Рабочая программа по информатике 9 класс 2013-2014 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Ахатова Ляля Анасовна

Рабочая програмаа составлена по учебнику И.Г.Семакина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_9_novyy.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа по информатике 9-го класса составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 № 4154/12 « Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования».

- Учебного плана МБОУ « Коморгузинская СОШ» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (рассмотрен на  педагогическом совете (№1, от 28 августа 2013 года), утверждён приказом № 86 о/д от 29.08.2013)

Изучение информатики и ИКТ в  9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

 В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Учебно – тематический план (9 класс)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

контр. работы

1

Тема 1. Организация информационной среды

6

6

2

Тема 2. Проектирование и моделирование

5

4

1

3

Тема 3. Создание и обработка информационных объектов. База данных

11

11

4

Тема 4. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

14

13

1

5

Тема 5. Обработка информации

22

20

2

6

Тема 6. Информационные процессы в обществе

6

6

7

Повторение

4

4

Итого:

68

64

4

Содержание курса информатики и ИКТ

Общее число часов – 68 ч. в год ( с учетом 2 часа в неделю).

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Календарно -тематическое планирование


Содержание


Тема

Дата  

 

 

Виды учебной деятельности

Формы организации урока

к

ф

Тема 1. Организация информационной среды - 6 ч.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Организация информационной

среды

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

3

 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.

4

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.


Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

5

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

6

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Семинар

Т№50,стр199

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.

Виды информационных моделей. Чертежи. Диаграммы, планы, карты.

7

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция


Двумерная и трехмерная графика.


8

Табличные модели.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Простейшие управляемые компьютерные модели. Модели, управляемые компьютером.

9

Информационное моделирование на компьютере.



Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

10

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

11

Контрольная работа №1 «Передача информации, информационное моделирование».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Тема 3. Создание и обработка информационных объектов. База данных – 11 ч.

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных.

12

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Системы управления базами данных и принципы работы с ними.

13

Назначение СУБД.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Ввод и редактирование записей.

14

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Создание записей в базе данных.

15

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Условия поиска информации; логические значения, выражения.

16

Условия поиска информации, простые логические выражения.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

17

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Логические операции.

18

Логические операции. Сложные условия поиска.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

19

Формирование сложных запросов к готовой базе данных.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Сортировка данных.

20

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Поиск данных в готовой базе.

21

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

22

Итоговая работа по базам данных.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Практическая работа

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

23

Система счисления. Двоичная система счисления.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция


24

Представление чисел в памяти компьютера.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

25

Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

26

Арифметические операции в системе счисления

Усвоение новых знаний

Практическая работа

27

Решение задач. Система счисления.

Таблица как средство моделирования. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

28

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

29

Правила заполнения таблиц.


Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

30

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

31

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

32

Контрольная работа №2 «Обработка числовой информации и представление информации».

Контрольная работа



33

Работа над ошибками. Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.

34

Построение графиков и  диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

35

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

36

Имитационные модели. Тест по теме «Табличные вычисления на компьютере», «Система счисления»



Учет знаний и навыков

Тест

Тема 5. Обработка информации – 22 ч.

37

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Способы записи алгоритмов.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Алгоритмические конструкции.

38

Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.        



Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

43

Работа с циклами. Выполнение практического задания .

Усвоение новых знаний

Практическая работа

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Выполнение практического задания .

Усвоение новых знаний

Практическая работа

46

Контрольная работа №3 «Алгоритмы».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.  Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

47

Работа над ошибками. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Языки программирования, их классификация.

48

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция






49

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа


50

Оператор ветвления.

Усвоение новых знаний

Урок – лекция

51

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.  Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

52

Логические операции на Паскале

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

53

Циклы на языке Паскаль.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

54

Разработка программ c использованием цикла с предусловием.  Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

55

Одномерные массивы в Паскале.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

56

 Разработка программ обработки  одномерных массивов.  Выполнение практического задания.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

57

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

58

Контрольная работа №4 «Программирование на Паскале».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Тема 6. Информационные процессы в обществе - 6ч.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

59

Работа над ошибками. Предыстория информационных технологий.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

60

История чисел и систем счисления

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Организация групповой работы над документом. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий .

61

История ЭВМ и ИКТ.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

62

Информационные ресурсы современного общества.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

63

Проблемы формирования информационного общества

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

64

Тестирование по теме «Информационные технологии в  обществе».

Учет знаний и навыков

Тест

Информационные процессы в обществе

12.05

65

Повторение раздела “Информационное моделирование”.

Повторение

 усвоенных

знаний


Решение задач

66

Повторение раздела “Хранение и обработка информации в базах данных”.

Повторение

усвоенных

знаний


Решение задач

67

Повторение раздела “Табличные вычисления на компьютере”.

Повторение

усвоенных

 знаний


Решение задач

68

Повторение раздела “Управление и алгоритмы”.

Повторение

усвоенных

знаний


Решение задач

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

  1. «Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса» Игорь Геннадьевич Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова, Москва: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010

Дополнительная литература

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Начальная школа

Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика...

Рабочая программа по географии на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по географии на 2013-2014 учебный год с использованием гимназического компонента....

рабочая программа по музыке на 2013-2014 учебный год

в этой программе 1-3 класс по программе "Перспекивная начальная школа", далее программа основана на программе под руководством Кабалевского-это обычная программа, здесь идёт плавный переход на совреме...

рабочая программа по музыке на 2013-2014 учебный год

это программа с плавным переходом на обучение по программе "Перспективная начальная школа"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «CТИЛИСТИКА» НА 2013 /2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование  практических, коммуникативных умений учащихся.Задачи курса:ввести  поня...

рабочая программа кузовлев 7 класс 2013-2014

рабочая программа кузовлев 7 класс (2013-2014)...