ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по информатике и икт на тему

Мукминова Юлия Нургаяновна

Дистанционное обучение создает особый контекст реализации педагогических технологий. При этом осуществление дистанционного образования полностью опирается на возможности использования информационных технологий и компьютерных коммуникаций, что позволяет нам увидеть, тесную связь, взаимообусловленность, педагогических и информационных технологий, что определяет необходимость анализа педагогических технологий, в контексте идей информатизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Современные условия развития общества дали толчок для разработки и введения в образовательную систему новых образовательных стандартов, которые предполагают пересмотр понятия «результат образовательной деятельности». Система российского образования обновляется в условиях, когда целевая ориентация подготовки специалистов (знания, умения, навыки) претерпела значительные изменения. Их усвоение обучающимся становится недостаточным и не обеспечивает добывания новых знаний. Это основной недостаток ЗУНовской подготовки. Приоритетной целью образовательного процесса стали понятия «компетенции», «компетентность».

Следует заметить, что до сих пор в педагогической науке нет единого понимания сути данных понятий. Мы исходим из мнения, что все-таки следует избегать использования понятий «компетенция» и «компетентность» в одном контексте. В этом вопросе нам импонирует точка зрения А.В. Хуторского [7], который дает следующее определение понятию «компетенция»: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».

Предметом нашего исследования в данной работе являются определение круга компетенций и их сущности преподавателя при дистанционной форме профессионального образования в средней профессиональной школе. Так как речь идет о профессиональном образовании, следует уточнить целевые ориентации деятельности педагога. На наш взгляд, это подготовка специалиста, наделенного такими качествами, как активность, инициативность, предприимчивость, мобильность, готовность к совершенствованию собственных компетенций в зависимости от актуальной учебной ситуации. Столь высокие требования к качеству подготовки специалиста предполагают и совершенно новые ожидания по отношению к профессионализму педагога профессионального образования.

С одной стороны, само понятие «дистанционное образование» предполагает самостоятельность обучающегося в выборе собственной образовательной траектории в рамках выбранного направления подготовки, с другой, - немаловажно обеспечение воспроизводимости учебно-программного и контрольно-оценочного материала, необходимых образовательных технологий вне зависимости от места нахождения и времени потребителя данного вида образовательных услуг собственно учебного заведения.

Наряду с этим, мы считаем ключевым фактором обеспечения качества профессионального образования саму личность преподавателя. Речь идет об острейшей необходимости пересмотра и усовершенствования комплекса профессиональных компетенций педагога.

Основным звеном дистанционного профессионального образования является активность, самостоятельность и мобильность студента, способного адекватно реагировать на складывающуюся учебную ситуацию в соответствии со своими собственными образовательными целями. А педагог направляет и контролирует самостоятельную деятельность обучающегося. В ходе непосредственного образовательного процесса играет роль наставника, помощника, тьютора, коуча, в зависимости от конкретных учебных целей и задач.

Успешная реализация эффективного дистанционного обучения на различных уровнях образования возможна при условии комплексного учета методологического, организационного, психологического, содержательного и регионального аспектов. По мнению Шабанова А.Г., модель управления дистанционным обучением целесообразно строить на основе следующих положений [8]:

1. В центре процесса обучения находится целеустремленная и активная самостоятельная учебно-познавательная деятельность, управляемая посредством программы ДО и осознанного выбора обучающегося.

2. Гибкая система дистанционного обучения позволит обучающемуся самостоятельно приобретать в последующем знания на протяжении всей жизни.

3. Дистанционное обучение должно носить активный и целенаправленный характер, предусматривающий получение человеком знаний для решения практических проблем его трудовой деятельности и реализации карьерных ожиданий.

4. Дистанционное обучение не должно исключать возможности прямого личностного общения его участников (педагог и обучающийся, обучающий-обучающийся) и сотрудничества в процессе познавательной и творческой деятельности.

5. Система контроля за усвоением знаний должна носить оперативный характер, строиться на основе обработки данных контроля успеваемости, сведений об участии в научно-исследовательской работе и др.

6. Целенаправленное использование в процессе дистанционного обучения времени и здоровьесберегающих технологий обучения.

7. Ведение воспитательной работы в процессе дистанционного обучения в формах, сообразных его особенностям и условиям.

Дидактическая система непрерывного профессионального образования обладает структурой, содержанием, методами, формами, средствами и способами контроля, которые обеспечивают обучающимся достижение определенного уровня профессиональной подготовленности.

Педагог сам формирует образовательную среду подготовки специалиста: проектирует содержание учебной дисциплины, профессионального модуля, подбирает (разрабатывает) необходимое программное обеспечение. Следовательно, от личностных и профессиональных качеств преподавателя зависит уровень сформирован-ности компетенций выпускника.

Общие компетенции преподавателя можно сгруппировать в несколько блоков:

1. Личностные компетенции: ценностные ориентации, мотивация профессиональной деятельности;

2. Организационные компетенции: управление собственной деятельностью и деятельностью обучающегося от начала до завершения образовательного процесса; рефлексия успеха/неуспеха; умение организовать процесс рефлексии в ходе общения с обучающимся.

3. Интеллектуальные компетенции: навыки информационного сопровождения самостоятельной учебной деятельности студента; способность применять метода проблемного, проектного обучения.

4. Коммуникативные компетенции: навыки эффективного сотрудничества с обучающимися; речевая и коммуникативная культура.

Что касается профессиональных компетенций, вопрос не так однозначен. С одной стороны, педагог профессионального образования должен обладать с определенной долей допуска стандартным комплексом компетенций, среди которых можно выделить предметную, общепедагогическую, профессионально-коммуникативную, управленческую, рефлексивную. В этом ряду особо необходимо выделить информационно-коммуникативную компетенцию: владение информационно-коммуникационными и Интернет технологиями.

Но функции педагога дистанционного образования не ограничиваются только пересылкой и получением информации через Интернет. Он должен быть компетентным во всех областях, которые, так или иначе, затрагивают его профессиональную деятельность. Преподаватель дистанционного образования должен владеть системой профессионально значимых качеств. Именно системой, а не отдельно взятыми навыками и компетенциями в какой-то из смежных областей.

Если сравнить компетенции преподавателя дистанционного обучения и преподавателя очного обучения, то в ряду специфических для преподавателя ДО можно выделить три основные группы [6].

  1. Компетенции в области педагогики.
  2. Компетенции в области психологии.

В данном случае можно говорить о применении современных технологий с учетом особенностей дистанционной формы обучения; знаний в области психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.:

  • обучение в сотрудничестве;
  • технологии кооперативного обучения;
  • метод проектов (как разновидность - метод телекоммуникационных проектов);
  • технологии проблемного обучения;
  • исследовательский метод;
  • индивидуальное и дифференцированное обучение;
  • модульное обучение;
  • игровые технологии;
  • метод "мозгового штурма" и др.
  1. Компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение такими постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием, как поддержка проектирования учебного материала (курсов); доставка учебного материала слушателям; поддержка "справочных" материалов (библиотека); консультации; контроль знаний; организация общения обучаемых (коллективные формы обучения). 

Речь в данном случае идет об Интернет-ориентированных педагогических технологиях, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении:

  • индивидуальное обучение (менторство (индивидуальное наставничество);
  • парное обучение (репетиция, друзья по переписке, совместная творческая работа, рецензирование, аннотирование, пила, коллективное обучение, диспут, доклад (презентация), проблемная лекция, встречи с экспертами).

Современные требования к качеству подготовки специалистов и новые возможности быстро развивающихся ИКТ настоятельно диктуют необходимость создания программы (системы) подготовки и повышения квалификации педагогических работников, готовых (способных) к профессиональному развитию в области дистанционных технологий в профессиональном образовании.

Мы считаем, что назрела необходимость создания программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников, готовых к профессиональному развитию в области дистанционных технологий.

Актуальность нашего предложения связана с проблемой оторванности знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю дистанционного обучения, от требований современного работодателя. Просто знания и умения, даже доведенные до автоматизма, не могут служить гарантией качества педагогической деятельности.

С другой стороны, отсутствует единая классификация компетенций, к формированию которых следовало бы стремиться при подготовке педагогов ДО.

Для подготовки компетентного педагога ДО необходимо систематизировать требования к уровню квалификации специалиста и ожидания работодателя  по отношению к выпускнику профессионального учебного заведения.

Таким образом, предлагаемый нами подход к дистанционному обучению ставит новые непростые задачи, решение которых затрагивает множество вопросов (педагогику, методику, обеспечение качества обучения, права интеллектуальной собственности и др.) [5]. Однако, если пойти именно в этом направлении и основательно изучить выдвинутые вопросы, то и образовательный процесс в дистанционном обучении станет по-настоящему «открытым», эффективным и заслужит доверие общества.

Список литературы

  1. Дронова Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2008. - С. 85
  2. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. - №10. - С. 51–55.
  3. Игонина Е.В. Потенциал портфолио в диагностике профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения // В мире научных открытий. 2010. - № 4-5. - С. 110-112.
  4. Турковская, Н.В. Дистанционное обучение как вид в дидактике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - №9. – с. 185-199.
  5. Турковская, Н.В. Подготовка будущего преподавателя дистанционного обучения как педагогическая проблема // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - №9. – с. 185-199
  6. Слепенькин А. Е. Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, -июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 132-134. Режим доступа: http://www.moluch.ru/authors/2102/
  7. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html
  8. Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-modelirovanie-protsessa-distantsionnogo-obucheniya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya#ixzz2OEyIgy3q

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя трудового обучения

Материал обупликован для молодых педагогов в помощь подготовки к аттестации...

Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"

В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...

Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса

Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни ...

Педагогические технологии на дистанционном обучении детей с ОВЗ

Педагогические технологиина дистанционном обучении детей с  ОВЗ...

Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное образование в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение,  преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психоло...

Реализация психолого-педагогической компетенции учителя на уроках технологии

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю.  Сегодня учитель  - это человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, г...

Развитие социокультурной компетенции учителя при обучении диалогической речи.

Развитие навыков диалогической речи на уроках представляет определенную сложность для учителя. Для успешного развития этого навыка требуется  знание этапов формирование диалога. Глубокое изучение...