоскостное  моделирование.  Вышивание.

5

1

4

4.1. Моделирование плетёной корзинки из ниток и пуговиц.

2,5

0,5

2

4.2. Выполнение портретов «Оли и Коли»из ниток, пуговиц и ткани.

2,5

0,5

2

Раздел V           Объёмное  моделирование и конструирование

6

2

4

5.1.Вязание крючком

2

1

1

5.2. Коллективная работа. Шитьё мягкой игрушки

4

1

3

Раздел VI     Моделирование и конструирование  из  слоёного теста.

5

0,5

4,5

6.1.  Лепка корзины с фруктами из слоёного теста.

1

0,5

0,5

6.2. Лепка забавных фигурок.

2

2

6.3. Коллективная работа. Лепка  пейзажа.

2

2

                                   Заключительное занятие.

Оформление выставки: творческий отчёт объединения,     награждение.

1

1

ИТОГО:

35

11

24

Календарно-тематический план

1 класс

1 класс

№ п/п

Дата проведе-ния

Наименование разделов и тем

           Количество часов

Всего

    В том числе

Теория

Практика

Раздел I                    Понятие о материалах и инструментах

2

1

1

Вводное занятие: техника безопасности, правила поведения в мастерской. Аппликация на свободную тему.

1

0,5

0,5

Виды, сорта, свойства бумаги и картона; инструменты, приспособления и лобзик. Изготовление «бабочки» по шаблону.

1

0,5

0,5

Раздел II.                Оригами

6

1

5

Основные рабочие операции при обработке бумаги; изготовление самолётиков.

1

0,5

0,5

Оригами с элементами аппликации.

1

0,5

0,5

Свойства толстой писчей бумаги или картона, изготовление «лягушек-попрыгушек». Соревнование на  дальность прыжка.

1

1

Художественное складывание «гармошкой» различные геометрические фигуры.

1

1

.Изготовление изделий модели транспорта (пароход, самолет, ракета, лодка).

1

1

Коллективная работа «лилия».

1

1

Раздел III.        Первоначальное ознакомление с графическими

изображениями (чертёж)

3

      1

     2

Разметка прямоугольных деталей. Прямое плетение -  плетенный коврик с кантом.

1

1

1

Коллективная работа. Изготовление плетеных изделий из бумаги.

1

-

1

Раздел IV.      Плоскостное  моделирование и конструирование из геометрических форм.                

4

1

3

Разметка квадрата. Разрезание его на части. Моделирование из частей квадрата по прорисованным контурам.

1

0,5

0,5

Разметка и разрезание круга на части. Моделирование из частей круга без прорисованных контуров.

1

       0,5

           0,5

Разметка и разрезание овала на части. Моделирование из частей овала без прорисованных контуров.

1

-

     1

Коллективная работа. Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация).

1

-

1

           Раздел V.      Аппликация.                                            

7

1

6

 Многоцветная аппликация.  Работа по трафарету. («Тюльпан», «Грибок» и др.)

1

0,5

    0,5

Обрывная аппликация. («Море», «Береза», «Бабочка» и др.)

1

0,5

0,5

Аппликация из ткани.  («Ёлка», «Мышонок» и др.)

1

-

1

Объемная аппликация из салфеток. («Кошка», «Ваза с цветами» и др.)

1

-

1

Мозаика из обрывных кусков бумаги.

1

-

1

Объемная мозаика.

1

-

1

Коллективная работа.  Мозаика из бросового материала (пластик, стружка, газета, фольга).

1

-

1

            Раздел VI .     Техническое   моделирование.                                  

     10

1

9

Беседа о различном  транспорте, его видах, значении

      1

1

      -

Перевод выкройки и вырезание деталей машины из картона при помощи копировальной бумаги.

      1

         -

1

Сборка  деталей машины.

     1

-

1

Перевод выкройки и вырезание деталей корабля из картона при помощи копировальной бумаги.

     1

-

1

Сборка  деталей корабля.

     1

-

1

Перевод выкройки и вырезание деталей самолета из картона при помощи копировальной бумаги.

     1

-

1

Сборка  деталей самолета.

      1

-

1

Коллективная работа.

    2

-

2

Запуск моделей, проведение соревнований.

    1

-

1

                           Заключительное занятие.

Оформление выставки: творческий отчёт объединения,     награждение.

      1

1

    -

2 класс

Раздел I.                          Понятие о материалах и инструментах

2

1

1

Аппликация на свободную тему из разных материалов.

1

0,5

0,5

Виды, сорта, свойства ткани и  ниток; инструменты. Изготовление «однослойной прихватки».

1

0,5

0,5

Раздел II.                        Оригами.

7

2

5

Оригами с элементами аппликации.

1

1

Резание ножницами, изготовление кукол.

2

0,5

1,5

Изготовление «рыбы плавающей».

1

0,5

0,5

Складывание накрахмаленной салфетки.

1

1

Коллективная работа «Изготовление воздушного змея».

2

1

1

 Раздел III.        Бумагопластика.                                            

8

2

6

Материалы и инструменты. Приемы работы – изготовление  роллов.

2

1

1

Изготовление открыток.

2

1

1

Изготовление сувениров к праздникам.

2

1

1

Коллективная работа. Изготовление панно.

1

1

1

Раздел IV.        Плоскостное  моделирование.  

5

1

4

Аппликация из геометрических фигур.

2

0,5

1,5

Портрет из геометрических фигур.

1

1

Моделирование  мозаики из частей ромба

2

0,5

1,5

Раздел V            Объёмное  моделирование и конструирование.

5

1

4

Игрушки из бумажных полосок.

1,5

0,5

1

Забавные животные.

2,5

0,5

2

Летающие модели.

1

1

Раздел VI       Объёмное  моделирование и конструирование  из готовый         геометрических форм    (молочные коробки,  из коробочек от зубной пасты и т.д.)

7

1

6

Модели из молочных коробок.

1,5

0,5

1

Модели из коробочек от зубной пасты.

1

1

Коллективная работа «Многоэтажный дом»

2,5

0,5

2

Коллективная работа «Гараж»

2

2

                                  Заключительное занятие.

Оформление выставки: творческий отчёт объединения,     награждение.

1

1

3 класс

Раздел I                        Аппликация и моделирование.

5

2

3

Аппликация из пуговиц и ткани.

1

0,5

0,5

Мозаика из бисера и пайеток.

1

0,5

0,5

Аппликация из круглых салфеток.

1

0,5

0,5

Динамическая открытка с аппликацией.

1

1

Моделирование из бумаги и проволоки.

1

0,5

0,5

Раздел II                                         Плетение

8

2

6

История плетения. Косое плетение в четыре пряди.

2

1

1

Прямое плетение из полосок бумаги.

1

1

Плетёные картинки.

2

1

1

Плетень.

1

1

Узелковое плетение . Макраме.

2

2

Раздел III                                   Комплексные работы

6

1,5

4,5

Работа с соломкой. Плоские композиции из разглаженной соломки.

3

1

2

Работа с яичной скорлупой и бумагой. Пасхальное яйцо.

1

1

Работа с отходами полимерных материалов. Цветы из кругов.

2

0,5

1,5

Раздел IV                 Вышивание и роспись по ткани.

7

1

6

Вышивание по криволинейному контуру.

1

1

Двойной шов «вперёд иголку»

1

1

Способы пришивания пуговиц.

1

1

Роспись ткани. Салфетка с земляничкой.

2

0,5

1,5

Роспись ткани по трафаретам.

2

0,5

1,5

Раздел V                                    Объёмное  моделирование и конструирование

4

2

2

Художественные образы из готовых форм(баночки, бутылочки, стаканчики)

2

1

1

Ажурные нитяные изделия по технологии «кокон»

2

1

1

Раздел VI                                          Моделирование из кокона.

4

1

3

Изделия из кокона. Цыплёнок . Рыбка.

4

1

3

Заключительное занятие.

Оформление выставки: творческий отчёт объединения,     награждение.

1

1

4 класс

Раздел I                              Аппликация и моделирование.

5

2

3

Аппликация из ткани. Дюймовочка.

2

1

1

Моделирование из полос.

2

1

1

Мозаика из ватных комочков

1

1

Раздел II                                          Выжигание.

6

1,5

4,5

Выжигание собачки.

2

1

1

Выжигание цветка, бабочки.

2

0,5

1,5

Коллективная работа. Выжигание картины.

2

2

Раздел III                               Комплексные работы

7

3

4

Подвижные игрушки из картона. Клоун-дергунчик.

2

1

1

Папье-маше. Копилка «Поросёнок»

2

1

1

Коллаж из различных материалов.

2

1

1

Конструирование игрушки с подвижными деталями.

1

1

Раздел IV                       Плоскостное  моделирование.  

5

1

4

Моделирование плетёной корзинки из ниток и пуговиц.

2,5

0,5

2

Выполнение портретов «Оли и Коли»из ниток, пуговиц и ткани.

2,5

0,5

2

Раздел V                                     Объёмное  моделирование и конструирование

6

2

4

Шитьё мягкой игрушки

2

1

1

Коллективная работа – «Веселая семейка»

4

1

3

Раздел VI               Моделирование и конструирование  из  слоёного теста.

5

0,5

4,5

Лепка корзины с фруктами из слоёного теста.

1

0,5

0,5

Лепка забавных фигурок.

2

2

Коллективная работа. Лепка  пейзажа.

2

2

                                   Заключительное занятие.

Оформление выставки: творческий отчёт объединения,     награждение.

1

1

3. Содержание разделов

Раздел I. «Понятие о материалах и инструментах» (1,2кл.);        Аппликация и моделирование.(3,4 кл.)

Теоретические сведения.

Вводная беседа. «Достижения и техники». Задачи и план работы на год. Поведение в мастерской. Техника безопасности. Общие сведения о материалах (бумага, картон, пенопласт, фанера, древесина). Инструменты и приспособления, правила работы (ножницы, молоток, плоскогубцы, отвёртки, напильники, надфиля, шило, лобзик, ласточка, ключ для лобзика, тиссы).

Виды практических работ.

Практическая работа 1. Выполнение аппликации на свободную тему.

Практическая работа 2. Изготовление «бабочки» по шаблону.

Раздел П. «Оригами (1,2 кл.); Плетение(3кл.); Выжигание (4кл.)

Теоретические сведения.

Виды, сорта, свойства бумаги и картона (толщина, цвет, прочность и т.д.), применение. Демонстрация образцов различной бумаги. Основные рабочие операции в процессе работы с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание и др.). Правила работы с клеем и кисточкой.

Виды практических работ.

Практическая работа 1. Изготовление самолётиков.

Практическая работа 2. Изготовление «лисьего семейства».

Практическая работа 3. Изготовление «головок со щёлкающей пастью» (петушок, акула).

Практическая работа 4. Изготовление «лягушек - попрыгушек».

Практическая работа 5. Изготовление «птицы, бьющей крыльями».

Практическая работа 6. Склеивание коробочки «звёздочка».

Практическая работа 7. Коллективная работа «лилия», «тюльпаны».

Раздел Ш. «Первоначальное ознакомление с графическими изображениями» (чертёж)(1 кл.).  Бумагопластика (2 кл.); Комплексные работы(3-4 кл.).

Теоретические сведения.

Чертежные инструменты и принадлежности (линейка, карандаш, угольник, циркуль, чертёжная доска). Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа (линия видимого контура, не видимая линия, линия сгиба). Условные обозначения диаметра, радиуса.

Виды практических работ.

Практическая работа 1. Изготовление плетеных изделий из бумаги.

Практическая работа 2. «Изготовление изделий в технике квиллинг (открытка, панно и т.д.).

Практическая работа 3. Изготовление из соломки, яичной скорлупы, из полимерных отходов (пасхальные яйца, цветы и т.д.).

Практическая работа 4. Изготовление подвижных игрушек, папье-маше.

Раздел IV. «Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур»(1кл.);  «Плоскостное  моделирование» (2-4 кл.).

Теоретические сведения.

Моделирование из геометрических фигур – логическая аппликация (фигурки животных, людей, портреты). Виды вышивальных швов. Работа с нитками и тканью. Роспись красками по ткани.

Виды практических работ.

Практическая работа 1. Изготовление простых изделий из геометрических фигур.

Практическая работа 2. Аппликация из геометрических фигур – портреты;

Практическая работа 3. Вышивание швов. Способы пришивания пуговиц. Роспись по ткани;

Практическая работа 4: Изготовление изделия из ниток, ткани, пуговиц.

Раздел V. «Аппликация» (1кл.). Объёмное  моделирование и конструирование (2-4кл.).

        Теоретические сведения.

Изготовление аппликации из бумаги, ткани, салфеток и бросового материала. Изготовление летательных моделей из бумаги. Изготовление изделий из готовых геометрических форм (молочные коробки,  из коробочек от зубной пасты и т.д.). Способы разметки, обводки, вырезания и изготовления мягкой игрушки.

Виды практических работ.

Практическая работа 1. Многоцветная аппликация.  Работа по трафарету. («Тюльпан», «Грибок»), Обрывная аппликация. («Море», «Береза», «Бабочка»), Мозаика из бросового материала (пластик, стружка, газета, фольга) и др.

Практическая работа 2. Изготовление изделий из бумажных полосок, летательных моделей.

Практическая работа 3. Изготовление изделий из готовых коробочек, баночек, объемных изделий из ниток

Практическая работа 4. Коллективная работа «Веселая семейка» - мягкая игрушка.

Раздел VI.   «Техническое моделирование – автомобиля, самолет, корабль» (1кл.); объёмное  моделирование и конструирование  из готовый геометрических форм (2кл.); из  кокона(3кл.); моделирование и конструирование  из  слоёного теста.(4кл.).

  1. Рекомендуемая литература

Список литературы для учителя

  1. Андрианов, П.Н.  Техническое творчество учащихся: пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Болотина, Л.А. Журавлева, А.П. Начальное техническое моделирование. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Гульянц, Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Ильичёва, Т.И.  Иванова, И.Г. Кружок «Умелые руки».  - СПб.: Кристалл-Валери СПБ, 1997.

Список литературы для обучающихся

1. Игрушки из бумаги. – СПб.:  Дельта. Кристалл, 1996.

2. Маркуша, A.M.  А я сам. -  М.: Детская литература, 1978.

3. «Оригами». Конструирование из бумаги: перевод с англ. Т.Ю. Покидаевой. – Москва: «Росмэн», 1999.

4. Тарасов, Б.В.  Самоделки школьника — Изд. 2_е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1977.

5.Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.:  Рольф  Аким. 1999.

6.Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.

7.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

8Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

9.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.

10.Геронумус Г.М. 150 уроков труда. - Тула, 1996.

11.Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000

12.СтоляроваС.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. -Ярославль, 2000.

13.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль - 2004

Приложение

Перечень оборудования

  1. Подставки для выпиливания (ласточки).
  2. Наборы карандашей.
  3. Наборы линеек.
  4. Наборы треугольников.
  5. Наборы резинок.
  6. Наборы циркулей.
  7. Калька.
  8. Копировальная бумага
  9. Миллиметровая бумага.
  10. Кнопки.
  11. Скрепки.
  12. Шаблоны.
  13. Молотки.
  14. Ножовка с полотнами.
  15. Отвертки.
  16. Плоскогубцы.
  17. Кусачки.
  18. Шило.
  19. Ножницы.
  20. Наждачная бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Моделирование многогранников"

Программа имеет научно-познавательную направленность и   предназначена для внеурочной деятельности с учащимися пятых, шестых  классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программ внеурочной деятельности "Моделирование".

Рабочая программ внеурочной деятельности  "Моделирование"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование"

1.                  Планируемые результаты освоения программы.Ценностные ориентирыЛичностные универсальные учебные ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «3D-моделирование»

Мировая и отечественная экономика входят в новый технологический уровень, который требует иного качества подготовки инженеров. В то же время нехватка инженерных кадров в настоящее время в России являе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы 3D моделирования»

Направление: техническаяВозраст обучающихся: 10 класс.Программа "Основы 3D моделирования" предназначена для учащихся старших классов, которые интересуются информатикой, математикой, физикой,...