Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Сюбаева Юлия Викторовна

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы согласовано с содержанием Примерной програм­мы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ..................

Программа рассчитана на 35 часа.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, основанного на учебном пособии:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 6-е изд.-  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8_klass.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.        

Программа рассчитана на 35 часа.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, основанного на учебном пособии:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 6-е изд.-  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.

А также дополнительная литература:

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., ШестаковаЛ. В. Информатика и ИКТ.    Базовый курс:  Учебник для 8        класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  5. С.М. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 8 класса». – СПб: БХВ – Петербург, 2007.
  6. Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ. Практикум»: 8 – 9 класс. – СПб.: Питер, 2007.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.

Основное содержание Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных. Простая гео-информационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Web-страниц.

Цели обучения:

  1. сформировать представление о системе информационных процессов, которые могут быть реализованы в компьютере;
  2. дать представление о системе программ, управляющих реализацией этих процессов (программном обеспечении компьютера);
  3. сформировать    представление    об    информационных    технологиях    как    способах управления информационными процессами с целью достижения поставленной цели;
  4. дать представление о возможных средствах информационных технологий;
  5. алгоритм как средство решения задачи.

Основные понятия:

  1. программное обеспечение компьютера, операционная система;
  2. файл, программа управления файлами;
  3. средства и технологии работы с данным видом информации;
  4. технологии решения задач;
  5. понятие операционной системы; командной технологии;
  6. основы алгоритмизации с использованием простейших сред программирования.

Содержание обучения

Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.

Информация и информационные процессы 

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Учащиеся должны

знать:

  1. связь между информацией и знаниями человека;
  2. что такое информационные процессы;
  3. какие существуют носители информации;
  4. функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  5. как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
  6. что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

уметь:

  1. приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  2. определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  3. приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

  1. начальные сведения об устройстве компьютера;
  2. принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
  3. виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Учащиеся должны

знать:

  1. правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
  2. состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  3. основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  4. структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  5. типы и свойства устройств внешней памяти;
  6. типы и назначение устройств ввода-вывода;
  7. сущность программного управления работой компьютера;
  8. принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  9. назначение программного обеспечения и его состав.

уметь:

  1. включать и выключать компьютер;
  2. пользоваться клавиатурой;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  4. инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  5. просматривать на экране директорию диска;
  6. выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  7. использовать антивирусные программы.

Текстовая информация и компьютер 

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны

знать:

  1. назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  2. основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

уметь:

  1. набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  2. выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  3. сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Графическая информация 

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны

знать:

  1. способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  2. какие существуют области применения компьютерной графики;
  3. назначение графических редакторов;
  4. назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

уметь:

  1. строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  2. сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Технология мультимедиа 

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.

Учащиеся должны

знать:

  1. что такое мультимедиа;
  2. принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  3. основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

уметь:

  1. создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны: понимать:

  1. сущность программного управления работой компьютера;
  2. что тип ОС определяет пользовательский интерфейс и состав ПС;
  3. что существование различных форматов файлов обусловлено различными подходами к способам кодирования информации различных видов;
  4. что один и тот же документ может быть сохранен в разных форматах;
  5. что на машинном носителе информация (программы, данные, документы) может храниться только в виде файлов;
  6. что для обработки каждого вида информации существуют свои программные средства;
  7. что современные ПС позволяют в одном документе совмещать информационные объекты разного вида (мультимедиа);

знать:

  1. состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  2. назначение и основные функции ОС;
  3. характеристики ОС, под управлением которой работает данный компьютер;
  4. основные технологии, поддерживаемые современными ОС: выдели и преобразуй, подхвати и перемести (drag & drop), динамический обмен данными (DDE, буфер обмена), связь и внедрение объектов (OLE); что видишь на экране, то получишь на бумаге (WYSIWYG), мультимедийность;
  5. что такое файл, полное имя файла; назначение и основные функции программ управления файлами;
  6. назначение основных компонентов среды изучаемых программных средств (рабочее поле, меню инструментов, справочных зон и т. д.);
  7. области применения программ обработки текстов, машинной графики;
  8. основные возможности компьютерной обработки текстов, графики;
  9. основные возможности проведения вычислений на компьютере;

уметь:

  1. выполнять основные операции над файлами;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т. д.;
  4. использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов;
  5. использовать графический редактор для создания и редактирования изображений;
  6. вставлять в документы объекты из других приложений.

Компьютерные коммуникации

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами.

Учащиеся должны

знать:

  1. что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
  2. назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  3. назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций и др.;
  4. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

уметь:

  1. осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
  2. осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь Почтовой клиент-программы;
  3. осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.

В курс 8 класса «Информатика и ИКТ»  внесены следующие изменения:

  1. раздел «Коммуникационные технологии» заменен на разделы: «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации»;
  2. внесен раздел «Технология мультимедиа».

Тематическое планирование курса

«Информатика и ИКТ »

8 класс

( 1ч. в неделю, всего 35 часов)

Темы занятий

Колво часов

Учебные материалы

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Введение в предмет

1

Занятие   1.   Правила  техники   безопасности   и   поведения   в кабинете информатики и ИКТ.  Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

1

  1. Иметь представление об информации и информатике.
  2. Знать и соблюдать требования безопасности гигиены в работе со средствами ИКТ.
  3.  Знать требования к организации компьютерного рабочего места.     
  1. Информация и информационные процессы

8

Занятие   1.   Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

Занятие   2.   Информационные процессы в природе, обществе и технике.  

Занятие 3. Тематический учет знаний по теме «Информация и информационные процессы».

Занятие 4. Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Занятие 5. Количество информации. Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Решение типовых задач.

Занятие 6. Тематический учет знаний по теме «Количество информации»

1



1



1



2


2



1



§ 1.1








§ 1.2


§ 1.3

  1. Знать виды и свойства информации.
  2. Уметь привести примеры из жизни о свойствах информации. Четко разграничивать информационные процессы.
  3. Уметь привести примеры из жизни о способах хранения, обработки и передачи информации
  4.  Иметь представление об измеримости информации. Знать единицы измерения количества информации.
  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

10

Занятие 1. Устройство компьютера.

Процессор и системная плата.

Устройства ввода информации.

Устройства вывода информации.

Оперативная память. Долговременная память. Тематический учет знаний по теме «Устройство компьютера» 

Занятие 2. Файлы и файловые системы. Решение типовых задач

Занятие 3. Программное обеспечение компьютера. Виды программного обеспечения: операционные системы (основные функции); прикладное программное обеспечение; приложения специального назначения. Тематический учет знаний по теме «Программное обеспечение компьютера».

Занятие 4. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации. Тематический учет знаний по теме «Правовая охрана программ и данных. Защита информации».

3









3



2








2

§ 2.2










§ 2.3

§ 2.4 – 2.7






§ 2.8

  1. Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера.
  2.  Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера.
  3.  Знать функции ОС.
  4. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталогов, знать определение файла.
  5. Уметь четко определять полное имя файла
  1. Текстовая информация и компьютер.

6

Занятие 1. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Текстовый процессор MS Office Word. Основные принципы работы с текстовой информацией.

Занятие 2, 3, 4, 5, 6. Текстовая информация и компьютер. Форматирование текста. Вставка графических объектов. Работа с таблицами. Абзацы. Списки.


1







5


  1. Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора.  
  2. Уметь набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование.
  3. Уметь сохранять текстовую информацию.
  4. Уметь использовать буфер обмена для вставки графических объектов в текст.
  1. Графическая информация и компьютер

3


Занятие 1. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.

Занятие 2, 3. Графическая информация и компьютер. Практикум.















1




2



  1. Иметь представление о двух видах представления изображения: вектор и растр.
  2. Иметь представление об интерфейсе графического редактора.
  3. Уметь создавать изображение средствами MS Paint.
  1. Технология мультимедиа.

5

Занятие 1. Понятие «мультимедиа». Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации: виды презентаций.

Занятие 2, 3, 4, 5. Создание компьютерной презентации. Дизайн. Настройка анимации. Вставка графических объектов. Практикум.

1




4


  1. Иметь представление о компьютерной презентации.
  2. Знать возможности мультимедийных технологий.
  3. Создавать тематическую презентацию, встраивать в слайды графические объекты, настраивать эффекты анимации.

Обобщение по курсу «Информатика и ИКТ. 8 класс»

2

Итог

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...