Урок информатики "Кодирование информации" 3 класс
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Клементьева Наталья Викторовна

Урок изучения новых знаний и их первичное закрепление по теме "Кодирование информации" в 3 классе по УМК Н.В.Матвеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kodirovanie_informatsii_3_klass.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клементьева Н.В. учитель информатики МОУ-СОШ №3 г.о.Кинель

Урок информатики в 3 классе

по теме «Кодирование информации»

проведён  15 ноября 2007 года 

Цели:

  • познакомить с понятием кодирование и декодирование информации, способами кодирования;
  • воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать навыки работы с компьютером;
  • формировать интерес к предмету информатики.

Задачи:

  • научить проводить соответствие между предметами;
  • выполнять кодирование и декодирование разными способами;
  • научить работать по алгоритму.

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Используемые на уроке технологии: игровые, информационные, здоровьесберегающие.

Основные понятия: кодирование и декодирование информации.

Форма работы на уроке: индивидуальная, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, презентация, выполненная с помощью программы PowerPoint, обучающая программа игрового характера «Мир информатики», карточки–задания.

Литература:

  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И., Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. – М., «Баласс», «Экспресс», 1998.
  2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Информатика: Учебник для третьего класса. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 191с.
  3. Русакова О.Л., Информатика: уроки развития //Информатика, приложение к газете «Первое сентября» №31, 2000 г.
  4. При подготовке данного урока были использованы материалы сайта «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Учитель приветствует учащихся и проверяет отсутствующих.

  1. Мотивационный этап. (2 мин.)

Сообщение темы и целей урока

 Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с понятиями кодирование и декодирование информации, разными способами кодирования. Вы будете учиться находить соответствие между предметом и действием, развивать умение работы с компьютером. Помогут вам в этом задания на доске и работа с компьютером.

– Постарайтесь быть внимательными, четко выполнять задания, следить за доской, соблюдать рекомендации при работе с компьютером. Какую цель для себя вы поставили? (научиться кодировать и декодировать информацию разными способами кодирования)

  1. Актуализация знаний. (2 мин.)

Фронтальная беседа

– Для начала давайте ответим устно на вопросы, которые помогут вам вспомнить, что является носителями информации, их назначение.

– Что можно назвать носителем информации? (Носителем информации можно назвать то, на чем оставлены какие-то следы, специальные знаки, рисунки.)

– Приведите примеры носителей информации. (Носителями могут быть: камень, бумага, металл, стекло, снег, песок, вода, доска, магнитные и лазерные диски.)

– А теперь я предлагаю вам совершить путешествие в поисках нашего друга Дискетки. Нас ждут интересные задания. Только выполнив, все задания мы сумеем найти Дискетку.

  1. Изучение нового материала. (15 мин.)

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

– Итак, мы выходим в путь.  Дискетка записала наш маршрут и прислала с голубиной почтой записку. Но, для того чтобы ее было удобно передать, она ее закодировала. Посмотрим, куда же заведет нас дорога.

Задание «Движение по стрелкам» (слайд 2)

– Каждая стрелка показывает направление движения на одну клетку. Начиная движение от домика, в результате останавливаемся в клетке, где находится Дискетка. Задание выполняется учениками индивидуально

 в карточках с изображением карты.

– Теперь мы знаем, где искать нашего друга.

– Как вы думаете, почему Дискетка написала записку таким странным способом? (Чтобы запись было легко передать и сохранить)

Такой способ, когда  изменяют форму информации, называют кодированием. (слайд 4)

– На нашем пути встретилась река, ее надо переплыть. Поможет в этом нам капитан Врунгель. А вот и его корабль. Капитан шлет нам закодированное приветствие. Прочтем его. Поможет нам в этом флажковая азбука. (слайд 7)

Задание выполняется учениками индивидуально в карточках с изображением задания. По окончании правильность выполнения сверяют с доской.

Задание «Флажковая азбука»

Бороться и искать найти и не сдаваться!

– Мы сейчас выполнили действие обратное кодированию. (слайд 8)

Действие с информацией обратное кодированию называется декодирование.

– Чтобы порадовать капитана Врунгеля напишем каждый свое имя с помощью Флажковой азбуки. Учащиеся на карточках с флажковой азбукой кодируют своё имя. (слайд 9)

– Итак, мы познакомились с одним из способов кодирования информации с помощью флажков-картинок. Это графический способ.

– Следующее задание познакомит нас с еще одним способом кодирования, где каждой картинке соответствует действие.

Физкультминутка.

Учитель показывает карточки с рисунками (линейка, часы, фуражка, бинокль). Каждому предмету соответствует поза.

Линейка – сидеть, поставив ноги вместе, опустив руки вниз.

Часы – круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Фуражка – правая рука – в виде козырька, смотрим вдаль.

Бинокль – обе руки в виде бинокля перед глазами.

Ребята сидя выполняют упражнения, в зависимости от показанного предмета.

– Переплыв реку, мы попадаем в лес. На опушке леса нас встречает  Мартышка, которая просит помочь ей. Ее лакомство она положила в сундук и закрыла на замок, а ключ  потеряла. Помогите Мартышке открыть сундук.

Выполняя это задание, вы узнаете еще один способ кодирования информации.

Кодирование числами.

10

7

5

1

2

6

1

9

3

7

8

0

2

0

2

4

В

С

У

Н

Д

У

К

Е

Б

А

Н

А

Н

Ы

С

4+2-1

5

В

4+7-1

10

Б

10-1-1

8

Д

4+3-1

6

Н

2+2-2

2

К

1+5+3

9

У

5+6-10

1

Е

8-3-2

3

3+3+1

7

А

10-7-3

0

Ы

9+1-6

4

Учащиеся выполняют арифметические действия и находят соответствие между цифрами и буквами (слайд 13).

  1. Практическая работа.(10 мин.)

Индивидуальная работа за компьютером

– Мы помогли Мартышке и продолжаем наш путь. Выйдя из леса, мы видим нашего друга Дискетку. Она рада нас видеть, и предлагает прочитать закодированные стихотворения.

– Следующее задание поможет вам развивать навыки работы с компьютером.

Задание за компьютером. Программа «Мир информатики» 3 год обучения, Пиктограммы.

Ребятам предстоит заменить многоточия в стихах соответствующими картинками. После выполнения задания ребята возвращаются за парты.

6. Физкультминутка зарядка для глаз (под спокойную  музыку) (3 мин.) (слайд 17)

И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки, повторить 4 раза.

Посмотрите на бабочку, перелетающую с цветка на цветок.

И подскакивающий мяч.

  1. Подведение итогов.(3 мин.)

– Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями кодирование и декодирование, разными способами кодирования информации. Развивали навык работы с компьютером.

Учитель выставляет оценки за урок.

  1. Рефлексия.(3 мин.)

– Достигли ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

Ученикам  предлагается ответить на вопросы.

– Какое задание вам помогло достигнуть поставленной цели?

– Что вызывало затруднение на уроке?

9. Домашнее задание.(1 мин.)

– Придумай свой способ кодирования, и закодируйте своё имя.

Фрагменты презентации к уроку

                         

                      3 слайд                                                      6 слайд

                        7 слайд                                                            13 слайд

                       16 слайд                                                           18 слайд

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....