Опыт использования цифрового образовательного ресурса "Якласс" на уроках русского языка
статья

Рутковская Надежда Яковлевна

В статье обобщен опыт использования  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для  выполнения требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, а именно – метапредметным;  представлен системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование у учащихся «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большинство учителей, работающих в средней и старшей школе сталкиваются с рядом проблем, решать которые приходится учителям на местах, потому что далеко не всегда методическое обеспечение успевает за изменениями в обществе.

1.        Переходя в среднюю школу, многие дети  теряют интерес к учебе.

2.        Учащиеся проводят много времени в интернете, большую часть времени посвящая компьютерным играм.

3.        Мотивированные дети используют интернет для самообразования, но таких учащихся мало.

4.        Мы не знаем, какие знания понадобятся детям через 5 – 10 лет, потому что не успеваем за изменяющимися требованиями, и этот разрыв только увеличивается.

5.        У учителей теперь увеличивается не только бумажная, но и электронная отчетность.

Как же сделать уроки хотя бы в средней школе более интересными для детей, не усложнив работу учителю? Как сделать задания такими, чтобы дети не бегали за готовыми ответами в интернет?

Тот же интернет, который так мешает самостоятельному выполнению заданий, нам и поможет.

Действительно, сейчас увеличилось расстояние между миром ребенка и взрослого. Ребенок живет онлайн, играя и общаясь в социальных сетях. Если мы не можем это движение остановить, значит, нам надо его возглавить и научиться учить детей на их территории – в интернете.

Мотивированные дети активно используют видеоуроки, если пропускают школу или если учитель объясняет непонятно. Многие учителя записывают ролики и выкладывают их в интернете бесплатно, таким образом, помогая и ученикам, и коллегам. Но так учатся уже взрослые дети, которые ставят себе цели, выбирают образовательный маршрут сами  или с помощью родителей, учителю же больше всего приходится работать с учеником, который старается приложить поменьше усилий, выполняя задания. Вот ему-то и нужны интересные уроки и умение получать образование самостоятельно.

ФГОС основного общего образования требует от нас формирования у учащихся «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию…».  В старших классах должен получиться ученик, «…умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…»[1].

Некоторые из этих проблем  уже давно решают с помощью электронных образовательных ресурсов, например, онлайн-уроков. Каждый учитель, владеющий компьютером, в поиске материалов для урока попадал на сайты https://interneturok.ru,  https://infourok.ru, https://nsportal.ru, при подготовке к экзаменам пользовался материалами с сайта sdamgia.ru и т.д. Все эти ЭОР очень помогают учителю и мотивированному ребенку, нам же нужно создать условия для сохранения и повышения мотивации каждого ученика.

В этом нам могут помочь интернет-ресурсы, использующие игровые технологии, например,  https://www.yaklass.ru. Это образовательный проект Сколково, который сочетает в себе теоретический материал, тесты, возможность для учителя создать свои задания в тестовой или другой форме и компьютерную игру, в которой нужно собирать призы. Звездочки и кристаллы даются не только за выполнение заданий учителя, но и за самостоятельное выполнение заданий по различным предметам. На сайте есть ежедневный рейтинг: можно увидеть, какое место в предмете, классе или школе у ученика, посмотреть, кто лучший за месяц и выставить отметку. «Якласс» – это постоянные соревнования, причем выигрывают обычно не отличники, а ребята, которым скучновато на уроках. Именно они набирают больше всех кристаллов и звездочек и получают «5» при ежемесячном подведении итогов. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов [2].

Если ученику давать много попыток на каждое задание и заранее объявлять критерии отметок, ему  придется самостоятельно оценивать свой результат, читать разбор ошибок, который производится на сайте автоматически, и регулярно возвращаться к теории, чтобы повысить балл. Каждый ученик получает индивидуальный тест на заданную тему, есть задания, ответ на которые невозможно найти в интернете. Таким образом, ученик действительно учится учиться, планируя и осуществляя  свой рабочий процесс самостоятельно, т.е. становится обучающимся [1]. Так формируются метанавыки, имеющие отношение не только к предметным знаниям,  они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам [3].

Для учителя пользование «Яклассом»  не представляет никакой сложности, формирование заданий и оценивание происходит быстро, и главное – нет  никакой проверки тетрадей. Хотя есть возможность создать задание, требующее загрузки файла и проверки.

В нашей школе учатся спортсмены, они часто уезжают на соревнования, и без «Якласса»  их аттестация требовала бы много времени и усилий. При электронном дистанционном обучении они решают задания в то же время, что их одноклассники, и родители могут контролировать этот процесс и видеть результат.

Каждый месяц мы подводим итоги:  вывешиваем «ТОП» каждого класса за месяц и выставляем «5» ученикам, которые выполнили больше дополнительных заданий по предмету, распечатываем грамоты и вешаем их на стенд.

Мы работаем с «Яклассом» второй год, он действительно облегчает жизнь учителю, родителю, ученикам.  В этом году мы провели анкетирование и  увидели, что, если не вывесить рейтинг за месяц, интерес к выполнению дополнительных заданий в 5 – 6  классах понижается, в этом возрасте детям обязательно нужно поощрение. Оказалось, что с прошлого года больше ребят 6 – 8 классов стали самостоятельно выполнять задания по разным предметам, используя «Якласс»  в качестве репетитора по разным предметам. Для того чтобы разнообразить работу с сайтом и сохранить интерес учащихся, мы стали создавать свои задания. Например,  упражнения по русскому языку на основе книг, которые рекомендуют сами дети.

Родители тоже могут пользоваться «Яклассом», помогая ребенку в выполнении заданий или контролируя результат работы из своего личного кабинета. На вопрос «Чем полезен «Якласс?» родители отвечали так: «возможность заработать дополнительную отметку и баллы», «проверка своих знаний», «закрепление знаний, возможность самостоятельно отработать какие-то темы», «повторение пройденного материала», «возможность получать знания из дополнительных альтернативных источников», «элемент игры (кто царь горы?)» и т.д.

Подведем итоги.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ РАБОТЫ С ЯКЛАССОМ

Саморазвитие и непрерывное образование учителя, ученика, родителя

Учебно-познавательная деятельность учителя и ученика

Развитие регулятивных и познавательных УУД

Повышение мотивации, относящееся ко всем предметам

Снижение нагрузки на учителя        

ВОЗМОЖНОСТИ

Саморепетиторство по всем предметам

Доступность предмета для родителей, желающих помочь своему ребенку с уроками

Дистанционное обучение

Возможность обучать ребенка в комфортной для него среде

Задания по выбору (учебник или Якласс, Якласс с дополнительной теорией по желанию)

Составление проверочных работ из своих заданий

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Ограниченное количество вариантов заданий в некоторых темах  (надо добавлять свои)

Теория не всегда соответствует программе (иногда это плюс)

Не заменяет контрольных работ в классе, потому что самостоятельность выполнения всегда под вопросом

Учитель ограничен в требованиях, т.к. интернет и компьютер не входят в УМК

Для сохранения интереса у учащихся необходим творческий подход учителя

Нет хорошего тренажера к экзаменам (в частности, по русскому языку)        УГРОЗЫ

При отсутствии поощрения, дети 5-6 классов теряют интерес и перестают самостоятельно решать задания, если их на задали в классе

Если использовать только ЭОР, дети будут очень мало писать рукой (последствия неизвестны)

1.        Федеральные государственные образовательные стандарты.

https://fgos.ru

2.        Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. СПб.: Питер, 2009.

3.        Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.  М.: Академия, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка

Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...

Опыт использования цифровых образовательных ресурсов

Наряду с традиционными формами обучения технологии дистанционного обучения все чаще используются а образовательном процессе. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разноте...

Методическая разработка мастер - класса "Использование Цифровых образовательных ресурсов учителями иностранного языка"

Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.Задачи:Познакомить с особенностя...

Статья "Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы"

Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы.Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует....

Опыт использования цифровой образовательной среды на занятиях в системе дополнительного образования

С 2019 года на базе СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр «Детско-юношеский центр «Открытие»» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Java-п...

Использование библиотеки цифрового образовательного контента. Урок русского языка по теме «Антонимы».

Сахалинская область участвует в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды.Разработан план-конспект урока  с использованием цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образо...

«Опыт использования цифровых образовательных ресурсов на примере веб-сервиса Flippity для создания разнообразных интерактивных упражнений для обучения»

Flippity — это увлекательный бесплатный веб-проект, предоставляющий учителям (и ученикам) чрезвычайно простой способ превратить электронные таблицы Google во что-то классное и полезное для учебн...