Применение инструментов MS PowerPoint в курсе преподавания информатики
методическая разработка по информатике и икт по теме

Пирумова Наталия Александровна

Цель работы – исследовать возможности программы MS Power Point как образовательной среды в повышении эффективности преподавания предмета «Информатика» в системе среднего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ms_power_point_na_urokakh_informatiki.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Верещагтно

Методический доклад

Применение инструментов MS PowerPoint
в курсе  преподавания информатики

Выполнил(а):

Преподаватель математики и информатики
Пирумова Наталия Александровна

Верещагино
2013


Содержание

Введение

3

Глава I. Возможности использования программы MS Power Point в учебном процессе        

6

1.1 Обоснование выбора программы

6

1.2 Возможности программы  MS Power Point

10

1.3 Способы эффективного представления информации в презентации

15

Глава II.  Разработка урока по дисциплине «Информатика» с использованием MS PowerPoint        

22

2.1 Необходимые психолого-педагогические требования для создания презентаций (критерии оценки)        

22

2.2 Этапы разработки презентации

24

Заключение

27

Список литературы

29


Введение

 Современный контекст образовательных процессов и тенденций в современном обществе диктует коренной пересмотр ценностных характеристик получаемых знаний. Сейчас в процессе интеграции и глобализации человек рассматривается не как носитель объективного знания, а как активная деятельная личность, владеющая стратегиями освоения системы образовательной деятельности, конструирующую личностные знания  и готовая к межкультурной коммуникации во всех ее сферах. Все это меняет акцент и в области овладения предметом «Информатика»: от понятия «изучить предмет на всю жизнь» к понятию «быть способным и готовым изучать предмет в разных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни». Одним из способов решения поставленной проблемы могут выступать компьютерные технологии, которые сочетают в определенных программах поиск, игру и интерактивность и позволяют ученикам накопить необходимый опыт коммуникативной и учебной деятельности, а также сделать обучение более автономным и гибким. Известно, что во всем мире компьютерные технологии являются общепризнанными средствами стимулирования продуктивной человеческой деятельности [6]. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно реализовывать дидактические и психологические принципы. Многие эксперименты доказывают, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет повысить уровень компетенции во владении предметом. Компетентностные единицы, полученные посредством компьютерных технологий, закрепляются на более долгий период, чем полученные знания на основе использования других учебно-методических комплексов, таких как учебники, аудио-видео кассеты, таблицы, плакаты.

 Я выбрала с целью совершенствования обучения дисциплине «Информатика» в школе использование MS Power Point на уроках. В процессе подготовительной работы наблюдала некоторые противоречия: между необходимостью использовать компьютер на уроках и недостаточностью учебных программ для данного предмета. В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для объяснения нового учебного материала электронными продуктами или они не в полной мере соответствуют психолого- педагогическим требованиям, проблема возникает в том, чтобы разработать некоторые несложные средства, пригодные для применения на уроке, например, мультимедийные учебные приложения для совершенствования обучения  предмету «Информатика».

Мультимедийная презентация, сочетая в себе текстовый материал с иллюстрациями, разнообразными анимационными эффектами, аудио и видео фрагментами, позволяет улучшить восприятие информации, сделать его более полным и запоминающимся.

Наиболее просто презентации создаются с помощью программного средства MS Power Point, в котором презентация рассматривается как единое целое, а не просто набор отдельных слайдов. На сегодняшний день программный комплекс MS Power Point является лидером среди систем для создания презентаций.

Объект исследования - использование мультимедийных приложений в преподавании школьных предметов.

Предмет исследования - использование программы MS Power Point в преподавании предмета «Информатика».

Цель работы – исследовать возможности программы MS Power Point как образовательной среды в повышении эффективности преподавания предмета «Информатика» в системе среднего образования.

Задачи исследования:

  • Сделать обзор и анализ инструментальных средств, используемых для создания презентаций
  • Изучить учебно-методическую и специальную литературу по информатике
  • Изучить возможности программы MS Power Point .
  • Проанализировать необходимые психолого–педагогические требования для создания презентаций.
  • Разработать презентацию для урока по предмету «Информатика» в среде MS Power Point
  • Проанализировать результаты работы.

Задачи решаются на материале темы.

Теоретическая значимость – показать эффективность использования презентаций на уроках по предмету «Информатика».

 Практическая значимость – презентация может быть использована при проведении уроков для более полного и эффективного усвоения содержания темы урока.

 «Разработанные при помощи Power Point мультимедиа презентации могут использоваться для поддержки преподавания в рамках различных форм обучения,  в соответствии с которыми структура этих программных средств должна быть адаптирована для наилучшего решения стоящих перед преподавателем и обучающимися задач» [3].

В работе дается обзор существующих на сегодняшний день специализированных программ для создания  презентаций, обосновывается выбор в пользу MS Power Point, раскрываются возможности использования презентаций в учебном процессе, и обосновывается актуальность применения в преподавании предмета.


Глава I

Возможности использования программы MS Power Point в учебном процессе

1.1.  Обоснование выбора программы

 Необходимо дать возможность преподавателям возможность самостоятельно разрабатывать нужные им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК. Для этого и предназначены специализированные программы, называемые инструментальными средами, которые позволяют создавать более или менее полноценные интерактивные мультимедиа приложения. При этом само создаваемое мультимедиа приложение, как правило, представляет собой последовательность слайдов, содержащих то или иное мультимедийное наполнение, демонстрирующееся либо автоматически в заранее определенном порядке, либо просматривающееся пользователем в произвольной последовательности. Создание мультимедиа приложения сводится, по сути, к сборке его из готовых «кубиков» – объектов и действий, с чем вполне может справиться любой пользователь

Имеющиеся в настоящее время специализированные программы различны по спектру предоставляемых возможностей и сложности освоения, но в большинстве случаев учителю требуется разрабатывать сравнительно несложные мультимедиа приложения, интерактивность которых сводится лишь к реализации произвольной траектории просмотра слайдов. В этом случае достаточно более простых средств, например, входящего в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартного приложения Power Point , рассматриваемого в этом случае уже не просто как системы для подготовки презентаций, а как хотя и простой, но полноценной инструментальной среды. Она предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом. В поле слайда мы можем вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму. Кроме того, мы можем изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не его содержание.

Создание презентаций профессионального уровня включает в себя две основные задачи: формулирование содержания и его надлежащее оформление. Программа Power Point  помогает решить обе эти проблемы. Она способна направлять действия пользователя с момента своего запуска и вплоть до завершения процесса работы над презентацией. Power Point запрашивает всю необходимую текстовую и числовую информацию (ее можно вводить с клавиатуры или импортировать из других приложений). С помощью Power Point легко изготовляются яркие образцы графики и блестящие визуальные формы, которые ранее могли быть созданы только профессиональными художниками.

Таким образом, к преимуществам Microsoft Power Point как инструментальной среды для разработки мультимедиа приложений можно отнести:

▪ доступность (пакет Microsoft Office версии 97 и выше считается сегодня стандартным программным  обеспечением для любого персонального компьютера);

▪ легкость в освоении и простоту создания  мультимедиа презентаций  (при достаточно широком наборе имеющихся возможностей, в частности, для реализации “оформительских” анимационных эффектов, особенно в Power Point XP);

▪ возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами MS Word и MS Excel.

  Мы остановимся только на некоторых требованиях при создании презентации, в реализации которых могут возникнуть трудности у разработчика:

Отбор и адаптация учебного материала. Процесс создания презентации отличает необходимость разделения отобранной информации на достаточно завершенные логически фрагменты. Каждый слайд учебной презентации должен быть хорошо продуман, и его содержание должно подчиняться достаточно простым правилам. Прежде всего, материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств. Собственно материал можно разделить на основной и дополнительный. Основной необходимо выделить, чтобы он первым бросался в глаза при демонстрации слайда, именно он должен нести основную смысловую нагрузку. Выделение можно осуществить размером объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для выделения, подчеркивания основной мысли слайда. Текст, размещенный на слайде, должен быть хорошо виден (контраст к фону) и удобочитаем (достаточно крупный).[8]

Оформление презентации. MS Power Point содержит уже готовые шаблоны оформления, которые включают в себя правильное цветовое сочетание фона и текста. Следует отметить: фон слайда не должен отвлекать внимания от учебного материала, находящегося на слайде, текст должен контрастно сочетаться с фоном, он должен быть разборчив и читабелен.

Эффекты анимации. MS Power Point позволяет задавать для текста и других объектов слайда различные анимационные эффекты, умелое использование их позволяет сделать презентацию более наглядной. Используемые при выводе объектов на экран спецэффекты не должны быть слишком тяжелыми для демонстрации. Процесс появления объектов на слайде может осуществляться вручную или может быть настроено автоматическое появление через определенные временные интервалы. Переходы между слайдами могут управляться пользователем, а могут быть также настроены на время смены.

Вставка графических объектов. К графическим изображениям относятся фотографии и рисунки, вставка графического изображения в слайд не вызывает трудности. Изображение должно быть крупным и контрастным.

Подготовка и вставка видеофрагмента. Подготовка видеофрагмента наиболее трудоемкий процесс. Размер конечного видеофайла будет зависеть от его качества и метода кодировки. Редактирование видеофайла профессиональными программными средствами, длительный и ресурсоемкий процесс.

Создание звукового сопровождения. Каждый слайд презентации может быть озвучен. Звуковая схема презентации имеет три уровня. Низший уровень – звук, сопровождающий спецэффекты, появление объектов на экране, стандартный набор звуков может служить только для привлечения внимания к появляющимся объектам. Второй уровень звуков – аудиофайлы, присоединяемые к слайду. Данный тип звуков может служить комментарием к содержимому слайда и заменять текст, оставляя больше места для графической информации. Третий уровень – звук, вставляемый в презентацию, распространяемый на весь процесс демонстрации. Первые два типа звука оставляют возможность управления презентацией, тогда как последний тип делает презентацию непрерывной и превращает ее в фильм, т.е.делает проблематичным использование управляющих элементов. Если звуковое сопровождение отсутствует, то слайд должен быть озвучен демонстрирующим его человеком. Вставка в презентацию активных кнопок и гиперссылок создает в документе ветви и циклы слайдов.

 Создать и использовать презентацию в MS Power Point может каждый пользователь, обладающий элементарными навыками использования современного персонального компьютера.[11]

1.2.  Возможности программы  MS Power Point

  Программа Microsoft Power Point - это программное средство, входящее в состав пакета Microsoft Office и позволяющее конструировать и воспроизводить слайды на экран монитора или демонстрационный экран. Возможности данного программного пакета позволяют на достаточно высоком уровне разрабатывать мультимедийные учебные материалы, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, и даже фрагменты видеофильмов и мультипликацию. Во время демонстрации слайдов показ может сопровождаться звуковыми записями - дикторским текстом или музыкальным произведением. Несмотря на свою простоту и доступность использования, программа Power Point поддерживает три основных принципа мультимедиа:

  1. Представление информации в различных форматах;
  2. Создание разветвленной презентации, позволяющей поддерживать нескольких сюжетных линий, выстраиваемых самим пользователем;
  3. Использование разнообразных форм, шаблонов при разработке дизайна, интерфейса и средств навигации.

Программа Power Point имеет широкие возможности, которые можно использовать при представлении любой мультимедийной информации, в том числе возможность:

  • детализации изображения на экране;
  • выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале;
  • осуществления непрерывного музыкального или любого другого сопровождения, соответствующего визуальному ряду;
  • использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д.;
  • включения в содержание диска баз данных, по различным курсам, анимации и т.д.;
  • подключения к сети Internet;
  • работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами и т.д.);
  • автоматического просмотра ("слайд-шоу");
  • "свободной" навигации и др.

 Разработанные при помощи программы MS Power Point  мультимедиа презентации могут использоваться для поддержки преподавания в рамках различных форм обучения, в соответствии с которыми структура этих программных средств должна быть адаптирована для наилучшего решения стоящих перед преподавателем и обучающимися задач [3]

Анализ урока и его структуры, определение этапов, когда компьютер органично вписывается в учебный процесс, позволит повысить качество уроков, на которых используются информационные технологии.

    При использовании мультимедиа презентаций в процессе  объяснения новой темы достаточно линейной последовательности  кадров, содержащих текст вводимого понятия, описание его свойств (параметров), а также иллюстрации, включающие в себя разнообразные примеры объектов и ситуаций. При этом показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на демонстрационный экран) или путем синхронного вывода  на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Показ сопровождается делаемыми преподавателем необходимыми устными пояснениями, а  текст приведенных на слайдах определений рекомендуется дополнительно прочитывать вслух. Переход от кадра к кадру в этом случае рекомендуется запрограммировать только по нажатию клавиш или по щелчку мышью без использования автоматического перехода по истечении заданного времени.

Если предполагается самостоятельное  использование мультимедиа презентации обучающимися при подготовке к уроку, то содержание кадров должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам, а также вызываемые школьниками при необходимости дополнительные пояснения. Поэтому структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и взаимопересечений и основываться на “ ручной “ навигации по присвоенным тем или иным объектам (фрагментам текста, кнопкам и пр.) ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль “главного меню” (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре “типовые” кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю” панели управления” (включая кнопки перехода к “главному меню” и возврата на предыдущий просмотренный кадр – это действие должно программироваться как переход на Последний показанный слайд, а не на Предыдущий слайд, так как при нелинейной структуре презентации переход к данному кадру не обязательно может быть произведен с предыдущего по порядку следования кадра (слайда) в презентации).

Отдельного рассмотрения  требует использование презентаций Power Point для контроля знаний обучающихся. К сожалению, в Power Point отсутствуют  развитые стандартные средства реализации интерактивного диалога с пользователем, которые позволили бы размещать в кадре флажки, радиокнопки и поля ввода произвольного текста и, главное, реализовать анализ введенной пользователем (учащимся) информации в виде некоего стандартного, выбираемого из меню, действия. Поэтому, возможно лишь предъявление на экране компьютера условий задач и заданий, сопровождаемых, если требуется, наглядными иллюстрациями. В этом случае структура презентации может быть линейной  (каждый кадр посвящен одному заданию, порядок их следования в презентации совпадает с порядковыми номерами заданий), а роль компьютера в основном  сводится к облегчению работы преподавателя по подготовке различных вариантов заданий и повышению мотивации обучающихся за счет большей красочности и многоцветности оформления и “игровых” иллюстраций. Здесь ответы и решения, как правило, даются на следующем по порядку кадре, но возможен вариант, когда в работах рядом с текстом вопросов (сгруппированных по темам) предусматриваются кнопки для получения подсказок или ответов на эти вопросы.

Однако, несмотря на сказанное выше, можно реализовать в Power Point отдельные элементы автоматизированного контроля знаний  (проверка правильности выбора щелчком мыши того или иного объекта на слайде – самого текста варианта ответа или расположенного рядом с последним “маркера” либо кнопки), если присвоить каждому из этих объектов (вариантов ответа) действие по переходу на один из двух кадров, соответствующих правильному и неправильному ответу (причем должна  быть обязательно реализована возможность возврата с них обратно  к кадру с заданием – переход на Последний показанный слайд). Если же предполагается работа с данной презентацией студентов, то важно и наличие в ней специальных мотивационных кадров, а также предоставление обучающемуся возможности исправить допущенные ошибки прежде, чем «выносить окончательный приговор».

И, наконец, особого внимания требует вопрос совместного использования презентаций Power Point и рабочих тетрадей. Думается, здесь не следует опираться только на возможности компьютера: хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у студентов в виде бумажной копии (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана  компьютера). При выполнении заданий, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо действия и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать в рабочей тетради (поскольку в Power Point отсутствуют средства, позволяющие сохранять введенные данные в отдельном файле для каждого пользователя – можно лишь сохранить всю модифицированную презентацию под новым именем файла, что не всегда удобно). Таким образом, речь должна идти о разработке программно-методического комплекса, включающего в себя мультимедиа- презентацию и рабочие тетради для каждого обучающегося, где функции каждого из названных элементов комплекса строго разделены и дублируют друг друга только там, где это необходимо.

Кроме того, при правильной организации и соответствующей методологии возможно использование Интернет - технологий, что делает образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Интернет делает образование и самообразование исключительно увлекательным и привлекательным для молодёжи. Обучающиеся используют информационные технологии для выполнения проектных заданий и письменных работ, выполняя письменные проекты по темам из курса по «Информатике». Это способствует развитию их умения работать с клавиатурой, выполнять различные операции на компьютере. Кроме того, такие электронные «презентации» позволяют преподавателю создавать банк лучших работ учеников. В дальнейшем они могут использоваться для разного рода публикаций (печатных и в Интернете).
          Применение мультимедийных презентаций на уроках по предмету «Информатика» является эффективным фактором для развития мотивации обучающихся. В большинстве случаев школьникам очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, им предоставлена большая свобода действий, и некоторые могут «блеснуть» своими познаниями в сфере информационных технологий. Однако преподавателю следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми обучающимися всего объёма работы. Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных обучающихся и укреплению их авторитета в школьном коллективе.


1.3.  Способы эффективного представления информации в презентации

Чувство цвета, линии, композиции, пропорции, гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета помогут создать эффективную презентацию. Так как, на эффективность восприятия представленной информации в числе прочего влияет и качественное оформление. Поэтому, особо стоит осветить вопрос, касающийся способов представления информации.

Внутренняя логика презентации отличается дискретностью, то есть отдельный слайд (или ограниченная группа слайдов) может и должен содержать вполне законченную мысль. Тем не менее, эта мысль обязательно должна мягко вплетаться в общее содержание презентации.

Процесс создания презентации отличает необходимость разделения отобранной информации на достаточно завершенные логические фрагменты. Каждый слайд учебной презентации должен быть хорошо продуман, и его содержание  должно подчиняться достаточно простым правилам:

•Прежде всего, материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств.

•Собственно материал можно разделить на основной и дополнительный. Основной необходимо выделить, чтобы он первым бросался в глаза при демонстрации слайда. Именно он должен нести основную смысловую нагрузку. Выделение можно осуществить размером объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для выделения, подчеркивания основной мысли слайда. В учебной презентации в качестве дополнительной информации может выступать графика.

Текст, размещенный на слайде, должен быть хорошо виден (контрастный к фону) и удобочитаем (достаточно крупный). Нет смысла забивать слайд большим количеством текста мелким шрифтом.

•Используемые при выводе на экран спецэффекты (в MS Power Point) не должны быть слишком тяжелыми для демонстрации. Это свойство существенно зависит от быстродействия компьютера, но есть определенное количество универсальных спецэффектов, в основном не связанных с изменением размеров объектов.

• Порядок вывода объектов на экран следующий:

заголовок слайда (анонс информации);

основная информация;

дополнительная (поясняющая, иллюстрирующая)     информация

 • Процесс появления объектов на слайде может осуществляться вручную или может быть настроено автоматическое появление через определенные временные интервалы. Переходы между слайдами могут управляться пользователем, а могут быть также настроены на время смены.

•  В каждой презентации обязательно должен быть предусмотрен «титульный» кадр с указанием изучаемой темы и фамилии автора разработки. Желательным является также наличие отдельного кадра (или группы кадров), поясняющего правила и принципы работы с данной презентацией (разумеется, предполагается также, что все элементы управления презентацией должны быть стандартизированы).

Что же касается использования различных анимационных эффектов (вариантов появления текста и иллюстраций на кадре при его демонстрации) и звукового оформления для этих эффектов, то хотя их использование и позволяет сделать работу с компьютером более занимательной для младших школьников, следует остерегаться чрезмерного увлечения ими, поскольку неумеренное и неуместное применение этих эффектов не только назойливо, но и отвлекает внимание учащихся от основной темы. Поэтому рекомендуется использовать более или менее заметные видео и аудиоэффекты лишь в титульных и специально отведенных для отдыха кадрах, но не на содержащих собственно изучаемую информацию или условия проверочных заданий.

Для того, чтобы презентация была оформлена в едином стиле: иллюстрации, шрифты, звук, цветовая гамма – потребуется кропотливый труд, подбор, подгонка и перебор множества вариантов. Ниже рассмотрим стандартные средства оформления слайдов для презентации.

Визуальные вспомогательные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель. При разработке и использовании нужно учитывать, что:

они быстро и доходчиво изображают то, что невозможно передать словами;

они вызывают интерес, делают разнообразным процесс презентации;

усиливают воздействие на слушателей.

В случае использования слайдов, которые могут включать схемы, таблицы, аудио и видеоматериал, необходимо помнить:

• слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;

• изображение на них должно быть отчетливым и простым;

• слова следует располагать строго горизонтально, а также связывать их с объектом, который они определяют, линиями, стрелками или с помощью выделения цветом;

• при переходе от черно-белого варианта к цветному остерегаться разнообразия цветовой гаммы;

• не перегружать слайд информацией и ничего не усложнять;

• при использовании таблиц данных, цифры, колонки или ряды, которые соответствуют теме презентации, лучше выделить.

Звуковая схема презентации в MS  Power Point имеет три уровня. Низший уровень – звук, сопровождающий спецэффекты, появление объектов на экране. Стандартный набор звуков может служить только для привлечения внимания к появляющимся объектам. Второй уровень звуков – аудио файлы, присоединяемые к слайду. Данный тип звуков может служить комментарием к содержимому слайда и заменять текст, оставляя больше места для графической информации. Третий уровень – звук, вставляемый в презентацию, распространяемый на весь процесс демонстрации.

Первые два типа звука оставляют возможность ручного управления презентацией, тогда как последний тип делает презентацию непрерывной и превращает ее в фильм, то есть делает проблематичным использование управляющих элементов.

Вставка в презентацию активных элементов (кнопок и гиперссылок) создает в документе ветви и циклы слайдов. Данный вариант презентации помогает в создании простых в использовании справочников.

Цветовая гамма. Широкие возможности цветового решения – одновременно и  достоинство и недостаток. Недостаток потому, что отсутствие ограничений нередко приводит к тяжелым для зрительного восприятия результатам.

Самая распространенная система представления цвета называется RGB (от англ. Red- Green- Blue, т.е. красный-зеленый-синий). Каждый оттенок представляется в виде комбинации  “чистых” красного, зеленого и синего цветов [5].

При выборе цветовой гаммы стоит руководствоваться следующими   принципами:

• Выбирать цвета, сочетающиеся между собой.

Слишком близкие, но не одинаковые цвета раздражают своей близостью. С другой стороны, прямо противоположные цвета тоже редко образуют гармоничные пары – зеленый с фиолетовым или красный с голубым обычно кажутся слишком разнородными; относительно неплохо сочетается только синий с желтым.

Считается, что теплые цвета (красный, зеленый и желтый) приближают объект, делают его визуально больше и активнее, привлекают к нему внимание. Тогда как холодный цвет (синий, голубой, фиолетовый) отдаляет, успокаивает, переводит объект на задний план композиции.

• Текст должен легко читаться на фоне страницы.

Все дизайнерские изыски ничего не стоят, если текст трудно читать. Основных вариантов два: темный текст на светлом фоне или светлый текст на  темном фоне. Но подобрать сочетающиеся цвета – дело сложное и хлопотное: между цветом фона и текста должен быть достаточный контраст, обеспечивающий возможность комфортного, не утомительного чтения, и в то же время эта цветовая гамма должна быть приятной для глаз. Самое простое – использовать разные оттенки одного цвета.

• Использовать ограниченное число цветов.

Лучше подобрать гамму из  двух-трех сочетающихся оттенков и придерживаться ее на всех слайдах.

• Использовать безопасную палитру цветов.

“Безопасной палитрой” называется набор из 216 цветов, одинаково отображаемых на всех типах мониторов. Дело в том, что при просмотре презентации на мониторе, способном отражать только 256 цветов, возможно искажение цвета: компьютер сам пытается имитировать недостающие цвета с помощью смешения, в результате картинка выглядит зернистой. Это особенно заметно на больших пространствах – например, цвет фона.

Форматирование текста. Вид и компоновка текста играют огромную роль в его восприятии. Тщательное форматирование текста особенно важно в дизайне, поскольку возможности работы со шрифтами в этом случае ограничены.

Сформулируем основные правила компоновки и форматирования текста:

• В тексте старайтесь выделять главное: слово или несколько слов, это помогает воспринять и остальной текст. Выделять лучше всего жирным шрифтом. Курсивом пользуйтесь с осторожностью: текст, написанный курсивом, плохо читается, так что курсив можно использовать для выделения короткого фрагмента – например, одного слова. Если вы хотите выделить курсивом целую фразу, отделите ее от остального текста.

• Используйте выравнивание текста. Выравнивание по центру, на самом деле, далеко не лучший прием: строчки разной длины создают ощущение неряшливости. Даже для заголовков выравнивание по центру не всегда является лучшим вариантом.

• Обратите внимание на заголовок. Заголовок важен для восприятия всей страницы. Для того, чтобы заголовок смотрелся красиво, он должен РАЗИТЕЛЬНО отличаться от остального текста. Если необходимо выделить фрагмент текста, не делайте его шрифт немножко больше, чем шрифт основного текста: это будет восприниматься глазом как ошибка, случайное увеличение шрифта. Выберите для выделенного фрагмента строки совсем другой размер и начертание шрифта, тогда страница будет смотреться красиво.

Шрифт. Существуют сотни разновидностей шрифтов, созданных на протяжении столетий бесчисленными художниками и дизайнерами, писцами и типографами. Однако, от всего этого изобилия мало пользы: если у пользователя на компьютере не окажется того шрифта, который вы указали, то в лучшем случае система сама подставит первый попавшийся шрифт, сведя на нет все дизайнерские усилия; в худшем случае текст может оказаться попросту  нечитаемым.

Единственное, что можно делать безбоязненно – это использовать какой-нибудь красивый шрифт в графическом элементе (заголовок, меню). Что касается текста, то самое простое решение – не задавать название конкретного шрифта; в этом случае весь текст будет отображаться шрифтом, заданным по умолчанию в браузере пользователя – как правило, это какой-нибудь простой и удобный для чтения шрифт вроде Times New Roman.

В заключение отметим, что только гармоничное оформление связывает все элементы в единое целое, создавая комфортную среду восприятия информации. А приемлемый результат, как правило, достигается путем перебора нескольких возможных вариантов.


Глава II

Разработка урока по дисциплине «Информатика»
с использованием MS PowerPoint

2.1.  Необходимые психолого-педагогические требования для создания презентаций (критерии оценки)

 Компьютерные презентации стали широко использоваться в практике преподавания в образовательных учреждениях разного типа и вида. Презентации повышают мотивацию обучающихся, усиливают восприятие нового учебного материала. Однако не любая презентация способствует повышению качества учебного процесса. Наблюдения показывают, что использование презентаций нередко приводит к перенасыщению информационной составляющей урока, и как следствие этого возникают психологические перегрузки обучающихся.

Для отслеживания процессов внедрения компьютерных презентаций в образовательном процессе необходимы инструментальные средства, спроектированные в соответствии с принципами современной парадигмы  образования. При этом важно обеспечить ясность, краткость, доступность и уместность критериев оценки презентации.

Здесь предлагается 12 критериев эффективного использования презентации на уроке. Возможно, эти критерии универсальны по отношению к предмету и возрасту обучаемых. Сами критерии сформулированы в форме конкретных реализуемых на уроке признаков и представляют собой фактически анкету качества презентации.

  1. Уместность, осмысленность использования презентации по ходу урока.
  2. Рациональное сочетание текстов и иллюстраций.
  3. Уместное использование звуковых эффектов.
  4. Уместное использование видеофрагментов.
  5. Уместное использование движения (изменения) объектов (gif-анимация, мультипликация и т. п.).
  6. Соответствие элементов слайдов, последовательности слайдов контексту урока.
  7. Соответствие цветовой гаммы тематике слайдов.
  8. Высокое качество иллюстративных  и видеоматериалов.
  9. Соответствие (нет противоречия) между содержанием и оформлением слайдов.
  10. Встраиваемость презентации в используемые на уроке педагогические технологии, совместимость с ними.
  11. Использование в презентации выхода на другие приложения (программы).
  12. Отсутствие технических сбоев  во время презентации.[4]

2.2.  Этапы разработки презентации

Разработку и последующую демонстрацию презентации можно разбить на несколько этапов:

I этап – постановка задачи;

II этап – планирование презентации

III этап – создание презентации

На первом этапе необходимо ответить на следующие вопросы: для какого мероприятия предназначена презентация (от этого зависит форма подачи материала, шрифтовое оформление, наличие или отсутствие звука и т. д.), тип урока (от этого зависит сложность структурирования презентации), в какой форме будет происходить демонстрация (от этого зависит масштаб элементов на слайдах, цветовые решения и т.д.)

Презентации, представленные в данной работе, предназначены для проведения уроков по предмету «Информатика», показ должен сопровождаться комментариями преподавателя, а текст прочитываться и обсуждаться. Процесс появления объектов на слайде и переходы между слайдами будут управляться только преподавателем по щелчку мыши, поскольку время, требуемое для восприятия обучающимися того или иного слайда с учетом делаемых преподавателем дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от подготовки обучающихся.

Второй этап начинается с отбора медиаматериалов: текстовых, звуковых, графических файлов, вебстраниц. Затем полученный материал необходимо разделить на логически законченные блоки, решить, сколько слайдов будет содержаться в каждом блоке. Определить порядок следования и возможные переходы от слайда к слайду.

Третий этап – собственно создание презентаций, в которых  содержатся информационные слайды, слайды с фотографиями, слайды с заданиями по теме урока, текстовые слайды.

2.3.  Анализ  полученных результатов

В процессе продолжения изучения темы  используется  презентация, показ сопровождается устными комментариями преподавателя, студенты знакомятся с новым материалом. Тема презентации была выбрана как наглядное представление информации эффективной для восприятия и усвоения материала.

Поскольку целью презентации является ознакомление с новым материалом, она построена в виде линейной последовательности кадров. Были использованы иллюстрации из электронной версии Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001, что, безусловно, более познавательно и привлекает внимание к данной теме.

По ходу урока преподаватель фиксирует ответы учеников, по которым был сделан анализ их уровня подготовленности и активности при работе с презентацией. В группе присутствовало 22 человека, группа делилась на 2 подгруппы, презентация проводилась в каждой подгруппе отдельно.

На обычном уроке картина распределения активности участия наблюдалась следующая: 50% - равнодушные, 20% - активно участвующие, 30% - участвующие на отдельных этапах урока. Во время проведения урока с использованием презентации картина изменилась: 90% работали активно, 10% участвовали слабо в силу недостаточной подготовленности.

Можно сделать вывод: наглядное представление информации существенно активизирует работу обучающихся на уроке, повышает интеллектуально – познавательный и эмоционально – эстетический уровень восприятия.

Чем сложнее и скучнее учебный материал, тем больше времени и усилий следует затрачивать, мотивируя деятельность студентов по его восприятию и усвоению. При подготовке данного урока, я исходила из того, что разброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один учащийся, а не десятки учащихся с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания.


Заключение

Презентация создана в помощь преподавателю по предмету «Информатика», используя ее, возможно подготовить более интересные и наполненные занятия, повысить уровень восприятия и усвоения, усилить мотивацию учебной деятельности.

Цель, которая ставилась в этой работе, на мой взгляд, достигнута: исследованы возможности создания мультимедиа приложений  в среде MS Power Point как наиболее приемлемой и эффективной при обучении по предмету «Информатика» в системе профессионального образования

Задачи, поставленные в начале исследования, решены:

Обоснован выбор программы MS Power Point для разработки мультимедиа приложений к урокам по предмету «Информатика».

Изучены возможности использования программы MS Power Point при создании мультимедиа презентаций для более полной и наглядной подачи материала на уроках, для контроля полученных знаний, самостоятельной работы студентов.

Проанализированы психолого-педагогические требования для создания презентаций с учетом возрастных особенностей восприятия учебного материала обучающимися школы, их психосоциального развития.

Разработана презентация к уроку по предмету «Информатика» в среде MS Power Point для профессионального образования.

Проведен анализ презентации.

Проанализированы результаты работы: использование новых информационных технологий расширяет рамки
образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается интерес к предмету, и создаются условия для  успешной самореализации обучающихся, развиваются интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Информационно – коммуникативные технологии как раз и позволяют сделать урок ярким, наглядным, запоминающимся. Демонстрация слайдов позволяет студентам постоянно держать в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять именно на достижение этого результата.


Список использованной литературы

  1. Кирко И. Н., Пак Н. И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно- образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции. Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск.2004. с.10
  2. Могилев А. В., Елисеев А. В. Системы создания мультимедиа презентаций.//htth: //Center. fio. ru.
  3. Попов К. И.  Информатизация образования и свобода учителя. // Вопросы интернет-образования. № 18.2004 –htth: //Center/ fio. ru.
  4. Севрук А. И., Сыропятова С. Е. Критерии качества компьютерной презентации.
  5. Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентации Power Point  XP // Информатика и образование. №12 2004.-с.61-75
  6. http: //center.fio.ru/vio/vio_20.htm
  7. Усенков Д.Ю. Microsoft Power Point как инструментальная среда для создания мультимедиа приложений.//Вопросы Интернет-образования. № 22. 2004
  8. Кравцова А.Ю., Усенков Д.Ю. Изучаем Power Point.- Москва: Образование и информатика. 2001.- 39с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение инструмента Artistic Media (Художественное оформление) программы CorelDRAW

Данное пособие адресовано педагогам, преподающим компьютерную графику (в частности, с использованием графической программы CorelDRAW) в учреждениях дополнительного образования, педагогам информатики с...

Применение ИКТ на уроках математики и информатики

Введение    Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективн...

Применение компьютерной программы PowerPoint как эффективное средство в процессе обучения математики.

Применение компьютерной программы PowerPoint как эффективное средство в процессе обучения математики. В обучении математики я активно применяю современные технологии, такие как игровые технологии...

Статья по информатике "Применение электронных образовательных ресурсов в обучении информатике"

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлени...

Применение инструментов формирующего оценивания в основной школе

Введение нового ФГОС на ступени основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных ре...

методическая разработка учебного занятия "Дикие птицы" с применением инструментов ТРИЗ

Тема учебного занятия "Дикие птицы". В ходе занятия обучающиеся расширяют свой кругозор, узнают удивительные факты о диких птицах, решают изобретательские задачи, отрабатывают в ходе просмот...