Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для 6 класса
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Шевелева Наталья Андреевна

Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ для 6 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ для 6 класса

(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)

Шевелева Наталья Андреевна

(ФИО учителя-разработчика (полностью))

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с  авторской программой  Босовой Л.Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»[1], с учетом кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА и ЕГЭ, с целью реализации государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика предмета

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики  и ИКТ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но за счет регионального компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

В основу курса информатики и ИКТ в 5-7 классах положены следующие идеи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса  информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах;
  2. научность в сочетании с доступностью, строгостью и системностью изложения;
  3. практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий и является продолжением обучения, начатом в 5 классе по учебнику Л. Л. Босовой.

Цели обучения информатике и ИКТ в 6 классе определены следующим образом:

  • Формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики.
  • Формирование у обучающихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для учебных задач и саморазвития.
  • Усилие культурологической составляющей школьного образования.
  • Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики.
  • Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Рабочая программа составлена в точном соответствии с авторской программой.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • Информатика и ИКТ: учебник для 6 класс / Л.Л.Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;  
  • Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;  
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • http://products.videouroki.net , «Электронная тетрадь по информатике 6 класс».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество учебных часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации за счет регионального компонента для изучения в 6 классах отводится  35 часа, из расчёта 1 часов в неделю (35 недели).

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  •  показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  •  организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание курса

Компьютер и информация – 11 часов.

Человек и информация – 12 часов.

Элементы алгоритмизации – 12 часов. 2 часа на создание итогового мини-проекта добавлены в раздел Элементы алгоритмизации.

  • практические работы – 17:

Практическая работа №1. «Работаем  с файлами и папками».

Практическая работа №2. «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3. «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа №4. «Нумерованные списки».

Практическая работа №5. «Маркированные списки».

Практическая работа №6. «Создаем таблицы». 

Практическая работа №7. «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8. «Строим диаграммы».

Практическая работа №9. «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10. «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11. «Рисуем в редакторе Word».

Практическая работа №12. «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13. «Power Point.  Часы».

Практическая работа №14. «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15. «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16. «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17.«Создаем слайд-шоу в Power Point».

  • проверочные работы – 3:

Проверочная работа №1. «Устройства компьютера и основы  пользовательского интерфейса».

Проверочная работа №2. «Информация вокруг нас».

Проверочная работа №3. «Основные элементы окна текстового и графического редакторов».

  • практические контрольные работы – 3:

Практическая контрольная работа №1. «Создание документов в текстовом процессоре Word».

Практическая контрольная работа №2. «Структурирование и визуализация информации в текстовом процессоре Word».

Практическая контрольная работа №3. «Создание графических изображений».

  • контрольные работы - 3:

Контрольная работа №1.  «Компьютер и информация».

Контрольная работа №2. «Человек и информация».

Контрольная работа №3. «Алгоритмы и исполнители».

  • проект -1:

 Итоговый мини-проект.

Формы организации учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности чрезвычайно разнообразны и предполагают фронтальную, парную, индивидуальную (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся; групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках практикумах, комбинированных уроках.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Применяемые технологии и методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • элементы здоровьесберегающих технологий;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) и т.д.

Классификация методов обучения:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  • активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Формы контроля знаний, умений, навыков: промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий[2].

Цели практикума:

  • сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  • вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный.

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности:  школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.   Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, можно не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они  самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно  искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения  дома, поощряя их  выполнение дополнительной оценкой.

Содержание практикума:

Создание информационных объектов и моделей:

  • текстов
  • таблиц
  • списков
  • рисунков
  • движущихся изображений

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы или тестирования2. Позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы2.


Форма 2

Цели курса

№ цели

Содержание цели

Ученик будет иметь представление:

о позиционных и непозиционных системах счисления;

об алгоритмах, приводить их примеры;

об исполнителях и системе команд исполнителя;

об этических нормах работы с информационными объектами.

Ученик будет знать:

1

понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

2

….

Ученик будет уметь

пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

определять назначение файла по его расширению;

применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

выполнять основные операции с файлами;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

различать необходимые и достаточные условия;

переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.


Форма 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2015-2016 учебный год

Общее количество часов на предмет по учебному плану - __35__ ч., по _1_ часа в неделю.

Всего учебных недель - _35.

Из них на:

I четверть - _9_ ч.

II четверть - _7_ч.

III четверть - _10_ч.

IVчетверть - __9_ч.

на практические работ - _17_ ч.

на контрольные работы - _6_ ч.

Составлен в соответствии с программой: Л.Л.Босовой. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Учебник: «Информатика и ИКТ», учебник для 6 класса / Л.Л.Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Методическое пособие: Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Форма 3

Тематический план

п/п

№ в теме

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Код элемента содержания (КЭС)

Элемент содержания

Код требования к уровню подготовки выпускников (КТУ)

Требования к уровню подготовки

Примене-ние компьютер-ных технологий, ИКТ

Домашнее задание:

репродуктивный уровень (для всех);

конструктивный уровень;

продуктивный уровень (творческий)

Тема раздела: Компьютер и информация (11 часов)

1.

1

Компьютер – универ-сальная машина для работы с информа-цией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1.4.1

Основные компоненты компьютера и их функции

2.6

Пользоваться  персональным  компьютером  и  его перифе-рийным  оборудованием;  следовать  требованиям техни-ки  безопасности,  гигиены,  эргономики  и ресурсосбере-жения  при  работе  со  средст-вами информационных и коммуникационных технологий

Презентации

Клавиатур-ный тренажер

РУ: §1.1.

КУ: вопросы 1-4 с.10 (устно)

ПУ:  §4.14-§4.18 (читать)

2.

2

Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками»

2.1.2

Создание,  именование,  сохранение,  удаление

объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.  Архивирование  и  разархивирование.  Защита информации от компьютерных вирусов

2.2

Оперировать  информацион-ными  объектами,  используя

графический  интерфейс:  открывать,  именовать,  сохранять объекты,  архи-вировать  и  разархивировать  информацию, пользоваться  меню  и  окнами,  справочной  системой;

предпринимать меры антивирусной безопасности;

Презентации

Электронные рабочие тетради

РУ: §1.2

КУ: вопросы 1-6 с.15 (устно

3.

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

1.1.3

2.3.1

Дискретная  форма  представления  информации.

Единицы измерения количества информации.

Создание  текста  посредством    квалифицированного

1.2

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

Презентации

Электронные рабочие тетради

РУ: §1.3 (введение), с.16-17

ПУ: §4.3 (читать).

4.

4

Двоичное кодирова-ние числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

1.1.3

2.3.1

Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

1.2

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

Презентации

РУ: §1.3 (1) с.18-19

5.

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с программой Калькулятор

1.1.3

Дискретная  форма  представления  информации.

Единицы измерения количества информации.

Презентации

РУ: §1.3 (1) с.20-21, читать

6.

6

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

1.1.3

2.3.1

Дискретная  форма  представления  информации.

Единицы измерения количества информации.

Создание  текста  посредством  квалифицированного клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

1.2

2.4.1

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Электронные рабочие тетради

РУ: §1.3 (2) с. 21-23

7.

7

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

1.1.3

2.3.1

Дискретная  форма  представления  информации.

Единицы измерения количества информации.

Создание  текста  посредством  квалифицированного клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

1.2

2.4.1

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

РУ: §1.3 (2) с. 21-23

8.

8

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа №1.

2.3.1

Создание  текста  посредством  квалифицированного

клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

2.4.1

Структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы для печати ПР

РУ: вопросы и задания с.27-28, 1-7 (устно, письмен.)

9.

9

Растровое кодирование графической информации.

1.1.3

2.3.3

Дискретная  форма  представления  информации.

Единицы измерения количества информации.

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью

инструментов  графического  редактора,  сканера,

графического  планшета,  использование  готовых графических  объектов.  Геометрические  и  стилевые

преобразования.  Использование  примитивов  и шаблонов

1.2

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

Презентации

Файлы

Электронные рабочие тетради

РУ: §1.3 (3) с. 23-27,

10.

10

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

1.2

2.4.1

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы

РУ: §1.3 (3) с.23-27

11.

11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки».

1.1.3

2.3.1

Дискретная  форма  представления  информации.

Единицы измерения количества информации.

Создание  текста  посредством  квалифицированного

клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений,

диаграмм, формул

Презентации

Файлы

РУ: §1.4

 

Тема раздела: Человек и информация (13 часов)

12.

1

Контрольная работа №1. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1-2)

1.1.32.3.1

1.1.1

Дискретная  форма  представления  инфор-мации. Единицы измерения количества информации. Создание  текста  посредством  квалифицированного

клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изоб-ражений, диаграмм, формул. Информация.  Язык  как  способ  пред-ставления  и передачи  информации:  естествен-ные  и  формальные языки

1.2

2.4.1

1.1

Единицы  измерения  количества  и  скорости  передачи

информации,  принцип  дискретного (цифрового)

представления информации;

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

виды  информационных  процессов,  примеры  источников  и приемников информации;

Презентации

Интерактив-ные тесты

Файлы

РУ: §2.1

13.

2

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3-4)

2.3.1

Создание  текста  посредством  квалифицированного

клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари.

2.4.1

Структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы

РУ: §2.2

 

14

3

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

2.3.1

Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений,

диаграмм, формул

2.4.1

Структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы

РУ: §2.3 (введение)

15.

4

Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2)

Презентации

Файлы

РУ: §2.3 (1), с. 38-40

16.

5

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа №2.

Презентации

Файлы для печати ПР

РУ: вопросы и задания с.40-42, № 1- 10

17.

6

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3 - 5)

Презентации

Файлы

РУ: §2.3 (2), с.42-44

18.

7

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

2.3.3

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью

инструментов  графического  редактора,  сканера,

графического  планшета,  использование  готовых

графических  объектов.  Геометрические  и  стилевые

преобразования.  Использование  примитивов  и шаблонов

2.4.3

создавать  рисунки,  чертежи,  графические  представления

реального  объекта,  в  частности  в  процессе  проектирования

с использованием  основных  операций  графических

редакторов,  учебных  систем  автоматизированного

проектирования;  осуществлять  простейшую  обработку

цифровых изображений;

Презентации

Файлы

РУ: §2.3 (3), с. 45-48

19.

8

Отношения соподчи-нения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4-7)

Презентации

Файлы

РУ: §2.3 (3), с. 48-50

220.

9

Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

2.3.3

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью

инструментов  графического  редактора,  сканера,

графического  планшета,  использование  готовых

графических  объектов.  Геометрические  и  стилевые

преобразования.  Использование  примитивов  и шаблонов

2.4.3

создавать  рисунки,  чертежи,  графические  представления

реального  объекта,  в  частности  в  процессе  проектирования

с использованием  основных  операций  графических

редакторов,  учебных  систем  автоматизированного

проектирования;  осуществлять  простейшую  обработку

цифровых изображений;

Презентации

РУ.: §2.3 (4), с. 51-53

 

21.

10

Классификация. Прак-тическая работа №10 «Планируем работу в графическом редак-торе» (Задания 4-6)

Презентации

РУ: §2.3 (5), с.54-55, задание №3 учебник, с.62

22

11

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-3).

2.3.1

Создание  текста  посредством  квалифицированного

клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул.

2.4.1

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,

списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы

РУ: §2.4

23.

12

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6).

Презентации

Файлы

РУ: §2.5

24.

13

Контрольная работа №2. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

1.3.1

Алгоритм,  свойства  алгоритмов,  способы  записи

алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

1.3

основные  свойства  алгоритма,  типы  алгоритмических

конструкций:  следование,  ветвление,  цикл;  понятие

вспомогательного алгоритма;

Презентации

Интерактив-ные тесты

РУ: §3.1, §4.1

Тема раздела: Элементы алгоритмизации (11 часов)

25.

1

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки».

Презентации

Логическая игра

РУ: §3.2, §3.3

26.

2

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа №3.

1.3.1

Алгоритм,  свойства  алгоритмов,  способы  записи

алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

1.3

Основные  свойства  алгоритма,  типы  алгоритмических

конструкций:  следование,  ветвление,  цикл;  понятие

вспомогательного алгоритма;

Презентации

Файлы для печати ПР

РУ: вопросы и задания с.71-72 № 1-5

 

27.

3

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

1.3.2

Алгоритмические конструкции.

Презентации

Файлы

РУ: §3.4 (1), с.73

 

28.

4

Линейные алгоритмы.  Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

Презентации

Файлы

РУ: §3.4 (1), с.73

 

29.

5

Алгоритмы с ветвления-ми. Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Презентации

Файлы

РУ: §3.4 (2) с.74-76

 

30.

6

Алгоритмы с ветв-лениями. Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Презентации

Файлы

РУ: §3.4 (2), с.74-76

31.

7

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».

Презентации

Файлы

РУ: §3.4 (3), с.76-77

 

32.

8

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».

Презентации

Файлы

РУ: §3.4 (3),

33.

9

Контрольная работа №3. Систематизация информации.

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

2.1.2

Создание,  именование,  сохранение,  удаление

объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.  Архивирование  и  разархивирование.  Защита информации от компьютерных вирусов

2.2

Оперировать  информационными  объектами,  используя

графический  интерфейс:  открывать,  именовать,  сохранять

объекты,  архивировать  и  разархивировать  информацию,

пользоваться  меню  и  окнами,  справочной  системой;

предпринимать меры антивирусной безопасности

Презентации

Интерактив-ные тесты

РУ: §1.2, повторить материал

 

34.

10

Итоговый мини-проект. Практическая работа № 17 «Создаем слайд - шоу»

Презентации

Практическая работа №17, слайд-шоу

35.

11

Итоговый мини-проект. Практическая работа № 17 «Создаем слайд - шоу»

Презентации

Итого за учебный год:  35  уроков, из них:  4 теории и  31 практики

Форма 4

Системно - деятельностная основа тематического плана

п/п

Наименование раздела

 и тематического блока курса

Кол-во часов

Цели по уровням усвоения знаний:

- иметь представление,

- знать,

-уметь,

 -владеть.

Виды учебной деятельности

учащихся на уроке

Формы контроля

достижения целей

Материальное обеспечение

1.

Тема раздела: Компьютер и информация

11 часов

знать/понимать:

 - представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

-   об этических нормах работы с информационными объектами.

уметь:

- переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно;

-  пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

   -  определять назначение файла;

   -  выполнять основные операции с файлами;

   -  применять текстовый процессор для набора, редактирования и  форматирования текстов, создания списков и таблиц;

   - применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Работа с учебником.

Практические работы.

Работа с клавиатурным тренажером.

Самостоятельная работа (практикум на компьютере)

Текущий:

фронтальный опрос

индивидуальный опрос

практические работы

наблюдение

демонстрация самостоятельная работа

устный опрос

визуальная проверка

Тематический: проверочная работа

интерактивный тест

практическая контрольная работа

Компьютеры

Интерактивная доска

Проектор

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

2.

Тема раздела:

Человек и информация

13 часов

знать/понимать:

  - смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  - различать необходимые и достаточные условия;

  - информативно или нет некоторое сообщение;

  - различные виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  -   об этических нормах работы с информационными объектами.

     уметь:

   - приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между  понятиями;

   -  различать необходимые и достаточные условия;

    - применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

   - применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков.  

Работа с учебником.

Практические работы.

Работа с клавиатурным тренажером.

Самостоятельная работа (практикум на компьютере)

Текущий:

фронтальный опрос

индивидуальный опрос

практические работы

наблюдение

демонстрация самостоятельная работа

устный опрос

визуальная проверка

Тематический: проверочная работа

интерактивный тест

практическая контрольная работа

Компьютеры

Интерактивная доска

Проектор

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».


3.

Тема раздела:

Элементы алгоритмизации

11 часов

знать/понимать:

  -  об алгоритмах, приводить примеры;

  - об исполнителях и системе команд исполнителя;

  - об этических нормах работы с информационными объектами.

     уметь:

- записывать алгоритмы;

- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.

Работа с учебником.

Практические работы.

Работа с клавиатурным тренажером.

Самостоятельная работа (практикум на компьютере).

Метод проектов.

Текущий:

фронтальный опрос

индивидуальный опрос

практические работы

наблюдение

демонстрация самостоятельная работа

устный опрос

визуальная проверка

Тематический: проверочная работа

интерактивный тест

практическая контрольная работа

мини - проект

Компьютеры

Интерактивная доска

Проектор

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

Форма 5

Практическая и контрольная части программы

№ п/п

Практическая и контрольная части программы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Практическая работа №1. «Работаем  с файлами и папками».

Практическая работа №2. «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3. «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа №4. «Нумерованные списки».

Практическая работа №5. «Маркированные списки».

Практическая работа №6. «Создаем таблицы».

Практическая работа №7. «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8. «Строим диаграммы».

Практическая работа №9. «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10. «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11. «Рисуем в редакторе Word».

Практическая работа №12. «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13. «Power Point.  Часы».

Практическая работа №14. «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15. «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16. «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17.«Создаем слайд-шоу в Power Point».

Проверочная работа №1. «Устройства компьютера и основы  пользовательского интерфейса».

Проверочная работа №2. «Информация вокруг нас».

Проверочная работа №3. «Основные элементы окна текстового и графического редакторов».

Практическая контрольная работа №1. «Создание документов в текстовом процессоре Word».

Практическая контрольная работа №2. «Структурирование и визуализация информации в текстовом процессоре Word».

Практическая контрольная работа №3. «Создание графических изображений».

Контрольная работа №1.  «Компьютер и информация».

Контрольная работа №2. «Человек и информация».

Контрольная работа №3. «Алгоритмы и исполнители».

Итоговый мини-проект.

Форма 6

Контроль уровня обученности

Карта индивидуального развития обучающихся _6_ класса

№ п/п

ФИ обучающихся

Результаты за 1 четверть

Достижения обучающихся

Результаты за 2 четверть

Достижения обучающихся

Результаты за 3 четверть

Достижения обучающихся

Результаты за 4четверть

Достижения обучающихся

Результаты за _2015-2016_ учебный год

Форма 7

Учебно-методическое обеспечение программы на __2015-2016__ учебный год

Предмет

Программа (автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания)

Гриф МОиН РФ

Учебник (автор, название, год издания)

Количество недостающих

Методические пособия (автор, название, год издания)

Информатика и ИКТ

Л.Л.Босовой. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Рекомендовано

 «Информатика и ИКТ», учебник для 6 класса / Л.Л.Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

0

Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;  


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике

  • при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
  • при   тематическом   контроле   подлежат   проверке   знания,   зафиксированные   необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);
  • итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую контрольную работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. Для профильных классов используются рубежные работы, а также сессия.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (в нашем случае это эвристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся.  Здесь самым главным условием деятельности учителя является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Практическая работа используется для закрепления определенных навыков работы с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании ученик вправе получать необходимые консультации со стороны учителя. Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т. е является формой контроля усвоения знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, могут быть даны задания построение схемы, таблицы и т. д.

Тестирование как вид контроля. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течение учебного года. Эффективным средством изучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности.

Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата.

Тесты, состоящие из пяти вопросов, можно использовать после изучения учебного материала на каждом уроке.

Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов возможно использовать для итогового контроля. При оценивании используется шкала для теста из пяти вопросов:

«5» - нет ошибок,

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

«2» - три ошибки

Для теста из 30 вопросов:

«5» - 25-30 правильных ответов

«4» - 19-24 правильных ответов

«3» - 13-18 правильных ответов

«2» - меньше 12 правильных ответов

Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда учебный материал осваивается в рамках базисного учебного плана.

Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оценивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку: грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания. Определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Характер ошибок

Ошибками считаются:

Полностью  искажено смысловое  значение

значение понятия, определения

Погрешность

отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемою объекта

Недочетами считаются:

неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Нормы оценки знаний и умений по информатике

«5» -        при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» -  при наличии 1-2 недочетов;

«3» -          1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;        

«2» -        незнание основного программного материала.


Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

http://www.infojournal.ru/

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/


[1] Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, с.370-392.

[2]  Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/Л.Л. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...