Главные вкладки

    Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы
    статья (информатика и икт, 10 класс) на тему

    Заморовская Татьяна Ивановна

    Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon primenenie_resursov_interneta_na_urokah_56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы

    Т.И. Заморовская, учитель русского языка и литературы
    Муниципальное казенное образовательное учреждение
    "Сорочинская средняя общеобразовательная школа", Калачинский район, Омская область

    Аннотация

    Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета. В этом её новизна. Трудно найти методическое пособие, в котором давались бы практические рекомендации из опыта работы по данной теме. Не все знают, что при использовании Интернет - ресурсов мобилизуется психическая активность учащихся, совершенствуются практические умения и навыки; индивидуализируется процесс обучения; повышается интерес к урокам русского языка и литературы; активизируется познавательная деятельность учащегося; развивается их творческий потенциал, урок делается современным.

    В работе главное внимание обращается на то, что использование интернет - ресурсов происходит на всех этапах урока: для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний; закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка мыслительных процессов.

    Подчеркивается, что учащихся необходимо научить ставить цель, выбирать средства её достижения, планировать работу во времени.

    Констатируется, что возможности использования интернет - ресурсов огромны и приводятся рекомендации разумного, системного пользования.

    Отмечается, что интернет ресурсы позволяют учителю более эффективно использовать время на уроке, и также успешно подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Приводятся примеры форм, приемов, различных заданий с использованием интернет - ресурсов, которые помогают применить полученные теоретические знания на практике, например, создание проектных работ.

    Отмечается, что проводимая работа дает свои результаты.

    В заключении кратко резюмируется всё сказанное. Уроки, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными. Информационно-коммуникационные технологии наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и раздвигают рамки школьного учебника.

    Информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности. Происходит решение главной задачи: содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам.

    Применение интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации и приобретения знаний, а это значит, вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т. е. умениями ставить цель, выбирать средства её достижения, планировать работу во времени. Электронное справочное пособие "Информационные образовательные ресурсы сети Интернет" помогает в решении данной задачи. Пособие содержит восемь разделов:

    1. Список информационно-справочных ресурсов сети Интернет
    2. Аннотированный список российских сайтов, предлагающих дистанционные курсы и программы в системе повышения квалификации и дополнительного образования.
    3. Ресурсы для образования в системе федеральных образовательных порталов.
    4. Информационно-методические интернет-ресурсы.
    5. Электронные библиотеки.
    6. Интернет-ресурсы профильного обучения.
    7. Программное обеспечение

    Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках русского языка и литературы включают:

    1. необходимой информации;
    2. пользование различными источниками;
    3. работа с информацией;
    4. поиск новой информации;
    5. синтез и анализ идей;
    6. проведение исследований;
    7. оформление проекта;
    8. защита проекта.

    Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой, кроме того, учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

    Бесспорным помощником в решении этих задач также являются ИКТ, которые использую во время урока для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

    На уроках использую следующие приемы ИКТ:

    1. учебно-тренировочный центр \7 компьютеров\ - вырабатываются умения решать тесты по русскому языку и литературе, используя сайты Интернета;
    2. тестовый компьютер - позволяет проводить тестирование школьников по программе русского языка и литературе с выставлением отметок по пятибалльной шкале \по типу ЕГЭ\ по любой теме;
    3. демонстрация озвученных уроков, созданных учителем в электронном варианте, используя ресурсы Интернета;
    4. поиск обучающимися интересных фактов, примеров по заданной теме, используя ресурсы Интернета;
    5. домашние заготовки из интернета (организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий);
    6. создание презентации, буклета ( учителем - презентаций к таким разделам курса литературы, как изучение биографии писателя, обзорные темы, вступительные занятия, посвященные историко-культурной характеристике эпохи; учащимися - презентаций по изучению жизни и творчества писателя, анализу произведения);
    7. создание проектов на основе интернет ресурсов ("Перекличка поколений". (Как вопрос о назначении поэта и поэзии звучит у поэтов разных поколений: у поэтов-декабристов, в поэзии Н.А.Некрасова, в творчестве В.В.Маяковского, Е.Евтушенко; Страницы жизни И.С.Тургенева).
    8. участие в различных сетевых конкурсах: "Моя малая Родина", "Зовущий голос неизвестной жизни" (Формула жизни А.Платонова);
    9. создание и проведение заочных экскурсий ("По пушкинским местам", "Здесь был М.Ю. Лермонтов" и др.)

    Учащимся предлагаю следующие задания:

    1. Используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею портретов изучаемого автора и его родственников, близких друзей.
    2. Используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею иллюстраций к изучаемому произведению, сопроводите иллюстрации материалом (о поэте, времени создания произведения и т.д.) и цитатой из художественного текста.
    3. Используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную хрестоматию фрагментов критических статей, посвященных изучаемому произведению.
    4. Найдите в Сети готовые рефераты (сочинения) по пройденной теме. Напишите рецензию на одну из работ (или отредактируйте одну из работ).

    Видеоряд, анимации, различные картинки, аудиофайлы дают возможность, например, на литературе сделать интереснейшие уроки по биографии писателей, сравнить интерпретацию литературных произведений в кино с художественным текстом. Можно послушать голос писателя, всё это компактно хранится в компьютере учителя. Кроме того, учитель может делать и свои документальные фильмы о писателях и поэтах, проводить заочные экскурсии по литературным местам, создавать презентации-игры! Это повышает интерес к уроку не только ребят, но и учителя! Ребята тоже включаются в процесс и создают свои проектные работы, например, рекламу о русском языке, или проект и газету "За чистоту русского языка". Ученики с удовольствием слушают стихи в авторском или актерском исполнении, знакомятся с музыкальными произведениями, написанными на эти стихи. А просмотр экранизированных художественных произведений, используемый в учебных целях, помогает учащимся понять глубину и сложность творчества того или иного писателя. Уроки русского языка и литературы должны содержать много дополнительного и иллюстративного материала. В этом помогают и сеть, и электронные учебные пособия.

    Использование презентаций позволяет:

    1. дать больший по объему материал; использовать больше наглядного материала, алгоритмы, таблицы. В своей работе я использую презентации нескольких видов: а) к уроку - школьная лекция. Видеоряд с иллюстрациями, схемами, таблицами, тестами и т.п. Необходимые слайды выводятся на экран по мере необходимости, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Здесь же используются слайд - задание. б) презентации - экскурсии - на уроках литературы. в) домашние презентации учеников. Они позволяют учащимся более качественно проиллюстрировать свое сообщение или ликвидировать пробелы в знаниях.

    Интернет даёт огромный материал, который раньше ни одна библиотека не могла дать. Кроме того, можно теперь брать материал, быстро что-то копировать, выбирать, а не перепечатывать. Это экономит время. Школьников только надо научить выбирать нужную информацию, чтобы они не тупо скачивали что-то в виде собственных рефератов и работ.

    Дополнительный материал, интересные учебники, грамотные тренажеры, тесты для контроля знаний, мультимедийные проекторы - все это увлекает ребят, делает урок живым, запоминающимся, высвобождает время учителя, улучшает взаимопонимание его с учениками.

    Уроки с применением компьютера становятся приоритетными и для учителя, и для ученика. Здесь возможно соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы восприятия ребенка и лучше запоминается. Можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, литературы. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление литературы. Мультимедийные и интерактивные модели, разнообразный иллюстративный материал поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

    Учителю необходимо учить детей работать с информацией в глобальной сети, критически относиться к ней, подвергая анализу и творческому осмыслению. Как решить проблему скачивания готовых сочинений? Надо показать, что ученик может написать лучше, интереснее. Поэтому скаченные сочинения надо всегда анализировать, проводить работу над ошибками.

    Чтобы узнать, достоверна ли скаченная информации, надо обратиться к электронному учебнику. Он сможет подсказать, помочь отличить научную информацию от суждений и субъективных, антинаучных мнений. В электронных учебниках есть уже необходимые отсылки, большой справочный, иллюстративный, музыкальный ряд, развернутый методический аппарат, тесты, рабочие тетради.

    Нужно научиться превращать компьютер в своего ближайшего помощника, но не злоупотреблять использованием ИКТ. Я, например, использую компьютер через урок, логично вплетаю в учебный процесс, системно и разумно использую ИКТ, иначе они не повлияют на результаты обучения.

    Проводимая работа дает свои результаты. Повысилось качество образования по предметам. Выпускники успешно сдают экзамены по русскому языку в формате ЕГЭ 100% - успеваемость и 50% качество (11 класс, 2009 год). Применение интернет - ресурсов позволило ребятам принимать участие и становиться призерами и победителями различных сетевых конкурсов. Существенно расширился тематический и возрастной диапазон исследовательских работ. За период работы НОУ было написано 50 исследовательских работ, из них 36 лауреатов районной и региональной НПК. Большую и полезную не только для себя, но и для школы работу выполняют учащиеся. В школе создана медиатека их работ. Ею могут пользоваться ученики при подготовке к урокам и учителя при проведении занятий. Создан банк данных. Сегодня в школьной медиатеке имеются презентации по темам: "Фольклор села Сорочино", "Моя малая Родина", "История исчезнувших деревень", "Педагоги в истории Сорочинской школы", "Человек в истории села и района", "Компьютерный жаргон", "Деревенская проза. По произведениям Екимова Б., Астафьева В., Распутина В., Шукшина В." и многие другие. Все эти материалы востребованы учениками и учителями в учебно-воспитательном процессе. Компьютерные технологии позволили перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения.

    Современные ИКТ-технологии заставляют пересматривать традиционные подходы не только к процессу обучения, но и какое место ИКТ-технологии занимают среди сложившихся способов получения знаний и информации. Их введение пересматривает роль школьного учебника, его назначение, содержание, критерии его эффективности, методов изложения. Именно учитель должен не только обеспечить усвоение учеником определенного минимума знаний, но и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Именно учитель должен уметь сочетать традиционное и информационно-технологическое обучение в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Что же является главным на уроке: "компьютер", "учебник" или "человек"? Мы никогда не добьемся успеха в обучении, если будем выделять главное. Успех обучения зависит от творческой личности учителя: умение использовать компьютерные презентации; использование ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника; использование дистанционного обучения; проведение интерактивных лекций с использованием мультимедиа-технологий и т.д.

    Преимущество интернет - ресурсов в том, что они

    1. способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
    2. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
    3. повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
    4. активизируют познавательную деятельность учащегося;
    5. развивают их творческий потенциал; 6. делают урок современным.

    Как показывает моя практика, уроки русского языка и литературы, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными. Информационно-коммуникационные технологии наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и раздвигают рамки школьного учебника. Я - за стандарт - учебник-технология - учитель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы

    Информационные технологии – не новое понятие в образовании. Современные учителя стремительно осваивают различные программы для того, чтобы добиться поставленных задач на уроке. Никого уже не удивишь п...

    Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

    В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ и СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ и  СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА....

    Опыт использования цифрового образовательного ресурса "Якласс" на уроках русского языка

    В статье обобщен опыт использования  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для  выполнения требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования,...

    «Использование образовательных ресурсов сети интернет на уроках русского языка и литературы»

    Интернет –это возможность жить без границ.Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.Чаще всего пользователи читают в Интернете новости, переписываются по электронно...